Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 05:31, курсовая работа
Объектом исследования является система частно-государственного партнерства в регионах России.
Предмет исследования - формы частно-государственного партнерства в Омской области. Цель работы: на основе исследования теории и практики ЧГП в России определить перспективы его развития в Омской области.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы частно-государственного партнерства 6
1.1. Понятие и признаки частно-государственного партнерства 6
1.2. Зарубежный опыт частно-государственного партнерства 14
Глава 2. Частно-государственного партнерство в России и регионах на современном этапе 19
2.1 Опыт организации регулирования ЧГП на региональном уровне 19
2.2. ЧГП в Омской области 27
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Содержание
Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России.
В экономике ряда развитых, а в последние десятилетия и развивающихся стран возникла особая форма взаимодействия бизнеса и власти. Речь идет о партнерстве государства и частного сектора, обозначаемого обычно термином Public-Private Partnership (PPP). В российской литературе принят термин "государственно-частное партнерство"
В современных условиях динамизма и глобализации социально-экономических процессов формирование и развитие частно-государственного партнерства являются ключевым инструментом эффективной реализации государственной политики на локальном, региональном и национальном уровнях во всех странах мира. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.
Партнерство государства с частным сектором является ключевым компонентом новой инновационной политики России, поскольку, при правильной организации, оно обеспечивает получение более широких преимуществ от капиталовложений в государственные исследования, создавая благоприятные предпосылки для устойчивого инновационного развития, являющего стратегическим фактором экономического роста, динамичного и устойчивого развития страны, повышения ее конкурентоспособности и роста благосостояния населения, что обусловливает актуальность научной проблемы разработки качественно новой методологии хозяйственных отношений на основе партнерства государства и бизнеса.
Тема данной работы: «Частно-государственное партнерство в Омской области».
Объектом исследования является система частно-государственного партнерства в регионах России.
Предмет исследования - формы частно-государственного партнерства в Омской области. Цель работы: на основе исследования теории и практики ЧГП в России определить перспективы его развития в Омской области.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследование теоретических и правовых основ ЧГП.
2.
Анализ зарубежного опыта
3. Рассмотрение особенностей развития системы частно-государственного партнерства в субъектах РФ на современном этапе.
4. Рассмотрение тенденций развития системы ЧГП в Омской области, а также разработка рекомендаций по выявленным проблемам ЧГП на современном этапе.
Методы исследования, использованные в работе:
В работе используются как общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, так и частные методики: прослеживание и сопоставление.
Работа состоит из введения, основной части из трех глав, заключения, списка использованной литературы. Главы основной части разделены на параграфы в соответствии с их тематическим содержанием.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект и предмет исследования, а также обосновываются границы исследуемой проблемы. Далее определяются цель работы и задачи, поставленные для ее достижения, методы исследования, применявшиеся при написании работы, ее структура.
Первая
глава посвящена общим
Во второй главе выявляются характерные особенности ЧГП в субъектах РФ на современном этапе, системы ЧГП в Омской области.
В заключении излагаются выводы, вытекающие из основной части курсовой работы, содержатся предложения и рекомендации по исследуемым вопросам.
Список использованной литературы содержит 28 наименований. При подготовке курсовой работы автор использовал, учебную и научно-методическую литературу, материалы периодических изданий, ресурсы интернет.
В условиях либеральной экономики обострение межкорпоративной конкуренции и перерастание ее в экономическое соперничество между государствами заставляет правительства этих стран в интересах национального бизнеса изобретать различные формы регулирования бизнес-процессов. Примером может послужить разработка и реализация норм антимонопольного законодательства, наделение центрального банка полномочиями в сфере лицензирования и регулирования деятельности коммерческих банков. Правительство имеет право поднимать планку активов, превышение которой при слиянии требует уведомления и предварительного согласия антимонопольных служб. Такая форма позволяет оставить на территориальном рынке наиболее боеспособные организации, имеющие значительный страховой запас [12].
