Государственный долг и кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение государственного кредита и его роль в экономическом развитии страны, также рассмотрение государственного долга, анализ влияния государственного кредита на развитие экономики нашего государства.
В работе поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие государственного кредита, его общих черт и различий с банковским кредитом,
характеризовать государство как кредитора, заемщика и гаранта,
определить функций государственного кредита,
определить формы государственного кредита,

Содержание

Введение……………………………………….......…………………………...…3

1. Теоретические основы государственного кредита......................................5
1.1. Сущность и функции государственного кредита……………...............5
1.2. Формы государственного кредита. Классификация
государственных займов………………….....………………..........…....7
1.3. Управление государственным кредитом………..........……...………....9
1.4. Понятие и сущность государственного долга......................................10
1.5. Определение размеров государственного долга..................................17

2. Государственный долг Республики Казахстан и управление им.............19
2.1. Основа внешнего долга Республики Казахстан...................................19
2.2. Привлекаемые займы Республики Казахстан......................................28
2.3. Управление государственным долгом..................................................30

Заключение………………………………………………………………..........35

Список использованной литературы..……………………………………......37

Работа содержит 1 файл

Государственный долг и кредит курсовая.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

Предоставление внешних  займов осуществляется за счет бюджетных  средств или специальных правительственных  фондов.

Основной целью государственных  внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны — получателя, оказание продовольственной помощи.

Государственные внешние  займы предоставляются в денежной или товарной форме, выпускаются они в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение займов осуществляется по соглашению сторон товарными поставками или валютой.

Основными кредиторами  нашей страны выступают развитые капиталистические страны, международные финансовые организации — Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.

Государственные займы  классифицируются по ряду признаков.

  1. По субъектам заемных отношений — займы, размещаемые центральными и территориальными органами власти.
  2. По месту размещения — внутренние и внешние.
  3. По обращению на рынке — рыночные и нерыночные. 
    Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Нерыночные не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.
  4. В зависимости от срока привлечения средств — краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше).
  5. По обеспеченности долговых обязательств — закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета.
  6. По характеру выплачиваемого дохода государственные займы делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном.

7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения процента.

8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

9. По методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке, и принудительные. Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации.

10. Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными.

1.3 Управление государственным кредитом

 

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для их финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит производство, занятость, возможность и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки за кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расценивается органами управления как одна из наиболее актуальных задач.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действии, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.

В процессе управления государственным  кредитом решаются следующие задачи:

  • минимизация стоимости долга для заемщика;
  • недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса.

Государственные долговые обязательства, обращающиеся на фондовом рынке, подвержены тем же процессам, что и прочие ценные бумаги, и  их курс не совпадает с их номинальной  стоимостью.

Специфика категории государственного кредита определяет и особенности оперативного управления им. Обычно оно возлагается совместно на Министерство финансов и НБУ.

Управление государственным  долгом должно обеспечивать:

  • эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;
  • обеспечение своевременного возврата кредитов;
  • максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

 

1.4 Понятие и сущность государственного долга

 

 В соответствии  с Законом «О государственном  и гарантированном государством  заимствовании и долге» государственный  долг – сумма правительственного  долга, долга Национального Банка  Республики Казахстан и местных исполнительных органов на определенную дату. Таким образом, государственный долг в Республике Казахстан состоит из трех составляющих:  
        1. Правительственный долг;

2. Долг Национального  Банка Республики Казахстан; 

3. Долги местных исполнительных органов на определенную дату.

Государственный долг - это сумма задолженности  по выпущенным и непогашенным государственным  займам (включая начисленные проценты). В зависимости от рынка размещения, валюты займа и других характеристик  подразделяется на внутренний и внешний государственный долг. Различают также капитальный и текущий государственный долг. Капитальный - представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг - это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по их погашению, срок оплаты которых наступил.

Государственный долг вызван использованием государственных  займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Государственный долг погашается государством за счет средств государственного бюджета.

Наличие внутреннего  государственного долга не является исключением в экономике, а в большей степени - правилом: экономически развитые страны имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые взаймы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия внутреннего долга в виде необходимости уплаты процентов по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развития экономики страны. Утечек национального дохода и богатства при нарастании внутреннего долга не происходит, что, конечно, не исключает ряда негативных последствий, связанных с перераспределением доходов, которые сводятся к следующим:

1. Погашение  задолженности и выплата процентов  производятся за счет бюджетных  средств, то есть за счет  налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных Ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества.

2. При действиях  государства по уменьшению госдолга  путем Увеличения налогов включаются  макроэкономические зависимости:

сокращение  совокупного спроса ведет к уменьшению равновесного чистого национального  продукта, снижаются стимулы к  вложению средств со стороны предпринимателей, сокращается инвестирование средств  в экономику.

3. Действует  эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. Данное явление вызвано тем, что государство, выходя на ссудный рынок с целью покрытия дефицита бюджета или долга, усиливает конкуренцию на денежном рынке, в результате чего увеличиваются процентные ставки на денежный капитал. Это лишает частный сектор части инвестиций, а снижение инвестиционных расходов уменьшает равновесный чистый национальный продукт.

Негативный  эффект подобных действий может быть ограничен, если государство направит отвлеченные с денежного рынка  средства в инвестиционные товары, а не на потребительские цели, если экономика функционировала не при полной занятости.

