Государственно-частное партнерство в Омской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 05:31, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является система частно-государственного партнерства в регионах России.
Предмет исследования - формы частно-государственного партнерства в Омской области. Цель работы: на основе исследования теории и практики ЧГП в России определить перспективы его развития в Омской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы частно-государственного партнерства 6
1.1. Понятие и признаки частно-государственного партнерства 6
1.2. Зарубежный опыт частно-государственного партнерства 14
Глава 2. Частно-государственного партнерство в России и регионах на современном этапе 19
2.1 Опыт организации регулирования ЧГП на региональном уровне 19
2.2. ЧГП в Омской области 27
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

Курсач мой.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

     Наряду  с широким применением механизма ЧГП в развитых странах, развивающиеся страны также начинают постепенно использовать в национальных экономиках принципы ЧГП при реализации крупномасштабных инфраструктурных проектов. Общемировая тенденция к более тесному сотрудничеству частного бизнеса и государства затронула и китайскую экономику, являющуюся крупнейшей среди развивающихся стран, в которой ЧГП имеют огромный потенциал. ЧГП в Китае имеют огромный экономический потенциал. По данным одного из исследований, проведенных Всемирным банком, Китаю в период до 2010 года необходимо инвестировать в развитие инфраструктуры ежегодно 130 млрд. долл. США. С учетом дополнительных потребностей в социальную сферу общий объем необходимых инвестиций может возрасти до уровня 200 млрд. долл. США в год, что эквивалентно 40% доходов государства.

     Таким образом, можно сказать, что механизмы  ЧГП в мире еще недостаточно развиты. Необходимо совершенствовать законодательство, регулирующее отношения в данной сфере, и от этого уже строить  механизмы, которые действительно помогут повысить эффективность производства. Это является проблемой и для России, так как законодательство нашей страной очень молодо в принципе, а данная сфера является и вовсе новой.

 

      Глава 2.  Частно-государственного партнерство в  России и регионах на современном этапе

     2.1 Опыт организации регулирования ЧГП на региональном уровне

 

     Создание  ЧГП предусматривается Программой социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006-08 гг.), утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 19.01.06 № 38-р и рассматривается в качестве одного из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инновационной активности, развития экономической инфраструктуры. Такое взаимодействие позволяет повысить эффективность бюджетного сектора экономики, науки и образования, с точки соответствия запросам экономики, снизить издержки бюджетов всех уровней при реализации инфраструктурных проектов. 

     Приоритетными направлениями ЧГП согласно Программе являются [6]:

  • производственная и транспортная инфраструктуры (строительство и эксплуатация дорог, электрических сетей, портов, трубопроводов);
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • финансирование научных исследований, имеющих перспективы коммерциализации, и развитие инновационной инфраструктуры;
  • профессиональное образование и система переподготовки кадров;
  • здравоохранение и социальные услуги;
  • информационно-консультационная поддержка предпринимательской деятельности.

     Эффективными инструментами взаимодействия государства и бизнеса, согласно Программе, должны стать:

  • создание и функционирование особых экономических зон (ОЭЗ);
  • формирование и использование Инвестиционного фонда РФ;
  • реализация принципов и механизмов, предусмотренных Федеральным законом «О концессионных соглашениях»;
  • повышение эффективности деятельности государственных институтов развития, в том числе банков развития;
  • развитие инновационной инфраструктуры, в том числе создание технико-внедренческих парков, производственных кластеров;
  • государственная поддержка деятельности венчурных инновационных фондов, финансирующих высокотехнологичные и наукоемкие проекты;
  • повышение результативности механизмов поддержки лизинга.

     Данные инструменты реализуются посредством форм, проанализированных в первой главе, на федеральном и региональном уровнях.

     В регионах ЧГП регламентируется соответствующим законом, как, например в Санкт-Петербурге, где в 2006 году был введен в действие закон «Об участии в государственно-частных партнерствах», главными целями которого являются: реализация социально значимых проектов, привлечение частных инвестиций в экономику, обеспечение эффективности в использовании государственного имущества и повышение качества товаров и услуг [13].

     Результатом введения аналогичного закона в Красноярской области явилась передача из федеральной собственности в ведение субъекта акций аэропорта «Красноярск», который является экономически выгодным объектом частных инвестиций в области реконструкции и модернизации авиатранспортной инфраструктуры города на взаимовыгодных условиях.

