Государственное регулирование финансов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение:
- сущности государственного регулирования финансов предприятия, его цели и задачи;
- налогового регулирования;
- регулирования путем установления принципов учетной политики;
- таможенно-тарифного регулирования;
- ценового регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………..….……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФМНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ…………….………………………………………………………………….5
Сущность государственного регулирования финансов предприятия, его цели и задачи…………..…………………………………..5
ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………..………………………………………………………11
2.1. Налоговое регулирование.…………….……………………………………….11
2.2. Регулирование путем установления принципов учетной
политики……………………………………………………………………….………….14
2.3. Валютное регулирование.…………………….………………………………...18
2.4. Таможенно-тарифное регулирование………………………….…………20
2.5. Ценовое регулирование…………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......................................26
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа госрег фин пред.docx

— 58.88 Кб (Скачать)

Таким образом, государственное  регулирование предпринимательской  деятельности с помощью налогов  ограничено рамками исполнения налоговой  обязанности налогоплательщиком.

Через регулирующую функцию  налогообложения государство приводит в действие механизмы стимулирования либо дестимулирования предпринимательской деятельности и обеспечивает воздействие на налогоплательщиков, влияя на процессы производства, обращения и потребления; выполняя фискальную функцию, налогообложение обеспечивает формирование публичных денежных фондов и под угрозой применения правовых санкций обязывает субъектов предпринимательской деятельности уплачивать налоги1.

В настоящее время Налоговым  кодексом РФ установлены общий и специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ). Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов. НК РФ в целях стимулирования предпринимательской деятельности дает возможность одновременного применения нескольких налоговых режимов. Данный тезис имеет практическое значение, поскольку достаточно часто индивидуальный предприниматель либо организация осуществляют несколько видов предпринимательской деятельности.

При помощи налоговых ставок государство влияет на предпринимательскую  деятельность, занятость, спрос. Так, например, налог на прибыль позволяет государству  отследить колебания показателя прибыльности организаций, отдельных  отраслей экономики, хозяйства в  целом и одновременно является наиболее характерной формой изъятия части  прибыли в бюджетную систему. С 2009 г. ставка налога на прибыль организаций  равна 20, а не 24%, как ранее. Вместе с тем ученые указывают на недостаточную  степень реализации возможностей налога на прибыль по стимулированию предпринимательской  активности.

Воздействие механизма налогового регулирования на предпринимательскую  деятельность усиливается при комплексном  использовании сразу нескольких элементов налогообложения. Поэтому  среди средств налогового регулирования  большое значение играют меры стимулирования, под которыми понимают: налоговые  льготы; государственные гарантии; отсрочки и рассрочки налоговых  платежей. Используя налоги в качестве эффективного экономико-правового  регулятора, государство стимулирует определенный вид предпринимательской деятельности.

Налоговые льготы, являясь  рыночным методом регулирования  экономики, могут рассматриваться как средство стимулирования предпринимательской активности. Так в ст. 67 НК РФ предусмотрена льгота в виде инвестиционного налогового кредита, под которым понимается изменение срока уплаты налога, когда организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации при осуществлении ею определенного вида предпринимательской деятельности. Следовательно, обозначенная налоговая льгота стимулирует развитие отдельных видов предпринимательской деятельности (например, инновационной), а не просто поддержание их жизнеспособности. Необходимо отметить, что согласно ст. 67 НК РФ правом на получение инвестиционного налогового кредита обладают только организации, индивидуальные предприниматели лишены возможности воспользоваться обозначенной льготой.

Еще одним средством государственного финансово-правового регулирования предпринимательской деятельности является реструктуризация задолженности по налогам перед бюджетом. Государственное регулирование предпринимательской деятельности через реструктуризацию задолженности по налогам является достаточно распространенной мерой и применяется на всех уровнях бюджетной системы на основании ст. 63, 64 НК РФ.

Предоставление отсрочек, рассрочек  по налогам и инвестиционных налоговых кредитов является взаимовыгодным для государства и субъектов предпринимательской  деятельности: предприниматель временно освобождается от уплаты налогов и тем самым получает возможность вовлечь дополнительные ресурсы в оборот; государство же пополняет бюджет за счет начисляемых процентов на сумму задолженности.

Вместе с тем налоговое  регулирование предпринимательской  деятельности требуется рассматривать  не только с позиций стимулирования предпринимательской активности, но и с позиций защиты интересов  бюджета. Поэтому в случае неисполнения предпринимателем обязанности по уплате налога налоговое регулирование происходит посредством применения налоговых санкций. Воздействуя на имущественные отношения субъектов предпринимательской деятельности посредством установления налоговых правовых норм, государство определяет правила деятельности данных субъектов, которые содержат в себе обязанность по уплате установленных налогов, обеспеченную принудительными мерами (ст. 75, 114 НК РФ). Глава 16 НК РФ устанавливает одинаковые меры ответственности за налоговые правонарушения для субъектов предпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовой формы.

 

2.2. Регулирование  путем установления принципов  учетной политики.

 

Согласно Федеральному закону №129 от 21.11.1996 (ред. от 28.11.2011) «О бухгалтерском учете», бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ, и не ведут бухгалтерского учета.

