Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 14:09, курсовая работа
Целью данной работы является изучение государственного кредита и его роль в экономическом развитии страны, также рассмотрение государственного долга, анализ влияния государственного кредита на развитие экономики нашего государства.
В работе поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие государственного кредита, его общих черт и различий с банковским кредитом,
характеризовать государство как кредитора, заемщика и гаранта,
определить функций государственного кредита,
определить формы государственного кредита,
Введение……………………………………….......…………………………...…3
1. Теоретические основы государственного кредита......................................5
1.1. Сущность и функции государственного кредита……………...............5
1.2. Формы государственного кредита. Классификация
государственных займов………………….....………………..........…....7
1.3. Управление государственным кредитом………..........……...………....9
1.4. Понятие и сущность государственного долга......................................10
1.5. Определение размеров государственного долга..................................17
2. Государственный долг Республики Казахстан и управление им.............19
2.1. Основа внешнего долга Республики Казахстан...................................19
2.2. Привлекаемые займы Республики Казахстан......................................28
2.3. Управление государственным долгом..................................................30
Заключение………………………………………………………………..........35
Список использованной литературы..……………………………………......37
Предоставление внешних
займов осуществляется за счет бюджетных
средств или специальных
Основной целью
Государственные внешние
займы предоставляются в
Основными кредиторами нашей страны выступают развитые капиталистические страны, международные финансовые организации — Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.
Государственные займы классифицируются по ряду признаков.
7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения процента.
8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
9. По методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке, и принудительные. Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации.
10. Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными.
Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для их финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит производство, занятость, возможность и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.
Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки за кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расценивается органами управления как одна из наиболее актуальных задач.
Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действии, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.
В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:
Государственные долговые обязательства, обращающиеся на фондовом рынке, подвержены тем же процессам, что и прочие ценные бумаги, и их курс не совпадает с их номинальной стоимостью.
Специфика категории государственного кредита определяет и особенности оперативного управления им. Обычно оно возлагается совместно на Министерство финансов и НБУ.
Управление государственным долгом должно обеспечивать:
1.4 Понятие и сущность государственного долга
В соответствии
с Законом «О государственном
и гарантированном
1. Правительственный
долг;
2. Долг Национального Банка Республики Казахстан;
3. Долги местных исполнительных органов на определенную дату.
Государственный
долг - это сумма задолженности
по выпущенным и непогашенным государственным
займам (включая начисленные проценты)
Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Государственный долг погашается государством за счет средств государственного бюджета.
Наличие внутреннего государственного долга не является исключением в экономике, а в большей степени - правилом: экономически развитые страны имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые взаймы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия внутреннего долга в виде необходимости уплаты процентов по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развития экономики страны. Утечек национального дохода и богатства при нарастании внутреннего долга не происходит, что, конечно, не исключает ряда негативных последствий, связанных с перераспределением доходов, которые сводятся к следующим:
1. Погашение
задолженности и выплата
2. При действиях
государства по уменьшению
сокращение совокупного спроса ведет к уменьшению равновесного чистого национального продукта, снижаются стимулы к вложению средств со стороны предпринимателей, сокращается инвестирование средств в экономику.
3. Действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. Данное явление вызвано тем, что государство, выходя на ссудный рынок с целью покрытия дефицита бюджета или долга, усиливает конкуренцию на денежном рынке, в результате чего увеличиваются процентные ставки на денежный капитал. Это лишает частный сектор части инвестиций, а снижение инвестиционных расходов уменьшает равновесный чистый национальный продукт.
Негативный эффект подобных действий может быть ограничен, если государство направит отвлеченные с денежного рынка средства в инвестиционные товары, а не на потребительские цели, если экономика функционировала не при полной занятости.
В практике Казахстана дефициты бюджетов и государственный долг существенно отличаются по формам финансирования и вызываемым последствиям. Значительная часть государственного долга представлена в форме задолженности по государственным казначейским обязательствам, представляющим своеобразную «финансовую пирамиду», выстраиваемую правительством. Суммы, заимствованные государством под действующий высокий дисконт (оседавший в качестве дохода коммерческих банков и других структур), постоянно увеличивают внутреннюю задолженность.
Правительственный долг
В соответствии с Законом
Республики Казахстан «О бюджетной
системе» правительственный долг -
сумма полученных и непогашенных правительственных
займов, а также отнесенных законодательными
актами на правительственный долг долговых
обязательств на определенную дату. При
этом Закон Республики Казахстан «О государственном
заимствовании и долге» дано определение
«лимита правительственного долга» - т.е.
это планируемая в республиканском бюджете
на соответствующий год фиксированная
сумма полученных и непогашенных правительственных
займов, которую не должен превышать фактический
долг Правительства Республики Казахстан
на заданную дату (на конец финансового
года). Таким образом, этот лимит устанавливается
Законом о республиканском бюджете на
соответствующий год, кроме него там также
установлены объемы средств, направляемых
на обслуживание правительственного долга.
Долг Национального Банка Республики Казахстан
Законом «О государственном
заимствовании и долге» дано определение
«лимита правительственного долга»
дано определение долга
- аффинированного золота;
- валютных ценностей, хранящихся в Национальном Банке Казахстана;
- простых и переводных векселей в иностранной валюте;
- ценных бумаг, выпущенных и гарантированных
иностранными правительствами или
международными финансовыми организациями;
- других внешних активов, деноминированных
в иностранной валюте, при
условии обеспечения ликвидности и сохранности
таких активов;
Национальный Банк Казахстана определяет
структуру золотовалютных активов и их
размещение. Увеличение и изменение структуры
золотовалютных активов производится
Национальным Банком Казахстана путем: