Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:52, курсовая работа
Украина как суверенное государство находится сегодня на пути демократической перестройки. Перед ней стоят важные социально-экономические проблемы, решение которых связано с обеспечением макроэкономической стабильности и экономического роста, повышением эффективности и качества предоставления услуг населению.
Известно, что в рыночных условиях бюджет является основным инструментом государственного регулирования всех социально-экономических процессов в стране. Поэтому главный вопрос, стоящий сегодня перед обществом, это принципы ведения финансового хозяйства государства, его бюджетное устройство и бюджетный процесс.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………4
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА
КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ СТРАНЫ ……………………………….6
1.1.Сущность макроэкономической категории "государственный
бюджет"…………………………………………………………………………. 6
1.2.Характеристика основных показателей бюджета ……………………….. 9
1.3.Роль бюджета в финансово-кредитном механизме ……………………… 12
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА БЮДЖЕТА, ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО СТРОЯ
И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТОМ УКРАИНЫ……………………14
2.1.Структура бюджета и основы бюджетного строя Украины ……………. 14
2.2.Система управления бюджетом ……………………………………………18
РАЗДЕЛ 3. ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
3.1. Анализ приоритетных направлений государственной программы
социального и экономического развития Украины …………………………. 22
РАЗДЕЛ 4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ……………………………………… 26
4.1. Направления совершенствования бюджетного процесса ……………… 26
4.2. Пути совершенствования формирования доходов местных бюджетов … 29
4.3. Мероприятия реформирования межбюджетных отношений ………… 31
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………… 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………. 40
Общественное благосостояние зависит также от правильного осуществления бюджетного регулирования межбюджетных отношений, т.е. регулирование является неотъемлемым элементом этих отношений. Бюджетное регулирование - это процесс сбалансирования доходов и расходов бюджетов разных уровней, входящих в бюджетную систему.
Ситуация с наполнением государственного бюджета дает основания говорить об определенных негативных тенденциях в обеспечении общественного благосостояния. Так, для роста общественного благосостояния необходимо оптимизировать распределение финансовых ресурсов через бюджетный механизм при предоставлении общественных благ и услуг.
РАЗДЕЛ 4
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
4.1. Направления совершенствования бюджетного процесса
Государственный бюджет - основное орудие
экономического планирования, макроэкономической
стабилизации и экономического роста.
Формирование доходной и расходной частей
государственного бюджета связано с основными
макропоказателями экономического и социального
развития на соответствующий год.
Бюджет является предпосылкой финансовой стабильности государства, он должен выполнять функцию финансовой конституции. В Украине на сегодня эффективная бюджетная система не построена. Возникает необходимость совершенствования бюджетного процесса.
Бюджетный процесс - это регламентированная нормами права деятельность, связанная с составлением, рассмотрением, утверждением бюджетов, их выполнением и контролем за исполнением, заслушиванием отчетов об исполнении бюджетов, входящих в бюджетную систему Украины. Бюджетный процесс имеет следующие стадии:
- Составление проектов бюджетов;
- Рассмотрение и принятие
закона о Государственном
- Выполнение бюджета, решений о местных бюджетах;
- Подготовка и рассмотрение отчета о выполнении бюджета и принятие решения по нему.
Первая стадия - составление проектов бюджетов. Именно здесь закладываются все основные составляющие будущего бюджета и создаются предпосылки, которые приводят к нарушениям бюджетного процесса. О какой объективной статистической наполняемости бюджета можно говорить, когда заложенные в проект бюджета показатели не отражают реальной ситуации в экономике. По оценкам специалистов, теневая экономика в Украине составляет не менее 50% . Не ведется даже элементарного учета теневых предприятий. Естественно, что они отсутствуют в расчетах Министерства статистики, Минфина, а это приводит к тому, что финансовые показатели не отражают реальной действительности. Теневая экономика, не давая ничего бюджету, еще и претендует на определенную часть бюджетных средств.
Многие ученые и практики
утверждают, что в Украине существует
непомерный налоговый пресс, хотя по мировым
меркам у нас небольшие налоги, просто
происходит несправедливое распределение
бюджетных средств.
