Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – дать подробное, детальное описание системы государственного регулирования как инструмента единого неразрывного механизма регулирования рынка ценных бумаг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. СТРУКТУРА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 4
II. ПОНЯТИЕ РЕГУЛЯТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 9
III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 19
IV. СТРУКТУРА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЛАСТИ В РОССИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 25
V. САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая_РЦБ_ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.docx.doc

— 286.50 Кб (Скачать)

    Руководитель  федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг назначает  на должность и освобождает от должности руководителей территориальных органов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

    Руководитель  федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг утверждает положения о территориальных  органах федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

    Федеральный орган исполнительной власти по рынку  ценных бумаг осуществляет контроль и надзор на рынке ценных бумаг  посредством:

  1. анализа отчетности
  2. осуществления функций по лицензированию деятельности и регистрации документов
  3. проведения непосредственных проверок деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
  4. установления контроля за системами управления рисками профессиональных участников рынка ценных бумаг
  5. установления норматив и осуществления контроля за их соблюдением

    Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг обязан рассмотреть жалобу и заявление инвестора в срок, не превышающий двух недель со дня подачи жалобы или заявления.

    Федеральный орган исполнительной власти по рынку  ценных бумаг осуществляет функции  надзора и контроля и устанавливает процедуру проведения проверки деятельности в отношении следующих организаций:

  1. эмитентов
  2. акционерных инвестиционных фондов
  3. ипотечных агентов
  4. профессиональных участников рынка ценных бумаг
  5. управляющих компаний инвестиционных фондов
  6. саморегулируемых организаций
  7. бюро кредитных историй.

    Документы, которые предоставляются инспектору во время проведения проверки деятельности организации:

  1. внутренние нормативные документы организации
  2. документы внутреннего учета
  3. документы бухгалтерского учета
  4. документы бухгалтерской отчетности

    Основные  законодательные  акты,  регулирующие  российский рынок  ценных бумаг: [6]

    1.  Гражданский кодекс Российской  Федерации (части первая, вторая  и  третья).

    2. Федеральный  закон  от 10  июля 2002  г. N 86-ФЗ "О  Центральном  банке  Российской Федерации  (Банке  России)".

    3. Федеральный  закон  от 3  февраля 1996  г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений  в Закон РСФСР "О банках  и банковской деятельности в РСФСР".

     4. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" - регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении ЦБ и особенности создания и деятельности профессиональных участников РЦБ.

     5. Федеральный закон от 10 декабря  2003 г. N 173 - ФЗ «О валютном регулировании  и валютном контроле». 

     6. Федеральный  закон  от 29  ноября 2001  г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных  фондах".

     7. Федеральный  закон  от 8  августа 2001  г. N 128-ФЗ "О лицензировании  отдельных  видов  деятельности".

     8. Федеральный  закон  от 23  июня 1999  г. N 117-ФЗ "О  защите  конкуренции на рынке финансовых  услуг".

    9. Федеральный  закон  от 5 марта  1999  г. N 46-ФЗ "О защите  прав  и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" - обеспечивает защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются ЦБ, а также определяет порядок выплаты компенсаций и возмещение ущерба инвесторам, причиненным противоправными действиями эмитентов и других участников РЦБ на РЦБ.

     10. Федеральный  закон  от 25  февраля 1999  г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной  деятельности  в  Российской  Федерации,  осуществляемой  в  форме капитальных вложений".

     11. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии  и обращения государственных  и муниципальных ценных бумаг" - регулирует порядок возникновения и исполнения обязательств РФ в результате эмиссии государственных и муниципальных ЦБ, процедуру эмиссии и обращение ЦБ, порядок раскрытия информации.

    12. Закон об АО № 208-ФЗ от 26.12.1995 – определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации АО, права  и обязанности акционеров, а также  обеспечивает защиту прав и  интересов акционеров.

     13. Указы Президента по развитию  рынка ценных бумаг. 

     14. Постановления Правительства  Российской Федерации.  

Основные  нормативные акты:

  • Стандарты эмиссии ЦБ и регистрации проспектов ЦБ № 05-4/пз-н от 16.03.2005, утвержденный ФСФР – регулируют эмиссию акций, опционов эмитента и облигаций юридических лиц, а также порядок регистрации проспектов ЦБ.
  • Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ЦБ № 05-5/пз-н от 16.03.2005, утвержденный ФСФР - регулирует состав, порядок и сроки раскрытия информации акционерным обществом в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента.

    Ответственность за нарушения законодательства РФ о ценных бумагах.

    Участники рынка ценных бумаг не вправе манипулировать ценами на рынке ценных бумаг и  понуждать к покупке или продаже  ценных бумаг путем предоставления умышленно искаженной информации о  ценных бумагах, эмитентах эмиссионных  ценных бумаг, ценах на ценные бумаги, включая информацию, представленную в рекламе.

