Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 05:31, курсовая работа
Объектом исследования является система частно-государственного партнерства в регионах России.
Предмет исследования - формы частно-государственного партнерства в Омской области. Цель работы: на основе исследования теории и практики ЧГП в России определить перспективы его развития в Омской области.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы частно-государственного партнерства 6
1.1. Понятие и признаки частно-государственного партнерства 6
1.2. Зарубежный опыт частно-государственного партнерства 14
Глава 2. Частно-государственного партнерство в России и регионах на современном этапе 19
2.1 Опыт организации регулирования ЧГП на региональном уровне 19
2.2. ЧГП в Омской области 27
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Важную роль в развитии ГЧП также могло бы сыграть взаимодействие представителей науки, крупного бизнеса, депутатов Госдумы представителей Правительства России в решении концептуальных, институционально-правовых и прикладных проблем реализации механизма ГЧП.
Очевидно, что на темпы развития проектов ГЧП оказывает влияние общая экономическая и политическая ситуация в стране. Экономический рост последних лет, политическая стабильность, повышение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, развитие законодательной базы в стране, рост благосостояния населения создают в целом благоприятную среду для расширения практики ГЧП, которое становится одним из значимых институтов рыночной экономики в России и регионах.
В Омской области сформирована законодательная база для реализации проектов на основе государственно-частного партнерства.
Депутатский
корпус областного парламента поддержал
разработанный региональным Правительством
в порядке законодательной
В Омской области и ранее достаточно успешно реализовывались проекты в сфере энергетики, транспорта, комплексного освоения площадок жилищного строительства на партнерских отношениях областного Правительства и бизнеса.
В рамках реализуемой модели частно-государственного партнерства Правительством Омской области в 2008 году было выделено 20 млн. рублей на кардинальное обновление материально-технической базы учебного процесса Профессионального училища № 58. Отремонтированы помещения производственных практик, закуплено современное металлообрабатывающее учебное оборудование. В результате была сформирована материально-техническая база учебного процесса, полностью отвечающая требованиям мирового уровня.
Но, пожалуй, самой основной частью реализации плана частно-государственного партнерства является создание образцово-показательного передового промышленного предприятия ОАО «Высокие технологии», работа которого будет построена на технологиях металлообработки последних поколений.
ОАО «АК «Омскагрегат» уже закупил производственное оборудование на сумму свыше 200 млн. руб., которое он полностью внесет в создаваемое инновационное промышленное предприятие.
Со своей стороны Правительство Омской области планирует включить в уставный капитал областное имущество, включающее учебные площади и помещения механических мастерских, на сумму свыше 100 млн. рублей.
Этот
вклад Омской области полностью
снимает проблему учебных площадей,
необходимых для развития учебного
процесса по подготовке кадров для
высокотехнологичных
Результатами частно-государственного партнерства Правительства Омской области и ОАО «АК «Омскагрегат» смогут воспользоваться не только промышленные предприятия Омска, но и других регионов Сибири.
Однако
как отметил представивший
Законом определяются цели, принципы и формы государственно-частного партнерства. Предметом совместной деятельности может являться создание и развитие объектов социальной, транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры собственности Омской области, реализация инновационных проектов. Также проект закона дает основные понятия о формах государственно-частного партнерства. Это концессии, совместные предприятия, а также новая форма – соглашения о государственно-частном партнерстве [26]. Правительство Омской области считает, что закон станет значимым для инвесторов, так как заключение подобных соглашений о государственно-частном партнерстве позволит на новом уровне выстраивать взаимоотношения по реализации крупных проектов. В российских регионах подобных законов всего шесть, и во всех случаях они являются ключевыми в инвестиционной сфере.
Документ станет нормативно-правовой базой сотрудничества власти и бизнеса в реализации на территории региона крупных инвестиционных проектов. Таких, например, как строительство электрических подстанций «Весенняя» и «Прибрежная», возведение в северо-западной промышленной зоне областного центра агропромышленного и биохимического кластера, новых предприятий нефтехимического комплекса [22].
Подстанция «Прибрежная» - это порядка 30 тысяч рабочих мест и 20 миллиардов дополнительных доходов в бюджет ежегодно. Такие проекты, как подстанция «Прибрежная», дают в бюджет 400-500 миллионов рублей налогов. Это создание рабочих мест, которых планируется несколько сотен в этом проекте задействовать. Плюс инфраструктура всего Левого берега. Основное назначение подстанции - обеспечить на омском Левобережье электрической энергией жилую застройку площадью 1,3 млн. кв.м., а также ряд строящихся в северо-западной промышленной зоне заводов: по производству стеклотары, по переработке рыбы и деревообрабатывающего комбината.
