Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:52, курсовая работа
Украина как суверенное государство находится сегодня на пути демократической перестройки. Перед ней стоят важные социально-экономические проблемы, решение которых связано с обеспечением макроэкономической стабильности и экономического роста, повышением эффективности и качества предоставления услуг населению.
Известно, что в рыночных условиях бюджет является основным инструментом государственного регулирования всех социально-экономических процессов в стране. Поэтому главный вопрос, стоящий сегодня перед обществом, это принципы ведения финансового хозяйства государства, его бюджетное устройство и бюджетный процесс.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………4
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА
КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ СТРАНЫ ……………………………….6
1.1.Сущность макроэкономической категории "государственный
бюджет"…………………………………………………………………………. 6
1.2.Характеристика основных показателей бюджета ……………………….. 9
1.3.Роль бюджета в финансово-кредитном механизме ……………………… 12
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА БЮДЖЕТА, ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО СТРОЯ
И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТОМ УКРАИНЫ……………………14
2.1.Структура бюджета и основы бюджетного строя Украины ……………. 14
2.2.Система управления бюджетом ……………………………………………18
РАЗДЕЛ 3. ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
3.1. Анализ приоритетных направлений государственной программы
социального и экономического развития Украины …………………………. 22
РАЗДЕЛ 4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ……………………………………… 26
4.1. Направления совершенствования бюджетного процесса ……………… 26
4.2. Пути совершенствования формирования доходов местных бюджетов … 29
4.3. Мероприятия реформирования межбюджетных отношений ………… 31
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………… 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………. 40
С точки зрения последовательно
В рыночной экономике созданный ВВП сначала делится между его производителями. Рабочие и служащие получают заработную плату, предприниматели – прибыль. После этого осуществляется формирование бюджета путем налогообложения доходов юридических и физических лиц.
При административной экономике государство сначала централизует в бюджете необходимую часть ВВП, а остаток делит между его производителями.
По уровню централизации ВВП в бюджете условно выделяют 3 модели:
Бюджет как
экономическая категория
1.2. Характеристика основных показателей бюджета
Бюджет представляет собой роспись доходов и расходов государства, которое утверждается органами законодательной и представительной власти в виде закона. Как финансовый план бюджет отражает экономическую, социальную, военную, международную политику государства.
Расходы на экономическую деятельность государства определяются 2 факторами:
Уровень социальных расходов определяется финансовой моделью общества. Доходы бюджета характеризуют налоговую политику государства.
В Украине бюджет как финансовый план имеет определенные отличия от бюджета как экономической категории, поскольку в него включаются фонды целевого назначения. Поэтому для оценки реальной бюджетной политики необходимо проанализировать статьи доходов расходов «чистого» бюджета (без целевых фондов). Вместе с тем включение этих фондов в бюджет обусловлено двумя причинами:
Состояние бюджета как финансового плана характеризуется тремя показателями:
Бюджетный дефицит не может иметь однозначной оценки, так как существуют разные виды бюджетного дефицита:
По форме проявления бюджетный дефицит подразделяется на открытый и скрытый:
По причинам возникновения бюджетный дефицит бывает вынужденным и сознательным.
Вынужденный является следствием низкого уровня ВВП. Обусловлен недостатком финансовых ресурсов в стране.
Сознательный определяется характером финансовой политики государства – оно старается снизить уровень налогообложения для стимулирования экономики. В то же время недостаток ресурсов государство мобилизует с помощью займов. Кроме того, использование государственных займов необходимо для регулирования финансового рынка, индикатором которого являются государственные ценные бумаги. Для ценных бумаг устанавливается минимальный уровень процентных ставок при их максимальной надежности, с помощью ценных бумаг государство стимулирует или сдерживает финансовый рынок.
По направлениям дефицитного финансирования различают активный и пассивный бюджетный дефициты.
Активный дефицит – это направление средств на инвестиции в экономику, что способствует увеличению ВВП.
Пассивный дефицит – это покрытие текущих затрат.
Источниками покрытия дефицита выступают:
Использование государственных займов требует:
Государственные займы требуют четкой системы погашения государственного долга. Источниками этого погашения могут быть [16]:
Денежная эмиссия: может использоваться только в случае жесткого контроля за использованием этих денег. Она исходит из ограничения отношения бюджетного дефицита к ВВП на уровне 2-3%. В случае использования денежной эмиссии основным фактором дефицита является направление этих средств – в инвестиции или на текущие расходы. Если средства направляются в инвестиции, то это дает возможность получить определенный доход, что, в свою очередь, амортизирует рост инфляции. В случае использования средств на текущие расходы инфляция становится необратимой.
1. 3. Роль бюджета в финансово-кредитном механизме.
Финансово-кредитный механизм является совокупностью финансовых методов влияния на социально-экономическое развитие страны. Он состоит из двух подсистем:
Финансовое обеспечение осуществляется в таких четырех видах:
Финансовое регулирование связано с налоговой системой и его регулирующей функцией, а также с бюджетным субсидированием. Особая роль принадлежит бюджетному выравниванию.
РАЗДЕЛ 2
СТРУКТУРА БЮДЖЕТА, ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО
СТРОЯ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТОМ УКРАИНЫ
2.1.Бюджетный строй и бюджетная система Украины
Бюджетный строй определяет, каким образом осуществляется строительство бюджетной системы. Бюджетная система отражает совокупность всех видов бюджетов, которые создаются в данной стране соответственно ее бюджетному строю.
Структура бюджета рассматривается в горизонтальном и вертикальном разрезах [14].
В горизонтальном она характеризуется составом доходов и расходов, а также их удельный весом.
В вертикальном структура бюджета рассматривается по уровням государственной власти и управления и характеризуется взаимосвязанными понятиями «бюджетный строй» и «бюджетная система».
Бюджетный строй основывается на таких причинах:
Возможны три варианта видов бюджетов:
Как первый,
так и второй варианты имеют
существенные недостатки и в
нашей стране не нашли применен
По третьему варианту выделяются:
К центральным
бюджетам принадлежат
Местные бюджеты различаются по
уровням административного деле
Бюджетная система в Украине до 2001 года была определена Законом Украины «О бюджетной системе Украины». Его вторая редакция была принята в 1995 году. Первая редакция Закона, принятая в 1991 году одновременно с провозглашением независимости, юридически зафиксировала создание собственной бюджетной системы, являющейся одним из атрибутов государства. И только в 2001 году был принят бюджетный кодекс.
Согласно указанному Закону бюджетная система Украины включает:
Местные бюджеты делятся по уровню административного деления:
В основе
построения бюджетной системы
лежит административно-
Таким образом, ббюджетная система – это совокупность бюджетов всех уровней, которая регулируется правовыми нормами и формируется на единых принципах согласно государственного устройства и административно - территориального раздела Украины.
Существуют правовые условия бюджетной системы, т.е. нормативно- правовыми актами, которые регулируют бюджетные отношения Украины; Бюджетный кодекс; Закон «О Государственном бюджете на каждый год» и другие законы, кроме того бюджетные отношения регулируют: нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины, центральных органов исполнительной власти; решения органов АР Крым, местных государственных администраций, органов самоуправления и т.д., все эти решения принимаются в соответствии с бюджетным кодексом. Огромную роль в оценке бюджета, как в финансовом плане играет cводный бюджет Украины.
Сводный бюджет Украины – это совокупность показателей всех бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы Украины. Сводный бюджет используется для анализа прогнозирования социально-экономического развития государства.
Информация о работе Государственный бюджет и финансирование государственных программ