     Конкретно в субъектах РФ нашли отражение все формы ЧГП. Наиболее широкое распространение получили ОЭЗ,  соглашение о совместном разделе продукции,  софинансирование инвестиционных проектов.

     Особые экономические зоны занимают чрезвычайно важное место в стратегическом развитии РФ, как одна из наиболее глобальных форм ЧГП.

     22 декабря 2005 постановлением Правительства РФ в России организовано шесть особых экономических зон:

     Четыре технико-внедренческих (инновационных) в городах:

  • Дубна;
  • Москва (Зеленоград, ТВЗ «Зеленоград»);
  • Санкт-Петербург (посёлок Стрельна, зона «Нойдорф»);
  • Томск;

     Две промышленно-производственные зоны в городах:

  • Елабуга — ОЭЗ «Алабуга»;
  • Липецк — ОЭЗ «Липецк».

     3 февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристcко-рекреационного типа:

     -в Республике Алтай;

     -в Республике Бурятия;

     -в Алтайском крае;

     -в Краснодарском крае;

     -в Ставропольском крае;

     -в Иркутской области;

     -в Калининградской области.

     На конец 2009 года всего на территории ОЭЗ зарегистрировано 207 резидентов [7].

     Кроме того, на всей территории Калининградской области действует Особая Экономическая Зона, созданная 01.04.2006 г. в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ от 10.01.2006 г., которая имеет несколько особенностей: применение режима свободной таможенной зоны для большинства ввозимых на территорию области товаров, распространение ОЭЗ на всю территорию области и пр. По состоянию на 06.05.2008 г. данная ОЭЗ привлекла 56 официально зарегистрированных резидентов с общим объемом инвестиций 31,3 млрд руб.

     В городе Магадан действует торгово-производственная зона, созданная в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 г. С помощью правового режима зоны предполагается решить основные задачи в экономике и социальной сфере области: развитие производительных сил, насыщение потребительского рынка всевозможными товарами, повышение уровня жизни населения. С 1 января 2006 г. до 31 декабря 2014 г. участники зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы.

     30 декабря 2009 года подписано постановление Правительства РФ № 1163 «О создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны». По информации специалистов областного департамента инвестиций, принципиальное отличие ульяновской портовой зоны от других в том, что она базируется на имущественном комплексе, практически готовом для создания свободной экономической зоны. Портовая зона будет создана на базе международного аэропорта «Ульяновск-Восточный», построенного в 80-е годы. Аэропорт обладает уникальной взлётно-посадочной полосой, которая способна принимать любые виды воздушные судов [9].

     Постановлениями Правительства РФ в 2009-2010 гг. были созданы ОЭЗ на территориях Хабаровского края (портовая особая экономическая зона) и острова Русский Приморского края (туристско-рекреационная особая экономическая зона).

     Соглашения о разделе продукции разрабатываются с 2006 в России в рамках проектов:

  • Харьягинское нефтяное месторождение (оператор — Total);
  • «Сахалин-1» (оператор — ExxonMobil);
  • «Сахалин-2» (оператор — Sakhalin Energy).

     Проект «Сахалин-1», самый известный из вышеперечисленных, - один из крупнейших проектов с привлечением прямых иностранных инвестиций в российскую экономику, стоит в ряду наиболее перспективных и сложных проектов, разрабатываемых международной нефтегазовой промышленностью за всю историю ее существования.

     К выгодам от его реализации для России относятся получение Российским государством более 50 млрд. долл. США за весь срок реализации проекта в виде прямых поступлений, значительная модернизация инфраструктуры, передача технологий, создание рабочих мест для российских граждан, а также выполнение подрядов и осуществление МТС силами российских предприятий и поставщиков.

     Оператор проекта «Сахалин-1»- ExxonMobil (30 %), другие участники консорциума по его разработке — ОАО «Роснефть» (20 %), ONGC (20 %) и SODECO (30 %). Проект «Сахалин-1» останется одним из крупнейших проектов с прямыми иностранными инвестициями в России: на начало 2006 консорциум израсходовал более 4,5 млрд долларов США.

     В октябре 2005 года началась добыча нефти и газа на месторождении Чайво. Газ, добываемый на этом участке, поставляется внутренним потребителям в Хабаровском крае. Существуют планы по строительству газопровода между Сахалином и Японией.

