Государственные и муниципальные финанасы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:44, контрольная работа

Описание работы

В обыденной жизни понятие «финансы» часто ассоциируется с деньгами, с денежными отношениями. Да и сами денежные отношения очень часто называют финансовыми. Однако «финансовые отношения» и «денежные отношения» – это не тождественные понятия. «Денежные отношения» – более широкое понятие, тогда как финансы – лишь часть денежных отношений. Как известно, деньги - это всеобщий эквивалент, особый товар, выделившийся из товарного мира для удобства обмена товара на товар. Поэтому возникновение денег связано с появлением товарного производства. В условиях товарного производства деньги выполняют множество функций. Они выражают стоимость товара, служат средством обмена, платежа и накопления. Они могут также использоваться в расчетах между странами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность государственных и муниципальных финансов 5
2. Функции государственных и муниципальных финансов 7
3. Принципы и роль государственных и муниципальных финансов 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

Работа содержит 1 файл

Государственные и муниципальные финансы. контр раб. реферат.docx

— 33.62 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Сущность государственных и муниципальных финансов 5

2. Функции государственных и муниципальных финансов 7

3. Принципы и роль государственных и муниципальных финансов 10

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 14

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В обыденной жизни понятие  «финансы» часто ассоциируется  с деньгами, с денежными отношениями. Да и сами денежные отношения очень  часто называют финансовыми. Однако «финансовые отношения» и «денежные  отношения» – это не тождественные  понятия. «Денежные отношения» –  более широкое понятие, тогда  как финансы – лишь часть денежных отношений. Как известно, деньги - это  всеобщий эквивалент, особый товар, выделившийся из товарного мира для удобства обмена товара на товар. Поэтому возникновение  денег связано с появлением товарного  производства. В условиях товарного  производства деньги выполняют множество  функций. Они выражают стоимость  товара, служат средством обмена, платежа  и накопления. Они могут также  использоваться в расчетах между  странами.

Считается, что впервые термин  «финансы» (finances - денежные средства)  ввел французский ученый Ж. Боден в 1577 г. в своей работе «Шесть книг о республике». В русский язык этот термин перешел в XVIII в. и в течение долгого времени употреблялся как синоним понятию «казна». Русский профессор права Московского университета Семен Ефимович Десницкий в работе «Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи» так определял финансы: «Финансы заключают в себе смысл пространный: они имеют предлогом доставление государству надельных и довольных по его надобности доходов».

Государственные и муниципальные  финансы являются важным звеном любой финансовой системы. Они тесно связаны с кредитной, банковской и страховой системами. Государственные финансы – важный элемент финансового рынка. Посредством государственных финансов осуществляется также взаимодействие между странами, развивается мировое хозяйство. Поэтому, не имея представлений, что такое государственные финансы, как они функционируют, трудно судить и о том, как в целом работает финансово-кредитная система любой страны.

Государственные и муниципальные  финансы – это основа деятельности государства и органов местного самоуправления. Вряд ли можно представить государство, в руках которого не было ни единого рубля. Только располагая достаточным количеством денежных средств, государство может осуществлять социальную политику, поддерживать отдельные отрасли хозяйства, проводить научные исследования или обеспечивать обороноспособность.

Государственные финансы  – это мощный рычаг макроэкономического регулирования. Посредством умелого использования этого инструмента государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность государственных и муниципальных финансов

 

Государственные и муниципальные  финансы - это совокупность экономических  отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования  централизованных фондов финансовых ресурсов.

Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Государственные и муниципальные  финансы выражают экономические  отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками  финансирования государственного и  муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций  и учреждений бюджетной сферы  и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

Государственные и муниципальные  финансы функционируют в рамках финансовой системы государства  и являются ее центральным звеном[1].

Финансы как экономическая  категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится, прежде всего, к взаимосвязям между  финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и прежде всего государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

Важным методологическим фактором является определение принципов  организации и функционирования государственных и муниципальных  финансов, позволяющее выявить направления  воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования[2].

