Государственный бюджет и финансирование государственных программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Украина как суверенное государство находится сегодня на пути демократической перестройки. Перед ней стоят важные социально-экономические проблемы, решение которых связано с обеспечением макроэкономической стабильности и экономического роста, повышением эффективности и качества предоставления услуг населению.
Известно, что в рыночных условиях бюджет является основным инструментом государственного регулирования всех социально-экономических процессов в стране. Поэтому главный вопрос, стоящий сегодня перед обществом, это принципы ведения финансового хозяйства государства, его бюджетное устройство и бюджетный процесс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………4
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА
КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ СТРАНЫ ……………………………….6
1.1.Сущность макроэкономической категории "государственный
бюджет"…………………………………………………………………………. 6
1.2.Характеристика основных показателей бюджета ……………………….. 9
1.3.Роль бюджета в финансово-кредитном механизме ……………………… 12
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА БЮДЖЕТА, ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО СТРОЯ
И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТОМ УКРАИНЫ……………………14
2.1.Структура бюджета и основы бюджетного строя Украины ……………. 14
2.2.Система управления бюджетом ……………………………………………18
РАЗДЕЛ 3. ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
3.1. Анализ приоритетных направлений государственной программы
социального и экономического развития Украины …………………………. 22
РАЗДЕЛ 4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ……………………………………… 26
4.1. Направления совершенствования бюджетного процесса ……………… 26
4.2. Пути совершенствования формирования доходов местных бюджетов … 29
4.3. Мероприятия реформирования межбюджетных отношений ………… 31
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………… 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………. 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая гос бюджет и финан гос.програм.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

 

                                    Рис. 1.1.  Система государственных финансов

 

          С точки зрения последовательности распределения ВВП существует 2 варианта [14]:

  1. В условиях рыночной экономики;
  2. В границах административной экономики.

          В рыночной экономике созданный ВВП сначала делится между его производителями. Рабочие и служащие получают  заработную плату, предприниматели – прибыль. После этого осуществляется формирование бюджета путем налогообложения доходов юридических и физических лиц.

 При административной экономике государство сначала централизует в бюджете необходимую часть ВВП, а остаток делит между его производителями.

По уровню централизации ВВП в бюджете условно выделяют 3 модели:

  1. американская (25-30%);
  2. западноевропейская (30-40%);
  3. скандинавская (50-60%).

        Бюджет как  экономическая категория характеризует  движение денежных потоков между государством и юридическими и физическими лицами. Этим отношениям характерен спорный характер. Существует 2 способа решения финансовых противоречий [15]:

  1. Установление оптимальных пропорций распределения ВВП и его централизация в бюджете. Критерии оптимальности – обеспечение экономического роста и установление социальной гармонии в обществе. С одной стороны, бюджет не должен подрывать финансовую базу юридических и физических лиц, с другой, - создавать иждивенческие настроения в обществе.
  2. Увеличение ВВП – основной показатель, характеризующий экономику страны. Экономическое развитие дает возможность обеспечить постоянное возрастание доходов всех субъектов финансовых отношений. Одновременно с этим, поскольку потребности государства относительно стабильны, то в случае увеличения ВВП его относительная часть может быть больше, чем требуется.

 

1.2. Характеристика основных показателей бюджета

 

Бюджет представляет собой роспись доходов и расходов государства, которое утверждается органами законодательной и представительной власти в виде закона. Как финансовый план бюджет отражает экономическую, социальную, военную, международную политику государства.

Расходы на экономическую  деятельность государства определяются 2 факторами:

  1. Масштабами государственного сектора экономики;
  2. Экономической политикой государства (чему отдается предпочтение – бюджетному финансированию или налоговому регулированию).

       Уровень социальных расходов определяется финансовой моделью общества. Доходы бюджета характеризуют налоговую политику государства.

В Украине бюджет как  финансовый план имеет определенные отличия от бюджета как экономической  категории, поскольку в него включаются фонды целевого назначения. Поэтому для оценки реальной бюджетной политики необходимо проанализировать статьи доходов расходов «чистого» бюджета (без целевых фондов). Вместе с тем включение этих фондов в бюджет  обусловлено двумя причинами:

  1. Приданием им законодательной силы;
  2. Необходимостью осуществления государственного контроля за средствами этих фондов.

