Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – дать подробное, детальное описание системы государственного регулирования как инструмента единого неразрывного механизма регулирования рынка ценных бумаг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. СТРУКТУРА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 4
II. ПОНЯТИЕ РЕГУЛЯТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 9
III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 19
IV. СТРУКТУРА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЛАСТИ В РОССИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 25
V. САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая_РЦБ_ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.docx.doc

— 286.50 Кб (Скачать)

    -органы  государственного  регулирования и  надзора (это может быть самостоятельная комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам, министерство финансов, центральный банк, смешанные модели государственного регулирования)

    -саморегулируемые организации (СРО) – объединения професиональных участников рынка ценных бумаг, которым государством передана часть регулирующих функций;

    -регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрационные, лицензионные и надзорные)

    -законодательная  инфраструктура (законодательство о рынке ценных бумаг, акционерных обществах, антимонопольном контроле на рынке финансовых услуг, правила и стандарты саморегулируемых организаций, нормы делового оборота, правовые прецеденты, юридические компании, специализирующиеся в области ценных бумаг);

    -этика фондового рынка (правила ведения честного бизнеса), обычаи делового оборота. [4]   

      Цели регулирования рынка ценных бумаг.

    В базовом документе Международной  организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) «Цели и принципы регулирования  в области ценных бумаг» устанавливает, что «регулирование должно способствовать формированию капиталов в хозяйстве и экономическому росту». В нем определены три цели регулирования в этой области:

  1. защита инвесторов (против вводящих в заблуждение, манипулятивных, мошеннических и инсайдерских практик),
  2. справедливость, эффективность и прозрачность рынков (равенство участников на рынке, равный и широкий доступ к информации, предупреждение нечестных торговых практик),
  3. сокращение системного риска (эффективное управление рисками в индустрии ценных бумаг). [4] 

    Регулирование рынка ценных бумаг также преследует достижение следующих целей:

  • поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
  • защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
  • обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
  • создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
  • в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;
  • воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.). [6]

    Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:

  • создание нормативной базы функционирования рынка (т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу) и создание  условий позволяющих их соблюдение;
  • лицензирование профессиональной деятельности участников рынка, отбор профессиональных участников рынка. Современный рынок ценных бумаг, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников, однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;
  • контроль за соблюдением установленных правил участниками рынка и применение санкции за их нарушение. Контроль выполняется соответствующими контрольными органами. Санкциями за нарушение правил могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы.

    Принципы  регулирования российского рынка ценных бумаг во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основными из указанных принципов являются [6]:

  • разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка - с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй - отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;
  • выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка; 
  • максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка - эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;
  • необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами - в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия;
  • при разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;
  • обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность;
  • оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями).
  • соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Нельзя не учитывать и все растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка «с центра поля», необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, так как повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка.

    В некоторых странах традиции и  обычаи играют очень существенную роль в регулировании фондового рынка. Примером может служить Великобритания, где традиции и иные неформальные способы регулирования, как, например, согласованный стиль поведения, договоренности, переговоры по разрешению сложных спорных ситуаций и пр. представляют собой один из методов регулирования рынка ценных бумаг. Можно привести пример влияния на рынок ценных бумаг и религиозных традиций. Так, например, в исламских странах религия не позволяет взимать проценты, в силу чего рынок долговых ценных бумаг там не может быть развит (появился даже такой термин – «исламские финансы». В России деловые традиции, обычаи делового оборота были прерваны и утеряны за годы существования директивной экономики. На их становление потребуются годы, а может быть – и десятилетия.[9]

    Механизм  регулирования  рынка  ценных  бумаг  представлен  на  схеме:

 

    Модели  регулятивной инфраструктуры, используемые в международной  практике.

    Существует  несколько подходов выделения моделей регулирования в зависимости от выбранного критерия. Рассмотрим три варианта классификации:

    1. по критерию «субъект регулирования»;
    2. по критерию «объект регулирования»;
    3. по критерию «степень жесткости». [4]

    К основным субъектам регулирования (участникам рынка ценных бумаг) относятся:

  1. Эмитенты ценных бумаг
  2. Организации, привлекаемые эмитентами для выполнения своих обязательств перед инвесторами (аудиторы, независимые оценщики, агенты по размещению)
  3. Профессиональные участники рынка ценных бумаг
  4. Компании по управлению коллективными инвестиционными схемами
  5. Саморегулируемые организации

    В Российской Федерации и США регулирование  рынка ценны бумаг разделено  между государством и саморегулируемыми  организациями. Во Франции основная регулирующая роль  на рынке ценных бумаг принадлежит государству.

