Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:06, курсовая работа
Государственные заимствования осуществляются с помощью выпуска государственных ценных бумаг, которые в свою очередь являются выгодным вложением свободных средств. В силу своей специфики они выгодно отличаются повышенной надежностью, так как эмитированы государством в лице его уполномоченных органов, доходностью, а также ликвидностью, т.е. способностью беспрепятственно обращаться на официальном рынке ценных бумаг.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоритический аспект государственных займов РФ……………….4
Глава 2. Инвестиционный аспект государственных займов РФ…………….14
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованной литературы………………………………………….31
Можно сказать, что проведение данной бюджетной политики является оправданным в том случае, «когда она обеспечивает временную платежеспособность государства, то есть гарантирует, что государственный долг не вырастет в избыточных масштабах, при которых государство больше уже не сможет его погашать».
При отсутствии последовательной политики управления задолженностью накопленный объем долга становится существенным препятствием для экономического роста вне зависимости от цели полученных займов. Проведение анализа используемых инструментов политики заимствований, требует, прежде всего, определения уровня стабильности долга с помощью специально выработанных для этого критериев, что позволит в дальнейшем сделать выводы относительно устойчивости долга и о кредитоспособности правительства в целом [14,c. 36 ].
Создание
международных организаций
С 1992 г. Россия начала активно привлекать западные кредиты, увеличивая свой внешний долг, что активно поддерживалось за рубежом. Взамен финансовой поддержки от России требовалось держать курс на проведение реформ, направленных на минимизацию государственного вмешательства в экономику.
В
настоящее время проблема внешней
задолженности в России не стоит
так остро, как даже пять лет назад.
В последние годы доля государственного
внешнего долга в общем объеме
государственного долга Российской
Федерации неуклонно
К
началу 2008 г. внешний государственный
долг был снижен до 46,7 млрд. долл. Сегодня
эта величина и того меньше. При
нынешней инфляции внутренние займы
размещаются под невысокий
В
настоящее время действует
Благоприятная конъюнктура на мировом рынке энергоносителей (цены на нефть еженедельно перекрывают исторический максимум и с начала 2008 г. по июль выросли от 100 до 130 долл. за баррель) стала фактором роста с начала текущего десятилетия нефтегазовых доходов намного более быстрыми темпами по сравнению с темпами роста расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. В этих условиях федеральный бюджет перестал быть дефицитным, в связи с чем отпала необходимость в крупномасштабных государственных внешних заимствованиях - в отличие от всего периода 1990-х гг. Бюджет с 2000 г. профицитный.
Накопление
профицита стало фактором формирования
стабилизационного фонда, преобразованного
в феврале 2008 г. в два самостоятельных
– резервный и фонд национального
благосостояния (в Бюджетном кодексе
РФ он значится как фонд будущих
поколений). Реальная возможность поддерживать
за счет растущих доходов определенный
рост расходов федерального бюджета
и бюджетов других уровней бюджетной
системы была сопряжена с использованием
финансового резерва для
Резкое сокращение внешнего государственного долга стимулировало рост внутренних заимствований, используемых для рефинансирования накопленного за последние годы государственного внутреннего долга. Это стало фактором снижения относительной нагрузки на бюджет расходов по обслуживанию долга и увеличения доли непроцентных расходов бюджета. При профиците федерального бюджета используются внутренние источники покрытия дефицита, которые приравниваются к обычным доходам.
Рост объема заимствований на внутреннем рынке приводит к абсолютному увеличению процентных расходов бюджета – со 156,8 млрд. руб. в 2007 г. до 247,1 млрд. руб. в 2010 г. Совокупное сальдо по источникам финансирования дефицита федерального бюджета увеличится по сравнению с 2007 г. на 119,95 млрд. руб. и составит в 2008 г. 172,8 млрд. руб., в 2009 г. - 233,5 млрд. руб., в 2010 г.-333,31 млрд. руб.