В определении бухгалтерского учета нашли свое отражение:

  • объекты бухгалтерского учета – имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции;

Под имуществом организации  подразумеваются средства организации  по их составу и размещению (активы организации), под обязательствами  организации – средства организации  по источникам их формирования и целевому предназначению (пассивы организации).

  • последовательные этапы бухгалтерского учета – сбор, регистрация и обобщение информации;
  • основные требования к ведению бухгалтерского учета – ведение учета в денежном выражении (п. 1 ст. 8 Закона); ведение учета организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации (п. 3 ст. 8 Закона); своевременная регистрация без каких-либо пропусков или изъятий на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации (п. 5 ст. 8 Закона); оформление всех хозяйственных операций, проводимых организацией, оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами и на основании которых ведется бухгалтерский учет (п. 1 ст. 9 Закона).

Целями и задачами бухгалтерского учета являются:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Бухгалтерский учет ведется  только на основании первичных учетных  документов, оформляемых при проведении хозяйственных операций. Эти документы должны составляться по унифицированным стандартным формам, утвержденным Госкомстатом РФ (при их отсутствии – разрабатываться самой организацией) и иметь ряд обязательных реквизитов.

Бухгалтерский учет ведется  с использованием стандартного плана  счетов (организация может на его  основе сформировать свой рабочий план счетов).

Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется путем двойной записи на взаимосвязанных  счетах бухгалтерского учета в хронологической  последовательности. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Ответственность за организацию  бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Пункт 2 статьи 6 Закона определяет способы организации бухгалтерского учета, которые руководители организаций выбирают самостоятельно в зависимости от объема учетной работы:

а) учреждение бухгалтерской  службы как структурного подразделения  организации, возглавляемого главным  бухгалтером;

б) введение в штат организации  должности бухгалтера;

в) передача на договорных началах  ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации  или бухгалтеру-специалисту;

г) ведение бухгалтерского учета лично руководителем организации.

Главный бухгалтер организации2:

  • Назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации и ему подчиняется.
  • Несет ответственность за формирование учетной политики, соблюдение требований и правил ведения бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
  • Обеспечивает соответствие осуществляемых операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств, за отражением всех операций на счетах бухгалтерского учета.
  • Требования главного бухгалтера по документальному оформлению операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.
  • Денежные и расчетные документы, а также финансовые и кредитные обязательства (документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры и договоры по товарному и коммерческому кредитам) считаются недействительными без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им лица и не должны приниматься к исполнению. Отсутствие в счете-фактуре подписи главного бухгалтера при не подтверждении того, что в штате организации отсутствует должность бухгалтерского работника, или того, что счет-фактура подписана иным уполномоченным лицом, является нарушением требований законодательства к оформлению счета-фактуры.
  • С главным бухгалтером целесообразно согласовывать назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и т.д.).
  • Главным бухгалтером могут выполняться обязанности кассира (в организациях с небольшой численностью работающих и не имеющих в штате этой должности).
  • При освобождении от должности главного бухгалтера производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру, бухгалтеру (а при отсутствии последнего – работнику, назначенному приказом руководителя организации), в процессе которой проводится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных с составлением соответствующего акта, утверждаемого руководителем организации.

В случае разногласий между  руководителем организации и  главным бухгалтером по осуществлению  отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты  к исполнению по письменному распоряжению руководителя организации, который  несет всю полноту ответственности  за последствия осуществления таких  операций и включения данных о  них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.

В ст. 6 Закона вводится понятие  «учетная политика», в которой определяются основные положения осуществляемого  организацией бухгалтерского учета. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и  состояние бухгалтерского учета.

Согласно ч. 2 п. 3 статьи 6 подлежат утверждению:

    • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
    • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
    • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
    • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
    • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

 

2.3. Валютное регулирование.

 

Валютное регулирование  и валютный контроль в нашей стране осуществляется в рамках Федерального закона «О валютном регулировании и  валютном контроле»  №173-ФЗ  (ред. от 06.12.2011). Перечень органов валютного регулирования, указанный в п. 1 ст. 5 Закона №173-ФЗ, является исчерпывающим – это Центральный банк РФ и Правительство РФ. Законом №173-ФЗ определена компетенция обоих органов, в пределах которой может осуществляться их нормотворческая деятельность, которая заключается в праве издавать акты в области валютного регулирования только для реализации функций, предусмотренных данным Законом. Ранее действовавшим Законом устанавливалось, что только Центральный банк РФ являлся основным органом валютного регулирования в РФ.

В целях либерализации  валютного законодательства и создания максимально благоприятных условий  для осуществления резидентами  внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранного капитала в Российскую Федерацию в основе подхода к регулированию порядка осуществления валютных операций движения капитала заложен общеправовой принцип «разрешено все, что не запрещено». Закрепленные в Законе № 173-ФЗ принципы валютного регулирования и валютного контроля свидетельствуют о стремлении законодателя использовать валютное регулирование и валютный контроль как составные элементы системы регулирования национальной экономики. Согласно ст. 3 Закона № 173-ФЗ Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

Информация о работе Государственное регулирование финансов предприятия