Подстанцию
«Прибрежная» предполагается строить
на принципах частно-
Поэтому, если брать любой проект частно-государственного партнерства, это синергетический эффект, один проект тянет за собой эффекты в рабочей силе, в налогах, в занятости, во всех остальных вопросах .
Также эксперты омского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» считают, что реализация концепции Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы Российской Федерации на 2010 – 2015 годы» должна стать областью широкого применения принципов частно-государственного партнерства в экономике. Привлечение частных инвестиций и гарантированная поддержка со стороны государства смогут привести к повышению конкурентоспособности транспортной отрасли, созданию единой транспортной системы и дальнейшему развитию транспортной инфраструктуры в РФ.
Следует отметить, что в настоящее время в регионе продолжается интенсивная подготовка к проведению празднования 300-летия города Омска. С этой целью началась реализация мероприятий целевой программы Омской области «Подготовка и проведение празднования 300-летия основания города Омска» на 2008–2016 гг. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. утвержден план основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания г. Омска. 29 декабря 2008 г Председателем Правительства РФ В.В. Путиным подписано распоряжение Правительства РФ о плане основных мероприятий, реализация которых рассчитана по 2016 г. В указанный план включена реализация 43 мероприятий, в том числе такие принципиальные для развития региона объекты как: строительство международного аэропорта «Омск-Федоровка», строительство Омского метрополитена, строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш, окружной дороги и ряда других.
Указанные проекты, безусловно, могут быть реализованы с использованием модели государственно-частного партнерства. Достигаемая в рамках государственно-частного партнерства экономия бюджетных средств, а также привлечение частных инвестиций к решению общественно важных задач имеют большое значение.
Развитие системы государственно-частного партнерства применительно к приоритетным мероприятиям приуроченным к 300-летию основания г. Омска может дать реальный эффект для снижения напряженности в сфере занятости населения Омской области, которая приобретает неблагоприятные для области масштабы.
Таким образом, наши исследования на примере Омской области показывают позитивные возможности развития государственно-частного партнерства в целом ряде крупных, средних и традиционных проектов, позволяющие реализовывать новые ресурсы для социально-экономического развития области.
В данной главе были рассмотрены основные аспекты системы ЧГП в России на современном этапе. Каждая форма ЧГП нашла свое отражение как в законодательстве, так и в практических мероприятиях, хотя единого закона о ЧГП на данный момент не существует. В целом наша страна столкнулась с проблемами, аналогичными тем, которые преодолевают страны Европы, проанализированные в первой главе. В Омске в настоящее время реализуется законопроект, позволяющий глубоко внедрить ЧПГ в различные отрасли функционирования как города, так и региона в целом. Без развития системы ЧГП невозможно качественное развитие государства и бизнес-сектора на всех уровнях государственного функционирования.
Внедрение государственно-частного партнерства в России сталкивается с рядом проблем правового (отсутствие необходимой нормативной базы функционирования ЧГП), экономического (неразвитость рыночных отношений) и управленческого (слабое знакомство государственной бюрократии с принципами ЧГП и отсутствие у большинства чиновников профессиональной правовой подготовки для разработки соответствующих контрактов в данной области) характера.
Следует сказать, что ЧГП является инструментом экономической политики, появление которого стало результатом длительной эволюции отношений, с одной стороны, государства и, с другой стороны, гражданского общества, его отдельных корпораций. В странах Запада удалось установить более или менее паритетные отношения власти и бизнеса, регламентировать данного рода равенство законодательно и институализировать их в виде социальных и политических норм взаимодействия.
В России на современном этапе также осуществляются мероприятия, призванные упорядочить систему ЧГП, внедряются новые формы партнерства.
Развитие Омского региона невозможно без использования существующих форм ЧГП, как показывает опыт последних годов. Перспективность использования данной формы сотрудничества государства и бизнеса определяется рядом конкурентных преимуществ г. Омска, создающих условия для его социально-экономического развития:
Эти преимущества соответствуют направлениям развития системы ЧГП, определенным в программе ЧГП РФ. Введение новых форм партнерства и углубление уже использующихся позволит городу осуществить программу развития, приуроченную к 300-летию Омска. Многие важные мероприятия уже осуществлены (создание передового промышленного предприятия ОАО «Высокие технологии») или приводятся в действие в настоящий момент (строительство электрических подстанций «Весенняя» и «Прибрежная», строительство аэропорта Омск-Федоровка). Международный аэропорт в настоящее время является объектом интереса компании Luft Hanza - одного из крупнейших в Европе инвесторов в строительство аэропортов и специализируется на разработке стратегических планов их развития, что еще раз доказывает широкие перспективы развития региона, в условиях активного применения форм ЧГП
Таким
образом, наряду с правовыми, экономическими
условиями и условиями в
Информация о работе Государственно-частное партнерство в Омской области