Государственное регулирование финансов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение:
- сущности государственного регулирования финансов предприятия, его цели и задачи;
- налогового регулирования;
- регулирования путем установления принципов учетной политики;
- таможенно-тарифного регулирования;
- ценового регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………..….……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФМНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ…………….………………………………………………………………….5
Сущность государственного регулирования финансов предприятия, его цели и задачи…………..…………………………………..5
ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………..………………………………………………………11
2.1. Налоговое регулирование.…………….……………………………………….11
2.2. Регулирование путем установления принципов учетной
политики……………………………………………………………………….………….14
2.3. Валютное регулирование.…………………….………………………………...18
2.4. Таможенно-тарифное регулирование………………………….…………20
2.5. Ценовое регулирование…………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......................................26
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа госрег фин пред.docx

— 58.88 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………..….……3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФМНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ…………….………………………………………………………………….5

      1. Сущность государственного регулирования финансов предприятия, его цели и задачи…………..…………………………………..5

ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………..………………………………………………………11

                   2.1.   Налоговое регулирование.…………….……………………………………….11

                      2.2.    Регулирование путем установления принципов учетной                    

                                 политики……………………………………………………………………….………….14

                      2.3.    Валютное регулирование.…………………….………………………………...18

                      2.4.    Таможенно-тарифное регулирование………………………….…………20

                      2.5.     Ценовое регулирование…………………………………………………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......................................26

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности предприятий. Государство оказывает  влияние на все сферы экономической  деятельности, так как рынок не может регулировать экономические и социальные процессы в интересах всего общества.              

Главной задачей государства является обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальная безопасность, что является основой для развития предпринимательства и экономики.

Государственное регулирование  имеет место как в централизованно  управляемой, так и в рыночной экономике, но формы регулирования  существенно различаются. В централизованной экономике упор делается на директивное  планирование и администрирование, а в рыночной — на бюджетирование, налогообложение, кредитование, государственные закупки, законодательные ограничения.   
          Государство формирует финансовую политику на макроуровне и осуществляет законодательное регулирование финансов микроуровня. Оно определяет порядок образования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов, которые служат одним из источников финансирования предприятий.

Основными направлениями  государственного регулирования финансовой деятельности предприятий являются: налоговая система, ценообразование, внешнеэкономическая деятельность, денежное обращение, кредитование, формы  платежей и расчетов, организация  обращения ценных бумаг, бюджетное  финансирование, состав и компетенция  органов государственного управления в решении финансовых вопросов, государственные  гарантии, лицензирование отдельных  видов деятельности.

Таким образом, объектом моего  исследования является государственное  регулирование финансов предприятий.

Целью исследования является изучение:

- сущности государственного регулирования финансов предприятия, его цели и задачи;

- налогового регулирования;

- регулирования путем установления принципов учетной политики;

- таможенно-тарифного регулирования;

- ценового регулирования.

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИ.

    1. Сущность государственного регулирования финансов предприятия, его цели и задачи.

          Сложность и многогранность финансовой деятельности предприятий в условиях перехода к рыночной экономике определяют необходимость государственного ее регулирования. Как свидетельствует мировой опыт такое многоаспектное государственное регулирование осуществляется во всех странах с развитой рыночной экономикой, не вступая при этом в противоречие с широкой самостоятельностью предприятий в выборе направлений, форм и методов осуществления своей финансовой деятельности.

Государственное регулирование в  рыночных условиях представляет собой  законодательно оформленную систему  внешнего воздействия на финансы  предприятий. Государство формирует  финансовую политику на макроуровне и осуществляет законодательное регулирование финансов микроуровня. Оно определяет порядок образования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов, которые служат одним из источников финансирования предприятий.

Основными направлениями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий являются: налоговая  система, ценообразование, внешнеэкономическая  деятельность, денежное обращение, кредитование, формы платежей и расчетов, организация  обращения ценных бумаг, бюджетное  финансирование, состав и компетенция  органов государственного управления в решении финансовых вопросов, государственные  гарантии, лицензирование отдельных  видов деятельности.

Механизмом государственного воздействия  на предпринимательскую деятельность являются экономические (косвенные) и  административные (прямые) методы. Они должны использоваться в комплексе при проведении фискальной, инвестиционной, ценовой, амортизационной, денежно-кредитной и др. политики таким образом, чтобы не разрушить рыночные основы, не допустить кризисных явлений.

Экономические методы (косвенные) воздействия государства на предпринимательскую деятельность довольно разнообразны. Основными из них являются:

- налоги;

- способы перераспределение доходов  и ресурсов;

- ценообразование; 

- государственная предпринимательская  деятельность;

- кредитно-финансовые механизмы  и др.

Административные методы (прямые) должны использоваться, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны. К ним относятся:

         - ограничения;

         - запреты;

         - лимиты;

         - квотирование;

         - и др.

Их целесообразно использовать в следующих областях:

- охране окружающей среды; 

- сертификации, стандартизации, метрологии;

- социальной политике;

- внешнеэкономической деятельности;

- деятельности естественных государственных  монополий. 

Экономические и административные методы оказывают влияние на финансовую деятельность предприятий.

Финансы предприятий служат главным  инструментом государственного регулирования  экономики. С их помощью осуществляется регулирование воспроизводства  производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми  на потребление и на накопление. Финансы предприятий могут использоваться для регулирования отраслевых пропорций  в рыночной экономике, способствовать ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств  и современных технологий, ускорению  научно-технического прогресса.