По всем научным канонам государство существует
для человека, а не наоборот. Каждый человек
или предприятие создают в процессе своей
деятельности общественные блага и таким
образом участвуют в создании ВВП определенного
государства. То же можно сказать о регионах
Украины, как крупнейших участниках бюджетного
процесса. В свою очередь все эти субъекты
ждут от государства определенных благ,
которые она должна им предоставить. Вот
тут и возникает конфликт.
Часть граждан, предприятий и, наконец, регионов чувствуют себя ущемленными, обделенными государством. У них создается впечатление, что они отдали государству гораздо больше, чем получили, теряется смысл дальнейшего развития. Если ввести такое понятие, как "государственная отдача", то получается, что бюджетные средства распределяются непропорционально. Сюда следует добавить злоупотребления некоторых субъектов бюджетных отношений, которые сознательно занижают доходы, но завышают свои затраты. Это проявляется как на уровне предприятий, так и на уровне государственных органов. "Крайними" в этой ситуации остаются социально незащищенные слои населения.
Все последующие этапы бюджетного процесса приобрели в Украине искаженные форм и это при том, что государство сегодня имеет возможности их регулирования. С каждым годом в Украине доля государственных финансов уменьшается. Это свидетельствует о том, что роль государства как участника хозяйственных процессов ослабляется.
За все решения, связанные
с бюджетными средствами, необходимо
ввести четкую систему ответственности, вплоть
до уголовной.
По мнению специалистов, для построения
эффективной бюджетной системы Украины
необходимо работать в нескольких направлениях.
1. Прежде всего, необходимо внести изменения в законодательные акты по поводу ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Кроме имущественных санкций, надо усилить уголовную ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Цель этих мероприятий очевидна: довести до сознания всех участников бюджетного процесса, бюджетные средства - это не "бесхозное" имущество, они принадлежат государству, и государство как эффективный собственник жестко наказывать за любое нарушение бюджетных процедур.
2. Необходимо комплексно
подойти к административной
3. Законодательно необходимо
разделить полномочия и
4. Необходимо продолжать политику усиления самостоятельности местных органов власти, совершенствуя при этом функции контроля за их работой.
5. Необходимо стимулировать регионы, а для этого нужно доработать подход, который используется при расчете межбюджетных трансфертов. При всех своих плюсах он лишает сильные регионы стимула развития (10% оставленных регионам средств в случае превышения доходов - это явно не эффективный стимул). Здесь важно просчитать золотую середину: при индивидуальных особенностях каждого отдельного региона необходим системный подход.
Принятие Бюджетного кодекса не решило всех проблем в бюджетной сфере. Главное сегодня осознавать, что это только полшага, полумера, и останавливаться на достигнутом ни в коем случае нельзя. Только тогда граждане почувствуют, что они живут в демократическом обществе, в государстве, по-настоящему заботится о благополучии своих граждан, когда бюджет станет финансовой конституцией государства, и все бюджетные процессы будут понятными и эффективными для всех его участников.
4.2. Пути совершенствования
формирования доходов местных бюджетов
Надежным источником доходов как местного,
так и государственного бюджетов являются
налоги. Проблемой остается определение
оптимальных форм и методов перераспределения
доходов, сбалансирование государственных
и местных интересов в бюджетном процессе,
их финансовое обеспечение.
За счет доходов, которые не учитываются
при определении объема межбюджетных
трансфертов, осуществляются расходы
на социальную защиту и социальное обеспечение;
программы местного значения относительно
молодежи, женщин, семьи; местные программы
развития жилищно-коммунального хозяйства
и благоустройства населенных пунктов.
С этой целью очень важно повышать долю
собственных доходов местных бюджетов.
Этому должно способствовать развитая
система местных налогов и сборов. Взиманию
налогов и сборов на уровне местного самоуправления
следует уделять особое внимание. Этот
вид платежей является основным источником
собственных поступлений.
Для обеспечения максимального поступления местных налогов и сборов в местные бюджеты необходимо принять меры по:
- недопущению задолженности в бюджет по коммунальным налогам;
- увеличению поступления рыночного сбора. Резервом для поступления рыночного сбора является эффективное использование помещений нерентабельных магазинов и образованных на территории соответствующих рынков по продаже сельскохозяйственной продукции и продукции промышленных предприятий, что даст дополнительные рабочие места и возможность ликвидировать торговлю в неположенных местах, обеспечит контроль за качеством;
- увеличению сбора за парковку автомашин, для чего необходимо создать специально оборудованные стоянки, а в местах стихийной парковки создать специально отведенные места для парковки, что позволит повысить ставку сбора.
