Государственные займы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Государственные заимствования осуществляются с помощью выпуска государственных ценных бумаг, которые в свою очередь являются выгодным вложением свободных средств. В силу своей специфики они выгодно отличаются повышенной надежностью, так как эмитированы государством в лице его уполномоченных органов, доходностью, а также ликвидностью, т.е. способностью беспрепятственно обращаться на официальном рынке ценных бумаг.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоритический аспект государственных займов РФ……………….4
Глава 2. Инвестиционный аспект государственных займов РФ…………….14
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованной литературы………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

курсовая по ФиК.docx

— 53.63 Кб (Скачать)

     По  срокам выпуска облигаций займа: максимальный срок выпуска долговых обязательств от имени Российской Федерации  установлен не свыше 30 лет (ст. 98, п. 3); от имени субъекта РФ – не свыше 30 лет (ст. 99, п. 6); от имени муниципального образования - не свыше 10 лет (ст. 100, п. 4).

     По  предельным объемам заимствований (ст. 106): предельный объем государственных  внешних и внутренних заимствований  Российской Федерации устанавливается  законом о бюджете на очередной  год и на плановый период и не должен превышать объем платежей по обслуживанию и погашению госдолга. Сверх указанного ограничения могут  быть заимствования, направленные на реструктуризацию внешнего долга и сокращение расходов на его обслуживание; предельный объем  заимствований субъектов Федерации, муниципальных образований –  не выше суммы, направляемой в текущем  году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и погашение долговых обязательств соответствующего бюджета.

     При принятии федерального закона о бюджете  в соответствии с Бюджетным кодексом утверждаются также: верхний предел внешних заимствований и верхний  предел государственного внешнего долга. На конец соответствующих лет  они были установлены в следующих  объемах (в млрд. долл.): 1995 г. - 12,3 (129,9); 2000 г. - 9,0 (158); 2005 г. - 1,127 (106,9); 2007 г. - 0,719 (46,7).

     Подобно в законе о бюджете на каждый год  устанавливался верхний предел государственного внутреннего долга.

     На  конец каждого года он был определен  в следующих объемах (в млрд. руб.): 1994 г. - 88,4; 1995 г. - 159,3; 1997 г. - 530,0; 1999 г. - 648,3; 2001 г. -575,7; 2003 г. - 842,1; 2005 г. - 998,5; 2007 г. - 1363,2.

     При всей значимости устанавливаемых ограничений  в ежегодно принимаемых законах  об исполнении бюджета и в прилагаемых  к ним материалах сопоставление  фактически достигнутых объемов  и их нормативных значений не осуществляется. В таком случае указанные ограничения  имеют имитационный характер, что  не способствует совершенствованию  управления государственным долгом.

     Для регулирования совокупного внешнего российского долга имело бы смысл  наличие соответствующих жестко контролируемых двух-трех структурных  ограничений (предельных значений). Такие  ограничения официально не установлены. Если же учесть небывалый рост корпоративного внешнего долга, встает вопрос о его  срочном нормативном ограничении. Актуально официальное закрепление  системы «работающих» нормативных  ограничений, поскольку в управлении внешним и внутренним долгом государства  велико значение поддержания на «некритическом»  уровне основных показателей долговой нагрузки на экономику.

     Индикаторами  долговой устойчивости могут быть также: непогашенный государственный долг (включая задолженность по процентам) как доля валового внутреннего продукта; долг на душу населения, характеризующий  бремя, приходящееся на каждого гражданина; отношение дефицита к валовому внутреннему  продукту, суммы расходов на обслуживание к ВВП, т. е. доля процентных платежей в валовом национальном продукте.

     Существенное  контрольное значение имеет применение и таких показателей, как коэффициент  заимствований, т. е. доля новых заимствований  в общественно-государственных расходах; отношение платежей по обслуживанию (проценты) к расходам, т. е. доля платежей по процентам в государственных  расходах; отношение между расходами  на платежи по процентам и общим  объемом налоговых поступлений.

     В динамике изменение указанных показателей  достаточно полно характеризует  сложившуюся ситуацию. Если она оказывается  опасной, применяются адекватные меры, направленные на снижение зависимости  экономики от импорта, стимулирование экспорта и т. п.

     Постоянный  Комитет (ИНТОСАИ по государственному долгу, созданный в 1991 г. для содействия высшим контрольным органам - членам ИНТОСАИ в вопросах осуществления  контроля за государственным долгом, рекомендует использовать две группы показателей.

     Первая  включает показатели, в статике отражающие долговую ситуацию в условиях текущего момента, в частности отношение: долга к объему ВВП; объема дефицита бюджета к объему ВВП; расходов на обслуживание долга к объему ВВП; налоговых доходов к объему ВВП  и к объему государственного долга, их использование ограничено тем, что  они обеспечивают информацией по состоянию на определенную дату.

     Во  вторую группу входят показатели, в  динамике характеризующие изменение  долговой ситуации, а именно отношение: внешнего долга к ВВП - индикатор  способности погасить долг; расходов на обслуживание государственного внешнего долга к доходам от экспорта - характеризует ресурсную способность  погашать долг, ибо экспорт является одним их основных источников притока  иностранной валюты для обеспечения  ликвидности всей платежной системы; объема внешнего долга к объему всего  долга, выражающее потребность в  иностранной валюте для обслуживания долга; объема валютных резервов к объемам  краткосрочного долга - показатель способности  экономики осуществлять платежи  по долгу в течение года. Наличие  достаточных валютных резервов способствует повышению рейтинга страны в качестве заемщика, позволяет осуществлять заимствования  по более низким ставкам [24].

     К этой группе относятся также средневзвешенная процентная ставка, свидетельствующая  о «цене» долга; состав и структура  долга, отражающая объемы рыночной и  нерыночной долей, структуру долга  по времени возникновения обязательств, по инструментам и по срокам их погашения.

