Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:14, курсовая работа
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
- закрепление
за каждым уровнем бюджетной
системы налоговых и
- установление
в классификации расходов
По мнению В.Лескина и А. Швецова, все эти характеристики стандартной модели бюджетного федерализма претерпевают неизбежные изменения при её адаптации к условиям конкретной страны. «Стандарт» надо приспосабливать к характерному только для данной страны и для данного периода её истории множеству взаимосвязанных задач социального, экономического и регионального развития.
Российская модель бюджетного федерализма формально строилась в соответствии с описанным «стандартом». Она опиралась на конституционно декларированное распределение предметов ведения между Федерацией, её субъектами и муниципальными образованиями и исходила из законодательно установленной структуры разделения между всеми уровнями власти собираемых в стране налогов. В её рамках использовался «формульный», внешне свободный от субъективизма механизм бюджетного выравнивания с помощью федеральных трансфертов субъектам РФ.
Главной
проблемой российского
В таких условиях необходимы коренные изменения трансфертной политики, направленные на повышение финансовой самостоятельности и ответственности регионов, поощрение их собственных усилий в преодолении бюджетного кризиса, наращивании доходной базы как регионального, так и федерального бюджета, ускорении социально-экономических реформ.
Для повышения заинтересованности регионов в наполнении федерального бюджета доходами должна быть установлена прямая зависимость получения из федерального центра финансовой помощи от степени выполнения задания по мобилизации доходов в федеральный бюджет.
Федеральный
центр должен разработать и довести
до регионов рекомендации по программам
бюджетного оздоровления, следование
которым будет важнейшим
- доля
приоритетных расходов (здравоохранение,
образование, социальное
- доля
населения в оплате жилищно-
- наличие
административного контроля
- наличие и интенсивность ограничений доступа на региональные рынки отечественных товаров и услуг;
- предельные
бюджетные заимствования и
Оздоровлению региональных бюджетов должно способствовать упорядочение бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета, их соответствие федеральному классификатору, консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов, казначейское исполнение бюджетов.
Важным условием нормального функционирования межбюджетных отношений является финансовый контроль со стороны федерального центра за правильным и целесообразным расходованием средств региональных бюджетов. Необходимо восстановить практику проведения ревизий исполнения бюджетов субъектов Федерации, получающих средства из федерального бюджета по каналам межбюджетных отношений. Обязательна также оценка потенциала и степени использования доходной базы региона, в том числе находящихся в его собственности и распоряжении природных ресурсов, недвижимости и т.д. Аналогично должны декларироваться и расходы, потому что вполне возможны ситуации, когда регион, претендующий на финансовую помощь, расточительно использует свои средства, «живет не по средствам».
Логическим развитием вышесказанного может стать требование обязательного подтверждения соответствующими органами власти фактической результативности использования ранее выделенных средств. Такие официальные подтверждения могли бы быть дополнительными основаниями для получения очередной порции средств поддержки. При этом важно не полное расходование полученных средств, а именно результативность их использования для улучшения или стабилизации в регионе по конкретным параметрам (снижение уровня бедности, рост числа рабочих мест и т.д.).
Большое
значение для модернизации межбюджетных
отношений имеет изменение
3.2 Участники и стадии бюджетного процесса.
Бюджетный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных этапов и процедур, охватывающих все стадии бюджетного цикла – от разработки проекта бюджета до принятия закона об его исполнении. Этот процесс предполагает последовательное решение следующих задач:
Бюджетный процесс - область публичного финансового менеджмента, реализующего функции управления бюджетными потоками, охватывающими все доходы и расходы бюджета, а также процесс покрытия его дефицита и использования источников такого покрытия, установленных законом.
Бюджетным кодексом РФ определены следующие участники бюджетного процесса:
1. Президент РФ. Он обращается к Федеральному Собранию с Бюджетным посланием, которое направляется не позднее марта года, предшествующего бюджетному. В нем отображаются основные цели и задачи, приоритеты бюджетной политики государства.
Бюджетный процесс происходит поэтапно, этапы принято называть стадиями.
На федеральном уровне это следующие стадии:
1. Разработка проекта бюджета
(Минфином России) в соответствии
с постановлением
2. Внесение на рассмотрение и рассмотрение проекта бюджета.
3. Утверждение проекта бюджета.
4. Исполнение бюджета по доходам и расходам.
5. Рассмотрение
и утверждение закона об
Разработка проекта федерального бюджета связана с бюджетным планированием. Схематично это можно представить в виде таблицы:
Разработка проекта закона о федеральном бюджете.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию | Бюджетное послание Президента РФ | ||
Среднесрочная
программа социально – | |||
Основные направления кредитно – денежной политики (Центральный банк РФ) | |||
Трехлетний финансовый план (Министерство финансов РФ) | |||
Инвестиционные программы естественных монополий (РАО ЕЭС, «Газпром», РЖД и др.) | Доклад об основных направлениях налоговой политики (Минфин России) | ||
Основные параметры бюджета на очередной год (Минфин России - с учетом докладов субъектов бюджетного планирования, основанных на результатах анализа; федеральные целевые и прочие программы, Рособоронзаказ) | |||
Обсуждение трехсторонней комиссией по подготовке проекта бюджета (Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство), оформленное протоколом. | |||
Проект федерального бюджета | |||
Доходы по всем налоговым и неналоговым поступлениям | Расходы по всем разделам функциональной структуры, ведомственной и экономической классификации | Источники покрытия дефицита. Объем стабилизационного фонда, его формирование и использование | |
Внесение
проекта закона о федеральном
бюджете в парламент – | |||
Принятие к рассмотрению | Рассмотрение в соответствии с регламентом |