Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:14, курсовая работа
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
Наряду с трансфертами сохранился порядок выделения регионам бюджетных ассигнований на капитальные вложения для осуществления федеральных целевых программ, а также на иные мероприятия, согласованные на федеральном уровне.
Что
касается расходов отдельных звеньев
бюджетной системы, то основная их часть
осуществляется из федерального бюджета.
Из этого бюджета полностью
Расходы бюджетов всех уровней подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет развития входят ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.
Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
- обеспечение
деятельности Президента
- функционирование федеральной судебной системы;
- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
- национальная
оборона и обеспечение
- фундаментальные
исследования и содействие
- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
- государственная поддержка атомной энергетики;
- ликвидация
стихийных бедствий и
- исследование и использование космического пространства;
- содержание учреждений, находящихся в государственной собственности
- формирование федеральной собственности;
- обслуживание и погашение госдолга РФ;
- компенсация
государственным внебюджетным
- пополнение
государственных запасов
- проведение
выборов и референдумов
- обеспечение
реализации решений
- финансовая
поддержка субъектов
- официальный
статистический учет и др.
Кроме этого, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. Совместно могут финансироваться такие виды расходов, как государственная поддержка отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи; обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение социальной защиты населения; охрана окружающей среды; развитие рыночной инфраструктуры; обеспечение развития федеративных и национальных отношений; финансовая помощь другим бюджетам и прочее.
В Новой редакции Бюджетного Кодекса сформулированы принципы формирования расходных обязательств. Они определены как обязательства любого уровня бюджетной системы, возникающие вследствие действия на данный момент принятый нормативных актов. В ст. 84, 85, 86 БК РФ отражены расходные обязательства и расходы бюджетов всех уровней. Т.к. расходные обязательства вытекают из действующих правовых норм, то для обеспечении полноты финансирования расходов бюджетов должны составляться реестры расходных обязательств – исчерпывающие перечни нормативных актов, договоров и соглашений с указанием статей, пунктов и подпунктов этих нормативно – правовых документов, из которых вытекают расходные обязательства. Органы исполнительной власти всех уровней определяют порядок ведения реестров расходных обязательств РФ и организуют их составление. Реестр расходных обязательств РФ и своды расходных обязательств субъектов Федерации и муниципальных образований представляются в Министерство финансов РФ. Если имеет место быть ситуация, когда надо финансировать новые расходы, не входящие в реестр, для включения этих расходов в бюджет решение принимается на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях.
Ниже представлены состав и структура доходов и расходов бюджетов в федеральном бюджете на 2008 год (таб.3).
Далее,
в соответствии с приложениями к проектам
законов о федеральном бюджете на 2009-2011
годы, в таблице 4, представлен проектируемый
объем доходов федерального бюджета на
2009-2011 годы (млрд. руб.).
Таблица 3.
Основные характеристики проекта федерального бюджета на 2008 г.
Показатели |
2007 г. (утверждено) | 2007 г. (исполнено) | 2008 г. | |||
млн. руб. |
% к ВВП (24 380) | млн. руб. |
% к ВВП
(27 220) |
млн. руб. |
% к ВВП
(31 220) | |
I.Доходы
, всего из них: налоговые доходы неналоговые доходы отчисления в
Стабилизационный фонд II.Расходы, всего из них: процентные непроцентные III. Профицит IV.Источники финансирования
дефицита внешние внутренние |
5 046 137,5 3 167 825,9 1 878 311,6 857 477,4 4 270 117,7 198 482,2 4 071 632,5 776 022,8 40 549,3 - 212 641,6 253 190,9 |
20,7 13,0 7,7 3,5 17,5 0,8 16,7 3,2 - - - |
6 159 066,6 3 579 923,0 2 579 143,6 1 703 532,9 4 388 603,0 192 380,0 4 196 223,0 1 770 463,6 - 501 611,4 - 786 448,1 284 836,7 |
22,6 13,2 9,5 6,3 16,1 0,7 15,4 6,5 - 1,9 - 2,9 1,0 |
6 965 317,2 4 242 963,0 2 722 354,2 1 690 692,6 5 463 479,9 156 845,3 5 306 634,6 1 501 837.3 188 855.3 - 161 419,0 350 274,3 |
22,3 13,6 8,7 5,4 17,5 0,5 17,0 4,8 0,65 - 0,57 1,22 |
В скобках приведен объем ВВП в миллиардах рублей.
Показатели |
2008г.- бюджет, действующая структура | 2008г.- ожидаемая оценка | 2009г. - проект | 2010 - проект | 2011г. - проект | ||||
Действующая структура | Новая структура | Действующая структура | Новая структура | Действующая структура | Новая структура | Действующая структура | Новая структура | ||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Объем ВВП | 31 220 | 30 670 | 30 670 | 34 870 | 34 870 | 39 480 | 39 480 | 44 470 | 44 470 |
Доходы - всего | 6 965,3 | 6 249,2 | 6 249,2 | 6 673,2 | 6 673,2 | 7 421,2 | 7 421,2 | 8 035,2 | 8 035,2 |
То же, % к ВВП | 22,3 | 20,4 | 20,4 | 19,1 | 19,1 | 18,8 | 18,8 | 18,1 | 18,1 |
В том числе: доходы Стабилизационного фонда | 1 690,7 |
1 289,7 |
1 221,3 |
1 150,7 |
1 117,9 |
||||
То же, % к ВВП | 5,4 | 4,2 | 3,5 | 2,9 | 2,5 | ||||
Доходы без учета Стабилизационного фонда | 5 274,6 |
4 959,5 |
5 451,9 |
6 270,5 |
6 017,3 |
||||
То же, % к ВВП | 16,9 | 16,2 | 15,6 | 15,9 | 15,6 |
3.1 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и решения.
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимодействуют в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
- распределения
и закрепления расходов
- разграничения
регулирующих доходов по
- равенства
бюджетных прав субъектов РФ,
равенства бюджетных прав
- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
- равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов федерации.
Исходя из этих принципов, можно сказать, что в основе межбюджетных отношений в России лежит бюджетный федерализм. В строго научном смысле теории бюджетного федерализма, равно как и канонического определения не существует. Вместе с тем анализ построения бюджетно-налоговых систем в государствах федеративного устройства позволяет выделить следующие положения, которые в совокупности выражают суть стандартной модели бюджетного федерализма:
- сосуществование
нескольких уровней бюджетно-
- законодательное или
- наличие
устойчивых представлений о
- использование
надежных и общепризнанных