Государственный бюджет и финансирование государственных программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Украина как суверенное государство находится сегодня на пути демократической перестройки. Перед ней стоят важные социально-экономические проблемы, решение которых связано с обеспечением макроэкономической стабильности и экономического роста, повышением эффективности и качества предоставления услуг населению.
Известно, что в рыночных условиях бюджет является основным инструментом государственного регулирования всех социально-экономических процессов в стране. Поэтому главный вопрос, стоящий сегодня перед обществом, это принципы ведения финансового хозяйства государства, его бюджетное устройство и бюджетный процесс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………4
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА
КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ СТРАНЫ ……………………………….6
1.1.Сущность макроэкономической категории "государственный
бюджет"…………………………………………………………………………. 6
1.2.Характеристика основных показателей бюджета ……………………….. 9
1.3.Роль бюджета в финансово-кредитном механизме ……………………… 12
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА БЮДЖЕТА, ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО СТРОЯ
И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТОМ УКРАИНЫ……………………14
2.1.Структура бюджета и основы бюджетного строя Украины ……………. 14
2.2.Система управления бюджетом ……………………………………………18
РАЗДЕЛ 3. ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
3.1. Анализ приоритетных направлений государственной программы
социального и экономического развития Украины …………………………. 22
РАЗДЕЛ 4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ……………………………………… 26
4.1. Направления совершенствования бюджетного процесса ……………… 26
4.2. Пути совершенствования формирования доходов местных бюджетов … 29
4.3. Мероприятия реформирования межбюджетных отношений ………… 31
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………… 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………. 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая гос бюджет и финан гос.програм.doc

— 253.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ХЕРСОНСКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

КАФЕДРА ФИНАНСЫ И  КРЕДИТ

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Финансы»

 

на тему: «Государственный бюджет и финансирование

государственных программ »

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент:

____________________

(подпись)

Группы  2зФ

Устинова Н.П.

(Ф.И.О.)

Научный руководитель:

____________________

(подпись)

 

Доцент Сорокер Е.Е.

(Ф.И.О.)

Дата сдачи работы:

31.03.2012 г.

 

 

 

Керчь  2012

Херсонский национальный технический университет

 

Факультет  Керченский факультет______

Кафедра ___Финансы_и кредит__

Специальность ____6.030108 -  Финансы___

Дисциплина _____Финансы____

Курс___2____ Група_______2зФ_________

 

 

ЗАДАНИЕ

на курсовою работу студента

 

Устиновой Наталии Павловны


(фамилия, имя , отчество)

1. Тема работы: Государственный бюджет и финансирование государственных программ

  1. Срок сдачи студентом законченной роботи: 31.03.2012
  2. Исходные данные к работе Законодательные и нормативные документы, учебники, учебные пособия, научные разработки, периодические издания
  3. Зміст роботи: 1.Теоретические основы  формирования бюджета как основного средства управления социально-экономическим развитием страны;2. Структура бюджета, основы бюджетного строя и система управления бюджетом Украины; 3.Финансирование  государственных программ; 4. Методологические подходы к решению проблем государственного бюджета.
  4. Перелік графічного матеріалу  

Дата выдачи задания 31.03.2012

КАЛЕНДАРНИЙ ПЛАН

 

Название этапов курсовой работы

Срок выполнения этапов

 работы

Примеание

 

1

Утверждение темы

13.12.2011

Выполнено

2

Разработка плана

14.12.2011

Выполнено

3

Сбор и обработка теоретических  и практических материалов

15.12.2011 - 14.01.2012

Выполнено

4

Написание 1 раздела

15.01.2012-20.02.2012

Выполнено

5

Написание 2 раздела

20.02.2012-24.02.2012

Выполнено

6

Написание 3 раздела

25.02.2012-01.03.2012

Выполнено

7

Написание 4 раздела

02.03.2012-07.03.2012

Выполнено

8

Оформление  работы

10.03.2012

Выполнено


 

Студент _________________       Устинова Н.П.

                                                                       (подпись)

Руководитель курсовой работы              ________________          Сорокер Е.Е.


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………4

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА

КАК  ОСНОВНОГО СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ СТРАНЫ ……………………………….6

1.1.Сущность макроэкономической категории "государственный

бюджет"………………………………………………………………………….  6

1.2.Характеристика основных показателей бюджета ………………………..  9

1.3.Роль бюджета в финансово-кредитном механизме ……………………… 12

РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА БЮДЖЕТА, ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО СТРОЯ

И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТОМ УКРАИНЫ……………………14

2.1.Структура бюджета и основы бюджетного строя Украины ……………. 14

2.2.Система управления бюджетом ……………………………………………18

РАЗДЕЛ 3. ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ

3.1. Анализ приоритетных направлений государственной программы

социального и экономического развития Украины …………………………. 22

РАЗДЕЛ 4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ………………………………………   26

4.1. Направления совершенствования бюджетного процесса ……………… 26

4.2. Пути совершенствования формирования доходов местных бюджетов …  29

4.3. Мероприятия реформирования межбюджетных отношений …………   31

ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………… 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………. 40

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Украина как суверенное государство находится сегодня  на пути демократической перестройки. Перед ней стоят важные социально-экономические проблемы, решение которых связано с обеспечением макроэкономической стабильности и экономического роста, повышением эффективности и качества предоставления услуг населению. 

Известно, что в рыночных условиях бюджет является основным инструментом государственного регулирования всех социально-экономических процессов в стране. Поэтому главный вопрос, стоящий сегодня перед обществом, это принципы ведения финансового хозяйства государства, его бюджетное устройство и бюджетный процесс. 

Сейчас в Украине  существует целый ряд бюджетных проблем, без решения которых невозможно говорить о финансовой стабилизации. Поэтому одним из весомых вопросов является реформирование межбюджетных отношений, которые так остро обсуждается в политических и экономических кругах.

