Государственное регулирование финансов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение:
- сущности государственного регулирования финансов предприятия, его цели и задачи;
- налогового регулирования;
- регулирования путем установления принципов учетной политики;
- таможенно-тарифного регулирования;
- ценового регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………..….……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФМНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ…………….………………………………………………………………….5
Сущность государственного регулирования финансов предприятия, его цели и задачи…………..…………………………………..5
ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………..………………………………………………………11
2.1. Налоговое регулирование.…………….……………………………………….11
2.2. Регулирование путем установления принципов учетной
политики……………………………………………………………………….………….14
2.3. Валютное регулирование.…………………….………………………………...18
2.4. Таможенно-тарифное регулирование………………………….…………20
2.5. Ценовое регулирование…………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......................................26
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа госрег фин пред.docx

— 58.88 Кб (Скачать)

1) приоритет экономических  мер в реализации государственной  политики в области валютного  регулирования;

Законодательное закрепление  принципа приоритета экономических  мер в реализации государственной  валютной политики является исключительно  важным программным заявлением государства  в процессе отхода от преобладания административного воздействия  на валютные отношения и перехода к рыночным инструментам их регулирования.

2) исключение неоправданного  вмешательства государства и  его органов в валютные операции  резидентов и нерезидентов;

Принцип исключения неоправданного вмешательства государства в  валютные операции резидентов и нерезидентов в какой-то мере является продолжением предшествующего, но очевидно носит  главным образом декларативный характер, подтверждая направленность государственной валютной политики на снижение уровня императивного регулирования валютных операций3.

3) единство внешней и  внутренней валютной политики  Российской Федерации;

Согласно Концепции внешней  политики Российской Федерации, представляющей собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России, высшим приоритетом  внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства. В Концепции, как отметил Президент РФ при  представлении ежегодного Послания Федеральному Собранию РФ, признано верховенство внутренних целей над внешними.

4) единство системы валютного  регулирования и валютного контроля;

Статьей 2 Закона №173-ФЗ закреплено, что Закон устанавливает правовые основы и принципы как валютного регулирования, так и валютного контроля. В этом отношении валютное законодательство по своей структуре сходно с законодательством о налогах и сборах, с таможенным законодательством.

Рассматриваемый принцип  реализован также в положениях данного  Закона №173-ФЗ об органах валютного  регулирования и валютного контроля:

5) обеспечение государством  защиты прав и экономических  интересов резидентов и нерезидентов  при осуществлении валютных операций.

 

2.4. Таможенно-тарифное регулирование.

 

Таможенно-тарифное регулирование осуществляется в целях регулирования внешней торговли товарами. Таможенно-тарифное регулирование также осуществляется для защиты государством внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике.

В статье 19 Федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. 06.12.2011 №409-ФЗ – действующая редакция, далее – Закон о ВТД) указано, что таможенно-тарифное регулирование заключается в установлении ввозных и вывозных таможенных пошлин, целью которых, в частности, являются защита внутреннего рынка страны и стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Что касается вывозных таможенных пошлин, то отметим, что их применение осуждается в ВТО как искажающее уровень мировых цен на товары, и поэтому рекомендуется их не применять. В России основной функцией вывозных таможенных пошлин по таким важным для экспорта товарным позициям, как нефть и природный газ, является частичное взимание природной ренты.

Статья 19 Закона о ВТД  содержит норму, которая является бланкетной, законодатель отсылает нас к действующим  нормативным правовым актам, в которых  устанавливается порядок применения таможенной пошлины4. Для введения конкретного таможенно-тарифного режима используется богатый арсенал инструментов. К их числу следует отнести ставки таможенных пошлин, таможенную товарную номенклатуру, порядок определения страны происхождения и расчета (установления) таможенной стоимости, систему таможенно-тарифных льгот и преференций и др.

