Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в анализе формирования и исполнения государственного бюджета и его современного положения в Республике Казахстан.
В соответствии с целью исследования определены основные задачи:
1) изучить сущность, функции и задачи государственного бюджета;
2) рассмотреть организацию межбюджетных отношений в Республике Казахстан;
3) проанализировать доходную и расходную часть государственного бюджета Республики Казахстан за 2009-2010 годы;
4) исследовать прогнозы развития бюджета на 2011-2012 годы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность, особенности и функции государственного бюджета
1.2 Государственный бюджет как основной финансовый план государства
1.3 Принципы организации межбюджетных отношений, их управление
и регулирование
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Анализ доходной части государственного бюджета
2.2 Анализ расходной части государственного бюджета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Гос. бюджет-курсовая работа.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

     К налоговым поступлениям относятся  также различные сборы, платы  и пошлины, перечень которых по видам  и уровням бюджетов установлен Бюджетным кодексом.

     Доходы  от неналоговых поступлений.

     Под неналоговыми поступлениями понимаются обязательные, невозвратные платежи  в бюджет, установленные Бюджетным  кодексом, кроме предусмотренных  в Налоговом кодексе платежей. Эти платежи не относятся к  поступлениям от продажи основного капитала, но в составе неналоговых поступлений учитываются также гранты и деньги, переданные в бюджет на безвозмездной основе (кроме официальных трансфертов). В отличие от налоговых поступлений неналоговые поступления не имеют твёрдо установленной ставки, т.е. фискально-постоянного характера и, как правило, они планируются на уровне поступлений предыдущего года.

     Неналоговые поступления принято классифицировать: а) по территориальному признаку; б) по методам формирования и взимания; в) по конкретным основаниям для взимания платежей. По первому признаку различают неналоговые поступления , подлежащие зачислению в бюджет определённого уровня ( в доходы республиканского, областного или районного бюджета). По второму признаку выделяют обязательные и добровольные платежи. По третьему признаку неналоговые поступления подразделяются на конкретные виды в зависимости от формирующего платёж основания (например, поступления от реализации товаров государственными учреждениями, финансируемыми из бюджета).

     Доходы  государственного бюджета от неналоговых  поступлений за январь-июль 2011 года составили – 77,9 млрд. тенге, из них на республиканский бюджет приходится – 83,05%, а на местные, соответственно – 17,07 %. За январь-июль 2010 года – 51 млрд. тенге. Таким образом, при сравнении периодов январь-июля 2010 года и январь-июля 2011 года наблюдается также повышение неналоговых поступлений на 26,9 млрд. тенге, что составляет 52,7 %.

     Доходы  государственного бюджета от продажи основного капитала. 

     Доходы бюджета от операций с капиталом основываются на законодательных актах, которые регулируют уплату этих платежей. Для этого постоянно проводится инвентаризация объектов государственной собственности, позволяющая выявить неиспользуемое или используемое не по назначению, а также бесхозное имущество, которые затем подлежат приватизации или предоставлению в аренду (в доверительное управление). Приватизация осуществляется в соответствии с интересами государства по отношению к определённым отраслям экономики и конкретным предприятиям. В отличие от других неналоговых поступлений, деньги от приватизации имущества горнодобывающей и обрабатывающей отраслей, находящегося в республиканской собственности, используются на пополнение Национального фонда РК, а не доходной части бюджета. В республиканский бюджет поступают средства от продажи государственного имущества учреждений, финансируемых из этого же бюджета, от продажи товаров из государственного материального резерва и нематериальных активов, принадлежащих государству, а в областной бюджет – только поступления от продажи имущества учреждений, финансируемых из областного бюджета. [8, c. 188]

     Доходы  государственного бюджета от продажи основного капитала за январь-июль 2011 года составили – 25,6 млрд. тенге, из них на республиканский бюджет приходится – 35,93 %, а на местные, соответственно – 63,67 %. За январь-июль 2010 года – 25,1 млрд. тенге. Таким образом, при сравнении периодов январь-июля 2010 года и январь-июля 2011 года наблюдается их небольшое увеличение на 0,5 млрд. тенге, что составляет в среднем около 2 %.