 Состояние бюджета как финансового плана характеризуется тремя показателями:

  1. Равновесие доходов и расходов;
  2. Бюджетный излишек – превышение доходов над нормативными расходами (профицит);
  3. Бюджетный дефицит – превышение расходов над постоянными доходами (налоговые доходы бюджета). При наличии бюджетного дефицита устанавливаются источники его покрытия (государственные займы, эмиссия денег). Причиной бюджетного дефицита является необходимость тратить средств значительно больше, чем это позволяют финансовые возможности бюджета. Теоретически избежать дефицита очень просто – сократить расходы или увеличить налоги. Но на практике, как правило, это процесс очень сложен, а иногда и невозможен.

      Бюджетный дефицит  не может иметь однозначной  оценки, так как существуют разные виды бюджетного дефицита:

По форме проявления бюджетный дефицит подразделяется на открытый и скрытый:

  • открытый – официально признанный в законе о бюджете;
  • скрытый – государством официально не признается. Это завышение плановых объемов доходов, включение в состав доходов бюджета источников покрытия бюджетного дефицита. Скрытый дефицит – более негативное явление, чем открытый.

        По причинам возникновения бюджетный дефицит бывает вынужденным и сознательным.

Вынужденный является следствием низкого уровня ВВП. Обусловлен недостатком финансовых ресурсов в стране.

Сознательный определяется характером финансовой политики государства – оно старается снизить уровень налогообложения для стимулирования экономики. В то же время недостаток ресурсов государство мобилизует с помощью займов. Кроме того, использование государственных займов необходимо для регулирования финансового рынка, индикатором которого являются государственные ценные бумаги. Для ценных бумаг устанавливается минимальный уровень процентных ставок при их максимальной надежности, с помощью ценных бумаг государство стимулирует или сдерживает финансовый рынок.

По направлениям дефицитного финансирования различают активный и пассивный бюджетный дефициты.

Активный дефицит – это направление средств на инвестиции в экономику, что способствует увеличению ВВП.

Пассивный дефицит – это покрытие текущих затрат.

Источниками покрытия дефицита выступают:

  1. Государственные займы;
  2. Денежная эмиссия.

Использование государственных  займов требует:

  • начисление временно свободных средств у кредиторов государства;
  • доверие со стороны кредиторов к государству;
  • заинтересованность кредиторов заполучить высокие гарантии возврата долга и удобной для кредитора процентной политики;
  • наличие реальных доходов от использования заемных средств, дающих возможность вернуть долг и выплатить проценты.

Государственные займы требуют четкой системы погашения государственного долга. Источниками этого погашения могут быть [16]:

  1. Дополнительные налоговые поступления, которые получает государство, благодаря увеличению ВВП, на основе инвестирования заемных средств;
  2. Увеличение уровня налогообложения;
  3. Уменьшение расходов бюджета;
  4. Выпуск новых займов.

 Денежная эмиссия: может использоваться только в случае жесткого контроля за использованием этих денег. Она исходит из ограничения отношения бюджетного дефицита к ВВП на уровне 2-3%. В случае использования денежной эмиссии основным фактором дефицита является направление этих средств – в инвестиции или на текущие расходы. Если средства направляются в инвестиции, то это дает возможность получить определенный доход, что, в свою очередь, амортизирует рост инфляции. В случае использования средств на текущие расходы инфляция становится необратимой.

 

          1. 3. Роль бюджета в финансово-кредитном механизме.

 

Финансово-кредитный  механизм является совокупностью финансовых методов влияния на социально-экономическое развитие страны. Он состоит из двух подсистем:

  1. Финансовое обеспечение;
  2. Финансовое регулирование.

Финансовое обеспечение осуществляется в таких четырех видах:

  1. Самофинансирование – покрытие затрат за счет собственных средств;
  2. Кредитование – покрытие затрат за счет заемных средств, это как регулирующая форма финансового обеспечения;
  3. Акционерный капитал – это форма коллективного капитала, дающего возможность концентрировать большие ресурсы и получить высокие доходы;
  4. Бюджетные ассигнования – форма государственного финансового обеспечения, которая с одной стороны, она является подчиненной, то есть используется тогда, когда не хватает других источников или их трудно сформировать (непривлекательные для частного бизнеса сферы деятельности), с другой стороны, эти ассигнования могут выполнять регулирующую роль при нарушении равновесия цен. Например, субсидии производителям сельскохозяйственной продукции или субсидии населению за коммунальные услуги. При определенных исторических условиях бюджетные ассигнования играют важную роль в формировании национальной экономики на основе кейнсианской теории бюджетного регулирования [17].