Соответствие между товарной номенклатурой и ставками таможенных пошлин устанавливается в таможенном тарифе. Он определяется как свод ставок таможенных пошлин, применяемых к  товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным  в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее – ТН ВЭД). Таким образом, таможенный тариф представляет собой результат систематизации ставок таможенных пошлин в зависимости от вида товара, перемещаемого через таможенную границу5.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона РФ «О таможенном тарифе»  и п. 1 ст. 39 Таможенного кодекса 2003 г. товарная номенклатура внешнеэкономической  деятельности РФ, номенклатура действующего Таможенного тарифа РФ, определяется Правительством РФ исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров. ТН ВЭД России основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ).

Кроме ТН ВЭД, другим структурным  элементом таможенного тарифа является ставка таможенной пошлины. В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» (ст. 3) ставки таможенных пошлин в пределах, установленных данным Законом, определяются Правительством РФ. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, непосредственно  предусмотренных Законом РФ «О таможенном тарифе». Ставки таможенных пошлин содержатся в таможенном тарифе. Действующий  импортный тариф (тариф, объединяющий ставки ввозных таможенных пошлин) был введен Постановлением Правительства  РФ «О таможенном тарифе РФ и ТН ВЭД» от 27.11.2006 №718(ред. от 08.12.2010) .

Дифференциация таможенного  обложения в зависимости от страны происхождения ввозимого товара в российской практике таможенно-тарифного регулирования осуществляется следующим образом.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), применяются базовые ставки ввозных таможенных пошлин, содержащиеся в Таможенном тарифе Российской Федерации. В настоящий момент перечень стран, подпадающих под режим РНБ, определен в Приложении 1 к Приказу ГТК (ФТС) РФ от 25.12.2003 №1359 «О предоставлении таможенных преференций» (ред. от 13.11.2010). Применительно к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, базовые ставки ввозных таможенных пошлин, содержащиеся в Таможенном тарифе Российской Федерации, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций) в соответствии с нормами таможенного законодательства. Преференциальный режим играет особую роль в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности, т.к. он распространяется на значительное количество государств, с которыми Российская Федерация осуществляет внешнеторговые обмены. Перечень развивающихся стран – пользователей схемы преференций определен в Приложениях 2 и 3 к Приказу ГТК (ФТС) РФ от 25.12.2003 №1359 «О предоставлении таможенных преференций» (в ред. от 13.11.2010). В отношении товаров, происходящих из стран, определенных в Приложении 2, применяются ставки ввозных пошлин в размере 75% от ставок, установленных в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация предусматривает РНБ. В отношении товаров, происходящих из стран, определенных в Приложении 3, ввозные таможенные пошлины не применяются. В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают РНБ (ранее в подобных случаях применялась максимальная ставка, т.е. базовая ставка, увеличенная вдвое).

Методы определения таможенной стоимости, применяемые в российской практике государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полностью соответствуют методологии, сформированной в рамках ГАТТ6.

Отметим также, что использование  основных инструментов таможенно-тарифного регулирования, во-первых, предполагает вмешательство в сферу частного предпринимательства, частноэкономических интересов, а потому нуждается в четкой нормативно-правовой регламентации, а во-вторых, согласование национальной внешнеторговой политики с общепринятыми стандартами международной торговли, сформулированными, прежде всего, в документах ГАТТ/ВТО.

 

2.5. Ценовое регулирование.

 

Государственное регулирование  цен осуществляется в сфере естественных монополий и в отношении социально  значимых товаров и услуг. Основы такого регулирования заложены в  Указе Президента Российской Федерации  от 28 февраля 1995 г. №221 (ред. от 22.05.2003) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и  в ряде федеральных законов, таких  как:

  • Федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О естественных монополиях»;
  • Федеральный закон от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ (ред. от 07.11.2011) «О газоснабжении в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ (ред. от 21.07.2011) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;

Кроме того, до сих пор  остается действующим принятое во исполнение Указа №221 Постановление Правительства  РФ от 7 марта 1995 г. №239 (ред. от 29.10.2010) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в котором установлены перечни видов продукции и услуг, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.

