Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Работа содержит 1 файл

курсовая2.doc

— 258.50 Кб (Скачать)

    - закрепление  за каждым уровнем бюджетной  системы налоговых и неналоговых  доходных источников;

    - установление  в классификации расходов федерального  и региональных бюджетов специальных  позиций финансирования для покрытия нормативно распределяемых расходов; реализация программ таких направлений региональной политики, как компенсация нижестоящим бюджетам недостаточности их собственных средств поддержки развития отдельных регионов; принятие мер по поддержке депрессивных территорий и т.п.

    По  мнению В.Лескина и А. Швецова, все  эти характеристики стандартной  модели бюджетного федерализма претерпевают неизбежные изменения при её адаптации  к условиям конкретной страны. «Стандарт» надо приспосабливать к характерному только для данной страны и для данного периода её истории множеству взаимосвязанных задач социального, экономического и регионального развития.

    Российская  модель бюджетного федерализма формально  строилась в соответствии с описанным  «стандартом». Она опиралась на конституционно декларированное распределение предметов ведения между Федерацией, её субъектами и муниципальными образованиями и исходила из законодательно установленной структуры разделения между всеми уровнями власти собираемых в стране налогов. В её рамках использовался «формульный», внешне свободный от субъективизма механизм бюджетного выравнивания с помощью федеральных трансфертов субъектам РФ.

    Главной проблемой российского бюджетного федерализма является его низкая эффективность. Одной из основных причин этого является очень значительная дифференциация регионов по уровню доходов. Так по оценке Министерства финансов, 66% всего налогового потенциала страны сосредоточено в 12 субъектах РФ. Получается, что эти 12 субъектов получают на своей территории две трети всех налогов страны, а 76 субъектов – одну треть. Углубление горизонтальной дифференциации по доходам способствует увеличению объема средств, необходимых для подтягивания регионов до среднероссийского уровня. Так как межрегиональная дифференциация усиливается, то всё больший объем ресурсов будет уходить в бедные регионы. Существующая методика выделения трансфертов приводит к тому, что при сокращении собственных бюджетных доходов субъект Федерации имеет больше прав на получение средств из федерального бюджета. Существующий механизм выделения трансфертов поощряет регионы к уменьшению их доходной базы. Принцип выравнивания расходов при отсутствии стимулов к увеличению собственных доходов обусловливает усиление иждивенческих настроений в регионах.

    В таких условиях необходимы коренные изменения трансфертной политики, направленные на повышение финансовой самостоятельности  и ответственности регионов, поощрение  их собственных усилий в преодолении  бюджетного кризиса, наращивании доходной базы как регионального, так и федерального бюджета, ускорении социально-экономических реформ.

    Для повышения заинтересованности регионов в наполнении федерального бюджета  доходами должна быть установлена прямая зависимость получения из федерального центра финансовой помощи от степени выполнения задания по мобилизации доходов в федеральный бюджет.

    Федеральный центр должен разработать и довести  до регионов рекомендации по программам бюджетного оздоровления, следование которым будет важнейшим условием выделения финансовой помощи. Основными параметрами при этом должны стать:

    - доля  приоритетных расходов (здравоохранение,  образование, социальное обеспечение  и пр.) в расходах регионального  бюджета;

    - доля  населения в оплате жилищно-коммунальных  услуг и общественного транспорта;

    - наличие  административного контроля цен;

    - наличие  и интенсивность ограничений  доступа на региональные рынки  отечественных товаров и услуг;

    - предельные  бюджетные заимствования и объем  налоговых освобождений и льгот.

    Оздоровлению  региональных бюджетов должно способствовать упорядочение бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета, их соответствие федеральному классификатору, консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов, казначейское исполнение бюджетов.

    Важным  условием нормального функционирования межбюджетных отношений является финансовый контроль со стороны федерального центра за правильным и целесообразным расходованием  средств региональных бюджетов. Необходимо восстановить практику проведения ревизий исполнения  бюджетов субъектов Федерации, получающих средства из федерального бюджета по каналам межбюджетных отношений. Обязательна также оценка потенциала и степени использования доходной базы региона, в том числе находящихся в его собственности и распоряжении природных ресурсов, недвижимости и т.д. Аналогично должны декларироваться и расходы, потому что вполне возможны ситуации, когда регион, претендующий на финансовую помощь, расточительно использует свои средства, «живет не по средствам».

    Логическим  развитием вышесказанного может стать требование обязательного подтверждения соответствующими органами власти фактической результативности использования ранее выделенных средств. Такие официальные подтверждения могли бы быть дополнительными основаниями для получения  очередной порции средств поддержки. При этом важно не полное расходование полученных средств, а именно результативность их использования для улучшения или стабилизации в регионе по конкретным параметрам (снижение уровня бедности, рост числа рабочих мест и т.д.).

    Большое значение для модернизации межбюджетных отношений имеет изменение предмета государственной финансовой поддержки. Им должно стать не расплывчатое «социально-экономическое  развитие региона», а конкретные задачи, которые можно решить с осязаемыми результатами в установленные сроки и за счет выделенных средств федерального бюджета, консолидированных с ресурсами региона. Инициатива по решению таких задач, равно как и готовность взять на себя всю ответственность за целевое использование бюджетных средств и за достижение заявленных результатов, должна исходить от потенциальных получателей поддержки – руководства субъектов Федерации и муниципальных образований. 

