Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Работа содержит 1 файл

курсовая2.doc

— 258.50 Кб (Скачать)
 

    Основные  процедуры публичного бюджетного процесса, предусмотренные в Бюджетном  кодексе РФ, определяются как бюджетные  чтения. До 2005 г. включительно бюджеты  принимались в рамках четырех  чтений, теперь бюджет принимается в рамках трех чтений. Очевидно, что сокращение числа бюджетных чтений (три вместо четырех) связано с тем, что, начиная  с 2005 г. расходы бюджетов поделены на установленные и вновь принимаемые, и поэтому отпала необходимость в дискуссиях по расходам, которые теперь считаются установленными, поскольку они закреплены нормативно – правовыми актами и подлежат финансированию.

    Исполнение  бюджета – процесс, который обеспечивает полное и своевременное поступление  доходов в целом и по каждому  источнику, также финансирование организаций и учреждений в пределах утвержденных о бюджете сумм в течение финансового года.

    После распада СССР в первые годы в Российской Федерации была банковская система  исполнения бюджета, которая выпускала  фиксированные денежные средства только на стадии платежа.  Это не позволяло оперативно получать информацию  о кассовых расходах и перечислений этих средств по назначению, а следовательно, эффективно контролировать эти операции.

      В соответствии со ст. 214 БК  РФ в России установлено казначейское исполнение бюджетов.

    Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный  бюджет доходов и поступлений  их источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с  санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства. Книга ведется на основе плана счетов, утверждаемого федеральным казначейством. Одной из главных стадий формирования системы казначейского исполнения федерального бюджета по учету доходов и средств федерального бюджета стало создание единого счета.

    Казначейское  исполнение бюджетов позволяет значительно  повысить качество планирования расходов, в том числе в пределах остатков средств на лицевых счетах их распорядителей и получателей, контролировать сроки нахождения на счетах неиспользуемых  средств.

         Также, в настоящее время Центральный банк РФ и его структуры на местах осуществляют банковское исполнение бюджета.  Коммерческие банки осуществляют исполнение бюджета лишь в случае, если на местах нет структур Центрального банка. В своей деятельности по исполнению федерального бюджета Главное управление федерального казначейства взаимодействует с Центральным банком РФ, Государственной налоговой службой РФ, иными центральными органами государственной власти и управления РФ.

           Составной частью исполнения бюджета является кассовое исполнение бюджетов, осуществления которого в соответствии с Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» возложено на банковскую систему.

        Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы (ст.216 Бюджетного кодекса РФ).

Все операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами  субъектов РФ и местными бюджетами, Банк РФ осуществляет без взимания комиссионного вознаграждения.

      Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджетов, является бюджетная роспись. Бюджетная  роспись составляется федеральными органами представительной власти в  месте с бюджетом соответствующего уровня.

      Контроль  в бюджетной сфере можно классифицировать по разным критериям. По времени проведения: предварительный, текущий, последующий. По субъектам контроля, по форме  проведения, по методам проведения.

          Полномочия органов представительной власти по контролю за использованием бюджетов можно подразделить на две группы: во-первых, это полномочия по организации контроля, а во-вторых – контрольные полномочия.

           К первой группе относятся полномочия по определению организационных форм контроля; установлению порядка и сроков представления соответствующими органами исполнительной власти информации по исполнению бюджетов; организации аудиторской проверки исполнения бюджета.

            Ко второй группе относятся конкретные полномочия: непосредственный контроль хода исполнения бюджета самими органами представительной власти. С этой целью представительный орган власти и его постоянные комиссии, и комитеты в процессе исполнения бюджета вправе потребовать от соответствующего органа исполнительной власти, его финансовых и других органов управления любую информацию, связанную с использованием бюджета.

      Федеральное Собрание осуществляет  финансовый контроль через специальные  бюджетные комитеты. В Государственной  Думе – это Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам; в Совете Федерации - Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию.

          Особое место со стороны органов  представительной власти принадлежит  Счетной палате РФ. Она осуществляет  контрольно – ревизионную, экспертно- аналитическую, информационную  и другие виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Принципиальное отличие Счетной палаты РФ от всех иных действующих в России органов госконтроля состоит в том, что она является субъектом внешнего контроля, т.е. контролирует власть от имени и в интересах общества. В задачи Счетной палаты входит:

    организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

    определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

    оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

финансовая  экспертиза;

    анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета;

    контроль за законностью движения средств федерального бюджета;

    регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета.

      Организация составления отчета об исполнении бюджета  возлагается на соответствующее Правительство либо администрацию территории. Непосредственно составлением отчетов об использовании бюджетов занимаются финансовые органы.

Бюджетное законодательство регламентирует сроки  рассмотрения проекта отчета об исполнении бюджета органами представительной власти разного уровня (ст.24 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ»)

Утверждение проекта отчета об исполнении бюджета  оформляется постановлениями (на федеральном  уровне и уровне субъектов  РФ) либо решениями органов местного самоуправления.

      В постановлении (решении) об исполнении бюджета в обязательном порядке  отражаются:

   показатели исполнения бюджета по общей сумме доходов и по общей сумме расходов;

   статьи доходов и расходов, по которым бюджет не был исполнен, суммы и причины этого неисполнения;

    показатель увеличения либо снижения бюджетного дефицита относительно его предельной утвержденной суммы;

    показатели исполнения бюджета по общей сумме расходов по бюджету развития и бюджету текущих расходов.

          Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу (ст.267 Бюджетного кодекса РФ).

          Министерство финансов Российской Федерации (ст.268) осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. В установленных настоящим Кодексом случаях Министерство финансов Российской Федерации осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Министерство финансов Российской Федерации организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц - получателей гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

        

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

      Государственная бюджетная система Российской Федерации  чрезвычайно многогранный механизм реализации основных функций государства. Одной из важнейших его частей является бюджетная система субъектов Федерации, которая объединяет 88 бюджетов различных форм федерального подчинения. Это влечет за собой проблему органичной интеграции бюджетных систем всех уровней в единый бюджетный процесс, на решение которой направлено пристальное внимание Правительства нашей страны.

      В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном  устройстве, закрепленная в Конституции  РФ и другими актами с применением принципов финансово – бюджетного федерализма. Также необходимо отметить, что конечным результатом существования любого государства, является экономическое благополучие и процветание его граждан. Надежная бюджетная система является одной из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государству необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему.

      Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной.

          Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества. 

      Список используемых источников. 

  1. Конституция Российской Федерации. М., 2007.
  2. Бюджетный Кодекс РФ по состоянию на 26 апреля 2007 года.

     3.  Федеральный закон  « О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» от 26.04.2007.№ 63-ФЗ

     4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 г. №131-ФЗ.

  1. Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральном казначействе» от 01.12.2004г. № 703.
  2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 1999.
  3. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
  4. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие/ А.З. Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова. – М.: Магистр, 2007.
  5. Иванеев А.Налоговая составляющая бюджета.//Финансовый бизнес.– 2000,№4
  6. Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002г.
  7. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999.
  8. «Финансы», под ред. Ковалевой А. М., М., 1998г.
  9. Бюджетное послание Президента Российской Федерации «О бюджетной политике на 2007 год»// Финансы.2006. №6
  10. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ. // Вопросы экономики, 1998, № 3.
  11.   www.minfin.ru - сайт Министерства Финансов РФ.
  12. www.сbr.ru – сайт Центрального банка РФ.
  13.   www.rbc,.ru - сайт агентства РосБизнесКонсалтинг;
  14.   www.akm.ru - сайт агентства АК&М.

Информация о работе Государственный бюджет