     Доходы  государственного бюджета от поступлений официальных трансфертов. 

     Наряду  с поступлениями в бюджет от операций с капиталом, в поступлениях всех уровней бюджетной системы отражаются прогнозируемые суммы официальных  трансфертов. Официальными трансфертами общего характера являются бюджетные  субвенции, передаваемые из вышестоящих бюджетов в нижестоящие бюджеты, и бюджетные изъятия, передаваемые, наоборот, из нижестоящих в вышестоящие бюджеты. В соответствии с Бюджетным кодексом их объемы между республиканским бюджетом и бюджетами областными, городов республиканского значения, столицы устанавливаются в абсолютном выражении на трехлетний период с разбивкой по годам Законом о республиканском бюджете. Объемы же официальных трансфертов между областным и районным бюджетами устанавливаются решениями областных маслихатов.

     В поступлениях бюджета района (города областного значения) учитываются официальные трансферты из областного бюджета, а города республиканского значения, столицы – официальные трансферты из республиканского бюджета. В областной бюджет поступают официальные трансферты из нижестоящих бюджетов (района, города областного значения) и из республиканского бюджета. В поступлениях республиканского бюджета учитываются официальные трансферты из нижестоящих бюджетов (областных, городов республиканского значения, столицы) и из Национального фонда РК.

     Доходы  государственного бюджета от поступлений  официальных трансфертов за январь-июль 2011 года составили 795 млрд. тенге, из них на республиканский бюджет приходится – 37,5 %, а на местные, соответственно – 62,5 %. За январь-июль 2010 года - 805 млрд. тенге. Таким образом, при сравнении периодов январь-июля 2010 года и январь-июля 2011 года они уменьшились на 10 млрд. тенге, что составляет снижение - 1,25 %.

     Таким образом, доходы бюджета – это  часть централизованных финансовых ресурсов страны, необходимых для выполнения государственных функций, и представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РК в распоряжение органов власти разного уровня.

     В свою очередь они подразделяются на: налоговые поступления; неналоговые поступления; доходы от продажи основного капитала; официальные трансферты; деньги, передаваемые государству на безвозмездной основе. Наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета в республике занимают налоговые поступления, они составляют в январе-июле - 70,6 %. 

     2.2 Анализ расходной части государственного  бюджета 

     Расходы показывают конкретную величину затрат. Совокупность конкретных видов государственных  расходов всех уровней бюджетов, взаимосвязанных между собой, представляет собой систему расходов бюджета любого государства.

     Построение  системы расходов основывается на принципах  целевого направления средств, режима экономии и безвозвратности расходования государственных средств. [8, c. 181]

     Государственные расходы должны осуществляться строго по целевому назначению – по направлениям, предусмотренным бюджетом. Принцип безвозвратности средств используется в основном к финансированию социальной сферы, а когда речь идёт о финансировании развития экономики, то имеет место результативное инвестирование, т.е. действует принцип возвратности выделяемых бюджетных ассигнований, которые рассматриваются при этом как производительные расходы бюджета. Принцип соблюдения режима экономии представляет собой систему форм и методов снижения расходов бюджета, которые позволяют осуществлять наибольшую результативность и эффективность использования бюджетных ресурсов.

     Система расходов государственного бюджета  обусловлено рядом факторов, основными  из которых принято считать природу и функции государства, уровень социально-экономического развития страны, административно-территориальное устройство государства, формы предоставления бюджетных средств.

     Состав  и структура расходов государственного бюджета определяется их экономическим содержанием и задачами, которые стоят перед государством по распределению валового внутреннего продукта. В целях выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономике страны их классифицируют по различным признакам. В Бюджетном кодексе республики установлена классификация расходов бюджета, действующая на всех уровнях бюджетной системы.

     Государственными  расходами в целом являются затраты государства на обеспечение своего бесперебойного функционирования, удовлетворение потребностей членов общества, которые покрываются централизованными и децентрализованными фондами денежных средств. Все эти расходы государства в подавляющей части финансируются за счёт средств, концентрируемых в государственном бюджете.

