Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:27, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение
1. История возникновения бюджета
2. Государственный бюджет и его сбалансированность
2.1 Понятие и роль государственного бюджета
2.2 Доходы государственного бюджета
2.3 Расходы государственного бюджета
2.4 Виды бюджета
2.5 Проблема государственного долга
3. Организационные принципы и функции финансов
4. Бюджетный процесс и его стадии
4.1 Бюджетное планирование и бюджетный процесс
4.2 Составление проектов бюджетов
4.3 Рассмотрение и утверждение бюджетов
4.4 Исполнение бюджетов
4.5 Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение
Заключение
Список литературы
Дефицит бюджета покрывается государственными займами (внутренними и внешними). Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и получения кредитов у банков.
Государственные займы не единственный путь покрытия дефицита. У большинства различных стран накоплен значительный опыт его покрытия, путём дополнительной эмиссии денег. Правительство особенно часто прибегает к этому методу во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии известны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены – заработные платы, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.
Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они негативно воздействуют на экономику страны. Из текущих бюджетных доходов не удаётся погасить займы.
Бюджетный дефицит имеет распределительную (перераспределительную), фондообразующую, стимулирующую и контрольную функции. В функции распределения его роль состоит в регулировании и направлении некоторой части ресурсов общества в распоряжение государства сверх устоявшихся и заранее установленных финансовых пропорций. Фондообразующая функция проявляется в формировании определённого добавочного фонда централизованного бюджета ресурсов за счёт перераспределения финансовых ресурсов других звеньев финансовой системы.
Стимулирующая реализуется в заинтересованности государства, общественных и частных субъектов экономических отношений и эффективности всей бюджетной финансовой системы и использования источников бюджетного дефицита и мобилизуемый через этот механизм финансирования ресурсов. Контрольная функция отражает необходимость сбалансированности финансовых потребностей и возможностей государства, ограничения централизации и огосударствления финансовой системы, изъятие ВВП посредством налогов, устанавливаемых государством.
На федеральном уровне бюджетный дефицит может сокращаться, а на уровне субъектов Федерации – расти. Такая тенденция наблюдается в 2001-2002 гг. Вследствие, возрастают доли централизации налоговых доходов и появления доходов у бюджетных субъектов – федеральных и местных.
Дефицит не является однозначно негативным явлением. Его характер и роль должны оцениваться с учётом причин возникновения, направлений и целей использования мобилизуемых дополнительных ресурсов, источников и методов финансирования.
Финансирование дефицита бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов имеет ряд особенностей:
1.Ограничение (запрещение) их доступа к внешним источникам.
2.Отсутствие у них ресурсов от реализации запасов валютных ценностей (драгоценных металлов и камней), т.к. не было возможности реализовать соответственные фонды.
Существует два важнейших способа, с помощью которых федеральное правительство может финансировать бюджетный дефицит:
1.заимствования
2.создание денег
Важнейшим
средством покрытия бюджетного дефицита
традиционно выступает
В условиях крупных бюджетных дефицитов государства стремятся к отсрочке погашения займов, прекращения краткосрочных обязательств в средне- и долгосрочные.
Наряду с этим государство может использовать более простой, но менее привлекательный и наиболее опасный маневр – выпуск дополнительных денег в обращение. Это чисто инфляционный способ, негативно влияющий на денежное обращение.
В случае появившегося бюджетного излишка антиинфляционными мерами могут выступать противоположные меры:
1) погашение долга;
2)изъятие из обращения.
Современная бюджетная политика ориентируется не только на манипулирование денежными выбросами, но и на налоговую политику, которая играет важную роль и без которой, ни расширительные, ни ограничительные процессы оказываются недостаточными.
Исследования показали, что динамика бюджета, как и производства, имеет циклические колебания.
Во время спада производства для него характерного отрицательное сальдо, т.е. при приравнивании доходов и расходов он сводится с дефицитом.
Итак, теоретические исследования и практика
показали, что государственный бюджет
не является нейтральным по отношению
к экономическим колебаниям. Так же как
экономику, его целесообразно «балансировать»
на циклической основе.
2.5
Проблема государственного
долга
Несбалансированный бюджет приводит к государственному долгу. Государственный долг – сумма задолженности государства по кредитным операциям, являющаяся результатом заимствований при дефиците государственного бюджета. Может быть внутренним и внешним.
В последние годы во всех странах проявилась тенденция к значительному росту государственного долга, а также увеличению доли государственного долга, приходящиеся на иностранных кредиторов, т.е. внешнего долга. Это повод для серьезного беспокойства правительств государств.
Погашение долга требует ежегодных процентных платежей.
Выплата процентов и суммы долга предполагает передачу части реального ВВП в распоряжение кредиторов. С одной стороны, это приводит к снижению реального уровня жизни. С другой – к сокращению инвестиций, что определяет воспроизводственный процесс с уменьшением производственным потенциалом, означает перенос бремени государственного долга на плечи будущих поколений, замедление роста в долгом периоде.
Крупные ежегодные бюджетные дефициты имеют тенденцию стимулировать импорт и сдерживать экспорт, что нередко ведет к распродаже национального богатства.