Финансовое регулирование связано с налоговой системой и его регулирующей функцией, а также с бюджетным субсидированием. Особая роль принадлежит бюджетному выравниванию.

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2

СТРУКТУРА БЮДЖЕТА, ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО

СТРОЯ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТОМ УКРАИНЫ

 

2.1.Бюджетный строй и бюджетная система Украины

 

Бюджетный строй определяет, каким образом осуществляется строительство бюджетной системы. Бюджетная система отражает совокупность всех видов бюджетов, которые создаются в данной стране соответственно ее бюджетному строю.

Структура бюджета рассматривается в горизонтальном и вертикальном разрезах [14].

В горизонтальном она характеризуется составом доходов и расходов, а также их удельный весом.

В вертикальном структура бюджета рассматривается по уровням государственной власти и управления и характеризуется взаимосвязанными понятиями «бюджетный строй» и «бюджетная система».

Бюджетный строй основывается на таких причинах:

  1. Виды бюджетов, создающихся в данной стране;
  2. Принципы построения бюджетной системы;
  3. Разграничение характера и форм взаимоотношений между бюджетами.

Возможны три варианта видов  бюджетов:

  • создание единого бюджета для всей страны;
  • создание отдельных региональных бюджетов;
  • создание на каждом уровне административного деления централизованных
  • и децентрализованных видов бюджетов.

         Как первый, так и второй варианты имеют  существенные недостатки и в  нашей стране не нашли применения.

По третьему варианту выделяются:

  • центральные бюджеты (государственные);
  • местные бюджеты.

       К центральным  бюджетам принадлежат централизованный  бюджет страны (в Украине – Государственный бюджет) и центральный бюджет федеративных образований ( в Украине это бюджет Автономной Республики Крым).

Местные бюджеты различаются по уровням административного деления и делятся на:

  • централизованные, согласно соответствующей административной единице (областные, районные, городские).
  • Децентрализованные (городские, сельские, поселковые и районные в городах).

         Бюджетная система в Украине до 2001 года  была определена Законом Украины «О бюджетной системе Украины». Его вторая редакция была принята в 1995 году. Первая редакция Закона, принятая в 1991 году одновременно с провозглашением независимости, юридически зафиксировала создание собственной бюджетной системы, являющейся одним из атрибутов государства. И только в 2001 году был принят бюджетный кодекс.

Согласно указанному Закону бюджетная  система Украины включает:

  • Государственный бюджет;
  • Республиканский бюджет Автономной Республики Крым;
  • Местные бюджеты.

Местные бюджеты делятся по уровню административного деления:

  • областные;
  • городские  (городов местного и районного подчинения с районным делением);
  • бюджеты городов (областного и районного подчинения без районного деления);
  • сел;
  • поселков;
  • районов в городах.

          В основе  построения бюджетной системы  лежит административно-территориальное деление данного государства. При этом создание бюджетов осуществляется при наличии соответствующего органа управления. Так, специфическим признаком Украины является то, что на сельском уровне могут создаваться единые для нескольких сел органы власти. Тогда создается и один бюджет на несколько сел.

Таким образом, ббюджетная система – это совокупность бюджетов всех уровней, которая регулируется правовыми нормами и формируется на единых принципах согласно государственного устройства и административно - территориального раздела Украины.

Существуют  правовые условия бюджетной системы, т.е. нормативно- правовыми актами, которые регулируют  бюджетные отношения Украины; Бюджетный кодекс; Закон «О Государственном бюджете на каждый год» и другие законы, кроме того  бюджетные отношения регулируют: нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины, центральных органов исполнительной власти; решения органов АР Крым, местных государственных администраций, органов самоуправления и т.д., все эти решения принимаются в соответствии с бюджетным кодексом. Огромную роль в оценке бюджета, как в финансовом плане играет cводный бюджет Украины.

   Сводный бюджет Украины – это совокупность показателей всех бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы Украины. Сводный бюджет используется для анализа прогнозирования социально-экономического развития государства.

Информация о работе Государственный бюджет и финансирование государственных программ