Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – дать подробное, детальное описание системы государственного регулирования как инструмента единого неразрывного механизма регулирования рынка ценных бумаг.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. СТРУКТУРА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 4
II. ПОНЯТИЕ РЕГУЛЯТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 9
III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 19
IV. СТРУКТУРА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЛАСТИ В РОССИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 25
V. САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
-органы государственного регулирования и надзора (это может быть самостоятельная комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам, министерство финансов, центральный банк, смешанные модели государственного регулирования)
-саморегулируемые организации (СРО) – объединения професиональных участников рынка ценных бумаг, которым государством передана часть регулирующих функций;
-регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрационные, лицензионные и надзорные)
-законодательная инфраструктура (законодательство о рынке ценных бумаг, акционерных обществах, антимонопольном контроле на рынке финансовых услуг, правила и стандарты саморегулируемых организаций, нормы делового оборота, правовые прецеденты, юридические компании, специализирующиеся в области ценных бумаг);
-этика фондового рынка (правила ведения честного бизнеса), обычаи делового оборота. [4]
Цели регулирования рынка ценных бумаг.
В
базовом документе
Регулирование рынка ценных бумаг также преследует достижение следующих целей:
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:
Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основными из указанных принципов являются [6]:
В некоторых странах традиции и обычаи играют очень существенную роль в регулировании фондового рынка. Примером может служить Великобритания, где традиции и иные неформальные способы регулирования, как, например, согласованный стиль поведения, договоренности, переговоры по разрешению сложных спорных ситуаций и пр. представляют собой один из методов регулирования рынка ценных бумаг. Можно привести пример влияния на рынок ценных бумаг и религиозных традиций. Так, например, в исламских странах религия не позволяет взимать проценты, в силу чего рынок долговых ценных бумаг там не может быть развит (появился даже такой термин – «исламские финансы». В России деловые традиции, обычаи делового оборота были прерваны и утеряны за годы существования директивной экономики. На их становление потребуются годы, а может быть – и десятилетия.[9]
Механизм регулирования рынка ценных бумаг представлен на схеме:
Модели регулятивной инфраструктуры, используемые в международной практике.
Существует несколько подходов выделения моделей регулирования в зависимости от выбранного критерия. Рассмотрим три варианта классификации:
К основным субъектам регулирования (участникам рынка ценных бумаг) относятся:
В Российской Федерации и США регулирование рынка ценны бумаг разделено между государством и саморегулируемыми организациями. Во Франции основная регулирующая роль на рынке ценных бумаг принадлежит государству.
Таким образом, по критерию «субъект регулирования» можно выделить следующие подходы:
а) основная регулирующая роль на рынке ценных бумаг принадлежит государству,
б) регулирование разделено между государством и саморегулируемыми организациями (добровольными объединениями профессиональных участников рынка ценных бумаг). В числе последних могут быть не только ассоциации брокеров – дилеров, инвестиционных фондов и т.п., но и фондовые биржи, внебиржевые торговые системы (типа NASDAQ, США), которые выполняют определенные регулятивные функции в отношении участников.
Обобщение международной практики в этой области приведено в табл. 1 [4]
Таблица 11
Характеристика международной практики в организации регулирования рынка ценных бумаг
Модели регулирования | ||||
Без СРО2 | Отказ от модели
СРО |
Единственная СРО (по функциональ-ному признаку) | Множествен-ность СРО (по функциональ-ному признаку) | Множественность СРО (по смешанным признакам) |
22 страны | 1 страна | 3 страны | 2 страны | 2 страны |
Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Венесуэла, Германия, Гонконг, Дания, Индия, Испания, Италия, Китай, Люксембург, Нидерланды, Тайвань, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Швейцария | Великобри-тания3 | НоваяЗеландия,
Польша, Корея |
Япония (Japan Securities
Dealers Association, Investment Trust Association, Bond Undewriters
Association),
Норвегия (Association of Norwegian Stockbroking Companies) |
Канада (Investment Dealers
Association + биржи)
США (National Association of Securities Dealers, фондовые биржи, клиринговые корпорации, Municipal Securities Rulemaking Board, Securities Investors Protection Corporation |
В России принята модель регулирования, включающая СРО, учреждаемые по функциональному признаку (брокерско – дилерская деятельность, депозитарная деятельность и т.п.), в которые входят различные виды финансовых институтов (коммерческие банки, брокерско – дилерские компании). Наиболее известные российские СРО – НФА (Национальная фондовая ассоциация), НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка), ПАРТАД (Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер – агентов и депозитариев).
В
отдельных случаях СРО
По критерию «объект регулирования» могут быть выделены следующие модели регулирования:
Среди
более чем 30 стран с развитыми
рынками ценных бумаг, более 59% стран
имеют самостоятельные
В России принята смешанная модель, в которой основными регуляторами выступают и Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), и Центральный банк РФ, и Министерство финансов России, и Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Универсальные коммерческие банки в части бизнеса на рынке ценных бумаг регулируются как ФСФР, так и Центральным банком РФ. Брокерско – дилерские компании, инвестиционные фонды, регистраторы, трансфер – агенты, депозитарии, институты доверительного управления – сфера их регулирования как институтов относится к компетенции ФСФР. Минфин РФ определяет порядок функционирования на рынке ценных бумаг страховых компаний, Министерство труда и социальной защиты – пенсионных фондов. Кроме того, Минфин регулирует обращение внешнего и внутреннего долга в форме государственных ценных бумаг, а также ценных бумаг, выпущенных субъектами РФ и муниципальными образованиями. [4]
Информация о работе Государственное регулирование рынка ценных бумаг