Приток иностранных средств означает прирост внешнего долга, вызывает сокращение будущего национального производства.
Важным
негативом внешней
3.
Организационные
принципы и функции
финансов
Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отношения между гражданами и юридическими учреждениями ( фирмами, АО,институтами культуры и др. ). Через финансовый механизм государство (правительство) реализует все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за функционирующими производственными и финансовыми структурами. В ходе выполнения этих функций финансы используются в качестве индикатора роста национальной экономики, благосостояния, а также ограничения в развитии негативных моментов в экономическом росте. Они стимулируют снижения издержек производства предприятий и повышение их конкурентоспособности на мировом рынке, формирует структуру производства, межотраслевые и территориальные пропорции.
Следовательно, финансы – система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств финансовых ресурсов через особые фонды и учреждения.
Становление финансовых отношений происходит одновременно с развитием товарно-денежных отношений в целях обслуживания потребностей государства в организации аппарата управления и армии, борьба с нуждой и бедность.
Реализуются финансовые связи через финансовую систему, которая включает бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные формы предприятий и фирм коммерческих и некоммерческих структур и прочие специальные денежные, фонды. В рамках элементов финансовой системы формируются финансовые ресурсы как количественно определенная и специально предназначенная сумма денежных средств.
Различают финансы хозяйствующих субъектов, населения, государства. Финансы хозяйствующих субъектов — это совокупность финансовых связей между юридическими лицами (между предприятиями), юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами (населением). Экономическая или финансовая возможность этих финансовых отношений определяется через счета прибыли и убытков, через возможности, взаиморасчетов исключающих бартерные сделки.
Доходную часть финансов населения образуют доходы семей, расходную — различные виды расходов и сбережения населения. Сбережения образуют как бы отложенный спрос населения, хранятся в банках и образуют важный внутренний инвестиционный ресурс. Государственные финансы формируют сложную структурную часть финансовой системы. Ведущим звеном финансов государства выступает государственный бюджет доходов и расходов. Полнота, структура и наполняемость доходной части бюджета — показатель экономических возможностей и устойчивости государства. Используя бюджет, государство оказывает влияние на формирование межотраслевых, территориальных и социальных пропорций, осуществляет распределение и перераспределение ВВП, экономически обеспечивает выполнение целевых комплексных программ НТП и национальных планов экономического роста.
Расширяя объем государственных инвестиций, государство стимулирует повышение спроса на факторы производства, инновационную технику, рабочую силу. Все это ускоряет экономическую динамику, импульсирует рост промышленного и аграрного производства, занятость и улучшение условий жизнеобеспечения. За счет государственных финансов решаются многие социальные вопросы и проводятся программы по борьбе с бедностью, защиты окружающей среды, организации производства экологически чистых товаров и благ. Государственные финансы обеспечивают обороноспособность и защиту. В свою очередь военные расходы выступают импульсом к развитию многих отраслей промышленности, и прежде всего точного машиностроения, оптики, производства космических средств, связи и слежения.
Однако надо заметить, что длительная гонка вооружений и отраслевая милитаризация приводят к деструктуризации производства, появлению дефицита потребительских благ, истощению экономики и т.д. А последующая перестройка производства с военного производства на изготовление мирной потребительской продукции требует от общества колоссальных прямых и косвенных затрат.
К концу XX в. в большинстве стран государственные финансы стали активно использоваться для достижения результатов стабильного роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики, ускорения НТП. Преодоления региональной неравномерности в распределении и использовании ресурсного и трудового потенциалов. Совокупность государственных мер по оптимизации в развитии экономических и социальных условий с использованием централизованных денежных ресурсов образует финансовую политику государства. Она не одинакова в различных национальных образованиях, но общая тенденция в ее проведении для разных государств состоит в материальном обеспечении национальных концепций по социализации жизни: использованию научных достижений, повышению производительности труда, росту качества жизни людей. В целом финансовая политика призвана осуществлять распределительные и контрольные функции. Это предполагает активное участие государственных финансов в распределении и перераспределении ВВП и контроле со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного продукта общества.
В условиях рыночных отношений финансовый контроль и государственный аудит направлены на обеспечение динамичного развития государственного и частного предпринимательства. Предприниматель — главная фигура рыночной экономики, а предпринимательство определяет сущностное содержание общественных отношений. Контроль над формированием и использованием стоимостных, финансовых показателей охватывает разные стороны производительной и коммерческой деятельности предприятий и фирм. Он организуется высшими федеральными и региональными органами власти и осуществляется периодически при рассмотрении, как проектов бюджета, так и отчетов о его использовании.
Контроль доходной части бюджета обеспечивается финансовыми, налоговыми, таможенными органами и государственными и частными организациями аудита, которые проводят работу по взиманию налогов и следят за порядком их уплаты. В период перехода от командно-административной системы к рыночной внутренняя и внешняя финансовая политика направлена на формирование и упорядочение складывающихся предпринимательских (экономических) отношений. Она проявляется в радикальном перераспределении финансовых ресурсов.
Информация о работе Государственный бюджет как основа финансов