Государственные займы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Государственные заимствования осуществляются с помощью выпуска государственных ценных бумаг, которые в свою очередь являются выгодным вложением свободных средств. В силу своей специфики они выгодно отличаются повышенной надежностью, так как эмитированы государством в лице его уполномоченных органов, доходностью, а также ликвидностью, т.е. способностью беспрепятственно обращаться на официальном рынке ценных бумаг.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоритический аспект государственных займов РФ……………….4
Глава 2. Инвестиционный аспект государственных займов РФ…………….14
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованной литературы………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

курсовая по ФиК.docx

— 53.63 Кб (Скачать)

   От  имени РФ право осуществления  государственных внутренних заимствований  и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения  кредитов принадлежит Правительству  РФ. От имени субъекта РФ такое право  принадлежит уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ. От имени муниципального образования  это право реализует уполномоченный орган местного самоуправления.

   Правительство РФ осуществляет внутренние и внешние  заимствования с превышением  установленного федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего и внешнего долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом объема долга.

   Государственные внутренние и внешние заимствования  осуществляются в соответствии с  программами, утверждаемыми на очередной  финансовый год.

   Ежегодно  разрабатываются и утверждаются программы государственных внешних  заимствований РФ и представляемых РФ государственных кредитов, отражающие перечень внешних заимствований  федерального бюджета на очередной  финансовый год с указанием уели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового  года и объема заимствований в  данном финансовом году.

   В программе государственных внешних  заимствований РФ отдельно предусматриваются  все займы и государственные  гарантии, величина которых превышает  сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, на весь срок займа. Правительство РФ имеет право на осуществление  внешних заимствований, не включенных в программу государственных  внешних заимствований РФ, если они  осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга РФ, которая приводит к снижению расходов на обслуживание государственного внешнего долга в рамках его предельного  объема. Такое право распространяется только на несвязанные государственные  внешние заимствования[12,c.13].

   Программы государственных внутренних заимствований  РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований представляют собой  перечень внутренних заимствований  РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований на очередной финансовый год по формам и видам заимствований, общий объём заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета. В программы  включаются соглашения о займах, заключенные  в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу.

  Рассмотрим  процесс государственного заимствования  денежных средств на примере эмиссии  облигации. Облигация – эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок её номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право её владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

  Государственные облигации занимают большую часть российского рынка облигаций. Их репутация пострадала после кризиса 1988 года, подорвав доверие инвесторов к государственным ценным бумагам. Понадобилось почти два года, чтобы государство смогло восстановить свою надежность как заемщика. Существующие на сегодняшний день выпуски государственных облигаций являются достаточно надежными для инвесторов. Государственные облигации на рынке представлены преимущественно так называемыми облигациями федерального займа (ОФЗ), которые представляют собой купонные облигации со сроком погашения от нескольких месяцев до пяти лет в зависимости от выпуска. Предельные объёмы выпуска государственных облигаций РФ по номинальной стоимости устанавливаются Правительством РФ в соответствии с верхним пределом государственного долга РФ, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

  Главное назначение рынка субфедеральных и  муниципальных облигаций РФ (СМО) для эмитентов — субъектов  РФ (СРФ) и муниципальных образований (МО) — заключается в предоставлении им возможности обеспечения финансовыми ресурсами на рыночной основе потребностей в ускорении их социально-экономического развития. По составу эмитентов рынок СМО является своеобразным индикатором центров экономической активности на карте России. Важные черты этой активности — рыночная основа и опора на собственные силы. Он мог бы послужить одним из элементов обеспечения прорыва в экономическом развитии России.

  Субфедеральные  облигации – это облигации, которые выпускаются исполнительными органами субъектов федерации и органами местного самоуправления. Самые известные среди таких облигаций - это питерские облигации, московские облигации, оренбургские облигации. Поскольку считается, что региональные облигации более рискованные чем государственные, то и доходность по ним должна быть выше. Например, доходность по питерским облигациям колеблется от 17 до 18 % годовых в зависимости от срока погашения.

  Муниципальные облигации – облигации, выпускаемые  местными органами власти. В качестве эмитентов муниципальных облигаций могут выступать в РФ органы власти национально-государственных и административно-территориальных образований. Предельные объемы выпуска субфедеральных облигаций РФ или муниципальных облигаций по номинальной стоимости на очередной финансовый год устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, представительным органом муниципального образования в соответствии с верхним пределом государственного долга субъекта РФ, муниципального долга, установленным законом о соответствующем бюджете [6,c.98].

  Рассмотрим  подробнее эмиссию государственных  федеральных облигаций.

  Эмитентом государственных федеральных облигаций  от имени РФ выступает Минфин РФ. Эмиссия осуществляется отдельными выпусками. Каждый выпуск имеет государственный  регистрационный номер. Облигации  одного выпуска равны между собой  по объему предоставляемых прав, имеют  одинаковые дату погашения и регистрационный  номер. Владельцами облигаций могут  быть юридические и физические лица, если другое не предусмотрено условиями  отдельных выпусков. Облигации предоставляют  их владельцу право на получение  основной суммы долга – номинальной  стоимости, выплачиваемой при погашении  выпуска, а также дохода в виде процента, начисляемого к номинальной  стоимости облигации. Если право  на получение процентного дохода в условиях отдельных выпусков не определено, доходом является разница между  ценой реализации и ценой покупки облигации.

