Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 14:09, курсовая работа
Целью данной работы является изучение государственного кредита и его роль в экономическом развитии страны, также рассмотрение государственного долга, анализ влияния государственного кредита на развитие экономики нашего государства.
В работе поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие государственного кредита, его общих черт и различий с банковским кредитом,
характеризовать государство как кредитора, заемщика и гаранта,
определить функций государственного кредита,
определить формы государственного кредита,
Введение……………………………………….......…………………………...…3
1. Теоретические основы государственного кредита......................................5
1.1. Сущность и функции государственного кредита……………...............5
1.2. Формы государственного кредита. Классификация
государственных займов………………….....………………..........…....7
1.3. Управление государственным кредитом………..........……...………....9
1.4. Понятие и сущность государственного долга......................................10
1.5. Определение размеров государственного долга..................................17
2. Государственный долг Республики Казахстан и управление им.............19
2.1. Основа внешнего долга Республики Казахстан...................................19
2.2. Привлекаемые займы Республики Казахстан......................................28
2.3. Управление государственным долгом..................................................30
Заключение………………………………………………………………..........35
Список использованной литературы..……………………………………......37
Международный валютный фонд (МВФ);
2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
3. Международная финансовая корпорация (МФК);
4. Международная ассоциация развития (МАР);
5. Многостороннее агентство гарантии инвестиций (МАГИ);
6. Международный центр
по урегулированию инвестиционн
7. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР);
8. Азиатский банк развития (АБР);
9. Исламский банк развития
(ИБР). РК является государством-
государствами и гражданами других государств,
соглашений об учреждении
ЕБРР, АБР и приняла положения и условия
резолюции соответственно Совета управляющих
МВФ, МБРР, МФК, МАР, МАГИ, ЕБРР, АБР относительно
членства Республики Казахстан в этих
международных организациях. В соответствии
с Законом «О членстве Республики Казахстан
в Международном валютном фонде, Международном
банке реконструкции и развития, Международной
финансовой корпорации, Международной
ассоциации развития, Многостороннем
агентстве гарантии инвестиций, Международном
центре по урегулированию инвестиционных
споров, Европейском банке реконструкции
и развития, Азиатском банке
развития, Исламском банке развития» Национальный
Банк Республики Казахстан:
Государственный долг местных исполнительных органов Республики Казахстан
В соответствии с Законом
«О бюджетной системе» долг местного
исполнительного органа – это сумма полученных
и непогашенных займов
местного исполнительного органа, а также отнесенных
решениями местного
представительного органа на долг местного
исполнительного органа долговых обязательств
на определенную дату. Точно также как
в случае с
Правительством и Национальным Банком
Республики Казахстан Законом «О
государственном заимствовании и долге»
дано определение «лимита долга
местного исполнительного органа», это
– планируемая в местном бюджете на
соответствующий год фиксированная сумма
полученных и непогашенных займов местного
исполнительного органа, которую не должен
превышать фактический долг местного
исполнительного органа на заданную дату
(на конец отчетного периода). Так, в бюджете
г.Алматы на 2011 год утверждены средства:
Вместе с тем, в Республике
Казахстан постановлением Правительства № 88 от 23.01.2002
года утверждены «Правила погашения и
обслуживания правительственных займов,
займов местных исполнительных органов
и негосударственных займов, имеющих государственные
гарантии». Эти правила устанавливают
порядок планирования, осуществления
погашения и обслуживания займов Правительства
Республики Казахстан, местных исполнительных
органов и негосударственных займов, имеющих
государственные гарантии из республиканского
и местных бюджетов. Процедуры планирования,
осуществления погашения и обслуживания
правительственных займов, займов местных
исполнительных органов едины для займов,
привлеченных путем заимствования на
внутреннем и внешнем рынках ссудного
капитала в форме заключения
соглашений (договоров) о займе, либо эмиссий
государственных эмиссионных ценных бумаг.
В определении размеров государственного долга существуют различные подходы. Наиболее реалистичным считается определение доли государственного долга к ВНП или к экспорту. Голая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Можно утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдерживать государственный долг значительных размеров по сравнению с бедной нацией.
Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Особенно важно соотношение между иностранными и внутренними кредиторами правительства.
Общая сумма обязательств государства по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям представляет собой государственный долг.
В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный долг делится на внешний и внутренний. К первому относятся кредиты иностранных государств; международных финансовых организаций; государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от национальных банков; государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Также обычно внутренний государственный долг регулируется законом “О государственном долге”.
2.1. Основа внешнего долга
Методология формирования статистики внешнего долга Республики Казахстан основана на методологических рекомендациях Международного валютного фонда, Мирового банка и других международных организаций, изложенных в Руководстве по статистике внешнего долга (2001 г.), и соответствует основным принципам формирования Системы национальных счетов ООН (СНС, 1993 г.) и статистики платежного баланса (Руководство по платежному балансу, МВФ, 1993 г.).
Согласно определению Руководства по внешнему долгу валовой внешний долг представляет собой непогашенную сумму фактических и ничем не обусловленных обязательств резидентов данной страны перед нерезидентами, которая требует выплаты основного долга и/или процентов, на определенный момент времени.
В соответствии с Законом РК "О Национальном Банке Республики Казахстан" Национальный Банк РК несет ответственность за формирование оценки валового внешнего долга страны. При этом оценку государственного и гарантированного государством внешнего долга формирует Министерство финансов РК.
Основными источниками информации для формирования оценки негарантированного государством внешнего долга и валового внешнего долга Республики Казахстан являются регистрация валютных операций, связанных с движением капитала, и статистическая отчетность предприятий о финансовых требованиях к нерезидентам и обязательствах перед ними.
Межфирменная задолженность. Большую часть валового внешнего долга РК составляет межфирменная задолженность казахстанских резидентов перед аффилированными нерезидентами. К межфирменной задолженности относятся все прямые иностранные инвестиции в республику, за исключением покупки акций, взносов в уставный капитал неакционерных предприятий и реинвестированной прибыли. В целом такой подход согласуется с методологическими принципами. Однако особенностью практики статистики внешнего долга республики является включение финансовых средств, получаемых казахстанскими филиалами иностранных юридических лиц от своих головных компаний. По казахстанскому законодательству филиалы иностранных юридических лиц являются нерезидентами РК, поэтому с правовой точки зрения все долговые обязательства филиалов иностранных компаний не являются внешним долгом. Что касается методологии, то Руководство по внешнему долгу предусматривает возможность классификации тех займов, которые привлекаются филиалами иностранных юридических лиц от своих головных компаний, в инструмент участия в капитале. В этом случае такие займы, если они удовлетворяют определенным критериям, могут не учитываться во внешнем долге. Несмотря на это в настоящее время займы прямых инвесторов своим филиалам из-за отсутствия достаточной информации об условиях их привлечения и погашения продолжают учитываться во внешнем долге. Однако в дальнейшем по мере обследования деятельности филиалов и получения более детальных данных по условиям привлечения и погашения займов, подход относительно классификации внешней задолженности филиалов может быть пересмотрен.
Еврооблигации Правительства РК. Согласно методологии формирования статистики внешнего долга необходимо учитывать только те долговые ценные бумаги резидентов, которые реально находятся у нерезидентов. Однако статистика государственного долга, которую формирует Министерство финансов и которой придерживается Национальный Банк при формировании статистики валового внешнего долга, учитывает еврооблигации Правительства РК по первоначальной эмиссии и не принимает во внимание факт перехода собственности на них от нерезидента к резиденту.
Депозиты нерезидентов в банках второго уровня. Банки второго уровня учитывают депозиты в соответствии с законодательно закрепленным понятием резидентства, что не соответствует методологии формировании статистики внешнего долга. Поэтому Национальный Банк включает во внешний долг только долгосрочные депозиты предприятий специального назначения (ПСН) по которым ведется отдельный учет.
