Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 14:09, курсовая работа
Целью данной работы является изучение государственного кредита и его роль в экономическом развитии страны, также рассмотрение государственного долга, анализ влияния государственного кредита на развитие экономики нашего государства.
В работе поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие государственного кредита, его общих черт и различий с банковским кредитом,
характеризовать государство как кредитора, заемщика и гаранта,
определить функций государственного кредита,
определить формы государственного кредита,
Введение……………………………………….......…………………………...…3
1. Теоретические основы государственного кредита......................................5
1.1. Сущность и функции государственного кредита……………...............5
1.2. Формы государственного кредита. Классификация
государственных займов………………….....………………..........…....7
1.3. Управление государственным кредитом………..........……...………....9
1.4. Понятие и сущность государственного долга......................................10
1.5. Определение размеров государственного долга..................................17
2. Государственный долг Республики Казахстан и управление им.............19
2.1. Основа внешнего долга Республики Казахстан...................................19
2.2. Привлекаемые займы Республики Казахстан......................................28
2.3. Управление государственным долгом..................................................30
Заключение………………………………………………………………..........35
Список использованной литературы..……………………………………......37
Управление государственным
долгом – это деятельность государства
в
лице уполномоченных органов по обеспечению
рационального и эффективного заимствования
и оптимизации стоимости обслуживания
государственного кредита. Управление
осуществляется в целях избежания макроэкономических трудностей
и проблем платежного баланса в будущем.
Управление государственным долгом включает
в себя:
1. Ежегодную оценку
состояния и прогноза на предстоящий десятилетний
период государственного и гарантированного
государством заимствования и долга с
определением в ней показателей, в соответствии
с которыми устанавливаются объемы погашения
и обслуживания, лимиты
правительственного долга, заимствования
и долга местных исполнительных органов,
предоставления государственных гарантий.
Этот документ подготавливается Министерством
Финансов Республики Казахстан совместно
с Национальным Банком Республики Казахстан
и уполномоченным за разработку Программы
государственных инвестиций государственным
органом на основе долгосрочного прогноза
экономического развития страны, объемов
и структуры накопленного государственного
и гарантированного государством долга,
прогнозов изменений на рынках ссудного
капитала.
2. Определение Министерством
Финансов Республики Казахстан
объемов, форм и условий заимствования Правительством
Республики Казахстан лимитов и объемов
погашения и обслуживания правительственного
долга, лимитов заимствования и долга
местных исполнительных органов, утверждаемых
в республиканском и местных бюджетах
на соответствующий год. По займам Национального
Банка эти процедуры осуществляются самим
Национальным Банком Республики Казахстан.
3. Регистрацию
Министерством Финансов Республики Казахстан
займов
Национального Банка Республики Казахстан,
Правительства и местных
исполнительных органов; контроль и мониторинг
условий
правительственных займов и займов местных
исполнительных органов и их изменений.
4. Осуществляемые Министерством
Финансов Республики Казахстан
контроль и мониторинг
5. Подготовка и реализация
мероприятий по оптимизации
Обслуживание государственного долга представляет собой совокупные выплаты во времени вознаграждения (интереса), комиссионных и иных платежей, вытекающих из условий заимствования.
Таблица 4. Динамика государственного долга
показатели |
год |
Тыс тг |
Тыс $ США |
Внутренний долг |
2001 |
87708445 |
593828 |
Внешний долг |
2001 |
484181837 |
3278144 |
Государственный долг |
2001 |
665470273 |
4505554 |
Внутренний долг |
2007 |
378837219 |
298970 |
Внешний долг |
2007 |
227594506 |
1792083 |
Государственный долг |
2007 |
1220537243 |
9610529 |
Внутренний долг |
2008 |
511693074 |
4253475 |
Внешний долг |
2008 |
172172992 |
1431797 |
Государственный долг |
2008 |
983685347 |
8176936 |
Внутренний долг |
2009 |
820206850 |
6791478 |
Внешний долг |
2009 |
195423325 |
1618145 |
Государственный долг |
2009 |
1330346889 |
11015955 |
Внутренний долг |
2010 |
1288973277 |
8688146 |
Внешний долг |
2010 |
329074183 |
2218079 |
Государственный долг |
2010 |
2093834114 |
14113198 |
Погашение долга –
возврат заемщиком полученных ссуд
займа в установленном
Погашение и обслуживание
государственного долга местного
исполнительного органа, покупка эмитированных
им государственных
эмиссионных ценных бумаг на организованном
рынке ценных бумаг
осуществляется им за счет средств, предусмотренных
в местном бюджете на соответствующий
год, через привлекаемые местным исполнительным
органом по согласованию с Национальным
Банком Республики Казахстан банки второго
уровня.
