Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:11, курсовая работа
Цель данной работы заключается в анализе формирования и исполнения государственного бюджета и его современного положения в Республике Казахстан.
В соответствии с целью исследования определены основные задачи:
1) изучить сущность, функции и задачи государственного бюджета;
2) рассмотреть организацию межбюджетных отношений в Республике Казахстан;
3) проанализировать доходную и расходную часть государственного бюджета Республики Казахстан за 2009-2010 годы;
4) исследовать прогнозы развития бюджета на 2011-2012 годы.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность, особенности и функции государственного бюджета
1.2 Государственный бюджет как основной финансовый план государства
1.3 Принципы организации межбюджетных отношений, их управление
и регулирование
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Анализ доходной части государственного бюджета
2.2 Анализ расходной части государственного бюджета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Состав расходов на военные нужды состоит из затрат на содержание личного состава, вооружения, военной и иной техники, оборудования, животных и инфраструктуры Вооружённых сил (боевые дежурства, боевая подготовка, мобилизационная подготовка, развитие инфраструктуры, модернизация и приобретение вооружений, военной техники, систем связи), поставку, ремонт вооружения и материально-техническое обеспечение. В составе расходов на содержание Вооружённых сил предусматриваются средства на:
- выплату денежного довольствия военнослужащим;
- заработную плату штатных рабочих и служащих;
- продовольственное обеспечение или на выплату за него денежной компенсации;
- оплату вещевого имущества;
- оплату и хранение специального топлива;
- ремонт и изготовление вооружения, военной техники и имущества;
- транспортные и другие расходы, связанные с обеспечением жизнедеятельности войск.
Расходы на оборону за январь-июль 2011 года составили – 122,3 млрд. тенге, из них на республиканский бюджет приходится – 94,3 %, а на местные – 5,7 %. За январь-июль 2010 года – 99 млрд. тенге. Следовательно, при сравнении периодов январь-июля 2010 года и январь-июля 2011 года они увеличились на 23,3 млрд. тенге, что составило рост 23,5 %.
Расходы на общественный порядок, безопасность, правовую, судебную, уголовно-исполнительную деятельность.
Финансирование расходов бюджета по обеспечению общественного порядка, безопасности, правоохранительной, правовой и судебной деятельности государства осуществляется по функциональной группе 03 «Общественный порядок и безопасность».
Расходы на общественный порядок, правовую, судебную, уголовно-исполнительную деятельность за январь-июль 2011 года составили – 216,8 млрд. тенге, из них на республиканский бюджет приходится – 80,1 %, а на местные – 19,9 %. За январь-июль 2010 года – 187,4 млрд. тенге. Следовательно, при сравнении периодов январь-июля 2010 года и январь-июля 2011 года они увеличились на 29,4 млрд. тенге, что составило 15,7 %.
Расходы на образование.
Состав расходов на образование формируется в соответствии с бюджетной классификацией – это функциональная группа расходов на образование. В республиканском бюджете доля этой функциональной группы ежегодно увеличивается, составляет при этом более 10 % всех расходов бюджета. Средства бюджета служат основным источником финансового обеспечения расходов на образование во многих странах мира, включая Казахстан. Одна из отличительных черт государства государственного финансирования в нашей стране – высокая составляющая затрат на дошкольное образование и низкий удельный вес затрат на обязательное образование.
Так, расходы на за январь-июль 2011 года составили – 547,4 млрд. тенге, из них на республиканский бюджет приходится – 23,2 %, а на местные соответственно – 76,8 %. За январь-июль 2011 года – 494,8 млрд. тенге. Следовательно, при сравнении периодов январь-июля 2010 года и январь-июля 2011 года расходы на образование увеличились на 52,6 млрд. тенге, что составляет 10,6 %.
Расходы на здравоохранение.
Состав затрат республиканского бюджета на здравоохранение в соответствии с бюджетной классификацией определён в функциональной группе 05 «Здравоохранение». Планирование и финансирование деятельности учреждений здравоохранения зависит от категории учреждения и показателей его деятельности. В соответствии с бюджетной классификацией финансирование учреждений здравоохранения осуществляется по бюджетным программам и подпрограммам. Расходы на здравоохранение за январь-июль 2011 года составили – 413,4 млрд. тенге, из них на республиканский приходится – 51,2 %, а на местные – 48,8 %. За январь-июль 2010 года – 395,6 млрд. тенге. Следовательно, при сравнении периодов январь-июля 2010 года и январь-июля 2011 года они увеличились на 17,8 млрд. тенге, что составляет 4,5 %.
Расходы на социальную помощь и социальное обеспечение.
Одним из проявлений социальной направленности развития экономики может служить централизация и перераспределение финансовых ресурсов страны. За счёт этого государство, используя различные механизмы, оказывает адресную социальную помощь посредством выплаты пособий тем категориям граждан, которые в этом реально нуждаются. Расходы на социальную помощь и социальное обеспечение за январь-июль 2011 года составили – 666,3 млрд. тенге, из них на республиканский приходится – 92,5 %, а на местные бюджеты – 7,5 %. За январь-июль 2010 года – 552,4 млрд. тенге, следовательно, при сравнении периодов январь-июля 2010 года и январь-июля 2011 года они повысились на 113,9 млрд. тенге, что составляет 20,6 %.