Погашение и обслуживание внешнего долга. Платежи по погашению и обслуживанию внешнего долга показываются по методу начисления, когда начисленные, но не оплаченные (подлежащие оплате в будущем или просроченные) платежи по вознаграждению ведут к росту внешней задолженности. Платежи по погашению долга включают в себя также реорганизацию долга. Реорганизация долга - это изменение ранее установленных для заемщика порядка и условий обслуживания и погашения долга. Реорганизация долга осуществляется, в основном, путем продления сроков погашения по краткосрочным кредитам, переуступки требований или перевода долга, а также с помощью свопа долг/акции (доля в уставном капитале).
Статистика внешнего долга в принципе должна согласовываться с другими внешнеэкономическими счетами РК: платежным балансом (ПБ) и международной инвестиционной позицией (МИП). Валовый внешний долг должен соответствовать сумме запасов по внешним обязательствам, отраженным в МИП, за исключением инвестиций недолгового характера.
Платежный баланс отражает потоки внешнеэкономических операций, осуществленных в течение определенного периода. МИП отражает потоки финансовых операций и запасы внешних требований и обязательств по долговым инструментам и инструментам, обеспечивающим участие в капитале. Во внешнем долге находят отражение только операционные изменения долговых обязательств финансового счета платежного баланса.
Таблица 1. Валовый внешний долг по основным отраслям заемщиков по состоянию на 30 сентября 2011 года | ||||||
млн.долл.США | ||||||
Наименование отраслей |
Состояние на 30.09.11 г. |
в том числе по секторам |
из Других секторов | |||
Государствен-ный* |
Банки |
Другие сектора |
межфирменный долг |
гарантирован-ный | ||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
ВСЕГО |
111,326.3 |
2,246.5 |
31,255.8 |
77,824.1 |
43,450.5 |
515.6 |
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА, ЛЕСОВОДСТВО И РЫБОЛОВСТВО |
193.3 |
0.0 |
0.0 |
193.3 |
36.1 |
0.0 |
сельское хозяйство, охота и связанные с этим услуги |
164.6 |
0.0 |
0.0 |
164.6 |
12.5 |
0.0 |
рыболовство, деятельность рыбопитомников и рыбных ферм |
28.7 |
0.0 |
0.0 |
28.7 |
23.6 |
0.0 |
ГОРНОДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ |
11,078.0 |
0.0 |
0.0 |
11,078.0 |
7,202.7 |
0.0 |
добыча угля и лигнита, разработка торфа |
6.8 |
0.0 |
0.0 |
6.8 |
0.0 |
0.0 |
добыча сырой нефти и природного газа |
8,241.0 |
0.0 |
0.0 |
8,241.0 |
5,738.1 |
0.0 |
добыча урановой руды |
1,294.7 |
0.0 |
0.0 |
1,294.7 |
686.5 |
0.0 |
добыча металлических руд |
1,437.9 |
0.0 |
0.0 |
1,437.9 |
755.0 |
0.0 |
прочие отрасли |
97.5 |
0.0 |
0.0 |
97.5 |
23.1 |
0.0 |
ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ |
5,155.9 |
0.0 |
0.0 |
5,155.9 |
508.3 |
5.6 |
переработка сельскохозяйственных продуктов |
835.3 |
0.0 |
0.0 |
835.3 |
79.9 |
4.8 |
текстильная и швейная промышленность |
30.5 |
0.0 |
0.0 |
30.5 |
0.1 |
0.0 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
0.7 |
0.0 |
0.0 |