В 2008 г. за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке привлечено 463,3 млрд. руб., что больше по сравнению с 2007 г. на 169,67 млрд. руб. В 2009-2010 гг. привлечение составит 496,7-673,3 млрд. руб. соответственно. Погашение государственных ценных бумаг в валюте Российской Федерации увеличится по сравнению с 2007 г. на 14,15 млрд. руб. и в 2008 г. составит 94,25 млрд. руб., в 2009 г. - 100,44 млрд. руб. в 2010 г. - 148,4 млрд. руб. Таким образом, чистое сальдо по привлечению государственных ценных бумаг в 2008-2010 гт. возрастет с 369,04 млрд. руб. до 524,8 млрд. руб. - превысит полутриллионный рубеж [23].
Инвестиционная
политика государства, в рамках которой
оно не оказывает серьезной финансовой
поддержки наукоемкой составляющей
государственного сектора в экономике
и социальной сфере, связанная с
этим низкая доходность предприятий
обрабатывающей промышленности, выведение
временно свободных средств за границу,
ослабляющее ресурсную базу банковского
сектора России, делают невозможным
интенсивный приток средств в
банковский сектор и крупномасштабное
банковское инвестиционное кредитование
и государственных, и частных
корпораций, а также крупномасштабное
межбанковское кредитование. В этих
условиях частным и государственным
корпорациям приходится обращаться
за внешними кредитами. В результате
к началу 2008 г. совокупный внешний
корпоративный долг превысил 413,3 млрд.
долл., что почти в 15 раз больше
объема корпоративного внешнего долга,
который Россия имела в конце
1990-х гг. Такого тоже никогда не бывало.
Внешний корпоративный долг достиг
исторического максимума. Даже при
значительном увеличении объема ВВП
корпоративный долг составляет около
32% этого объема. Правда, растущий ВВП
остается колониальным по структуре. Большая
часть корпоративного долга сформирована
государственными корпорациями в три-четыре
последних года.
Казалось бы, нет ничего плохого в том, что основная задолженность приходится не на государство, а на корпорации. Но крупнейшие из них государственные. Так что в кризисной ситуации государство будет вынуждено помогать им погашать свои долги. Такое уже бывало.
В сложившейся ситуации характерной является «замена» досрочно погашенного внешнего государственного долга перед кредиторами Парижского клуба внутренними займами. Ежегодно возрастают объемы эмиссии среднесрочных и долгосрочных (до 30 лет) облигаций федерального займа. В 2008-2010 гг. заимствования на рынке государственного внутреннего долга в основном будут носить средне- и долгосрочный характер, доля которых будет составлять около 98% запланированного объема заимствований.
Попытки решения социальных проблем за счет фонда будущих поколений имеют имитационный характер и сопровождаются «навешиванием» растущего долгосрочного внутреннего долга на будущие поколения (он превысил триллион рублей и к 2010 г. будет не менее 1,5 трлн. руб.). Эта величина относительно ВВП в 2007 г. составляла пока немногим более 4%. Но в дальнейшем она существенно возрастет.
В
сложившихся условиях, однако, действуют
и факторы, сдерживающие рост внутренних
государственных заимствований. Первый
связан с попытками правительства
запустить схемы «
Второй фактор – реальная возможность выпуска и размещения Центральным банком своих облигаций, вследствие чего соответственно сокращается масштаб привлечения средств при размещении облигаций федерального займа Третий – ставка корпораций на привлечение средств из-за рубежа, обусловленная неспособностью отечественных банков кредитовать бизнес под невысокий процент, в иностранной валюте, в крупных размерах и на длительный срок. Она предполагает сокращение предложения корпорациями денежных средств государству взаймы – путем приобретения облигаций федерального займа. Корпорациям нужны средства для обслуживания внешних долговых обязательств. Корпорации, привлекающие дорогие кредиты из-за границы, могли бы быть дешевле прокредитованы за счет валютной выручки от экспорта нефти.
Присоединение
России к Парижскому клубу кредиторов
обусловило также списание большей
части задолженности с
Явно
недооценивается возможность
В
управлении государственными заимствованиями
и общей массой государственного
долга и внешних активов
По
размеру дефицита: размер дефицита
федерального бюджета не может превышать
размер ненефтегазового дефицита федерального
бюджета, который может составлять
4,7% ВВП (ст. 92, п. 1 Бюджетного кодекса
РФ); размер дефицита федерального бюджета
может быть: не более 15% собственных
доходов – без учета