Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:52, курсовая работа
Украина как суверенное государство находится сегодня на пути демократической перестройки. Перед ней стоят важные социально-экономические проблемы, решение которых связано с обеспечением макроэкономической стабильности и экономического роста, повышением эффективности и качества предоставления услуг населению.
Известно, что в рыночных условиях бюджет является основным инструментом государственного регулирования всех социально-экономических процессов в стране. Поэтому главный вопрос, стоящий сегодня перед обществом, это принципы ведения финансового хозяйства государства, его бюджетное устройство и бюджетный процесс.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………4
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА
КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ СТРАНЫ ……………………………….6
1.1.Сущность макроэкономической категории "государственный
бюджет"…………………………………………………………………………. 6
1.2.Характеристика основных показателей бюджета ……………………….. 9
1.3.Роль бюджета в финансово-кредитном механизме ……………………… 12
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА БЮДЖЕТА, ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО СТРОЯ
И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТОМ УКРАИНЫ……………………14
2.1.Структура бюджета и основы бюджетного строя Украины ……………. 14
2.2.Система управления бюджетом ……………………………………………18
РАЗДЕЛ 3. ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
3.1. Анализ приоритетных направлений государственной программы
социального и экономического развития Украины …………………………. 22
РАЗДЕЛ 4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ……………………………………… 26
4.1. Направления совершенствования бюджетного процесса ……………… 26
4.2. Пути совершенствования формирования доходов местных бюджетов … 29
4.3. Мероприятия реформирования межбюджетных отношений ………… 31
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………… 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………. 40
В сводный бюджет входит:
Кроме того, существуют свободные бюджеты областей, в которые входят сводный областной бюджет, сводный бюджет районов и сводный бюджет городов областного значения.
В сводный бюджет районов входит:
Сводный бюджет городов областного значения:
Государственному бюджету Украины принадлежит ведущее место в бюджетной системе.
Через него осуществляются финансовые затраты на :
Все бюджеты сводного бюджета Украины имеют самостоятельный характер.
Самостоятельность всех уровней обеспечиваются наличием собственных источников доходов и правом определения направления использования средств в соответствии с существующим законодательством.
Бюджетное устройство – это организация и принципы строительства бюджетной системы взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы.
Бюджетный процесс – регламентированный законодательством порядок при котором осуществляется составление, рассмотрение и утверждение бюджетов всех уровней, контроль за исполнением бюджетов, утверждение отчетов об исполнении бюджетов.
2.2..Система управления бюджетом
Систему управления бюджетом
можно представить как
Можно выделить три группы органов управления бюджетом [15].
К первой группе относятся органы законодательной и исполнительной власти. Поскольку Государственный бюджет как основной финансовый план государства утверждается как Закон, то Верховная Рада выступает в этом случае главным органом по управлению бюджетом. Многочисленные местные бюджеты утверждаются на соответствующих местных уровнях местными законодательными органами – Советами народных депутатов, которые выступают главным органом в управлении местным бюджетом. Органы исполнительной власти (Кабинет Министров, государственные администрации, исполнительные комитеты) обеспечивают подготовку проекта соответствующего бюджета и его дальнейшего выполнения. Президент Украины, от лица исполнительной власти, подает проект Государственного бюджета Верховной Раде, контролируя ход его составления и выполнения.
Другую группу составляют органы оперативного управления бюджетом. К ней относятся: органы системы Министерства финансов (Министерство финансов Украины, Министерство финансов Автономной Республики Крым; областные и городские финуправления, а также финуправления городов Киева и Севастополя, городские и районные финансовые отделы, Контрольно-ревизионная служба Украины, Государственное казначейство, Государственная налоговая администрация, Счетная палата.
Органы системы Министерства финансов непосредственно выполняют работу, связанную с составлением соответствующего бюджета, и обеспечивают его выполнение.
Государственная налоговая
администрация осуществляет контроль
за соблюдением
Контрольно-ревизионная
служба осуществляет контроль
за целевым, рациональным и
правильным использованием
Государственное казначейство организует и осуществляет кассовое выполнение Государственного бюджета и ведет учет его кассового выполнения, а также готовит отчетность о ходе выполнения сводного бюджета государства.
Государственная налоговая администрация, Контрольно-ревизионная служба и Государственное казначейство были созданы на базе соответствующих подразделений органов системы Министерства финансов.
Счетная палата Украины осуществляет контроль за своевременным выполнением Государственного бюджета Украины, образованием и погашением внутреннего и внешнего долга Украины, денежной эмиссией, соблюдением действующего законодательства в области бюджетной политики.
Третью группу составляют органы нефинансового профиля. Выполняя возложенные на них обязанности, они также связаны с бюджетом, пополняя его. Их можно подразделить на две подгруппы.
К первой подгруппе мы относим такие органы как: Таможенные органы и их подразделения; органы Министерства внутренних дел; органы юстиции и нотариальные конторы; разного рода природоохранные органы и инспекции; органы государственной инспекции по контролю за ценами и прочее.
Эти органы связаны с бюджетом по линии формирования доходов, поскольку им предоставлено право начислять и взимать определенные платежи (таможенные и государственные пошлины), взыскивать штрафные санкции (штрафы за нарушение таможенных правил, за нарушение экологического законодательства, правил охоты и рыболовства, пользования водными, лесными и другими естественными ресурсами, законодательства в сфере ценообразования).
