Государственный бюджет как основа финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение
1. История возникновения бюджета
2. Государственный бюджет и его сбалансированность
2.1 Понятие и роль государственного бюджета
2.2 Доходы государственного бюджета
2.3 Расходы государственного бюджета
2.4 Виды бюджета
2.5 Проблема государственного долга
3. Организационные принципы и функции финансов
4. Бюджетный процесс и его стадии
4.1 Бюджетное планирование и бюджетный процесс
4.2 Составление проектов бюджетов
4.3 Рассмотрение и утверждение бюджетов
4.4 Исполнение бюджетов
4.5 Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая (Госуд.бюджет как основа финансов).doc

— 184.50 Кб (Скачать)

       Кроме того, следует назвать ещё одно свойство бюджета – специализацию. Бюджетные росписи должны подразделяться на категории, главы, параграфы и статьи.

       Из всего этого можно сделать вывод, что государственный бюджет представляет сложное явление. Он одновременно касается и экономики, и финансов, и права, и политики. Эта многосторонность бюджета обуславливалась трудностью исследования государственного бюджета, устройства и установления самого понятия бюджета.

     Безусловно, бюджет понятие широкое и его  нельзя сводить только к росписи. Роспись относится к бюджету, как часть к общему. В этом смысле роспись есть только как приложение бюджетного закона к данному конкретному случаю. Бюджет определяет общие нормы составления и утверждения финансового плана, а роспись представляет собой финансовый план на данный период.

       Подчёркивая такой признак бюджета, как плановость, исследователи определили его как финансовый или хозяйственный план государства. Заслуга немецкого финансиста Шанца заключается в том, что он первым отметил плановую природу бюджета. В своей конструкции Шанц не только показал значение баланса бюджета, но дал картину самого бюджетного процесса. Тождественность бюджета и хозяйственного плана встречаются и у росписи учёных – И.А. Озерова, М.Д. Загряцкого.

       В «Финансовой энциклопедии», изданной в Москве в 1924г., бюджет определяется как «утверждённое в законодательном порядке общее предположение исчисления в принятой денежной единице предстоящих в определённом периоде времени государственных расходов и ожидаемых для покрытия их доходов с подведением баланса. Государственный бюджет – государственная роспись расходов и доходов».

     Содержание  бюджета как экономической категории  везде сводится к тому, что «государственный бюджет выражает финансовое отношение, связанное с образованием и использованием централизованного фонда денежных ресурсов страны». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Государственный  бюджет и его  сбалансированность 

     2.1 Понятие и роль  государственного  бюджета 

       Центральное место в системе государственных финансов принадлежит государственному бюджету, представляющему централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций.

     Государственный бюджет «балансирует» денежные доходы и расходы государства. Является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления антикризисных мероприятий.

       По своему материальному содержанию бюджет – это фонд централизованных финансовых ресурсов, по экономической роли – регулятор производства и потребления в обществе, по социальной природе – система денежных и иных общественных отношений между государством, физическим и юридическим лицами. Он также имеет политическое и управленческое содержание, выполняя ряд функций в общественном «организме».

     Бюджет  выступает в качестве экономической  категории, представляет собой денежные отношения, возникающих в результате распределения и перераспределения ВВП в целях образования и использования централизованного денежного фонда. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно распределения своей деятельности, так важного элемента проведения экономической и социальной политики.

     Любой бюджет выполняет следующие основные функции:

       1.Перераспределения внутреннего валового продукта (ВВП);

       2.Государственного регулирования экономики страны и стимулирования экономической деятельности;

       3.Осуществления социальной политики государства и финансового обеспечения бюджетной сферы в целом;

       4.Контроля над образованием и использованием централизованных фондов денежных средств; 

     2.2 Доходы государственного  бюджета 

       Доходы государственного бюджета состоят из трех основных источников:

     1. налогов, прямых и косвенных,  взимаемых как центральными, так  и местными финансовыми структурами;

     2. государственных займов;

     3. поступлений из так называемых  внебюджетных или целевых фондов, значимость которых в современных  условиях чрезвычайно высока, поскольку они имеют социально – экономическую направленность – социальное страхование, подготовку и переподготовку рабочей силы, строительство дорог, охрану окружающей природной среды и т.д., хотя и невелика их налогооблагаемая база.

       В структуре налогов ведущее место занимает индивидуальный подоходный налог, достигающий половины всех поступлений в бюджет. При этом объектами налогообложения выступают личные доходы граждан, независимо от источников получения – заработная плата, прибыль, процент, рента, гонорары и т.д. В различных странах существуют различные методики их изъятия. Как правило, используются прогрессивные системы налогообложения доходов.

       Доходы бюджета включают в себя обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет и состоящие из налоговых и неналоговых доходов, кроме того, доходы бюджета образуются за счёт безвозмездных перечислений.

