Государственные финансы: элементы, сущность и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Государственные финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Государственные финансы. 6
1.1. Понятие, сущность и особенности финансов 6
1.2. Элементы государственных финансов 12
1.2.1. Бюджетная система Российской Федерации 13
1.2.2. Финансы муниципальных предприятий. 13
1.2.3. Государственный и муниципальный кредит 14
1.3. Распределительная функция. 14
1.3.1. Контрольная функция 17
1.3.2. Другие функции 18
Глава 2. Принципы построения. 21
2.1. Бюджетной системы Российской Федерации. 21
Заключение 25
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Государственные финансы_курсовая_2010.docx

— 198.38 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКАЯ  ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ (МФПА)

Факультет Финансов  
 

Специальность   Кафедра  
  (код)   (аббревиатура)

КУРСОВАЯ  работа

     

     На  тему

  Государственные  финансы: элементы,

сущность  и функции
 
 
 
 
 
 
Студент       
  (Ф.И.О.  полностью)   Подпись
Руководитель         
  (Ф.И.О.)   Подпись
Декан факультета Финансы        
  (Ф.И.О.)   Подпись
 
 
 

МОСКВА  2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Государственные финансы. 6

1.1. Понятие, сущность и особенности финансов 6

1.2. Элементы государственных финансов 12

1.2.1.  Бюджетная система Российской Федерации 13

1.2.2.  Финансы муниципальных  предприятий. 13

1.2.3. Государственный и муниципальный кредит 14

1.3.  Распределительная  функция. 14

1.3.1.  Контрольная функция 17

1.3.2. Другие функции 18

Глава 2. Принципы построения. 21

2.1. Бюджетной системы  Российской Федерации. 21

Заключение 25

Список литературы 28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

      Государственные финансы являются важным звеном любой финансовой системы. Они тесно связаны с кредитной, банковской и страховой системами. Государственные финансы - важный элемент  финансового рынка. Посредством  государственных финансов осуществляется также взаимодействие между странами, развивается мировое хозяйство. Поэтому, не имея представлений, что  такое государственные финансы, как они функционируют, трудно судить и о том, как в целом работает финансово-кредитная система любой  страны.

     Государственные финансы - это основа деятельности любого государства. Вряд ли можно представить государство, в руках которого не было ни единого рубля. Только располагая достаточным количеством денежных средств, государство может осуществлять социальную политику, поддерживать отдельные отрасли хозяйства, проводить научные исследования или обеспечивать обороноспособность.

     Государственные финансы - это мощный рычаг макроэкономического регулирования. Посредством умелого использования этого инструмента государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.

     Перераспределение ресурсов между секторами экономики, социальными группами и территориями является в принципе важным рычагом  структурной перестройки экономики, реализации целевых программ. Масштабы перераспределения средств во многом зависят от уровня развития и состояния  экономики и степени участия  государства в экономической  жизни, финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений и т. д. в диапазоне от всеохватывающей  планово-распределительной системы  до чисто рыночной, свободной экономики. Однако и первое, и второе является крайностями. Свободного рынка практически  не существует. Экономика государств является, как правило, смешанной, где взаимодействуют государственный и частный сектора. Основная проблема заключается не в том, должно ли государство вмешиваться в экономику, а в масштабах этого вмешательства и его характере. Масштабы аккумулирования ресурсов и государственного воздействия больше в странах с социально-ориентированной экономикой и сильным влиянием государства и государственных финансов и меньше в странах, проводящих курс на либеральную модель экономики с большим тяготением к свободному рынку.

     По  экономическому содержанию государственные  финансы неоднородны, они включают: государственный бюджет (в федеративных государствах - федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации), государственные внебюджетные фонды (в западной терминологии - специальные  правительственные фонды), государственный  кредит, финансы государственных  и муниципальных (унитарных) предприятий. Благодаря разному функциональному  назначению названных звеньев финансового  регулирования государство может  оказывать разностороннее влияние  на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем.

     Государственные финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

     В настоящее время значение государственных финансов в истории, общественной жизни несомненно: в них отражаются как политическая судьба государства, так и экономические и социальные условия данной страны.

       Такая важная тема как государственные финансы требует более внимательного изучения. В ходе своей курсовой работы я более подробно исследую элементы, сущность и функции государственных финансов.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Государственные финансы 

     1.1. Понятие, сущность и особенности финансов

     Финансы представляют собой экономические  отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

     Под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные  с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной  бюджетной системе и правительственных  внебюджетных фондах, под децентрализованными  финансами понимаются денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.

     Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят  от того, какое место денежные отношения  занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения  выражают финансовые отношения.

     Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

     Деньги  — это всеобщий эквивалент, с  помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных  производителей, а финансы — экономический  инструмент распределения и перераспределения  валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем  образования денежных доходов и  фондов обеспечить не только потребности  государства и предприятий в  денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

     Государственные финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

     • государством и предприятиями при  уплате ими налогов в бюджетную  систему и финансировании расходов;

     • государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

     • предприятиями, гражданами и внебюджетными  фондами при внесении платежей и  получении ресурсов;

     • отдельными звеньями бюджетной системы;

     • органами имущественного и личного  страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов  и возмещении ущерба, при наступлении  страхового случая;

     • предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

     • предприятиями и вышестоящими организациями  при создании централизованных фондов денежных средств и их распределений;

     • денежные отношения, опосредующие кругооборот  фондов предприятий.

     Главным материальным источником денежных доходов  и фондов служит национальный доход  страны — вновь созданная стоимость  или стоимость валового внутреннего  продукта за вычетом потребленных в  процессе производства орудий и средств  производства. Объем национального  дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального  дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда  накопления — определяются пропорции  развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается  важное значение статистике национального  дохода.

     Без участия финансов национальный доход  не может быть распределен. Финансы  — неотъемлемое связующее звено  между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя  на производство, распределение и  потребление, носят объективный  характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

     Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического  развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические  исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а также предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

     Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и  возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.

     Состояние экономики страны определяет состояние  финансов. В условиях постоянного  экономического роста, увеличения ВВП  и национального дохода финансы  характеризуются своей устойчивостью  и стабильностью; они стимулируют  дальнейшее развитие производства и  повышение качества жизни граждан  страны.

     В условиях же экономического кризиса, спада  производства, роста безработицы  состояние финансов резко ухудшается, что выражается в крупных бюджетных  дефицитах, финансируемых за счет внутренних и внешних государственных займов, эмиссии денег, а также в увеличении государственного долга и расходов по нему. Все это влечет за собой  развитие инфляции, нарушение хозяйственных  связей, увеличение взаимных неплатежей, появление денежных суррогатов, увеличение бартерных сделок, сложности с  мобилизацией налогов, невозможность  своевременного финансирования государственных  расходов, снижение жизненного уровня широких слоев населения. Поэтому  первостепенная роль в экономических  и социальных отношениях принадлежит  состоянию реальной сферы производства.                   

     Общее управление финансами в Российской Федерации возложено на Федеральное  Собрание и две его палаты - Государственную  Думу и Совет Федерации.

     В их задачи входит:

     1.        рассмотрение и утверждение федерального  бюджета России и

Информация о работе Государственные финансы: элементы, сущность и функции