В практике Казахстана дефициты бюджетов и государственный  долг существенно отличаются по формам финансирования и вызываемым последствиям. Значительная часть государственного долга представлена в форме задолженности по государственным казначейским обязательствам, представляющим своеобразную «финансовую пирамиду», выстраиваемую правительством. Суммы, заимствованные государством под действующий высокий дисконт (оседавший в качестве дохода коммерческих банков и других структур), постоянно увеличивают внутреннюю задолженность.

 

Правительственный долг

В соответствии с Законом  Республики Казахстан «О бюджетной  системе» правительственный долг - сумма полученных и непогашенных правительственных займов, а также отнесенных законодательными актами на правительственный долг долговых обязательств на определенную дату. При этом Закон Республики Казахстан «О государственном заимствовании и долге» дано определение «лимита правительственного долга» - т.е. это планируемая в республиканском бюджете на соответствующий год фиксированная сумма полученных и непогашенных правительственных займов, которую не должен превышать фактический долг Правительства Республики Казахстан на заданную дату (на конец финансового года). Таким образом, этот лимит устанавливается Законом о республиканском бюджете на соответствующий год, кроме него там также установлены объемы средств, направляемых на обслуживание правительственного долга.  

Долг Национального Банка Республики Казахстан

Законом «О государственном  заимствовании и долге» дано определение  «лимита правительственного долга» дано определение долга Национального  Банка Республики Казахстан, это  – сумма полученных и непогашенных Национальным Банком Республики Казахстан государственных займов, а также отнесенных законодательными актами на долг Национального Банка Республики Казахстан долговых обязательств на определенную дату. В этом же законе также дано определение «лимита внешнего долга Национального Банка Республики Казахстан», это – планируемая фиксированная сумма полученных и непогашенных внешних займов Национального Банка Республики Казахстан, которую не должен превышать фактический внешний долг Национального Банка Республики Казахстан на заданную дату (на конец финансового года). Лимит внешнего долга Национального Банка Республики Казахстан устанавливается на уровне 50% чистых золотовалютных активов банка, кроме случаев привлечения Национальным Банком программных займов1 от международных финансовых организаций. Золотовалютные активы Национального Банка Казахстана создаются и используются для обеспечения внутренней и внешней устойчивости казахстанского тенге и состоят из:

- аффинированного золота;

- валютных ценностей,  хранящихся в Национальном Банке Казахстана;

- простых и переводных  векселей в иностранной валюте;

- ценных бумаг, выпущенных и гарантированных иностранными  правительствами или международными финансовыми организациями;  
- других внешних активов, деноминированных в иностранной валюте, при  
условии обеспечения ликвидности и сохранности таких активов;  
Национальный Банк Казахстана определяет структуру золотовалютных активов и их размещение. Увеличение и изменение структуры золотовалютных активов производится Национальным Банком Казахстана путем:

  • покупки аффинированного золота в соответствии с действующим  
    законодательством Республики Казахстан, регулирующим отношения,  
    связанные с драгоценными металлами и драгоценными камнями у  
    казахстанских и иных производителей (продавцов) указанного металла;
  • покупки иностранной валюты за казахстанские тенге (включая памятные и сувенирные монеты) и иностранную валюту у резидентов и нерезидентов Республики Казахстан, а также Правительства Республики Казахстан;
  • поступлений комиссионных и других вознаграждений (интереса) от  
    депозитных, вкладных, дилинговых операций с иностранной валютой и  
    операций с ценными бумагами, деноминированными в иностранной валюте, осуществляемых Национальным Банком Казахстана, а также предоставляемых им кредитов в иностранной валюте;
  • поступлений в иностранной валюте от проведения Национальным Банком  
    Казахстана продаж, депонирования и других операций с аффинированным  
    золотом, серебром, платиной и другими металлами платиновой группы;
  • кредитов, полученных Национальным Банком Казахстана от международных финансовых организаций, центральных банков иностранных государств и других кредиторов;
  • поступлений в иностранной валюте от оказываемых Национальным Банком Казахстана консультационных, информационно-издательских и других услуг в соответствии с настоящим Законом и Положением о Национальном Банке Казахстана. Уменьшение золотовалютных активов производится Национальным Банком Казахстана путем:
  • продажи валюты на внутреннем валютном рынке в целях проведения денежно- кредитной политики, включая политику обменного курса, и сглаживания дисбаланса спроса и предложения на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке;
  • осуществления конвертации тенге в иностранную валюту для оплаты импорта продукции (работ, услуг), включая содержание дипломатических и иных представительств за рубежом и командировочные расходы, а также для обслуживания государственного внешнего долга Национального банка Казахстана, за счет средств государственного бюджета и сметы (бюджета) Национального Банка Казахстана;
  • продажи иностранной валюты для приобретения другой иностранной валюты;
  • возврата основной суммы и вознаграждения (интереса) по кредитам,  
    полученным Национальным Банком Казахстана, а также выплат комиссионных и других сопутствующих им расходов;
  • списания убыточных золотовалютных активов за счет сформированных  
    провизий (резервов). Отдельно хотелось бы отметить, что в настоящее время Республика Казахстан является членом следующих международных финансовых организациях:

Информация о работе Государственный долг и кредит