       Под налоговыми доходами подразумеваются платежи, которые не подлежат обмену, в пользу бюджета. К ним также относятся штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства.

       К неналоговым доходам относятся: доходы от продаж и использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; штрафы, внимание которых не связано с налогами; доходы от платных услуг.

       Существенная роль принадлежит косвенным налогам, включаемым в цену товаров и целиком оплачиваемым покупателями.

       К косвенным налогам относятся: акцизы (вид косвенного налога на товары массового потребления – акцизная марка ) , таможенные пошлины , фискальный монопольный налог (лат. fiscus – государственная казна) и т.д.

       В зависимости от источников поступления бюджетные доходы можно подразделить на собственные и регулирующие.

       1.Собственные доходы бюджетов– это виды доходов, закреплённые на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К ним относятся: налоги и другие обязательные платежи.

       2.Регулирующие доходы бюджета – федеральные и региональные налоги, иные платежи.

     Наиболее  сложная проблема в бюджетном устройстве – бюджетный федерализм, т.е. бюджетное взаимоотношение центра и регионов. Доходная часть территориального бюджета состоит из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций, субсидий и кредитных ресурсов.

     Механизм  трансфертов – ещё одно понятие бюджетных отношений. В 1994г. Был введён новый механизм межбюджетных отношений, при котором основным регулятором их, стал выступать Целевой Фонд финансовой поддержки регионов. Он и стал источником выделения трансфертов.

     Трансферт – это средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящие из Фонда финансовой поддержки; перечисляются ежемесячно.

     Регионы объединяются в зависимости от географического  положения, а также от факторов, в  наибольшей степени влияющих на доходы и расходы бюджетов.

     Трансферты  выделяются только тем регионам, которые действительно « нуждаются в поддержке».

     Для выравнивания доходов важно создать  взаимоотношения между ресурсами  и местными бюджетами. 

     2.3 Расходы государственного  бюджета 

     Вторым  важнейшим направлением бюджетной  политики являются расходы, обеспечивающие финансовыми ресурсами потребности государства и населения. Расходы бюджета выполняют своё функциональное назначение, вытекающее из основных функций государства (государственное управление, международная деятельность, национальная оборона) ведомственное - обеспечение адресного выделения бюджетных ассигнований, экономические - те виды финансовых операций, с команды которых, государство выполняет расходы внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами (выделение средств на заработную плату, субсидии, дотации, покупка товаров и услуг, выплата процентов по долгам, предоставление кредитов другим экономическим агентам и др.)

       Расходными статьями бюджета являются:

       - расходы на государственное управление;

       - на военные нужды;

       - на социально – экономические цели, в том числе создание социальной инфраструктуры;

       - на хозяйственную деятельность государства;

       - на осуществление внешнеэкономической деятельности и т.д.

       Расходы бюджета делятся на текущие и капитальные.

       Капитальные расходы бюджета представляют только часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность.

     В составе капитальных расходов сформулирован  бюджет развития, средства которого используются для кредитования, инвестирования проектов.

     Объём денежных средств, направленных в бюджетное  развитие, устанавливается федеральным  законом о бюджете на следующий  год

     Текущие расходы бюджета – это часть  расходов бюджета, обеспечивающая: текущее  функционирование органов государственной  власти и местного самоуправления, а также бюджетных учреждений; оказание государственной поддержки другим бюджетным и отдельным отраслям экономике.

       Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, национальную конкурентоспособность на мировых рынках.

       Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулирующие экспорт и в долгосрочном плане улучшают платёжный баланс, открывают для экономики страны, новее зарубежные страны, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

       Поскольку уровни развития государственного регулирования экономики, его конкретные цели, национальный опыт программирования, доли государственной собственности в экономике разных стран неодинаковы, различна и роль бюджетных расходов в хозяйстве.

       В целом, расходы бюджета играют в государственном регулировании экономики несравненно меньшую роль, чем бюджетные доходы, и в первую очередь такие инструменты, как налоги и ускоренное амортизационное списание основного капитала. 

     2.4 Виды бюджета 

       При формировании бюджета важное значение имеет достижение его сбалансированности, т.е. равенство доходной и расходной частей. Превышение дохода над расходами называется профицитом, расхода над доходами дефицитом. Они являются регулирующем и контролирующем инструментом бюджетной политики.

       Хотя бюджетный дефицит – является нежелательным, оно не обязательно относится к разряду чрезвычайных. В современном мире, пожалуй, нет государства, которое в определённые периоды своего развития не сталкивалось с бюджетным дефицитом. Качество дефицита может быть различным:

       1.связанным с необходимостью вложения крупных средств в развитие экономики;

       2.обусловленным чрезвычайным обстоятельством (стихийным бедствием), когда не хватает предусмотренных резервов.

Информация о работе Государственный бюджет как основа финансов