Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:11, курсовая работа
Цель данной работы заключается в анализе формирования и исполнения государственного бюджета и его современного положения в Республике Казахстан.
В соответствии с целью исследования определены основные задачи:
1) изучить сущность, функции и задачи государственного бюджета;
2) рассмотреть организацию межбюджетных отношений в Республике Казахстан;
3) проанализировать доходную и расходную часть государственного бюджета Республики Казахстан за 2009-2010 годы;
4) исследовать прогнозы развития бюджета на 2011-2012 годы.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность, особенности и функции государственного бюджета
1.2 Государственный бюджет как основной финансовый план государства
1.3 Принципы организации межбюджетных отношений, их управление
и регулирование
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Анализ доходной части государственного бюджета
2.2 Анализ расходной части государственного бюджета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Система межбюджетных отношений основывается на законодательно установленном чётком разграничении функций и полномочий между уровнями государственного управления, расходных полномочий каждого уровня бюджетов, обеспечении единых стандартов предоставления услуг населению, едином порядке распределения поступлений между уровнями бюджетов, а также на единстве и прозрачности методов определения межбюджетных отношений.
При этом система должна обеспечить решение следующих основных задач:
- гарантированное обеспечение всем гражданам на всей территории страны минимума услуг, оказываемых государством;
- обеспечение финансовой самодостаточности бюджетов всех уровней;
- упорядочение финансовых потоков между уровнями бюджетов;
- обеспечение равномерного уровня социально-экономического развития территорий.
В
настоящее время система
Однако процесс реформирования системы межбюджетных отношений продолжается и об этом свидетельствует принятие Концепции разграничения полномочий между уровнями государственного управления, призванное усовершенствовать систему межбюджетных отношений, и введение в действие нового Бюджетного кодекса.
Совершенствование системы межбюджетных отношений направлено на обеспечение их прозрачности и стабильности, а так же самостоятельности каждого уровня управления в формировании, распределении и использовании бюджетных ресурсов. В первую очередь, это связано с разграничением расходных полномочий на основе распределения функций между уровнями государственного управления, поскольку теоретически правильным считается определение ответственности за расходы и их общий объём. Причём закрепление доходных источников за каждым уровнем государственного управления устанавливается только в законодательном порядке, что соответствует унитарному характеру государственного устройства страны.
Не менее важным является установление чёткого, стабильного, охватывающего всю совокупность бюджетных взаимосвязей, и в то же время понятного для всех участников бюджетного процесса, механизма межбюджетного регулирования. [20, c. 12]
Согласно Бюджетному кодексу формами регулирования межбюджетных отношений служат:
- между республиканским и областным бюджетом, бюджетом города республиканского значения, столицы – официальные трансферты и бюджетные кредиты;
- между областным бюджетом и бюджетом района (города областного значения) – официальные трансферты, бюджетные кредиты и нормативы распределения доходов.
Бюджетное регулирование осуществляется с учётом определённых потоков бюджетных ресурсов. Различают восходящий поток бюджетных средств, формирующий доходы республиканского бюджета, и нисходящий поток, обеспечивающий дополнительные поступления финансовых средств из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты. В зависимости от необходимости формирования того или иного потока определяются конкретные механизмы их регулирования.
Важнейшими органами управления финансами нашей страны являются Министерство экономики и бюджетного планирования и Министерство финансов, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами, актами Президента и Правительства, иными нормативными правовыми актами, а также Положением о соответствующем Министерстве. Роль и значение этих министерств в управлении финансами государства определяется значимостью выполняемых им функций и объёмов решаемых задач.
Министерство экономики и бюджетного планирования – это центральный исполнительный орган, миссией которого является создание и развитие системы государственного планирования, способствующей эффективной реализации приоритетов социально-экономического развития государства.
Положением о Министерстве определены следующие основные задачи:
1) формирование стратегических целей и приоритетов, основных направлений социально-экономического развития Республики Казахстан;
2) формирование государственной фискальной, таможенной и бюджетной инвестиционной политики во взаимодействии с приоритетами социально-экономического развития и денежно-кредитной политикой государства, а также политики в сфере международных экономических и финансовых отношений;
3) формирование государственной политики в сфере управления государственными активами в секторах экономики.