Таким образом, при сравнении периодов январь-июля 2010 года и январь-июля 2011 года наблюдается рост расходов государственного бюджета на 9,4 %.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом, проведённые в курсовой работе исследования позволили сделать следующие выводы.
Бюджет
– это центральное звено
Государственный бюджет, как и вся система финансов, выполняет распределительную и контрольную функции. Данные функции государственного бюджета осуществляются не изолированно, а в единстве, одновременно, поскольку в них находят отражение все стороны бюджетных отношений.
Бюджет как финансовый план, с одной стороны, основывается на финансовых планах развития экономики и сфер деятельности, а с другой стороны – во многом определяет их. Бюджетное планирование осуществляется в соответствии с требованиями принципов единства, преемственности, приоритетности, сбалансированности и обоснованности.
Между вышестоящими и нижестоящими уровнями бюджетов складываются межбюджетные отношения.
Система межбюджетных отношений обеспечивает решение следующих основных задач:
- гарантированное обеспечение всем гражданам на всей территории страны минимума услуг, оказываемых государством;
- обеспечение финансовой самодостаточности бюджетов всех уровней;
- упорядочение финансовых потоков между уровнями бюджетов;
- обеспечение равномерного уровня социально-экономического развития территорий.
Важнейшими органами управления финансами нашей страны являются Министерство экономики и бюджетного планирования и Министерство финансов.
В ходе проведения исследования формирования и исполнения государственного бюджета, детально были представлены источники поступлений государственного бюджета и их дальнейшее распределение за последние годы. Основным источником доходов являются налоговые поступления. Они составляют до 80% всех поступлений государственного бюджета. К другим источникам бюджета также относятся неналоговые поступления, доходы от продажи основного капитала и официальные трансферты.
При сравнении одинаковых периодов (января-июля) 2010 и 2011 годов было выявлено следующее.
Налоговые и неналоговые поступления увеличились на 48,7% и 52,7%, соответственно. Доходы государственного бюджета от операций с капиталом за этот же период увеличились на 2%, а на поступления официальных трансфертов незначительно снизились на 1,25%. В целом происходит рост доходов за рассматриваемые периоды. Доходы за январь-июль 2011 года составил 4054 млрд. тенге, что больше предыдущего периода на 651,7 млрд. тенге или на 19 %.
За тот же период затраты государственного бюджета Республики Казахстан также возросли, но в меньшей мере по сравнению с доходами - на 9,4 %. В частности:
- расходы на государственные услуги общего характера за данный период возросли значительно на 20,3 %;
- в составе расходов на оборону произошло увеличение на 23,5 %;
- расходы на общественный порядок, безопасность, правовую, судебную, уголовно-исполнительную деятельность увеличились на 15,7 %;
- расходы на образование за данный период возросли на 10,6 %;
- также увеличились расходы государственного бюджета на здравоохранение на 4,5 %;
- расходы на социальную помощь и социальное обеспечение увеличились также значительно – на 20,6 %.
Прочие расходы за январь-июль 2011 года составили 1675,9 млрд. тенге, что больше предыдущего периода на 69,3 млрд. тенге или на 4,3 %.
Таким
образом, наблюдается рост доходов
и расходов государственного бюджета
Республики Казахстан за последние годы.
При этом положительной тенденцией также
отмечается снижение дефицита государственного
бюджета на 219,4 млрд. тенге или 32,6%.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Среднесрочная фискальная
2.
Среднесрочная фискальная
3. Краткий статистический ежегодник Казахстана – 2009 год
4.
Статистический сборник «
5. Бакша Н.В., Гамукин В.В., Свинцова А.П. Аспекты бюджета: императивный, экономический, финансовый, налоговый, расходный, социальный. – М.: Издательство ИПО Профиздат, 2001.
6. Вавилов Ю.Я., Егорычева И.Н., Седова М.Л. и др. Финансы: учебное пособие. М.: Издательский дом Социальные отношения, 2003.
7.
Головачев Д.Л.
8. Государственный бюджет: Учебник / Под общ. ред. к. э. н., доцента Б.С. Утибаева – Алматы: Экономика, 2006. – 412 с.
9. Мельников В.Д. Основы финансов: Учебник. – Алматы: ТОО «Издательство LEM», 2005. – 560 с.
10.
Финансы: Учебник/ К.К.
11. Финансы: Учебное пособие/ под ред. проф. А.М. Ковалевой, 4-е издание, перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2000.
12. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Л.А. Доброзиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 527 с.
13.
Журавлев В.В.,Савруков Н.Т.
14 Налоги, налогообложение и налоговое законодательство/Под ред. Е.Н. Евстигнеева. СПб.: Питер, 2000.
15.
Берлин С.И. Теория финансов: Учебное
пособие. – “Издательство
16. Финансы. Учебное пособие./ А.И. Деева – Экзамен, 2002.
17. Нурмуханова Г.Ж. Государственный бюджет: Учеб. пособие – Караганда, 2001 –138 с.
18.
Абдугалимова А., Усумбаева А.
Некоторые особенности
19.
Елубаева Ж. Об отдельных
20.
Кудайбергенова С.К. О системе
финансового выравнивания в
21.
Назарбаев Н.А. Новый
22. Рамазанов Н. Параметры бюджета – 2009 // Деловая неделя. – 2009.