Государственные и муниципальные  финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений  основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен  как в момент принятия решения, так  и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

Государственные и муниципальные  финансы имеют четкую целевую  ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных  слоев общества. Однако во всех своих  аспектах они ориентированы на решение  государственных и муниципальных  задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Функции государственных и муниципальных финансов

 

Государственные и муниципальные  финансы как экономическая категория  проявляются в выполняемых ими  функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной  финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и  финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных  интересов и предпринимательского аспекта деятельности[3].

Основные функции финансовой системы. Для финансовой системы  в целом решающее значение имеют  следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

  1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов, во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.
  2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.
  3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.
  4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности[4].

Функции финансов, связанные  с регулированием реального денежного  оборота:

    1. Распределительная  функция государственных и муниципальных  финансов заключается в том,  что через распределение и  перераспределение вновь созданной  стоимости обеспечиваются общегосударственные  потребности, формируются источники  финансирования общественного сектора  экономики, достигается сбалансированность  бюджетов и внебюджетных фондов  в рамках единой бюджетной  системы РФ.

    Государственные  и муниципальные финансы функционируют  на основе перераспределения  финансовых ресурсов через систему  централизованных фондов. С помощью  этой функции они обслуживают  воспроизводственные процессы как  в рамках относительно обособленных  структурных образований, так  и в общегосударственном масштабе.

    Распределительная  функция заключается в том,  что вновь созданная стоимость  подлежит распределению в целях  выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

    Основными объектами  реализации распределительной функции  финансов являются обязательные  платежи в бюджет и внебюджетные  фонды, а также источники финансирования  бюджетного дефицита. Особую роль  играет процесс перераспределения  доходов между различными уровнями  бюджетов.

    2. Контрольная  функция государственных и муниципальных  финансов заключается в реализации  контроля рублем за реальным  денежным оборотом, участником которого  является государство, формированием  централизованных фондов денежных  средств. Контроль рублем имеет  две формы:

  • контроль за изменением финансовых  показателей,  состоянием платежей и расчетов;
  • контроль за реализацией стратегии финансирования.

    В первом случае  применяется система санкций  и поощрений, использующая меры  принудительного или стимулирующего  характера. Во втором случае  речь идет о реализации долгосрочной  финансовой политики, в которой  основное внимание обращается  на предвидение изменений и  заблаговременное приспособление  к ним порядка и условий  финансирования. Постоянные изменения,  обновления в финансовой системе  нуждаются в адекватной реакции  на это всех ветвей власти[5].

    Контрольная функция  финансов всегда имеет конкретную  форму проявления. Она может быть  направлена на бюджет определенного  уровня, внебюджетный фонд, предприятие  или учреждение и т.п.

    Контрольная функция  государственных и муниципальных  финансов реализуется по следующим основным направлениям: 1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;    2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития; 3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное  использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования  и расходования денежных фондов. 
3. Принципы и роль государственных и муниципальных финансов

 

    Состояние государственных  и муниципальных финансов - один  из основных показателей устойчивости  экономики и совершенства социальной  системы. Из бюджета обеспечивается  финансирование важнейших инвестиционных  программ, экологии, обороны и пр.

    Государственные  и муниципальные финансы ориентированы  на следующие основные принципы:

  • единства законодательной и нормативной базы;
  • открытости и прозрачности;
  • разграничения полномочий и предметов ведения;
  • целевой ориентированности;
  • научного подхода к реализации намеченных целей;
  • экономичности и рациональности;
  • управляемости  финансовыми потоками  на централизованной основе.

    Достижение целей  задается стратегией развития. Финансовая  стратегия определяет возможность  сбалансированного управления стоимостной  оценкой материально-технических  средств и денежными ресурсами,  которыми располагают государственный  и муниципальный секторы экономики.

    Особое значение  имеет определение роли финансов  в реформировании российской  экономики, которая может быть  сведена к трем решающим факторам: 1) экономической стабилизации; 2) адаптации к рыночным преобразованиям; 3) стимулированию инвестиционной активности.

Информация о работе Государственные и муниципальные финанасы