0.7 |
0.0 |
0.0 |
производство древесины, издательское дело и полиграфическая промышленность |
113.1 |
0.0 |
0.0 |
113.1 |
9.0 |
0.0 |
производство кокса, перегонка нефти, производство и переработка ядерных материалов |
81.2 |
0.0 |
0.0 |
81.2 |
38.6 |
0.0 |
химическая промышленность |
251.1 |
0.0 |
0.0 |
251.1 |
46.6 |
0.0 |
производство резиновых, пластмассовых изделий |
72.3 |
0.0 |
0.0 |
72.3 |
13.9 |
0.0 |
производство прочих
неметаллических минеральных |
234.7 |
0.0 |
0.0 |
234.7 |
97.1 |
0.0 |
металлургическая |
3,269.3 |
0.0 |
0.0 |
3,269.3 |
116.2 |
0.0 |
черная металлургия |
629.2 |
0.0 |
0.0 |
629.2 |
4.3 |
0.0 |
цветная металлургия |
2,547.0 |
0.0 |
0.0 |
2,547.0 |
89.5 |
0.0 |
производство готовых металлических изделий |
93.1 |
0.0 |
0.0 |
93.1 |
22.4 |
0.0 |
производство машин и оборудования |
68.0 |
0.0 |
0.0 |
68.0 |
6.5 |
0.0 |
производство электрического и электронного оборудования |
100.4 |
0.0 |
0.0 |
100.4 |
59.3 |
0.8 |
производство транспортного оборудования |
56.8 |
0.0 |
0.0 |
56.8 |
34.3 |
0.0 |
прочие отрасли промышленности |
42.4 |
0.0 |
0.0 |
42.4 |
6.8 |
0.0 |
ПРОИЗВОДСТВО
И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ |
863.9 |
0.0 |
0.0 |
863.9 |
11.4 |
216.3 |
СТРОИТЕЛЬСТВО |
9,299.5 |
0.0 |
0.0 |
9,299.5 |
1,165.4 |
0.0 |
ТОРГОВЛЯ, РЕМОНТ
АВТОМОБИЛЕЙ И ИЗДЕЛИЙ |
5,064.0 |
0.0 |
0.0 |
5,064.0 |
837.9 |
0.0 |
оптовая торговля топливом |
703.0 |
0.0 |
0.0 |
703.0 |
175.7 |
0.0 |
ГОСТИНИЦЫ И РЕСТОРАНЫ |
212.5 |
0.0 |
0.0 |
212.5 |
70.6 |
27.9 |
ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ |
3,981.9 |
0.0 |
0.0 |
3,981.9 |
877.6 |
81.6 |
сухопутный транспорт |
1,987.0 |
0.0 |
0.0 |
1,987.0 |
738.0 |
45.2 |
транспортировка по трубопроводам |
1,201.7 |
0.0 |
0.0 |
1,201.7 |
128.2 |
0.0 |
водный транспорт |
84.9 |
0.0 |
0.0 |
84.9 |
29.1 |
0.0 |
воздушный транспорт |
99.2 |
0.0 |
0.0 |
99.2 |
0.3 |
0.0 |
вспомогательная транспортная деятельность |
852.4 |
0.0 |
0.0 |
852.4 |
105.7 |
17.3 |
почта и связь |
958.4 |
0.0 |
0.0 |
958.4 |
4.6 |
19.1 |
связь |
940.7 |
0.0 |
0.0 |
940.7 |
4.5 |
19.1 |
ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
34,186.2 |
607.1 |
31,255.8 |
2,323.3 |
332.8 |
12.0 |
денежное посредничество |
31,875.0 |
607.1 |
31,255.8 |
12.1 |
0.0 |
12.0 |
прочее финансовое посредничество |
2,283.3 |
0.0 |
0.0 |
2,283.3 |
331.5 |
0.0 |
страхование |
20.0 |
0.0 |
0.0 |
20.0 |
0.0 |
0.0 |
деятельность, вспомогательная к финансовому посредничеству и страхованию |
7.9 |
0.0 |
0.0 |
7.9 |
1.2 |
0.0 |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ |
1,811.7 |
1,639.4 |
0.0 |
172.3 |
0.0 |
172.3 |
ОБРАЗОВАНИЕ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ |
146.4 |
0.0 |
0.0 |
146.4 |
31.0 |
0.0 |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, АССОЦИАЦИЙ И ОБЪЕДИНЕНИЙ |
50.8 |
0.0 |
0.0 |
50.8 |
38.1 |
0.0 |
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НЕ ОТНЕСЕННЫЕ К ПЕРЕЧИСЛЕННЫМ КАТЕГОРИЯМ |
260.2 |
0.0 |
0.0 |
260.2 |
2.0 |
0.0 |