Ко второй подгруппе органов третьей группы управления бюджетным процессом относят различные управленческие структуры, прежде всего, отраслевые министерства и ведомства, а также предприятия, организации, учреждения, руководители которых наделены функциями распорядителей средств, то есть получают денежные средств из бюджета и осуществляют финансирование подведомственных предприятий, организаций, учреждений и других структур (несут ответственность за их целевое использование). Эти органы связаны с бюджетом по линии финансирования расходов.
Структура бюджетного процесса включает два направления: бюджетное планирование (составление, рассмотрение, утверждение) и выполнение бюджета.
Уровень бюджетного планирования зависит от нескольких факторов он:
- определяет четкость формирования целей и задач, которые решает государство.
- зависит от достоверности информации, которая используется при расчетах проекта бюджета.
- зависит от методов, которые используют в процессе бюджетного планирования.
Известно три метода планирования показателей бюджета:
1)метод прямого счета;
2)нормативный;
3)аналитический.
Метод прямого счета предусматривает определение показателей в бюджете, исходя из реальных потребностей и показателей в разрезе отдельных статей доходов и расходов по каждому предприятию, организации, учреждению, гражданину.
Нормативный метод основан на использовании норм и нормативов, установленных по отношению как к детальным, так и к обобщающим показателям.
Аналитический метод предусматривает расчёт плановых показателей на основе которых определяется влияние на них разнообразных факторов, с использованием, в том числе, и процесса моделирования бюджетных показателей.
Бюджетное планирование в целом основано на балансовом методе. Существует три варианта сбалансирования бюджета:
• уменьшения расходов;
• увеличения доходов;
• определение источников покрытия дефицита бюджета
Нарушение баланса бюджета влечёт за собой негативные последствия.
РАЗДЕЛ 3.ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
3.1. Анализ приоритетных направлений государственной программы социального и экономического развития Украины
Ограниченность рыночных методов обеспечения достойного уровня жизнедеятельности человека создает объективные условия для государственного вмешательства с целью роста общественного благосостояния. В научной литературе благосостояние общества рассматривается как основа реального положения социальных групп и индивидуумов в социально-экономической структуре общества. Условия рыночной экономики проявляют различные формы неравномерного распределения социальных благ как относительно получения, так и относительно использования доходов и услуг, а также субъективное отношение к степени удовлетворения потребностей, уровня благосостояния каждого члена общества. Где проходит грань между эффективным (тем, что повышает благосостояние) и неэффективным вмешательством государства, остается предметом острых дискуссий и споров, поскольку во многих случаях такое вмешательство мешает оптимальному распределению доходов для роста благосостояния населения.
Рассматривая государство как
одного из участников рынка, следует
особо учитывать то обстоятельство,
что государство имеет
По сути, главным инструментом реализации
конституционных обязанностей государства
являются государственные финансы как
составная часть финансовой системы страны.
Бюджетная политика - это неотъемлемая составляющая финансовой политики государства, которая ориентируется на тот же исходный принцип регулирования движения финансовых потоков - обеспечение компромисса интересов всех участников рынка, направленного на рост совокупного потребления. Бюджетное финансирование социальной сферы выступает основной составляющей обеспечения роста общественного благосостояния.
Постоянная трансформация
Сегодня происходят объективные сдвиги в сторону преодоления этойго противоречия путем применения общественно ориентированного поведения, целесообразной для индивидуума, и, наконец, это соответствует его собственным интересам.
Усилия, направленные на преодоление несовершенств рынка, во многих случаях объясняют усиление регулирующей роли государства. Существенной причиной роста доли государственных расходов в ВВП также новая роль государства в сфере социального страхования и перераспределения доходов с помощью налогов и трансфертов. Усилия государства в этой области базируются на финансовых и этических мотивах. Вместе с тем следует отметить тот неоспоримый факт, что практическое осуществление ряда социальных программ порождает и непредсказуемые негативные побочные явления, в частности снижение эффективности экономики.
Для обеспечения благосостояния
населения государство
Растущий объем финансовых ресурсов, который направляется на покрытие общественных расходов, предусматривает их эффективное использование с позиции как макро-, так и микроэкономического анализа.
Макроэкономический подход включает оценку распределения ресурсов на покрытие общественных расходов с точки зрения достижения устойчивости и сбалансированности основных показателей уровня общественного благосостояния, таких как ВВП и национальный доход на душу населения, уровень безработицы и занятости и т.д. Важное значение имеет и микроанализ общественных расходов, который проводится с позиций первичной хозяйственного звена, а именно домохозяйства. Он предусматривает оценку механизмов формирования и структуры семейного бюджета, поскольку существует тесная взаимосвязь между расходами семьи на приобретение социально значимых благ и статьям государственного бюджета на соответствующие виды расходов.
По мере дифференциации
средних доходов населения
Для улучшения рассматриваемой ситуации следует активнее использовать государственные нормативы (стандарты), которые планируют гарантированный минимум расходов на здравоохранение, образование, культуру, которые могут определяться как расходы государства на предоставление определенного набора медицинских, образовательных и других услуг в расчете на душу населения; при этом должен устанавливаться перечень количественных и качественных характеристик услуг, предоставляемых населению, то есть должна определяться минимальный социальный стандарт потребления социальных услуг.
Практическая реализация стратегии
формирования социально направленного
бюджета объективно требует значительного
финансирования из бюджетов областей
соответствующих расходов (например, интересы
региона, в котором преобладают пенсионеры,
отличаются от интересов региона с высоким
процентом детей). Еще существеннее будут
различия в финансовых потребностях административно-
Информация о работе Государственный бюджет и финансирование государственных программ