     Из  всей совокупности указанных показателей  в материалах Правительства и  Министерства финансов Российской Федерации  находят отражение лишь два показателя: государственный долг по номинальной  стоимости, в том числе внешний  государственный долг в процентах  к объему ВВП; соотношение процентных и непроцентных расходов федерального бюджета, отражающее нагрузку по обслуживанию долга на бюджет.

     Министерство  финансов РФ не рассчитывает и не публикует  индикаторы, которые применяются  в мировой практике

     Важно не столько то, каков долг относительно ВВП, сколько то, какова доля долга, использованная на инвестиции производительного  характера и в социальную сферу, где возможно быстрое получение  отдачи. С этих позиций было бы целесообразно  ввести в число индикаторов долговой нагрузки на экономику отношение  расходов на инвестиции за счет средств  бюджета к общему объему совокупного, внешнего и внутреннего долга. К  сожалению, подобный индикатор отсутствует  в рекомендациях МВФ и не применяется  Министерством финансов России.

     На  протяжении последних лет происходит постепенное снижение как относительных, так и абсолютных показателей  государственного долга. Снижается  значение процентного соотношения  величины государственного долга Правительства  РФ по номинальной стоимости к  ВВП.

         Россия может выйти на внешние рынки заимствований еще до полного исчерпания резервного фонда, средства которого начиная с текущего года будут использоваться на покрытие дефицита федерального бюджета, сообщил директор долгового департамента Минфина Константин Вышковский на "круглом столе" по управлению долгом в Совете Федерации.

       По  его словам, одним из вариантов  является использование средств  резервного фонда без выхода на рынок  внешних заимствований. "Второй вариант - выход на внешние рынки капитала с сохранением средств резервного фонда. Неизрасходованность госрезерва будет способствовать высоким рейтингам  России как заемщика и позволит привлекать заимствования по более низким ставкам, чем в первом случае", - слова Вышковского.

       Он  отметил, что выбор между двумя  вариантами бюджетного финансирования является основным на текущем этапе. "Безусловно, заняться этим вопросом мы должны на основе анализа конъюнктуры, а также доходов и расходов федерального бюджета", - продолжил директор департамента Минфина.

       В этом году Россия в любом случае не планирует выходить на внешние  рынки, а дефицит бюджета будет  покрываться за счет резервного фонда  и внутренних займов, уточнил он.

       По  оценке Минфина, за 2009 год объем резервного фонда РФ сократится на 2,54 триллиона  рублей и на 1 января 2010 года составит 1,87 триллиона рублей, при этом за год будет использовано 2,75 триллиона  рублей из фонда. На 1 января 2009 года объем  резервного фонда составлял 4,41 триллиона  рублей.

       Если  правительство примет первый вариант  покрытия бюджетного дефицита - за счет использования средств резервного фонда, то необходимо понимать, что  при сокращении объема фонда снизится и объем доходов от его использования.

       Доходы  от управления средствами резервного фонда РФ за 2008 год составили 205,1 миллиарда рублей.

       "Развитие  внутреннего рынка является для  нас приоритетом, однако сегодняшний  уровень спроса едва ли позволит  привлечь необходимый объем средств  на приемлемых условиях", - слова Вышковского.

       Также в ближайшие годы условия заимствования  на внешних рынках могут стать  более благоприятными, то есть ставки на них снизятся, или вообще отпадет  необходимость для России в привлечении  внешних заимствований.

       "В  настоящее время определенные  возможности для России для  привлечения финансирования на  внешних рынках имеются. Но  в силу чувствительности внешних  рынков к информации о планах  суверенных заемщиков нужно быть  аккуратными с раскрытием этой  информации", - отметил глава департамента  Минфина [25].  
 
 

Заключение 

   Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели  создания в   России    цивилизованного,    социально    ориентированного    общества. Также приток иностранных и национальных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей –  выхода  из  современного  общественно-экономического кризиса.  Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно  деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая  его  собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования  на  достижение общественных целей.

В целом  по итогам работы можно сделать следующие  выводы.

    В первой главе рассматривается понятие «Государственный займ», под которым понимается денежные ресурсы, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключаемых договоров, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика. Существуют различные классификации государственных займов однако основная из них – это деление  на внутренние и внешние заимствования.

      Во второй главе рассматривается текущая ситуация, связанная с государственными займами в России. Нужно отметить, что России условия заимствования на внешних рынках становятся более благоприятными, то есть ставки на них снижаются, что способствует тенденции перехода от внешних заимствований к внутренним. Это обусловлено тем, что руководство страны хочет развития реального сектора экономики накопления капитала внутри страны, а не его вывоза.

    Таким образом, проводимая в последние годы долговая политика, направленная на замещение государственных внешних заимствований внутренними, удлинение сроков государственных заимствований, осуществляемых на внутреннем рынке, и снижение долговой нагрузки на экономику страны, позволила сократить объем государственного внешнего долга Российской Федерации и обеспечила возможность гарантированного выполнения обязательств по его погашению и обслуживанию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1. Бюджетный  кодекс Российской Федерации:  федеральный закон от 31.07.1998г., №  145-ФЗ (ред. от 6.12.2007 г.).- Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия  от 29.03.08 г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 26.01.1996г., № 14-ФЗ. - Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 29.03.08 г.

3. Абрамова М. А., Александрова Л. С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. - М.: Институт международного права и экономики, 2006.

4. Бабич  А.М.,Государственные и муниципальные  финансы: учебник для вузов,  А.М.Бабич, Л.Н. Павлова – М:  Юнити, 2005

5. Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит: Учебник. – М.: Высшее образование, 2006. – 575с.

Информация о работе Государственные займы РФ