  Параметры выпуска, включая дату погашения, объём  выпуска, срок обращения, порядок и  форму выплаты доходов и погашения  номинальной стоимости облигации, порядок признания выпуска состоявшимся определяются Минфином РФ. Отличительной  особенностью облигаций является их выпуск в документарной форме  на предъявителя без обязательного  централизованного хранения в виде суммарных и единичных сертификатов, каждый из которых удостоверяет совокупность прав по количеству облигаций, указанных  в сертификате. Генеральным агентом  по обслуживанию выпусков облигаций  выступает Центральный банк РФ. При  эмиссии каждого выпуска облигаций  все суммарные и единичные  сертификаты передаются Минфином РФ на хранение и учёт в депозитарий, функции которого выполняет Центральный  банк РФ или другая организация, уполномоченная им на осуществление функций депозитария, заключившая с Минфином РФ депозитарный договор. При размещении облигации  зачисляются на счета «депо» владельцев в депозитарии. В дальнейшем сертификаты  облигаций могут выдаваться депозитарием на руки владельцам, кроме владельцев, которые в соответствии с законодательством  Российской Федерации являются нерезидентами. Облигации, выданные на руки владельцам, могут передаваться в депозитарий. По поручению Минфина РФ Центральный  банк РФ осуществляет при погашении  выпуска за счёт средств федерального бюджета выплату процентного  дохода и основной суммы долга  владельцам, облигации которых хранятся или учитываются на счетах «депо» в депозитарии. Владельцы, которым  сертификаты облигаций выданы на руки, при погашении выпуска для  получения процентного дохода и  основной суммы долга предъявляют  в депозитарий сертификаты. Государственным  ценным бумагам присваиваются государственные  регистрационные коды. Выпускам внешних  облигационных займов РФ государственные  регистрационные коды не присваиваются [17,c. 149]. 
 

Глава 2. Инвестиционный аспект государственных займов РФ 

   Различают три способа возможного использования  государственных займов:

   1.Финансовое размещение, когда за счет займа осуществляется финансирование инвестиционных проектов и развитие экономики. Данный способ является наиболее распространенным для стран с развивающейся экономикой, однако он практически не используется в развитых странах в связи с налагаемыми тяжелыми обязательствами по обслуживанию такого рода заимствований.

   2.Бюджетное использование, при котором привлеченные ресурсы направляются на финансирование текущих бюджетных расходов, в том числе на обслуживание внешней задолженности. Этот способ использования привлекаемых ресурсов — наименее эффективный из существующих — используется в основном в странах, экономика которых не справляется с выплатами ранее взятых на себя обязательств.

   3.Смешанное бюджетно-финансовое размещение, при котором заимствования используются как на финансирование текущих бюджетных потребностей, так и на развитие экономики в целом. Такой способ принят в странах с развитой рыночной экономикой, где средства, получаемые государством благодаря займам под государственные долговые обязательства, идут не только на текущие нужды, но и закладываются в долгосрочные программы использования, причем не только в масштабе страны, но и в европейском масштабе.

   Финансирование  доходных статей государственных и  местных бюджетов за счет привлечения  средств зарубежных портфельных  инвесторов в выпускаемые соответствующими органами власти долговые ценные бумаги является очень широко применяемым  в странах способом решения бюджетных  проблем. Существенным его преимуществом  является то, что такое финансирование бюджета является неинфляционным - это особенно важно для тех  государств, которые, подобно России, наряду с финансированием бюджета нуждаются в проведении жесткой денежной политики.

  К сожалению, в России этот способ приобрел специфическую российскую окраску  и из средства лечения болезни  превратился в дополнительный фактор заболевания (особенно для муниципальных  бумаг). Существует две традиционных методики привлечения таких инвестиций в государственные ценные бумаги: - привлечение (допуск) иностранных  портфельных инвесторов на рынок  государственных (муниципальных) облигаций  внутренних займов, как правило, номинированных в национальной валюте; - размещение государственных (муниципальных) облигаций, специально предназначенных для  зарубежных инвесторов, на зарубежных финансовых рынках. Такие облигации, являющиеся частью внешнего государственного долга, обычно номинируются в одной  из ведущих мировых валют.

  Инвестиционные  процессы являются одним из ключевых факторов, определяющих динамику капитала в экономике, темпы и характер экономического роста. Статистические данные о темпах совокупных реальных инвестиций за последние годы свидетельствуют  о повышении активности экономических  агентов в этой области.

  Вместе  с тем на динамику инвестиций в  России накладывается множество  процессов, связанных с особенностями современного состояния экономики: отсутствие действенных институтов рыночной экономики, специфика отношений собственности, отсутствие четкого понимания характера инвестиционной деятельности, а также ряд других факторов, препятствующих разработке и реализации адекватной государственной политики, улучшению общего инвестиционного климата в стране и формированию долгосрочных инвестиционных стратегий самих хозяйствующих субъектов.

  Происходящие  в стране преобразования обуславливают  необходимость смены основополагающих принципов организации и функционирования инвестиционной политики в Российской Федерации [9,c. 358].

   Согласно  общепринятому мнению, в зависимости  от цели заимствований, эффект политики государственных заимствований может быть:

   - положительным, если политика заимствований направлена на инвестиционные цели;

   - отрицательным, если, напротив, целью займов является решение краткосрочных экономических проблем, в частности, «латание» бюджетных «дыр» или покрытие расходов на функционирование экономики (поскольку полученные займы не направляются на модернизацию промышленности и, соответственно, не способствуют ускорению экономического роста).

   В любом случае, вне зависимости  от поставленных целей, при отсутствии последовательной политики управления задолженностью накопленный объем  долга становится существенным препятствием для экономического роста вне  зависимости от цели полученных займов.

   Проведение  анализа используемых инструментов политики заимствований, требует,  прежде всего, определения уровня стабильности долга с помощью специально выработанных для этого критериев. Оценка данных критериев позволит в дальнейшем рассуждать как в терминах его  устойчивости, так и в целом, кредитоспособности правительства.

   Для выработки серьезных подходов к  анализу условий платежеспособности бюджета, ключевую роль играют следующие  факторы:

Информация о работе Государственные займы РФ