Из перечисленных выше нормативных документов следует, что  государственное регулирование  цен может осуществляться как  на федеральном уровне – в этом случае госрегулирование цен на внутреннем рынке России осуществляют Правительство  РФ и федеральные органы исполнительной власти, так и на региональном –  в этом случае полномочия по госрегулированию цен и тарифов делегированы органам  исполнительной власти субъектов РФ7.

Государственное регулирование  цен может осуществляться путем  установления:

  • твердой (фиксированной) цены;
  • предельного уровня цены;
  • коэффициентов к цене;
  • иным способом.

Так как государственное  регулирование цены относится к  императивным нормам, следовательно, субъекты гражданско-правовых отношений обязаны  их применять в любом случае. Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать  обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными  правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В противном случае сделка может  быть признана ничтожной на основании  ст. 168 ГК РФ. Естественно, что государственное  регулирование цен не может не оказывать влияния на продажную  цену товара, применяемую торговой организацией. Государственное регулирование  цен может осуществляться и иным способом, например, путем предоставления льготных тарифов по оплате реализуемых  товаров или услуг или предоставлением  льгот определенным категориям граждан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проделанная работа позволяет  судить о многоаспектности темы курсовой работы. Финансы представляют собой  довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму  обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных  денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют  свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как  на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами  целевых программ, сосредоточению средств  на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности  производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов. Научно обоснованная финансовая политика при правильной и успешной её реализации приносит положительные результаты. Её значение заключается в том, что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа.

Финансовое право является тем инструментом, с помощью которого государство осуществляет свою финансовую политику. Поэтому сфера финансового  права совпадает со сферой финансовой политики и наоборот.

Одним из наиболее важных рычагов  финансовой политики и финансового  права является финансовый контроль. Назначение финансового контроля заключается  в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении  процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного  хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному  механизму. Оно берет на себя ответственность  за создание относительно равных условий  для взаимного соперничества  предпринимательских фирм, для эффективной  конкуренции, для ограничения монополизированного  производства. Государственное регулирование  экономики – целенаправленное воздействие на хозяйственные процессы на макро- и микроуровне, создание и совершенствование рамочных условий экономического развития в соответствии с определенным общественным строем. В государственном регулировании экономики можно выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям. Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов. Государственное регулирование включает в себя целый арсенал средств воздействия на экономическую конъюнктуру, в котором можно выделить ряд основополагающих направлений.

Под государственным финансово-правовым регулированием предпринимательской  деятельности следует понимать нормативное  установление государством правил отчуждения и движения имущества (денежных средств) субъектов предпринимательской  деятельности с целью реализации публичного интереса – пополнения доходной части бюджета для удовлетворения социальных и иных нужд, а также  возможное наделение бюджетными средствами субъектов предпринимательской  деятельности. Государственное финансово-правовое регулирование охватывает практически  все экономические сферы жизни  страны. Его важнейшая роль заключается  в том, что оно (регулирование, воздействие) обеспечивает единые и общие для  всех субъектов предпринимательской деятельности правила хозяйствования, не вмешиваясь при этом во внутренние дела предпринимателей.

Содержанием общего правового  режима государственного регулирования  предпринимательской деятельности в сфере финансов охватываются принятие правоприменительного акта, направленного  на регулирование конкретной организационной  и хозяйственной ситуации, учетное  регулирование, налоговое регулирование, таможенно-тарифное регулирование, валютное регулирование и правовой режим оказания материальной и организационной поддержки хозяйствующим субъектам и потребителям путем регулирования рыночных цен.

Налоговое право России –  наиболее динамично развивающаяся  отрасль законодательства. Налоговое  регулирование включает регулирование  элементов налогообложения и  установление (а в случае необходимости  и применение) мер ответственности  за нарушение норм налогового законодательства. Средствами налогового регулирования  являются налоговый режим, размер налоговых  ставок и их дифференциация, а также  виды и размеры налоговых льгот. Кроме того, государство устанавливает  порядок определения доходов  и расходов для фискальных целей, нормирует часть производимых субъектами предпринимательской деятельности затрат, а некоторые виды затрат и вовсе исключает из прибыли.

Информация о работе Государственное регулирование финансов предприятия