Государственный бюджет как основа финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение
1. История возникновения бюджета
2. Государственный бюджет и его сбалансированность
2.1 Понятие и роль государственного бюджета
2.2 Доходы государственного бюджета
2.3 Расходы государственного бюджета
2.4 Виды бюджета
2.5 Проблема государственного долга
3. Организационные принципы и функции финансов
4. Бюджетный процесс и его стадии
4.1 Бюджетное планирование и бюджетный процесс
4.2 Составление проектов бюджетов
4.3 Рассмотрение и утверждение бюджетов
4.4 Исполнение бюджетов
4.5 Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая (Госуд.бюджет как основа финансов).doc

— 184.50 Кб (Скачать)

       -возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

       -учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

       Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. Основные этапы санкционирования: составление и утверждение бюджетной росписи (в течение 17 дней со дня утверждения бюджета), утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей. Утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям, утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей, принятие денежных обязательств бюджетополучателями, подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

       За исполнение доходной части бюджета отвечают Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет (и их органы на местах), которые, помимо сбора налогов и других платежей в бюджет обязаны представлять информацию об исполнении бюджетов в казначейство, а также органы, распоряжающиеся государственным (муниципальным) имуществом.

     Если  в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов в бюджет, вводится режим сокращения расходов (до 5 % - решением руководителя финансового органа, от 5 до 10 % - органа исполнительной власти, свыше 10 –законом (решением)), принимаемым органом законодательной (представительной) власти. Если последний не принял решение о сокращении в установленный законом срок, исполнительный орган вправе самостоятельно произвести пропорциональное сокращение (секвестр) расходов.

       Уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовые и годовые отчеты об исполнении бюджетов, контрольный орган и казначейство. Годовой отчет подлежит утверждению представительным органом.

     Важнейшая задача исполнительного бюджета  – обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в суммах и сроки, утвержденные бюджетом. 

     4.5 Составление отчетов  об исполнении  бюджетов и их  утверждение 

       Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти (последующий контроль).

       Для контроля над исполнением бюджета ФС РФ образует специальный орган – Счетную палату (данный орган участвует также в предварительном контроле – при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета).

       Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство Финансов РФ.

       Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

       -отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;

       -отчетами МФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;

       -отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;

       -отчетом о доходах, полученных от использования госимущества;

       -сводными отчетами о выполнении плановых зданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;

       -годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;

       -реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;

       -отчетом федерального казначейства о рассмотрении делах и наложенных взысканий за нарушения бюджетного законодательства.

       Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год в течение 1,5 месяцев после представления отчетов в ГД, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. ГД рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает решение об утверждении или отклонении отчета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

       Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

       Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющих резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

     Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и  играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. 
 

Список  использованной литературы 

  1. Булатов А.С.«Экономика. Учебник». Москва, экономистъ, 2005 г.
  2. Океанова З.К. «Экономическая теория». Москва,2003 г.
  3. Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова «Экономическая теория. Учебник» Москва, ИНФРА-М,2006 г.
  4. Райзберг Б.А. «Курс экономики. Учебник» Москва, ИНФРА-М,2006 г.
  5. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. «Курс экономической теории». Киров, издательство «АСА»,1999 г.
  6. В.В. Сидоренко, «Эффективность контрольной функции органов федерального казначейства». Финансы: 2001
  7. А.Г. Силуанов, «Федеральный бюджет и экономическая политика». Финансы: 2005
  8. О.В. Соколова, «Финансы, деньги, бюджет, кредит», М: 2002
  9. Ю. Воронин, «Приоритеты бюджетной политики», экономист, 2002
  10. А.И. Гаврилов, «Региональная экономика и управление», М: «Юнити», 2003

Информация о работе Государственный бюджет как основа финансов