Мировой опыт показывает, что в  условиях реформирования экономики, в  кризисных ситуациях роль государства  возрастает, в условиях стабильности и оживления - снижается.

          Чрезмерно жесткое государственное регулирование финансовой деятельности предприятий существенно снижает уровень их самостоятельности в сфере принимаемых финансовых решений, отрицательно сказывается на доходности многих финансовых операций, хотя и позволяет снизить общий уровень их риска. В то же время недостаточное государственное регулирование финансовой деятельности предприятий не позволяет четко синхронизировать ее со стратегическими целями и задачами экономического развития страны, многократно увеличивает число арбитражных споров между участниками финансовых сделок в силу неадекватного толкования ими различных условий их осуществления, приводит к существенному росту уровня совокупного финансового риска в деятельности субъектов хозяйствования.

        Направления и формы государственного регулирования финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования в сочетании с уровнем развития экономики определяют характер внутренней финансовой среды (или "финансовый климат") в той или иной стране, который существенно влияет на ее рейтинг и ранговое место в мировой финансовой системе. Внутренняя финансовая среда ("финансовый климат") характеризуется системой действующих в стране правовых и экономических условий осуществления финансовой деятельности отдельными субъектами хозяйствования (как резидентами, так и нерезидентами), существенно влияющих на уровень доходности и риска финансовых операций. Внутренняя финансовая среда ("финансовый климат") во многом определяют объемы и эффективность финансовых отношений предприятий с зарубежными партнерами, степень государственной финансовой поддержки предприятий за счет внешних займов, уровень интегрированности финансовой системы страны с мировой финансовой системой.

       Направления, формы и методы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий носят целенаправленный характер на каждом этапе экономического развития страны. На современном этапе это регулирование подчинено следующим основным целям:

 1.  обеспечение направленности форм и методов государственного регулирования финансовой деятельности предприятий на реализацию разработанной государственной финансовой политики в целом.

 2. упорядочение форм и условий внешних и внутренних финансовых отношений с целью их согласованности с соответствующими формами, используемыми в сфере государственных финансов и финансов домашних хозяйств.

3. обеспечение единства основных условий осуществления финансовой деятельности предприятиям различных форм собственности, отраслевой принадлежности и организационно-правовых форм функционирования.

 4. обеспечение единства условий и возможностей формирования всеми предприятиями необходимых финансовых ресурсов за счет внутренних источников при эффективной их хозяйственной деятельности.

5. обеспечение свободного и открытого доступа всех предприятий к внешним источникам формирования финансовых ресурсов.

6. регламентация отдельных направлений финансовой деятельности и форм использования финансовых ресурсов предприятий в соответствии с осуществляемой государственной экономической и социальной политикой.

7. гарантированность защиты предприятий в процессе осуществления ими финансовой деятельности от противоправных действий со стороны недобросовестных партнеров и прямого мошенничества отдельных лиц.

8. стимулирование предприятий к выбору наиболее эффективных направлений и форм финансовой деятельности, а также прогрессивных видов финансовых инструментов, способствующих ускорению реализации рыночных реформ и обеспечивающих достижение стратегических целей и задач экономического роста страны.

        Исходя из сформулированных целей государственное регулирование финансовой деятельности предприятий осуществляется на современном этапе на основе следующих принципов:

1.  формирование системы основных направлений регулирования финансовой деятельности предприятий, обеспечивающих реализацию государственной финансовой политики и эффективное решение задач по реформированию экономики.

2.  обеспечение перспективности нормативно-правовых актов, направленных на регулирование финансовой деятельности предприятий, с позиций соответствующей регламентации ими порядка использования наиболее эффективных форм и методов осуществления этой деятельности, наиболее перспективных и прогрессивных видов финансовых инструментов и т.п.

 3.  обеспечение достаточной самостоятельности предприятий в выборе основных направлений, форм и методов ведения финансовой деятельности в условиях ее государственного регулирования.

 4.  соблюдение необходимой пропорциональности в обеспечении финансовых интересов государства, предприятий и отдельных граждан при осуществлении регулирования финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования.

 5.  обеспечение взаимосвязи государственного регулирования основных направлений и форм финансовой деятельности предприятий с формами и методами регулирования отдельных сегментов финансового рынка и осуществляемых на них операций.

6.  учет накопленного мирового опыта формирования правовых основ регулирования финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования; интеграция отечественных правовых норм в международную систему финансовых правоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.

2.1. Налоговое регулирование.

Суть налогового регулирования  состоит в том, что государство  через законодательство о налогах  ограничивает право собственности  налогоплательщика на свободное  распоряжение им своим имуществом, обеспечивая тем самым пополнение бюджетов; в то же время с позиций  субъекта предпринимательской деятельности налоговое регулирование может  быть рассмотрено как система  перераспределения доходов. Данное утверждение основано на судебной практике: согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. (действующего и по сей день) «налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства». Следовательно, право собственности налогоплательщика на прибыль и доход, полученный в результате предпринимательской деятельности, может быть ограничено в целях удовлетворения публичного интереса. Исполнив обязанности налогоплательщика, субъект предпринимательской деятельности по своему усмотрению расходует оставшуюся часть имущества на удовлетворение своих частных потребностей.

Информация о работе Государственное регулирование финансов предприятия