Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – дать подробное, детальное описание системы государственного регулирования как инструмента единого неразрывного механизма регулирования рынка ценных бумаг.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. СТРУКТУРА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 4
II. ПОНЯТИЕ РЕГУЛЯТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 9
III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 19
IV. СТРУКТУРА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЛАСТИ В РОССИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 25
V. САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
по дисциплине «Рынок ценных бумаг»:
«ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
ЦЕННЫХ БУМАГ»
МОСКВА
2010
СОДЕРЖАНИЕ
В
современной экономике роль рынка
ценных бумаг трудно переоценить. Рынок
ценных бумаг позволяет правительствам
и предприятиям расширять круг источников
финансирования, не ограничиваясь
Рынки ценных бумаг непрерывно развиваются, что вызвано изменениями ситуации в мире и в стране, экономической политики, технологий, регулятивных мер и появлением новых продуктов и структур затрат. Рынки представляют собой не окончательно сформированные и застывшие структуры, а постоянно развивающиеся организмы. Это означает, что регулирование должно быть максимально гибким и динамичным, наиболее адекватно отражающим происходящие изменения, сохраняющим при этом предсказуемость и соответствие общему стратегическому направлению развития рыночных отношений.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг - многоуровневый процесс воздействия на деятельность всех участников рынка ценных бумаг в соответствии с избранными государством целями и принципами. Этот процесс включает широко диверсифицированный комплекс правовых, административных, экономических, технических и др. методов. Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг является главным инструментом государственной политики в этой сфере.
С точки зрения организационного устройства государственное регулирование представляет собой сложную многоуровневую систему органов регулирования и надзора: государственных органов и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, которым государство делегирует определенные права.
Цель курсовой работы – дать подробное, детальное описание системы государственного регулирования как инструмента единого неразрывного механизма регулирования рынка ценных бумаг.
Основные компоненты любого рынка ценных бумаг – это:
- эмитенты (лица, испытывающие недостаток в денежных ресурсах и привлекающие их на основе выпуска ценных бумаг). В случае неэмиссионных ценных бумаг - это лица, выдающие ценные бумаги (векселедатели, чекодатели)
- финансовые посредники – брокерско – дилерские компании, через которых осуществляется перераспределение свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг. Они действуют за счет и в интересах клиентов, покупая и продавая для них ценные бумаги, либо за свой счет, поддерживая ликвидность рынка, открывая двусторонние котировки либо выступая в качестве инвесторов
- инвесторы (лица, обладающие излишками денежных средств и вкладывающие их в ценные бумаги) – а) розничные инвесторы – население, б) корпоративные инвесторы – предприятия, обладающие свободными денежными средствами, в) институциональные инвесторы – предприятия, у которых излишки денежных средств возникают в силу характера их деятельности (инвестиционные фонды, пенсионные и благотворительные фонды, страховые компании, корпоративные инвестиционные планы и т.п.)