     Расходы государственного бюджета по роли в  общественном воспроизводстве можно подразделить на две группы затрат:

  1. по обеспечению непрерывного процесса производства, увеличению производственных фондов;
  2. по удовлетворению социально-культурных потребностей членов общества. [10, c. 39]

     К первой группе относятся расходы государственного бюджета, направляемые на финансирование экономики. Ко второй группе относятся затраты бюджета на финансирование социально-культурных мероприятий, образования, науки, обороны и управления государством. [19, c. 21]

     Соотношение между этими группами расходов определяет эффективность бюджета. Чем выше уровень затрат, направляемых на развитие конкурентоспособной экономики, и, соответственно, ниже уровень потребительских затрат бюджета, тем эффективнее использование бюджетных средств. При этом эффективность расходования бюджетных средств зависит от методики формирования расходов государственного бюджета, которая, в свою очередь, зависит, от проводимой государством социальной политики и сложившейся в данный момент социально- экономической ситуации.

     Особенности формирования расходов по видам бюджетов заключаются в сущности их предназначений. При формировании расходов по видам  бюджетов учитываются такие основные факторы: а) разграничение функций  между органами управления; б) подчинённость учреждений; в) границы деятельности учреждений; г) целесообразность отнесения расходов на данный бюджет.

     Расходы между уровнями бюджетной системы  распределяются в соответствии с  Бюджетным кодексом РК. Так, общая сумма расходов государственного бюджета за январь-июль 2011 года составила – 3782,2 млрд. тенге, из них на республиканский бюджет приходится – 64,3 %, а на местные, соответственно – 35,7 %. За январь-июль 2010 года – 3456,4 млрд. тенге. Таким образом, при сравнении периодов январь-июля 2010 года и январь-июля 2011 года проявляется тенденция увеличения расходов государственного бюджета на  325,8 млрд. тенге, что составляет 9,4 %.

     Расходы государственного бюджета формируются  для финансирования следующих направлений:

     1) государственные услуги общего характера;

     2) оборона;

     3) общественный порядок, безопасность,правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность;

     4) образование;

     5) здравоохранение;

     6) социальная помощь и социальное обеспечение;

     7) культура, спорт, туризм и информационное пространство;

     8) прочие.

     Расходы на государственные услуги общего характера.

     Структура расходов на государственные услуги общего характера имеет своей  целью:

     а) финансирование республиканских органов  управления, основанная на реальных потребностях государства при законодательно закреплённом разграничении их полномочий;

     б) разработку и внедрение общих  принципов формирования затрат на содержание государственных служащих в единой системе государственной службы;

     в) совершенствование системы государственного финансового контроля использования бюджетных средств, выделенных на эти цели;

     г) совершенствование структуры государственных органов управления;

     Финансирование  затрат на содержание органов государственной  власти и управления ежегодно утверждается в составе расходов государственного бюджета и учитывается в бюджетной классификации по функциональной группе 01 « Государственные услуги общего характера». В республиканском бюджете по данной функциональной группе осуществляется финансирование затрат по обеспечению деятельности Президента РК, прогнозно-аналитическое обеспечение стратегических аспектов внутренней и внешней политики государства, обеспечение деятельности Парламента РК, Конституционного совета, Национального центра по правам человека, Центральной избирательной комиссии и другие государственные услуги общего характера. [8, с. 200-213] За январь-июль 2011 года году расходы на государственные услуги общего характера составили – 145,1 млрд. тенге, из них на республиканский бюджет приходится – 71 %, а на местные - 29 %. За январь-июль 2010 года – 120,6 млрд. тенге. Следовательно, при сравнении периодов январь-июля 2010 года и январь-июля 2011 года они увеличились на 24,5 млрд. тенге, что составило 20,3 %.

     Расходы на оборону.

     Формирование  затрат на оборону начинается с определения общего объёма средств, необходимых для обеспечения военной безопасности. Гарантированное программно-целевое финансирование Вооружённых сил РК составляет не менее 1 % валового внутреннего продукта страны и не подлежит секвестированию.

Информация о работе Государственный бюджет