           

       3.2 Участники и стадии бюджетного процесса.

    Бюджетный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных  этапов и процедур, охватывающих все стадии бюджетного цикла – от разработки проекта бюджета до принятия закона об его исполнении. Этот процесс предполагает последовательное решение следующих задач:

  1. разработка проектов бюджетов всех уровней и их одобрение органами исполнительной власти, ответственными за это;
  2. внесение проектов бюджетов на рассмотрение законодательных (представительных) органов власти;
  3. принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов бюджетов законодательными (представительными) органами власти соответствующих уровней; их утверждение путем принятия соответствующих законов и решений;
  4. подписание принятого закона Президентом РФ (только бюджет федерального уровня);
  5. исполнение бюджета;
  6. принятие закона (решения) об исполнении бюджета;
  7. предварительный, текущий и последующий контроль обеспечения законности, эффективности и целевого использования бюджетных средств, а также за их мобилизацией в бюджеты соответствующих уровней.

        Бюджетный процесс - область публичного финансового менеджмента, реализующего функции управления бюджетными потоками, охватывающими все доходы и расходы бюджета, а также процесс покрытия его дефицита и использования источников такого покрытия, установленных законом.

         Бюджетным кодексом  РФ определены следующие участники бюджетного процесса:

     1. Президент РФ. Он обращается  к Федеральному Собранию с  Бюджетным посланием, которое  направляется не позднее марта  года, предшествующего бюджетному. В нем отображаются основные  цели и задачи, приоритеты бюджетной политики государства.

  1. Федеральное собрание РФ (парламент) - обе палаты , а также органы законодательной  (представительной) власти на местах.
  2. Правительство РФ, правительства субъектов Федерации, органы исполнительной власти на местах, ответственные за разработку и исполнение бюджетов. Также, в соответствии с законом « О Правительстве Российской Федерации» выступает как орган, ответственный за конкретизацию бюджетной политики в проекте закона о бюджете на очередной год.
  3. Министерства и ведомства, ответственные за разработку проекта бюджета, ведомства, являющиеся субъектами бюджетного планирования, а также соответствующие органы на местах. Особое место среди министерств занимают Министерство экономического развития и торговли РФ, ответственное за разработку макроэкономических прогнозов, а также Министерство финансов РФ, которое от имени и по поручению правительства РФ разрабатывает проект закона о бюджете и осуществляет подготовку для Правительства РФ предложений по внесению изменений в бюджетное законодательство.
  4. Органы, администрирующие исполнение бюджета по доходам.
  5. Федеральное казначейство и его органы на местах, осуществляющие кассовое исполнение бюджета.
  6. Органы, осуществляющие банковское обслуживание исполнения бюджета- Центральный банк РФ и его структуры на местах.
  7. Главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств, составляющие организационное единство бюджетной сферы.
  8. счетная палата РФ, контрольно – счетные органы субъектов федерации, осуществляющие предварительный, последующий и текущий финансовый контроль, в том числе в форме экспертизы качества разработки и исполнения бюджета.
  9. Органы управления государственными внебюджетными фондами.
  10. Иные органы, получающие бюджетные средства для выполнения заказов в интересах развития бюджетной сферы.

    Бюджетный процесс происходит поэтапно, этапы  принято называть стадиями.

На федеральном  уровне это следующие стадии:

      1. Разработка проекта бюджета  (Минфином России) в соответствии  с постановлением Правительства  РФ.

       2. Внесение на рассмотрение и  рассмотрение проекта бюджета.

       3. Утверждение проекта бюджета.

       4. Исполнение бюджета по доходам  и расходам.   

    5. Рассмотрение  и утверждение закона об исполнении  бюджета.

    Разработка  проекта федерального бюджета связана с бюджетным планированием. Схематично это можно представить  в виде таблицы:

                                                                                                                            Таблица 5.

                        Разработка проекта закона о федеральном бюджете.

Послание  Президента РФ Федеральному Собранию Бюджетное послание Президента РФ
Среднесрочная программа социально – экономического развития на очередные три года (Правительство  РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ)
Основные  направления кредитно – денежной политики (Центральный банк РФ)
Трехлетний  финансовый план (Министерство финансов РФ)
Инвестиционные  программы естественных монополий (РАО ЕЭС, «Газпром», РЖД и др.) Доклад  об основных  направлениях налоговой политики (Минфин России)
Основные  параметры бюджета на очередной  год (Минфин России - с учетом докладов субъектов бюджетного планирования, основанных  на результатах  анализа; федеральные целевые и прочие программы, Рособоронзаказ)
Обсуждение  трехсторонней комиссией по подготовке проекта бюджета (Государственная Дума, Совет  Федерации, Правительство), оформленное протоколом.
Проект  федерального бюджета
Доходы  по всем налоговым и неналоговым  поступлениям Расходы по всем разделам функциональной структуры, ведомственной и экономической классификации Источники покрытия дефицита. Объем стабилизационного  фонда, его формирование и использование
Внесение  проекта закона о федеральном  бюджете в парламент – Федеральное  Собрание РФ
Принятие  к рассмотрению Рассмотрение  в соответствии с регламентом

Информация о работе Государственный бюджет