В структуре налоговой системы Украины стоит выделить общие
налоги, которые распределяются между
государственным и местным бюджетами,
и установить долгосрочные стабильные
нормативы отчислений из этих налогов.
Бюджетный кодекс предоставляет местным
властям действенный рычаг в осуществлении
долгосрочной программы социально-экономического
развития. Речь идет о механизме формирования
и исполнения бюджета развития местного
самоуправления. Ресурсы этого бюджета
направляются на развитие местной социальной
и производственной инфраструктуры (дорог,
сферы обслуживания и т.п.), т.е. формируется
будущий профиль эффективной деятельности
села, города или района.
Политика органов местного самоуправления тесно связана с поддержкой и развитием предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса как ключевого элемента в экономическом подъеме территориальной громады.
Не хотят местные органы власти мириться и с тем, что государство ежегодно законом о государственном бюджете на соответствующий год освобождает от уплаты земельного налога его плательщиков и не компенсирует при этом местным бюджетам потерь доходов, что является источником проведения расходов местного значения. Они предлагают компенсировать эти потери путем предоставления местным бюджетам субвенций из государственного бюджета, за счет которой и будут проведены расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства, благоустройство, социальные программы местного значения и тому подобное.
4.3. Мероприятия реформирования межбюджетных
отношений
В ходе продвижения Украины в экономических преобразованиях на первый план все больше выходят вопросы реформирования системы межбюджетных отношений в контексте проведения взвешенной региональной политики. И это закономерно, поскольку различия в уровнях экономического и социального развития, природных условиях ее регионов весьма значительны. Учитывая, что формирование и реализация региональной политики через систему межбюджетных отношений - задача нелегкая, даже для стран с развитой рыночной экономикой, трудности, которые существуют в управлении территориальным развитием и его регулировании в Украине, порой трудно и оценить.
Необходимо осознать, что процессы в экономической и социальной жизни на региональном и местном уровнях развиваются настолько быстро, что дальнейшее промедление с принятием новой парадигмы управления региональным развитием и разработкой адекватной ей системы межбюджетных отношений как основного инструмента ее внедрения ставит под угрозу темпы экономического роста и социальную стабильность во всей стране. Существующая в стране бюджетная институциональная структура зашла в противоречие с жизненными реалиями.
Узловым вопросом является
определение концепции
Сегодня, при внедрении
той или иной модели межбюджетных
отношений, центральная власть решает проблемы,
связанные со значительными территориальными
различиями в уровнях экономического
и социального развития и благосостояния
населения, с экономическим возрождением
тех или иных территорий. В сферу влияния
политики финансового выравнивания входят
так называемые точки роста, которые являются
центрами генерации и распространения
новых знаний, технологий, высокотехнологичных
товаров и услуг. Такая политика, прежде
всего в Украине, направлена, к сожалению,
на изъятие средств из бюджетов этих регионов
с целью создания фонда финансового выравнивания
для поддержки депрессивных регионов.
Руководящей идеей политики финансового
выравнивания в условиях транзитивного
состояния общественной жизни в Украине
стало обеспечение "единых стандартов
и условий развития" и реализация этого
принципа идет в разрез с потребностями
экономической эффективности и необходимости
мобилизации всех имеющихся ресурсов
общества с целью обеспечения условий
для быстрого выхода из кризиса и обеспечения
экономического роста. Политика выравнивания,
которая осуществляется в Украине, не
позволяет реализовать указанные принципы,
поскольку ни регионы-доноры, ни регионы-реципиенты
в современных условиях финансового выравнивания
не имеют достаточных финансовых ресурсов
для обеспечения экономического роста.
Эмпирический опыт показывает, что в разные
периоды в странах доминирует одна из
составляющих государственной политики
регулирования развития территорий: при
экономическом росте- внимание уделяется
составляющей выравнивания, а в кризисный
период, наоборот, - стимулированию территории
с "цепным, шлейфовым" эффектом распространение
потенциала роста. Однако все эти составляющие
всегда присутствуют.
Информация о работе Государственный бюджет и финансирование государственных программ