    Таким образом, по критерию «субъект регулирования» можно выделить следующие подходы:

    а)     основная регулирующая роль на рынке ценных бумаг принадлежит государству,

    б) регулирование разделено между государством и саморегулируемыми организациями (добровольными объединениями профессиональных участников рынка ценных бумаг). В числе последних могут быть не только ассоциации брокеров – дилеров, инвестиционных фондов и т.п., но и фондовые биржи, внебиржевые торговые системы (типа NASDAQ, США), которые выполняют определенные регулятивные функции в отношении участников.

    Обобщение международной практики в этой области  приведено в табл. 1 [4]

 

     Таблица 1

      Характеристика международной практики в организации регулирования рынка ценных бумаг  

    Модели  регулирования 
Без СРО2 Отказ от модели

СРО

Единственная  СРО (по функциональ-ному признаку) Множествен-ность СРО (по функциональ-ному признаку) Множественность СРО (по смешанным признакам)
22 страны 1 страна 3 страны 2 страны 2 страны
Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Венесуэла, Германия, Гонконг, Дания, Индия, Испания, Италия, Китай, Люксембург, Нидерланды, Тайвань, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Швейцария Великобри-тания3 НоваяЗеландия,

Польша,

Корея

Япония (Japan Securities Dealers Association, Investment Trust Association, Bond Undewriters Association),

Норвегия (Association of Norwegian Stockbroking Companies)

Канада (Investment Dealers Association + биржи)

США (National Association of Securities Dealers, фондовые биржи, клиринговые корпорации, Municipal Securities Rulemaking Board, Securities Investors Protection Corporation

         
 

   

    В России принята модель регулирования, включающая СРО, учреждаемые по функциональному признаку (брокерско – дилерская деятельность, депозитарная деятельность и т.п.), в которые входят различные виды финансовых институтов (коммерческие банки, брокерско – дилерские компании). Наиболее известные российские СРО – НФА (Национальная фондовая ассоциация), НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка), ПАРТАД (Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер – агентов и депозитариев).

    В отдельных случаях СРО выполняют  не только функции саморегулирования, но и функции организации рынка, становятся конкурентами между собой. Именно по этой модели организовано саморегулирование в США, в рамках которого NASD создавался в качестве СРО, за которым закреплен внебиржевой рынок и его торговые системы, как «OTC self-regulatory body», а фондовые биржи США приобрели статус саморегулируемых организаций. Эта модель принята и в России (связки ММВБ – НФА и РТС – НАУФОР). [4]

    По  критерию «объект регулирования» могут быть выделены следующие модели регулирования:

  • по функциональному признаку (деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность на кредитном и депозитном рынке и т.д.),
  • по институциональному признаку (объект регулирования – коммерческий банк, инвестиционный банк, страховая компания),
  • смешанные модели, модели, в рамках которых создается единый мегарегулятор финансового рынка (объектом регулирования в этом случае являются финансовые конгломераты, состоящие из коммерческих и инвестиционных банков, страховых компаний и др. финансовых институтов). [4]  

    Среди более чем 30 стран с развитыми  рынками ценных бумаг, более 59% стран  имеют самостоятельные ведомства / комиссии по ценным бумагам (модель США), примерно в 15% стран за фондовый рынок отвечает Минфин, 15% стран – смешанное управление. В некоторых странах с банковской моделью рынка ценных бумаг (наиболее яркие примеры – Германия, Австрия, Бельгия) основную ответственность за рынок ценных бумаг несет центральный банк.   

    В России принята смешанная модель, в которой основными регуляторами выступают и Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), и Центральный банк РФ, и Министерство финансов России, и Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

    Универсальные коммерческие банки в части бизнеса  на рынке ценных бумаг регулируются как ФСФР, так и Центральным банком РФ. Брокерско – дилерские компании, инвестиционные фонды, регистраторы, трансфер – агенты, депозитарии, институты доверительного управления – сфера их регулирования как институтов относится к компетенции ФСФР. Минфин РФ определяет порядок функционирования на рынке ценных бумаг страховых компаний, Министерство труда и социальной защиты – пенсионных фондов. Кроме того, Минфин регулирует обращение внешнего и внутреннего долга в форме государственных ценных бумаг, а также ценных бумаг, выпущенных субъектами РФ и муниципальными образованиями. [4]

Информация о работе Государственное регулирование рынка ценных бумаг