- неорганизованные (стихийные, уличные) и организованные рынки ценных бумаг, включающие фондовые биржи (в классическом смысле -централизованные рынки для лучших ценных бумаг и наиболее крупных эмитентов), внебиржевые торговые системы (обычно рынки для финансирования инновационных отраслей, на которых обращаются ценные бумаги худшего качества и которые основаны на сетях дилеров, открывающих двусторонние котировки) и альтернативные торговые системы (компьютерные рынки, находящиеся в частном владении брокеров - дилеров)
- регулятивная инфраструктура - органы государственного регулирования и надзора (это может быть самостоятельная комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам, министерство финансов, центральный банк, смешанные модели государственного регулирования) и саморегулируемые организации (СРО) – объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, которым государством передана часть регулирующих функций; законодательная инфраструктура (законодательство о рынке ценных бумаг, акционерных обществах, антимонопольном контроле на рынке финансовых услуг, правила и стандарты саморегулируемых организаций, нормы делового оборота, правовые прецеденты, юридические компании, специализирующиеся в области ценных бумаг; этика фондового рынка
-другие виды инфраструктуры рынка ценных бумаг –
а) инвестиционные консультанты (компании, осуществляющие консультационные услуги по поводу совершения сделок с ценными бумагами и организации финансирования),
б) информационная инфраструктура (финансовая пресса, специализированные базы данных по ценным бумагам, об эмитентах, государственный центральный фонд хранения и обработки информации, информационные агентства, интернет – компании, специализирующиеся на обработке данных о ценных бумагах),
в) оценочная и аналитическая инфраструктура (компании, специализирующиеся на аналитической обработке информации о фондовом рынке, рейтинговые агентства (компании – оценщики кредитного риска, связанного с ценными бумагами), оценщики (компании – оценщики стоимости ценных бумаг и других активов),
г) регистраторская инфраструктура (регистратор – организация, занимающаяся регистрацией владельцев ценных бумаг и перехода прав собственности),
д) депозитарная, трансфер – агентская, расчетно – клиринговая и учетная инфраструктура (хранение ценных бумаг, сбор, централизация и передача информации о совершенных сделках регистраторам, вычисление и зачет взаимных обязательств по совершенным сделкам с ценными бумагами, денежные расчеты по операциям на фондовом рынке, расчеты ценными бумагами (их перевод, поставка), инкассация дивидендов, процентов и других денежных обязательств, связанных с ценными бумагами, совершение технических операций, связанных с обменом, заменой, погашением ценных бумаг, иными, чем купля-продажа, имущественными действиями с ними, специализированный аудит и т.д.),
е)
технологическая инфраструктура
(технологическое обеспечение и разработчики
технологий, поддерживающих фондовый
рынок, операции на нем, и инфраструктуру
рынка). [4]
Функционирование РЦБ обеспечивают его участники:
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка. Регулирование РЦБ охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т.п..
Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между участниками рынка.
Регулирование рынка ценных бумаг может быть внешним и внутренним.
Внутреннее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников.
Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным нормам. [5]
К
внешнему регулированию относится
также общественное регулирование,
то есть воздействие общества на участников
рынка ценных бумаг с использованием
механизма общественного
Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:
На базе саморегулируемых общественных (некоммерческих) организаций - НАУФОР, ПОРТАД, НФА, НЛУ - решаются вопросы: формирование стандартов профессиональной деятельности и внедрение их в практику; разрешение конфликтов между участниками; улучшение управления инвестиционными рисками; снижение возможности для мошенничества и других противоправных действий; поддержание ликвидности и стабильности рынка. Именно профессиональные участники фондового рынка, объединенные с саморегулируемые организации, могут более точно и оперативно решать проблемы этого рынка (в рамках организации), ходатайствовать в органы государственного регулирования от имени всего фондового сообщества. Также к функциям саморегулируемых организаций можно отнести: выработку рекомендаций в области учета, отчетности и налогообложения; раскрытие информации; организацию третейского разбирательства. Саморегулируемые организации не должны заниматься вопросами лицензирования, но могут осуществлять контроль деятельности своих членов на предмет соответствия законодательству и ходатайствовать в государственный регулирующий орган о применении санкций к нарушителю.
Саморегулируемые
организации должны быть независимыми
в решении оперативных
Вопрос
сочетания государственного регулирования
и общественного саморегулирования рынка
ценных бумаг недостаточно изучен отечественной
наукой. Использование двух форм регулирования
(государственной и общественной саморегуляции)
может привести к негативным последствиям,
так как возникает опасность дублирования
государственного ведомства, в следствии
чего на участников рынка может лечь двойная
нагрузка по отчетности и контролю, а также
существенно увеличиться стоимость ведения
бизнеса (во избежание таких негативных
последствий функции органов государственного
управления и саморегулируемых общественных
организаций должны быть четко разделены).
[3]
Регулятивная инфраструктура – это одна из систем (наряду с информационной и депозитарно - клиринговой и регистраторской инфраструктурой рынка ценных бумаг), обеспечивающих нормальное функционирование рынка ценных бумаг. [9]
Регулятивная инфраструктура рынка ценных бумаг включает в себя:
Информация о работе Государственное регулирование рынка ценных бумаг