Причинами возникновения таких проблем является существующая старая бюджетная система и система межбюджетных отношений, правовое несоответствие норм законодательных актов между собой, что создает в процессе формирования, утверждения и исполнения государственного и местных бюджетов правовые коллизии и требует ежегодного их урегулирования через Закон "О Государственном бюджете Украины" на соответствующий год и принятие дополнительных законодательных и нормативно-правовых актов. При старой бюджетной системе и советской системе бюджетного финансирования затратный подход к формированию бюджета не давал реальной производительности. В бюджетной сфере обострились противоречия по перераспределению бюджетных ресурсов и полномочий между центральной, региональной и местной властью и порой перерастают в открытые конфликты. Неоднократными стали факты, когда бюджетные конфликты стали решаться с помощью судебной власти. Практика судебного рассмотрения этих конфликтов показывает, что без коренного изменения бюджетного законодательства и бюджетной реформы такие конфликты будут иметь место и впредь. 

Государственный бюджет подробно рассматривается в современной  литературе, потому как вопрос имеет весьма большое значение для развития экономических отношений, решения социальных проблем населения страны.

Рассматриваются предложения по совершенствованию бюджетного процесса и реформированию межбюджетных отношений.        

Целью данной работы является анализ государственного бюджета как  важнейшего элемента финансовой системы  общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления основных теоретических аспектов проблем формирования и эффективного использования бюджетных средств. 

Задача курсовой работы состоит в том, чтобы систематизировать  и обобщить имеющиеся сведения, дать как можно более точные данные, выявить действительное положение украинского государственного бюджета и поднять его проблемы. 

В данной работе рассматривается  государственный бюджет как экономическая категория, выявлена ​​сущность бюджета и его составляющих, проведен анализ механизма управления и обслуживания государственного долга, как результата несовершенной бюджетной политики. Также рассмотрены возможные направления совершенствования бюджетного процесса, предложены меры по реформированию межбюджетных отношений которые позволят улучшить экономическую ситуацию в стране.  

Предметом курсовой работы является исследование сущности, результатов и последствий такой экономической категории как государственный бюджет. Объектом выступает экономическая система государства в целом.

 

 

РАЗДЕЛ 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА

КАК  ОСНОВНОГО СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ СТРАНЫ

 

1.1. Сущность макроэкономической  категории "государственный 

бюджет" 
 
        Бюджет согласно закону Украины "О бюджетной системе Украины" - это "... план образования и использования финансовых ресурсов для обеспечения функций, осуществляемых органами государственной власти".

Одной из задач, или таких функций, является поддержание рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер и отраслей национальной экономики. Бюджет как самостоятельная экономическая категория является формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, которые выполняют специфическое назначение - удовлетворение потребностей как общества в целом, так и его административно-территориальных структур в финансовых ресурсах. Идеологией формирования бюджета, определение источников и сумм поступления в него средств, государственных расходов, пути покрытия дефицита называют бюджетной политикой. Государственным бюджетом, как контролируемым денежным фондом государства, распоряжается правительство. 
        Сущность бюджета реализуется через его функции. Основных, четко структурированных функций две - распределительная и контрольная.

В экономической литературе называют также и дополнительные функции - экономической безопасности государства, обеспечения существования государства и т.п..        

Через распределительную  функцию государство сосредоточивает  в своих руках все источники  бюджетных поступлений, чтобы потом  использовать их с наибольшей эффективностью. Ни одна из других звеньев финансов не осуществляет такого многопрофильного перераспределения как по вертикали, так и по горизонтали экономики. Это перераспределение между министерствами, ведомствами, между блоками отраслей, территориальное перераспределение. Сфера действия распределительной функции довольно значительная. Это объясняется тем, что в бюджетных отношениях участвуют практически все члены общества. Основой бюджетного распределения является чистый доход, который образуется в обществе. 
        Сущность контрольной функции заключается в том, что общество в лице специфических государственных или негосударственных структур контролирует и оптимизирует бюджетное распределение. Выполнение контрольной функции способствует оптимальному движению бюджетных ресурсов, как в части их сбора, так и распределения.        

Функционирование бюджета  осуществляется во взаимодействии двух его особых форм - доходов и расходов, каждая из которых имеет специфическое общественное назначение.        

За счет доходов формируется  финансовая база деятельности государства, а за счет расходов обеспечиваются экономические и социальные потребности всех членов общества.

Бюджет государства является главным  звеном государственных финансов (рис.1.1).

Специфическими признаками данных отношений является [13]:

  1. Перераспределительный характер – бюджет выполняет функции перераспределения ВВП между отраслями, регионами, социальными слоями населения, при использовании государственных займов.
  2. Всеохватывающий характер – ими охвачены все юридические и физические лица.
  3. Законодательное регулирование – осуществляется по трем направлениям:
  • общим законом «Бюджетным кодексом»;
  • законами, которые регламентируют пополнение доходов и финансирование расходов;

- принятие ежегодного закона (решения) о бюджете на следующий бюджетный год. Роль и место бюджета в обществе определяется финансовой моделью страны.

 

                                               Звенья

Бюджет

Государ-ства

Целевые

фонды

Государ

ственный

кредит

Финансы

предприятия

 

 

Уровни

Общего-

сударст-  венные   финансы

Государ-ствен-

ный

бюджет

Общегосудар-  ственные

фонды

Государ-ствен-

ные

займы

Финансы

государ-ствен-

ного  сектора

     Местные

финансы

Местные

бюджеты

Регио-нальные

фонды

Местные

займы

Финансы

Муници-пального

хозяйства

Информация о работе Государственный бюджет и финансирование государственных программ