Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:44, курсовая работа
Государственные финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.
Введение 3
Глава 1. Государственные финансы. 6
1.1. Понятие, сущность и особенности финансов 6
1.2. Элементы государственных финансов 12
1.2.1. Бюджетная система Российской Федерации 13
1.2.2. Финансы муниципальных предприятий. 13
1.2.3. Государственный и муниципальный кредит 14
1.3. Распределительная функция. 14
1.3.1. Контрольная функция 17
1.3.2. Другие функции 18
Глава 2. Принципы построения. 21
2.1. Бюджетной системы Российской Федерации. 21
Заключение 25
Список литературы 28
Конечная
цель распределения и
1.3.1. Контрольная функция
Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.
Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.
Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.
Распределительная и контрольная функции – это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.
Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.
Контрольная
функция, объективно присущая финансам,
может реализоваться с большей или
меньшей полнотой, которая во многом определяется
состоянием финансовой дисциплины в народном
хозяйстве. Финансовая дисциплина – это
обязательный для всех предприятий, организаций,
учреждений и должностных лиц порядок
ведения финансового хозяйства, соблюдения
установленных норм и правил, выполнения
финансовых обязательств.
1.3.2. Другие функции
Помимо
распределительной и
Регулирующая функция показывает, как, в каком направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропорции, темпы экономического роста.
Действие
регулирующей функции связано с
государственным регулированием экономики
через управление совокупным спросом
путем трансфертных платежей, государственных
закупок, государственного кредита, изменения
налогового бремени. В настоящее
время через бюджет перераспределяется
35-50% национального дохода. Поэтому
пренебрегать этой функцией или умалять
ее значение в настоящее время
значит не учитывать возросшей роли
государства и ее влияния на экономику
любой страны. Регулирующая функция
может проявляться в
Функция
финансов реализуется через финансовый
механизм. Он включает совокупную организацию
форм, отношений, порядок формирования
и использования
Регулирующая функция обусловлена тем, что:
1)
государство является
2) государство осуществляет
3) имеются области
К сферам регулирования можно отнести: общественный сектор, экономическая безопасность, валютный курс, внешнеэкономическая деятельность, безналичные расчеты, денежное обращение, государственные финансы, предпринимательство.
На сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.
Воспроизводственная функция обеспечивает постоянство кругооборота средств, как в рамках страны, так и в рамках каждого предприятия.
К
этой функции финансов относится
регулирование темпов и пропорций
развития экономики, изменений ее отраслевой
и территориальной структуры, финансы
способствуют воспроизводству отраслей
непроизводственной сферы.
Глава 2.
Принципы построения.
2.1. Бюджетной системы Российской Федерации
Принципы построения бюджетной системы РФ:
1.
Принцип единства бюджетной
Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с данным принципом едиными должны быть санкции за нарушения бюджетного законодательства, порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы
Означает
закрепление соответствующих
3.
Принцип самостоятельности
Он означает:
1)
право законодательных органов
государственной власти и
2)
наличие собственных
3)
законодательное закрепление
4)
право органов государственной
власти и органов местного
самоуправления самостоятельно
определять направления
5)
право органов государственной
власти и органов местного
самоуправления самостоятельно
определять источники
6)
недопустимость изъятия
7)
недопустимость компенсации за
счет бюджетов других уровней
бюджетной системы Российской
Федерации потерь в доходах
и дополнительных расходов, возникших
в ходе исполнения законов
(решений) о бюджете, за
4.
Принцип полноты отражения
Означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.
Все
государственные и
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
5.
Принцип сбалансированности
Принцип
сбалансированности бюджета означает,
что объем предусмотренных
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
6.
Принцип эффективности и
Принцип
эффективности и экономности
использования бюджетных
7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Доходы
бюджета и поступления от источников
финансирования его дефицита не могут
быть увязаны с определенными
расходами бюджета за исключением
доходов целевых бюджетных
8. Принцип гласности
Принцип гласности означает:
1)
обязательное опубликование в
открытой печати утвержденных
бюджетов и отчетов об их
исполнении, полноту представления
информации о ходе исполнения
бюджетов, а также доступность
иных сведений по решению
Информация о работе Государственные финансы: элементы, сущность и функции