Иные методы управления государственным долгом.
К методам управления государственным долгом также относятся:
Рефинансирование –
это погашение имеющейся
Конверсия – изменение условий ранее выпущенного займа по доходности, как в меньшую, так и в большую сторону. В первом случае Правительство поступает при значительных расходах по долгу, во втором – при наличии инфляции или с целью усиления заинтересованности населения в приобретении облигаций займа.
Консолидация – это изменение первоначальных условий займа по срокам с их продлением или сокращением.
Унификация – это
объединение нескольких займов в
один, что упрощает управление государственным
долгом. Обмен облигациями по регрессивному соотношению – производится в
случае дефляции национальной денежной
единицы, и государству невыгодно рассчитываться
по займам более «дорогими деньгами»,
чем они были при
выпуске.
Отсрочка погашения
займов – применяется при значительной
государственной задолженности, а также
связанными с ними финансовыми затруднениями,
и Правительство объявляет о переносе
сроков погашения займов и выплаты доходов
по ним на более поздние сроки.
Отказ от уплаты государственного долга (аннулирование) – происходит, как правило, при смене политического режима в стране и непризнании нового правительства выполнять прежние обязательства по причинам их неправомерности. Отказ также может быть следствием банкротства государства.
Заключение Наличие государственного долга является нормальным для активно развивающегося государства. Государственный долг сам по себе не является положительным или отрицательным фактором для экономики страны, если ее экономика стабильна, законодательная база четко регламентирует эту сферу отношений государства и не влияет отрицательно на международный имидж страны.
К примеру, являясь лидером по многим показателям экономики по сравнению с другими странами, тем не менее имеет государственный долг.
В Республики Казахстан
эта сфера государственных отношений достаточно четко регламентирована.
Есть законы, подзаконные акты, позволяющие
выстроить четкую систему управления
государственным долгом. Развитие национальной
экономики невозможно без иностранных
кредитов, инвестиций в сырьевые отрасли,
привлечения передовых технологий в экспортные
и импортозамещающие отрасли, в аграрный
сектор и производство потребительских
товаров.
Но вместе с тем, государству никогда не
следует забывать о том, что
привлечение иностранного капитала и
валютных ресурсов требует обоснованного
подхода в части высокоэффективного их
использования, должной отдачи заемных
средств. Увеличение значительно внешнего
долга может привести к долговременным
отрицательным экономическим последствиям,
связанным с изменением курса национальной
валюты, соотношения экспорта и импорта,
затруднениями в развитии отечественной
экономики.
Ликвидная часть активов, включающая денежные средства, находящиеся в банке (текущие счета, депозиты), легко реализуемые ценные бумаги. Чаще всего термин "авуары" применяется к средствам банков в иностранной валюте, ценных бумагах, находящихся на хранении в иностранных банках и называются они иностранными авуарами. Иностранные авуары подчиняются юрисдикции страны, в которой они размещены. Подразделяются авуары на свободные (используемые без ограничений), блокированные (находящиеся в распоряжении государства или банков) и с определенным режимом использования.
Одним из примеров очевидного неоптимального использования государственных активов является предлагаемый обмен части российского долга на акции казахстанских компаний. В настоящее время акции крупнейших российских компаний в электроэнергетике, топливной промышленности, металлургии, телекоммуникациях ("голубые фишки") по отношению к бумагам аналогичных компаний развивающихся стран существенно недооценены. Бумаги компаний "второго эшелона" в машиностроении, лесной, легкой, пищевой промышленности в еще большей степени. В то же время устойчиво действующая тенденция конвергенции цен казахстанского фондового рынка и фондовых рынков развивающихся стран позволяет надеяться на значительное повышение относительной цены акций казахстанских компаний в обозримом будущем.
Таким образом, использование для целей обслуживания и погашения долга более дешевых средств платежа при дальнейшем их неизбежном удорожании, к тому же при наличии более дорогих альтернатив, является неоптимальным и ведет к существенным экономическим потерям.
Опираясь на вышеизложенное,
можно сделать следующие
- понятия государственный долг и бюджетный
дефицит тесно связаны, государственный долг
это фактически сумма накопленных дефицитов
бюджета;
- причинами возникновения государственного
долга, как правило, являются тяжелые периоды
для экономики: войны, спады и т.д.;
- понятия внутреннего и внешнего долга
постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется
при использовании такой формы заимствования,
как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных
в валюте;
- выбор источника покрытия государственного
долга должен быть экономически целесообразен.
Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости. Под государственным долгом понимаются обязательства, возникающие из государственных заимствований, принятых на себя, гарантий или поручительств по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя РК, обязательства третьих лиц .