    Под манипулированием ценами понимаются действия, совершаемые для создания видимости  повышения или понижения цен, или торговой активности на рынке  ценных бумаг относительно существующего уровня цен, или существующей торговой активности на рынке ценных бумаг, с целью побудить инвесторов продавать или приобретать публично размещаемые или публично обращаемые ценные бумаги, в том числе:

  • распространение ложной или недостоверной информации;
  • совершение сделок с ценными бумагами на торгах фондовых бирж и иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, в результате которых не меняется владелец этих ценных бумаг;
  • одновременное выставление поручений на покупку и продажу ценных бумаг по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам;
  • соглашение двух или нескольких участников торгов или их представителей о покупке (продаже) ценных бумаг по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам.

    В отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссию ценных бумаг  ФСФР:

  • принимает меры к приостановлению дальнейшего размещения ценных бумаг, выпущенных в результате недобросовестной эмиссии и опубликовывает об этом сведения в средствах массовой информации;
  • извещает эмитента о необходимости в установленные сроки устранения нарушений, внесения изменений в проспект ценных бумаг и другие условия выпуска.

    По  фактам недобросовестной эмиссии, а  также при осуществлении деятельности без наличия соответствующей лицензии ФСФР направляет материалы проверки в суд для применения мер административной ответственности к должностным лицам эмитента либо в органы прокуратуры при наличии в действиях должностных лиц эмитента признаков состава преступления [5].

 

V. Саморегулируемые организации

    Целью государственной деятельности по отношению  к бирже является стимулирование  и  координация,  забота  об  интересах  массового  держателя  ценных  бумаг,  поощрение  торговли  ценными  бумагами  при  соблюдении известных правил.

    В  первые  годы  существования  российского  фондового  рынка было  особенно  необходимо  его  эффективное  регулирование.  В 1994  г. началась,  в 1995-1996  гг.  была  продолжена  реорганизация  системы  регулирования  РЦБ,  в  рамках  которой  функции  утверждения  стандартов  и  правил,  а  также  в  ряде  случаев  лицензирования  и  контроля  переходят  к  Федеральной  комиссии  по  ценным  бумагам  и  фондовому  рынку  при  Правительстве  Российской Федерации. Контроль  за  исполнением  законов  в  сфере  рынка  ценных  бумаг  должны  стать  функцией,  прежде  всего,  саморегулируемых  организаций  профессиональных  участников  рынка  ценных бумаг, а также в отдельных случаях заинтересованных министерств и  ведомств, региональных комиссий по ценным бумагам.

    Саморегулируемые  организации  (СРО) -  это некоммерческие  негосударственные организации,  создаваемые профессиональными участниками рынка ценных  бумаг на  добровольной  основе  с целью регулирования определенных  аспектов  рынка  на  основе  государственных  гарантий  поддержки,  выражающихся  в  присвоении  им  государственного  статуса саморегулируемой организации.  В настоящее время саморегулируемыми организациями рынка ценных  бумаг  являются  организаторы  РЦБ (биржи)  и  общественные  объединения  различных групп профессиональных участников.[6]

    Для своих членов СРО устанавливают  правила деятельности на РЦБ и  контролируют их соблюдение.

    Саморегулируемые организации действуют в соответствии с законом о рынке ценных бумаг на принципах некоммерческих организаций. Все доходы саморегулируемой организации используются исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов.

    Саморегулируемыми организациями, участвующих в регулировании рынка ценных бумаг являются:

  • Национальная ассоциация управляющих (НЛУ);
  • Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), 1994 г.;
  • Профессиональная ассоциация регистраторов, трансферагентов и депозитариев (ПАРТАД), 1997 г. и др.

    Саморегулируемые организации учреждаются не менее чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Организации, созданные профессиональными участниками рынка ценных бумаг, приобретают статус СРО на основании разрешения, выдаваемого ФСФР.

    Задачами  саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг являются:

  • обеспечение условий профессиональной деятельности участников фондового рынка;
  • контроль за соблюдением стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг;
  • защита интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации;
  • установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг и осуществление контроля за их соблюдением.

    Саморегулируемой  организации предоставлено право  обучения граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а если она является ФСФР аккредитованной  организацией - то и принимать квалификационные экзамены и выдавать квалификационные аттестаты.

    К саморегулируемым организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг предъявляются требования в отношении:

  • профессиональной квалификации ее персонала;
  • правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности;
  • правил, ограничивающих манипулирование ценами;
  • защиты прав клиентов;
  • ведения учета и отчетности;
  • минимальной величины их собственных средств и др.

    Если саморегулируемая организация является организатором торговли, то она обязана также установить и соблюдать правила:

Информация о работе Государственное регулирование рынка ценных бумаг