Государственные финансы: элементы, сущность и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Государственные финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Государственные финансы. 6
1.1. Понятие, сущность и особенности финансов 6
1.2. Элементы государственных финансов 12
1.2.1. Бюджетная система Российской Федерации 13
1.2.2. Финансы муниципальных предприятий. 13
1.2.3. Государственный и муниципальный кредит 14
1.3. Распределительная функция. 14
1.3.1. Контрольная функция 17
1.3.2. Другие функции 18
Глава 2. Принципы построения. 21
2.1. Бюджетной системы Российской Федерации. 21
Заключение 25
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Государственные финансы_курсовая_2010.docx

— 198.38 Кб (Скачать)
>     утверждение отчета о его исполнении;

     2.        рассмотрение законов о налогах,  сборах и обязательных платежах;

     3.        установление предельного размера  государственного внутреннего и внешнего долга.

     Возникновение государства предполагает, кроме  всего прочего, установление определенных взаимоотношений по распределению  и перераспределению создаваемых  экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отношения и определялись понятием «финансы».

     Для публичных финансов характерными признаками являются:

     1) денежный характер обращений;

     2) безвозмездный и безвозвратный  характер платежей хозяйствующими  субъектами и населением в  государственные и местные бюджеты,  а также во внебюджетные фонды;

     3) принудительная со стороны государственных  органов и органов местного  самоуправления форма денежных  отношений с хозяйствующими субъектами  и населением (государство и органы  местного самоуправления в форме  правовых актов устанавливают  систему обязательных платежей  и меры воздействия к указанным  субъектам в случае нарушения  последними указанного порядка);

     4) отношения перераспределения уже  распределенного совокупного общественного  продукта в его денежной форме.

     Развитие  крупномасштабного товарного производства, связанное с возникновением национальных и транснациональных организаций  корпоративного типа (с долевой акционерной формой уставного капитала), повлекло за собой совершенствование методов, способов мобилизации, использования, распределения денежных средств между различными участниками воспроизводственного процесса.

     Особую  значимость в этом распределительном  процессе приобретают вопросы движения денежных средств, обособленные от движения товаров. Они сопряжены как с  различными формами кредита, так  и с распределением и перераспределением стоимости покупного общественного  продукта между различными субъектами, каждый из которых претендует на получение  определенной доли в произведенном  продукте в соответствии с действующими правовыми нормами или обычаями делового оборота, что и является собственно сферой финансовых отношений.

     Отличительным признаком финансовых отношений  является и то, что процесс перераспределения  совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных  фондов денежных средств, имеющих целевое  значение. Финансы как экономическая  категория представляют собой систему  распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих  в создании совокупного общественного  продукта.

     Характерными  признаками финансов являются:

     1) распределительный характер отношений,  который основан на правовых  нормах или этике ведения бизнеса,  связан с движением реальных  денег независимо от движения  стоимости в товарной форме;

     2) односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения  денежных средств;

     3) создание централизованных и  децентрализованных фондов денежных  средств.

     Основным  материальным источником денежных доходов  населения, хозяйствующих субъектов, государства и органов местного самоуправления является национальный доход. От его величины и характера распределения зависят возможности развития экономики, удовлетворения потребностей членов общества.

     Финансовые  отношения многообразны. Они связаны  с денежными отношениями. Совокупность денежных средств, находящихся в  распоряжении населения, хозяйствующих  субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой  финансовые ресурсы. Источниками финансовых ресурсов выступают:

     1) на уровне хозяйствующих субъектов:  прибыль, амортизация, продажа  ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным  бумагам, выпускаемым другими  эмитентами;

     2) на уровне населения: заработная  плата, премии, надбавки к заработной  плате, выплаты социального характера,  осуществляемые работодателем, командировочные  расходы; доходы от предпринимательской  деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том  числе пенсии, пособия, стипендии;  потребительский кредит;

     3) на уровне государства, органов  местного самоуправления: доходы  от государственных и муниципальных  предприятий, доходы от приватизации  государственного и муниципального  имущества, доходы от внешнеэкономической  деятельности, налоговые доходы, государственный  и муниципальный кредит, эмиссия  денег и доходы от эмиссии  ценных бумаг.

     Социально-экономическая  сущность финансов заключается в  исследовании и ответе на следующие  вопросы: за счет кого или чего тот  или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и  в чьих интересах используются эти  фонды денежных средств. 
 

     1.2. Элементы государственных финансов 

     

     Рис. 1. Элементы государственных  финансов 

     Элементы  государственных финансов:

  1. Бюджетная система РФ:

     Федеральный бюджет;

     Бюджеты субъектов РФ;

     Муниципальные бюджеты;

     Внебюджетные  фонды:

     Фонды социального назначения;

     Фонды экономического назначения:

     Отраслевые (межотраслевые);

     Территориальные (региональные);

  1. Финансы муниципальных предприятий;                                             
  2. Государственный и муниципальный кредит;
 

     1.2.1. Бюджетная система Российской Федерации

     Бюджетная система Российской Федерации —  это, согласно российскому законодательству, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством  Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации (региональных бюджетов), местных бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

     1.2.2. Финансы муниципальных предприятий

     Финансы муниципальных предприятий - денежные отношения, возникающие в процессе формирования и использования основных фондов и оборотных средств, производства и продажи продукции, образования, распределения и использования  прибыли государственного (муниципального) унитарного предприятия.

     Специфика организации финансов и имущества  унитарных предприятий обусловлена  тем, что их учредителем являются федеральные органы государственной  власти (органы местного самоуправления): порядок и источники формирования уставного фонда унитарного предприятия  определяются федеральными органами государственной  власти и органами местного самоуправления; имущество унитарного предприятия  находится в собственности государства (муниципальных органов), является неделимым, не может быть распределено по вкладам  между акционерами и работниками  предприятия и принадлежит предприятию  на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления; продукция  и доходы, полученные унитарным предприятием от использования имущества, а также  имущество, приобретенное за счет полученной прибыли, являются собственностью государства (муниципалитетов) и поступают в  хозяйственное ведение предприятия.  

     1.2.3. Государственный и муниципальный кредит

     Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное  образование являются кредиторами  или заемщиками. Государственные  и муниципальные кредиты могут  быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и  физическим лицам, другим бюджетам, иностранным  государствам, их юридическим лицам  и международным организациям в  пределах полномочий соответствующего уровня бюджета. Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у  него возникают соответствующие  обязательства или требования.

     1.3. Распределительная функция

     Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

     Никто не отрицает, что финансы – это  совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один – валовый  внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП  можно  с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

     Если  говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).

     Каждая  финансовая операция означает распределение  общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

     Распределительная функция проявляется при распределении  национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

     1.      зарплата рабочих, служащих, доходы  фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

           2.      доходы предприятий сферы материального производства.         

     Однако  первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное: с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

     В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

     Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.

     Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

     Таким образом, перераспределение национального  дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Информация о работе Государственные финансы: элементы, сущность и функции