Государственное социальное страхование и его роль в социально-экономическом развитии РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с целью работы, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретическую базу социального страхования: раскрыть понятие, функции, виды, формы, роль для социально-экономической жизни граждан.
- более подробно проанализировать существующие виды социального страхования в России;
- выявить основные проблемы и предложить пути их решения

Содержание

Введение............................................................................…………………
1 Социальное страхование его цели, задачи и система организации…..
1.1 История развития социального страхования в РФ………….….……
1.2 Принципы, цели и задачи социального страхования……………..…
2 Характеристика внебюджетных фондов РФ..…...……………..………
2.1 Пенсионное страхование……….……………...………….…………..
2.2 Обязательное медицинское страхование.............................…………
2.3 Социальное страхование………………………………………………
3 Перспектива социально-экономического развития……………………
3.1Факторы и условия социально экономического развития Российской Федерации в 2011-2013 гг………………………………………………..
3.2 Перспективы развития и направления реализации социального страхования в РФ…………..……………………………………………
Заключение........................................................................…………………
Список использованных источников…........

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 73.83 Кб (Скачать)

         Социальное страхование - это  механизм реализации социальной  политики государства, основа  организации социальной защиты  населения.

         Социальное страхование является  также «формой социальной защиты  экономически активного населения  от различных рисков, связанных  с потерей трудоспособности, на  основе коллективной солидарности возмещения ущерба».

       Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей  и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение  работников и членов их семей.

         Исторически определились три  формы организации систем социального  страхования:

         - Коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);

       - Государственное;

       - Смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

     Коллективное  страхование представляет собой  самую раннюю форму социальной защиты. Оно появилось в Европе во второй половине XIX века вместе с профсоюзами, отстаивающими права наемных  работников перед работодателями и  государством. Характерным примером в этом отношении является Англия, где социальное обеспечение осуществлялось как коллективная самопомощь и самострахование  путем создания касс взаимопомощи, больничных касс, касс по безработице.

       Государственное социальное страхование, введенное  в Германии в 1883 г. в рамках социальных реформ, проводимых Бисмарком, стало  первым в истории законодательным решением вопроса социальной защиты населения. Были изданы законы о страховании на случай болезни, затем о страховании по инвалидности и старости. Эти виды страхования должны были осуществлять больничные кассы, кассы предприятий и свободные кассы взаимопомощи. Страховые взносы устанавливались законом и уплачивались работодателями и работниками пропорционально: одна треть и две трети суммы взносов, соответственно.

       Смешанная форма социального страхования  впервые возникла в Швейцарии. При муниципалитете Г.Берна в 1893 г. была учреждена касса по страхованию на случай безработицы, управление которой осуществляла комиссия, состоящая из работодателей, представителей профсоюзов и муниципалитета. Членство в кассе было добровольным. Туда мог вступить гражданин страны и после девяти месяцев уплаты страховых взносов он получал право на пособие по безработице сроком на 70 дней в течение года.

       В России социальное страхование зародилось в начале ХХ в., одновременно с развитием системы фабричной медицины. На предприятиях создавались больничные кассы, членство в которых было добровольным. Их правления состояли из представителей рабочих и работодателей. Основной задачей таких касс являлась компенсация работникам ущерба от несчастных случаев на производстве. В 1912 г. законом Государственной Думы было введено обязательное больничное страхование работающих граждан, которое должны были осуществлять больничные кассы.

       Наряду, собственно, с социальным страхованием, складывалась еще одна система социальной защиты населения - государственное  социальное обеспечение, осуществляемое за счет налоговых поступлений в  бюджет. При этом государство самостоятельно, решениями своих властных органов  определяло, кому, в каких размерах и при каких условиях следует  оказывать социальную помощь.

         Коллективное социальное страхование  имеет те же цели и задачи, что и государственное. Страховые фонды коллективного социального страхования образуются за счет работников и работодателей. Однако, в отличие от государственных, они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается государственным социальным законодательством. Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые организации, получившие от государства в установленном порядке разрешение на этот вид деятельности. Ими могут быть страховые компании, общества взаимного страхования, страховые кассы. Управление в системах коллективного страхования осуществляется либо страховой компанией, либо выбираемыми страхователями органами самоуправления, либо доверенными лицами на основе договора траста.

       Распределение фондов коллективного страхования  происходит на основе принципа субсидиарности: выплаты осуществляются в зависимости от нуждаемости, но с учетом того, в течение какого времени страхователь платил взносы в этот фонд. Обычно в коллективном социальном страховании устанавливаются тарифы взносов, а также минимальные и максимальные пределы социальных выплат. Кроме того, могут устанавливаться границы доходов, в пределах которых страхователи обязаны уплачивать страховые взносы. За этими пределами они могут страховаться на добровольных началах или не страховаться вовсе.

       Государственное социальное страхование имеет своим  объектом все население в целом  или отдельные социальные группы, выделенные по критериям наличия  социальных рисков. Условия государственного социального страхования устанавливаются  законодательными и нормативными актами и носят обязательный характер. Управление фондами государственного социального  страхования осуществляется специальными государственными финансово-кредитными учреждениями, создаваемыми при органах  законодательной или исполнительной власти.

         Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

         К основным принципам обязательного  социального страхования относятся:

       - устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

       - всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

       - государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

       - государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

       - паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

       - обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

       - ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

       - обеспечение надзора и общественного контроля;

       - автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

       Субъектами  обязательного социального страхования  являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

         Страхователи - организации любой  организационно-правовой формы,  а также граждане, которые должны  в соответствии с федеральными  законами конкретных видах обязательного  социального страхования уплачивать  страховые взносы, являющиеся обязательными  платежами. Страхователями выступают  также органы исполнительной  власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые  взносы.

       Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые  для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному  страхованию при наступлении  страховых случаев.

       Застрахованные  лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3 Перспектива социально-экономического развития в РФ

       3.1 Факторы и условия социально экономического развития Российской Федерации в 2011-2013 гг 

       Разработка  прогноза социально-экономического развития и параметров прогноза на период до 2013 года осуществлялась на вариантной основе в составе двух базовых (варианты 2b и 1b) и двух дополнительных (варианты 1а и 2с) вариантов.

         Базовые варианты прогноза базируются на относительно консервативных оценках внешних условий: устойчивое восстановление мировой экономики и умеренный рост цен на нефть Urals до 78-79 долларов США за баррель в 2012-2013 годах.

       Умеренно-оптимистичный  вариант 2b является инвестиционно обусловленным вариантом развития экономики. В 2011 году предполагаются значительные объемы инвестиций компаний топливно-энергетического комплекса. При общей социальной направленности расходов федерального бюджета предусматривается рост расходов на программы развития высокотехнологичного комплекса, жилищного строительства, здравоохранения. Возобновится рост банковского кредитования.

       Предполагается  относительное повышение конкурентоспособности  бизнеса. Рост импорта будет опережать  наращивание внутреннего спроса, однако эта разница будет снижаться. Темпы роста реальной заработной платы  будут сопоставимы с ростом производительности труда. Рост ВВП в 2010-2013 гг. прогнозируется на уровне  3,9-4,5 процента.

       Консервативный  вариант 1b отражает развитие экономики  в условиях реализации рисков, связанных  с медленным восстановлением  кредитной активности, низкой инвестиционной активностью на фоне снижения конкурентоспособности  при возрастании налоговой нагрузки и стагнации государственного спроса. Годовые темпы роста экономики в 2011-2013 гг. оцениваются на уровне 3-3,3 процента.

       Дополнительно проработаны варианты с различной  динамикой цен на нефть и темпов роста мировой экономики.

       Вариант 1а разработан в условиях замедления в 2011 году выхода мировой экономики из кризиса (в т.ч. и временной паузы роста американской экономики) и снижения цены на нефть Urals в 2011 году до 68 долларов США за баррель и в 2013 году – до 60 долларов США за баррель. Адаптация российской экономики к такому пессимистическому сценарию потребует значительного снижения курса рубля и будет связана с  замедлением темпов роста российской экономики (до 2,2-2,9 процента).

       Вариант 2с отражает более оптимистичную гипотезу выхода мировой экономики из кризиса, относительно высокий уровень спроса на энергоносители и восстановление положительной тенденции роста цен на нефть до 85 долларов США за баррель в 2012 году и до 90 долларов США за баррель в 2013 году. В этих условиях темп роста российской экономики повышается дополнительно на  0,3-0,4 п. пункта.

       В качестве основного варианта для  разработки параметров федерального бюджета  на 2011-2013 годы предлагается умеренно-оптимистичный  вариант 2b.

Таблица 1- Основные показатели прогноза социально-экономического развития          Российской Федерации на 2009-2013 годы 

      2009 2010 2011 2012 2013
Цена  на нефть Urals (мировая), долл.США/барр.
2c 61,1 75 81 85 90
2b 75 75 78 79
1b 75 75 78 79
75 68 62 60
Валовой внутренний продукт, темп роста %
2c -7,9 4,0 4,5 4,1 4,9
2b 4,0 4,2 3,9 4,5
1b 3,6 3,2 3,0 3,3
3,6 2,9 2,3 2,2
Промышленность, %
2c -9,3 7,6 4,2 4,2 5,1
2b 7,6 3,9 3,8 4,9
1b 7,2 2,8 2,8 3,4
7,2 2,7 2,2 2,3
Инвестиции  в основной капитал, %
2c -16,4 2,5 10,9 3,8 8,4
2b 2,5 10,0 3,5 7,4
1b 1,8 7,3 2,8 5,0
1,8 5,4 0 -1,5
Реальная  заработная плата, %
2c -3,5 4,9 3,8 4,4 5,2
2b 4,9 3,5 4,0 4,7
1b 4,9 3,0 3,3 3,9
4,8 2,4 2,5 2,5
Оборот  розничной торговли, %
2c -4,9 5,2 5,9 6,1 7,0
2b 5,2 5,0 5,6 6,0
1b 5,2 4,6 4,0 4,3
5,2 3,4 2,8 2,0
Экспорт - всего,  млрд. долл. США
2c 303,4 378 409 442 478
2b 378 389 412 432
1b 378 387 407 424
378 365 339 332
Импорт - всего,  млрд. долл. США
2c 191,8 241 281 314 359
2b 241 277 303 334
1b 244 277 299 324
244 269 275 270

Информация о работе Государственное социальное страхование и его роль в социально-экономическом развитии РФ