Государственные финансы: элементы, сущность и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Государственные финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Государственные финансы. 6
1.1. Понятие, сущность и особенности финансов 6
1.2. Элементы государственных финансов 12
1.2.1. Бюджетная система Российской Федерации 13
1.2.2. Финансы муниципальных предприятий. 13
1.2.3. Государственный и муниципальный кредит 14
1.3. Распределительная функция. 14
1.3.1. Контрольная функция 17
1.3.2. Другие функции 18
Глава 2. Принципы построения. 21
2.1. Бюджетной системы Российской Федерации. 21
Заключение 25
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Государственные финансы_курсовая_2010.docx

— 198.38 Кб (Скачать)

     Конечная  цель распределения и перераспределения  национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах. 

     1.3.1. Контрольная функция

     Будучи  инструментом формирования и использования  денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

     В  условиях перехода на рыночные отношения  финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество  знает о том,  как  складываются пропорции  в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов  хозяйствования, экономно  и  эффективно  ли  они  ими  используются  и  т.д.

     Одна  из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

     Контрольная функция финансов проявляется также  через многогранную деятельность финансовых органов.

     Работники  финансовой  системы  и налоговой  службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

     Распределительная и контрольная функции – это  две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

     Инструментом  реализации контрольной функции  финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

     Контрольная  функция,  объективно  присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения  финансовых  обязательств. 

    1.3.2. Другие функции

     Помимо  распределительной и контрольной  функции финансы выполняют также  регулирующую функцию. Регулирующая функция  связана с вмешательством государства  через финансы (государственные  расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.

     Регулирующая  функция показывает, как, в каком  направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные  пропорции, темпы экономического роста.

     Действие  регулирующей функции связано с  государственным регулированием экономики  через управление совокупным спросом  путем трансфертных платежей, государственных  закупок, государственного кредита, изменения  налогового бремени. В настоящее  время через бюджет перераспределяется 35-50% национального дохода. Поэтому  пренебрегать этой функцией или умалять  ее значение в настоящее время  значит не учитывать возросшей роли государства и ее влияния на экономику  любой страны. Регулирующая функция  может проявляться в зависимости  от совокупности используемых мер воздействия  на экономику в виде стимулирующей  или сдерживающей политики государства.

     Функция финансов реализуется через финансовый механизм. Он включает совокупную организацию  форм, отношений, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных средств, а также методы финансового планирования, формы управления финансами, финансовое законодательство.

     Регулирующая  функция обусловлена тем, что:

     1) государство является собственником  и взаимодействует с разнообразными  структурами предпринимательского  сектора экономики;

      2) государство осуществляет экономическую  политику через институциональную систему;

      3) имеются области функционирования  государства, в которых оно  играет главную роль (такие как,  оборона, социальная помощь и  т.д.).

     К сферам регулирования можно отнести: общественный сектор, экономическая  безопасность, валютный курс, внешнеэкономическая  деятельность, безналичные расчеты, денежное обращение, государственные  финансы, предпринимательство.

     На  сегодняшний день регулирующая функция  в России развита слабо.

     Воспроизводственная функция обеспечивает постоянство  кругооборота средств, как в рамках страны, так и в рамках каждого  предприятия.

     К этой функции финансов относится  регулирование темпов и пропорций  развития экономики, изменений ее отраслевой и территориальной структуры, финансы  способствуют воспроизводству отраслей непроизводственной сферы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Принципы построения. 

       2.1. Бюджетной системы Российской Федерации

     Принципы  построения бюджетной системы РФ:

     1. Принцип единства бюджетной системы

     Означает  единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов  бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации. Кроме того, в  соответствии с данным принципом  едиными должны быть санкции за нарушения  бюджетного законодательства, порядок  финансирования расходов бюджетов всех уровней, порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов.

     2. Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы

     Означает  закрепление соответствующих видов  доходов и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления.

     3. Принцип самостоятельности бюджетов

     Он  означает:

     1) право законодательных органов  государственной власти и органов  местного самоуправления на каждом  уровне бюджетной системы Российской  Федерации самостоятельно осуществлять  бюджетный процесс;

     2) наличие собственных источников  доходов у бюджетов каждого  уровня бюджетной системы Российской  Федерации;

     3) законодательное закрепление регулирующих  доходов бюджетов и полномочий  по формированию доходов соответствующих  бюджетов в соответствии с  законодательством Российской Федерации.  Регулирующими доходами бюджетов  называют федеральные, региональные  налоги и другие платежи по которым устанавливаются нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты на очередной финансовый год, или на долговременной основе.

     4) право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно  определять направления расходования  средств соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным  кодексом);

     5) право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно  определять источники финансирования  дефицитов соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным  кодексом);

     6)  недопустимость изъятия доходов,  дополнительно полученных в ходе  исполнения законов (решений)  о бюджете, сумм превышения  доходов над расходами бюджетов  и сумм экономии по расходам  бюджетов;

     7) недопустимость компенсации за  счет бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской  Федерации потерь в доходах  и дополнительных расходов, возникших  в ходе исполнения законов  (решений) о бюджете, за исключением  случаев, связанных с изменением  законодательства.

     4. Принцип полноты отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов  государственных внебюджетных фондов

     Означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления  подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в  полном объеме.

     Все государственные и муниципальные  расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств  государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе  Российской Федерации.

     Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются  отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

     5. Принцип сбалансированности бюджета

     Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита.

     При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации  размера дефицита бюджета.

     6. Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств

     Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата с  использованием определенного бюджетом объема средств.

     7. Принцип общего (совокупного) покрытия  расходов

     Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета  должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита.

     Доходы  бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут  быть увязаны с определенными  расходами бюджета за исключением  доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации  средств из бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской Федерации.

     8. Принцип гласности

     Принцип гласности означает:

     1) обязательное опубликование в  открытой печати утвержденных  бюджетов и отчетов об их  исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения  бюджетов, а также доступность  иных сведений по решению законодательных  (представительных) органов государственной  власти, органов местного самоуправления;

Информация о работе Государственные финансы: элементы, сущность и функции