Государственные и муниципальные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:27, контрольная работа

Описание работы

Социальная политика - политика государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. Она реализует конституционные права граждан. Инструментами реализации служат программы, нормы и нормативы финансирования, стандарты, законы, гранты и др.

Содержание

1.Особенности организации финансов государственных и муниципальных социальных услуг…………………………………………………………………3
2. Функции и цели государственного и муниципального кредита…………...17
3. Тест…………………………………………………………………………….22
4. Список литературы………………………………………….

Работа содержит 1 файл

ГИМФ2.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Содержание

1.Особенности организации финансов государственных и муниципальных социальных услуг…………………………………………………………………3

2. Функции  и цели государственного и  муниципального кредита…………...17

3. Тест…………………………………………………………………………….22

4. Список  литературы………………………………………….

особенности организации финансов государственных  и мнципальных  социальных услуг.

      1. Задачи и принципы  социальной политики  РФ: социальная защита населения; социальное обеспечение; социальное страхование.

      Социальная  политика - политика государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. Она реализует конституционные права граждан. Инструментами реализации служат программы, нормы и нормативы финансирования, стандарты, законы, гранты и др.

      Экономическая политика ориентируется на экономический  рост и преумножение материального богатства, что расширяет свободу выбора в сфере распределения и открывает широкие возможности для реализации социальной политики. Социальная политика представляет собой основу программ развития партий и общественных групп, их мировоззренческих установок, объект политических разногласий. Существует 2 способа оптимизации социальных и экономических сторон развития общества: радикальный (централизованная модель социальной политики); эволюционный (западная модель социального государства). По обеим моделям государство отвечает за уровень жизни всего населения, происходит рост социальных расходов. Функциональные направления социальной политики:

      - социальное обеспечение;

      - социальное страхование;

      - социальное вспомоществование (благотворительность).

      Этапы формирования системы социальной защиты населения:

      1. Выделение из всего населения целевых групп, нуждающихся в социальной защите. Применяются механизмы контроля и критерии определения семейных доходов;

      2. Привязка помощи к конкретным  регионам страны или социальным  группам населения;

      Оценка  уровня жизни для правильного определения целевых групп - минимальная потребительская корзина;

      4. Выбор способов предоставления  пособий, дотаций, льгот в денежной  или натуральной формах.

      На  современном этапе делается ставка на усиление роли системы трудовой и предпринимательской мотивации, на индивидуальный принцип зарабатывания эффективным трудом своего материального благополучия, на преодоление уравнительных иждивенческих тенденций.

      Можно назвать следующие направления  реформирования социальной сферы РФ:

      1) Для обеспечения обоснованности и стабильности финансирования социальной сферы необходимо:

      - уточнить состав и структуру  прожиточного минимума в целом  и по регионам, приближение МРОТ, пенсии и др. социальных пособий  к реальной величине прожиточного минимума.

      - уточнить перечень социальных расходных статей бюджета.

      2) Создание социально-ориентированного  механизма бюджетного федерализма:

      - четкое разграничение полномочий  и предметов ведения в соц.  сфере, утверждение общефедеральных  социальных гарантий, региональных, повышающих уровень обеспечения, обоснование нормативов трансфертов регионам на выплату пособий по малообеспеченности, пособий по безработице на уровне регионального прожиточного минимума.

      3) Долговременная цель регулировать  уровень и качество жизни граждан  по критериям пост индустриального общества:

      - стимулирование капиталовложений  в социальную сферу, контроль  за состоянием научно - технического  и образовательного потенциала;

      - совмещение социальной защиты  с ростом экономической эффективности  производства на базе социального партнерства;

      - сочетание адаптационного (для трудоспособных  и работающих) - активная политика  содействия занятости, регулирование  заработной платы, оптимизация налогообложения и социального страхования - и защитного (для нетрудоспособных и социально слабых) методов решения социальных задач.

      4) В политике доходов повышение  цены труда и реальной заработной  платы. Сейчас она занижена  по сравнению с фактической  производительностью труда.

      5) Снижение уровня бедности. Ее  причины: низкая цена рабочей  силы, безработица, большое количество иждивенцев, беженцы и др. Методы борьбы с бедностью: индексация минимальной оплаты труда; привлечение к общественным работам; укрепление финансовой базы пенсионного обеспечения; увеличение совокупного дохода семьи; сохранение пособий на детей и др. Сейчас адресная социальная помощь.

      Ключевое  значение для социальной сферы имеет  государственное финансирование, его  расширение связывается с мерами:

      - установление целевой фиксированной  доли государственных расходов  на развитие социальной сферы;

      - обеспечение перехода образования  и здравоохранения на нормативное  финансирование;

      - создание многоканального механизма  финансирования;

      - перемещение социальных функций  и их финансирования в регионы,  финансовая поддержка регионов, исходя из их типологизации по состоянию социальной инфраструктуры;

      - контроль за целевым расходованием  средств из внебюджетных фондов;

      -введение  макс. налоговых и кредитных льгот  для соц. инвестиций и отраслей, обеспечивающих мобилизацию внебюджетных средств для этих целей.

      2. Социальные фонды  и программы предприятий. Социальное партнерство и механизм его реализации.

      Функциями программ предприятий выступают: стимулирование роста производительности труда; трудовая мотивация повышения эффективности  производства.