     Общая сумма дохода, полученного российским государством от трёх данных проектов, составила к началу 2006 около $686 млн.

     В свою очередь, выходит на передовые позиции софинансирование инвестиционных проектов, как одна из наиболее эффективных форм ЧГП, использующихся в регионах.

     Современные инструменты софинансирования инвестиционных проектов, используемых органами власти субъектов РФ (по данным института региональной политики) отражены в таблице 2. 

     Таблица 2

     Тип поддержки      Кол-во регионов в России
     1      2
     Налоговые льготы      73
     Государственные гарантии в обеспечении займов      61
     Бюджетные вложения в инвестиционные проекты      60
     Продолжение табл. 2
     1      2
     Инвестиционный  налоговый кредит      50
     Субсидирование  процентной ставки покредиту      43
     Экспертиза  инвестиционных проектов из бюджетных  средств      43
     Льготы  при аренде недвижимости      35
     Льготные  условия пользования землей      28
 

     Создание  Инвестиционного фонда РФ стало важным политическим решением, отражающим интерес государства к развитию механизмов ГЧП. При этом фонд представляет существенный интерес для инвесторов, как важнейший источник финансовых ресурсов, поскольку отличается разработанным механизмом рассмотрения заявок.

     Возможность получения инвестиций позволила  сформировать проекты комплексного развития Нижнего Приангарья, строительства  железной дороги в Читинской области, нефтехимических заводов в Нижнекамске, платной дороги Москва – Петербург, Орловского тоннеля под Невой, западной скоростной трассы в Санкт-Петербурге.

     Также активно сотрудничают с Инвестиционным фондом компании «Русал» и «Базовый элемент», осуществившие проект достройки Богучанской ГЭС. «Базэл» договорился с РАО ЕЭС о совместном участии в нем. Речь идет не только о строительстве станций и линий, которые свяжутся с единой энергосистемой, но и о развитии инфраструктуры региона. Строительство инфраструктуры обошлось в $2-2,5 млрд., исходя из инвестиций в размере $500 млн. в течение 4-5 лет.

     Еще одним из инструментов ГЧП в России может стать зарегистрированная в 2006 году в форме открытого акционерного общества, в котором 100% акций принадлежит  государству, «Российская венчурная  компания» (РВК) [24]. В уставный капитал РВК направлено 15 млрд. рублей, выделенных из Инвестфонда РФ.

     В рамках Государственно-частного партнёрства  сформированы региональные венчурные  фонды. Фонды сформированы на 7 лет.

     Структура активов Фондов: 25 % - средства федерального бюджета, 25 % средства бюджета региона и 50 % - вложения частных инвесторов.

     Список  региональных венчурных фондов представлен  в таблице 3 [25].

                                                                 Таблица 3

     Название  фонда      Управляющая компания      Объем денежных средств
     1      2      3
     Второй венчурный фонд Москвы       ВТБ Управление активами      800 млн. руб
     Венчурный фонд Волгоградской области      Ай-Мэн  Кэпитал      280 млн. руб
     Венчурный фонд Воронежской области      Сбережения  и инвестиции      280 млн. руб
     Венчурный фонд Краснодарского края      Ай-Мэн  Кэпитал            800 млн. руб
     Венчурный фонд Красноярского края       Тройка  Диалог      120 млн. руб
     Венчурный фонд Москвы            Альянс  РОСНО Управление Активами      800 млн. руб
     Венчурный фонд Московской области       Тройка  Диалог            280 млн. руб
     Продолжение табл.3
                    
     Венчурный фонд Нижегородской области      ВТБ Управление активами      280 млн. руб
     Венчурный фонд Пермского края        Альянс  РОСНО Управление Активами      200 млн. руб.
     Венчурный фонд Республики Башкортостан        Сбережения  и инвестиции      200 млн. руб.
     Венчурный фонд Республики Мордовия        Альянс  РОСНО Управление Активами      280 млн. руб.
     Венчурный фонд Самарской области         Инвест-менеджмент      280 млн. руб.
     Венчурный фонд Санкт-Петербурга      ВТБ Управление активами            600 млн. руб.
     Венчурный фонд Саратовской  области      ВТБ Управление активами      280 млн. руб.

Информация о работе Государственно-частное партнерство в Омской области