Функции
Министерства в области реализации
государственной политики в сфере
бюджетных отношений
- прогнозирование поступлений в республиканский бюджет и местные бюджеты;
- проведение оценки эффективности реализации государственных и отраслевых программ, бюджетных программ, бюджетных инвестиций и грантов;
- осуществление анализа штатных расписаний государственных органов, финансируемых за счёт средств республиканского бюджета;
- осуществление общего контроля исполнения государственных, отраслевых программ;
- проведение экономической экспертизы республиканских бюджетных инвестиционных проектов (программ).
Министерство
финансов – это центральный
Основными задачами Министерства являются:
1) обеспечение исполнения республиканского бюджета и кассового обслуживания исполнения местных бюджетов;
2) обеспечение поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и иных поступлений в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов, перечисление в Национальный фонд части поступлений в бюджет от организаций сырьевого сектора;
3) методологическое руководство по исполнению республиканского бюджета и местных бюджетов, по ведению бухгалтерского учёта, отчётности и осуществлению аудита;
4) в пределах своей компетенции контроль за эффективным и целевым использованием средств республиканского бюджета и местных бюджетов;
5) организация управления государственной собственностью и повышение её эффективности;
6) участие в разработке и реализации налоговой политики;
7) государственный контроль проведения процедур банкротства (за исключением банков и страховых (перестраховочных) организаций), а также по внесудебной процедуре ликвидации несостоятельного должника;
8) осуществление международного сотрудничества в пределах компетенции Министерства. [15, c. 162]
Таким
образом, Министерство экономики и бюджетного
планирования и Министерство финансов
являются важнейшими органами управления
финансами нашей страны.
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1
Анализ доходной части
Доходы
бюджета – это часть
Основу поступлений в бюджет составляют платежи, мобилизуемые в виде налогов и сборов. Все расположенные на территории Республики Казахстан юридические лица, независимо от форм собственности, форм хозяйствования и подчинённости, а также граждане в соответствии с действующим законодательством привлекаются к уплате налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет.
Доходы государственного бюджета в свою очередь подразделяются на: налоговые поступления; неналоговые поступления; доходы от продажи основного капитала; официальные трансферты; деньги, передаваемые государству на безвозмездной основе.
В
составе доходов
Доходы от налоговых поступлений.
Налоги, сборы, пошлины могут способствовать ускоренному развитию приоритетных отраслей хозяйства, отдельных экономических территорий, или замедлять их развитие, играть антимонопольную и антиинфляционную роль, регулировать доходы отдельных групп населения, стимулировать определённую экономическую деятельность или заставляют отказаться от неё.
Налоговыми
поступлениями, по определению, являются
налоги и другие обязательные платежи
в бюджет, установленные Законом
РК «О налогах и других обязательных
платежах в РК». Экономическое содержание
налоговых поступлений
В соответствии с Бюджетным кодексом РК в состав налоговых поступлений всех видов бюджетов включены следующие виды налогов:
1.
Корпоративный подоходный
2.
Индивидуальный подоходный
3.
Налог за добавленную
4. Акцизы.
5. Поступления за использование природных ресурсов.
6. Социальный налог.
7. Налоги на собственность.
8. Прочие налоги
Доходы государственного бюджета в сравнении одинаковых периодов (январь-июль) 2010 и 2011 года показывают увеличение на 271,8 млрд. тенге (7,2 %) , которые составили за январь-июле 2011 года 4054 млрд. тенге
Доходы государственного бюджета от налоговых поступлений за январь-июль 2011 года составили – 2159 млрд. тенге, из них на республиканский бюджет приходится – 75,6 %, а на местные бюджеты, соответственно – 24,4 %. За январь-июль 2010 года – 1451,6 млрд. тенге, т. е. при сравнении периодов январь-июля 2010 года и январь-июля 2011 года доходы от налоговых поступлений увеличились на 707,4 млрд. тенге, что составило 48,7 %.
Наибольшую долю в налоговых поступлениях занимают корпоративный подоходный налог, налог на международную торговлю и внешние операции и налог на добавленную стоимость, которые составляют 25,5 %, 22,2 % и 21,18 % соответственно.