      Образующие  факторы: размер прибыли; пропорции  ее распределения; дополнительные источники  финансирования.

      Влияющие  факторы: ставки налогов; налоговые  льготы; социальные программы предприятий.

      Концепции социальной роли бизнеса и социальной ответственности фирм:

      1) Реализация фирмой исключительно  экономических целей и сведение  социальной ответственности работодателя  к максимизации оплаты труда. Бизнес обеспечивает занятость, а также дивиденды акционерам. (М. Фридмен)

      2) Работодатель несет социальную  ответственность перед своими работниками и обществом, добивается равновесия между экономическими и социальными интересами и задачами организации. Цивилизованный рынок, социально-ориентированная модель рыночной экономики.

      В РФ сейчас системный кризис, который  не заинтересовывает предприятия в содержании социальной сферы. В будущем социальные программы фирмы должны увязывать задачи управления производством с российскими традициями социальной мотивации труда.

      Примеры социальных программ предприятий: негосударственные пенсионные программы; подготовка и переобучение работников, в т. ч. на контрактной основе с ВУЗами; поощрительный туризм; охрана труда и улучшение здоровья.

      Социальное  партнерство сводится к тому, что  предпринимательство, кроме экономической  цели учитывает человеческий и социальные факторы воздействия производственной сферы на работников, градообразующую роль предприятий, социальную роль общества.

 

       Схема 2. Система социального партнерства  или социальной ответственности  работодателей перед работниками.

        

      В мировой практике зарекомендовали  себя объединения (ассоциации) работодателей, создаваемые по отраслевому и  территориальному принципам. Разработка социальных программ в рамках социального партнерства включает: права и обязанности работодателя по обеспечению условий труда, отдыха, быта работников, содержание социальной инфраструктуры предприятия; обеспечение прожиточного минимума работников за счет выплачиваемой заработной платы; стимулирующие выплаты, премии; взаимодействие социальной инфраструктуры предприятий в рамках одного муниципального образования; солидарная ответственность работодателя и ОМС в развитии социальной инфраструктуры без ущерба для населения.

      3. Виды социальных  услуг населению. Финансы бюджетных организаций.

      Социальные  расходы покрываются как за счет общих, так и за счет целевых налогов  в бюджеты. Доминирующее направление финансирования - прямое бюджетное финансирование, основанное на подушевых нормативах. Оно предоставляет самостоятельность учреждениям и организациям социальной сферы. Для повышения обоснованности нормативного финансирования важное значение имеет разработка минимальных стандартов. Этим обеспечивается единое финансовое пространство и обоснованный механизм вертикального и горизонтального регионального выравнивания.

      Бюджетное финансирование дополняется внебюджетным на принципах некоммерческого хозяйствования. Кроме того, прямое бюджетное финансирование сочетается с косвенным через механизм предоставления налоговых льгот, как государственным организациям, так и субъектам выделения внебюджетных средств. Финансирование в здравоохранении, пенсионном обеспечении и др. сферах стало строиться на страховых началах, что обеспечивает связь размера выплат и общего трудового вклада.

      Повышению эффективности бюджетного финансирования способствует использование модели персонифицированного финансирования социальных потребностей населения (МПФ). Существует 2 варианта МПФ:

      Универсальный принцип предоставления услуг всем членам общества или определенной категории без проверки нуждаемости. Механизм предоставления - социальный сертификат, страховой полис, личный образовательный кредит и т.д. Это позволяет развить конкуренцию, адресное финансирование потребителей и снизить чрезмерную бюрократизацию соц. инфраструктуры.

      Принцип адресности предоставления услуг с  дифференциацией населения по уровню нуждаемости. Вводится единое пособие по нуждаемости, при установленных критериях и структуры выплат. Эта модель исключает возможность получения бесплатно или на льготных условиях социальных услуг высоко и среднеоплачиваемыми слоями населения. Они должны приобретать их за счет семейного бюджета.

      Сегодня перспективное направление бюджетного финансирования - финансирование через госзаказы, контракты, государственные программы, фонды, гранты, которые размещаются на конкурсной основе между государственными и негосударственными некоммерческими организациями. Этот способ используется как дополнительный наряду с прямым бюджетным.

      Финансирование  услуг в сфере образования  и здравоохранения.

      С 1992 г. произошел отказ от нормативного финансирования образовательных учреждений и возврат к сметному по укрупненным статьям расходов: зарплата, стипендии, коммунальные платежи. Недофинансирование составляло от 40-60%, что вызвало отток кадров, задержки заработной платы и т.п. В будущем произойдет переход к нормативному финансированию на подушевой основе. Отсюда минимальный бюджет образования будет состоять из реальных минимальных подушевых нормативов финансирования и установленного контингента обучающихся на бесплатной основе. Сейчас проявляет себя политика регионализации образования: среднее образование - из местного бюджета; 50% начального профессионального и 40% среднего профессионального из бюджетов субъектов РФ; ВУЗы - государственный бюджет.

      В сфере здравоохранения действуют  такие направления реформы: децентрализация управления, муниципализация основной производственной базы отрасли, рынок медицинских услуг, дифференциация платности медицинских услуг в соответствии с их объемом и качеством, конкурсное государственное финансирование приоритетных научных разработок. Сейчас действуют обязательное и добровольное медицинское страхование.

Информация о работе Государственные и муниципальные финансы