Примером политики государства в отношении частных компаний может послужить также частно-государственное партнерство (ЧГП).
ЧГП – сравнительно новая для России категория, исследованию которой в последнее время уделяется значительное внимание. Несмотря на широкое использование указанного понятия, в научной литературе и российском законодательстве нет четкого определения данного термина, что является одной из причин многообразия трактовок и направлений исследования. Корректное понимание особенностей проблематики развития партнерских отношений государства и бизнеса в современных российских условиях требует определения содержания понятия «частно-государственное партнерство (ЧГП)».
Изучение
и анализ специальной литературы
показали, что понятие «частно-
Таблица 1
Сравнение подходов к определению понятия ЧГП
Сущность ЧГП | Особенности и недостатки |
1 | 2 |
Механизм привлечения инвестиций для государственных и муниципальных нужд или способ совместного финансирования государством и бизнесом конкретных проектов. | ЧГП - способ консолидации ресурсов государства и бизнеса. Узкая трактовка, отражающая только один аспект взаимодействия государства и бизнеса. Также, недостатком подхода является рассмотрение отношений бизнеса и власти исключительно в качестве институциональной основы экономической политики государства, в то время как многие полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, реализация которых может являться потенциальным предметом партнерских отношений, имеет социальную направленность. |
Отожествление ЧГП
с концессиями или |
Сведение природы ЧГП к конкретным формам реализации партнерских отношений, которые лишь частным проявлением общего понятия ЧГП, что исключает возможность их отождествления. |
Продолжение табл.1 | |
1 | 2 |
Рассмотрение ЧГП как вида совместной деятельности органов власти и бизнес-структур, направленной на достижение конкретных целей, в качестве которых, как правило, выступают сферы государственного (муниципального) управления либо приоритеты государственного (муниципального) развития, в то время как средством их достижения является объединение материальных и нематериальных ресурсов участников. | Объединение ресурсов, организация сотрудничества государства и бизнеса, их альянсы не являются принципиально новыми формами экономического взаимодействия, требующими внедрения специальной экономической терминологии. Они подробно описаны в научной литературе и успешно используются в рамках существующего правового поля, что позволяет сделать вывод о том, что представленный подход не отражает специфическую природу исследуемого явления. |
Ни один из перечисленных подходов не дает целостного представления о природе, содержании исследуемого явления, и, как следствие, не является приемлемым. Это позволяет сделать вывод, что наиболее корректной является позиция ученых, определяющих суть ЧГП как сорегулирование, т.е. совместное регулирование тех или иных общественных отношений государством и бизнесом, подразумевающее передачу части функций государства частному сектору и основанное, с одной стороны, на объединении их ресурсов и потенциалов, с другой – на разделении их обязанностей и рисков.
Таким образом, частно-государственное партнерство – это институт сорегулирования общественного развития, основанный на обеспеченной нормами права системе взаимовыгодных отношений органов власти и бизнеса, направленных на достижение синергетического эффекта от согласования интересов, координации усилий и консолидации ресурсов его сторон при реализации общественно-значимых проектов [19].
Объект ЧГП - общественные услуги или объекты, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, на которые направлены совместные действия субъектов партнерства.
Субъектами ЧГП могут выступать государство, бизнес и население (общество).
Государство вступает в партнерские отношения через систему органов власти, которые в данном случае выступают как субъекты хозяйствования. Кроме того, рассматривая государство в качестве субъекта ЧГП, мы исходим из тезиса о неотделимости государства от общества, интересы и потребности которого оно и стремится удовлетворить, заключая соответствующее соглашение. Что же касается бизнеса, то его участие осуществляется через систему бизнес-единиц – фирм, т.е. самостоятельных хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами и использующих свои активы в целях получения желаемых хозяйственных результатов и выполнения обязательств.
В качестве органов, регулирующих частно-государственное партнерство, могут выступать комиссии, координационные советы, рабочие группы по реализации проектов ЧГП соответствующего уровня, создаваемые партнерами на паритетных началах и принципах равноправного сотрудничества.
В России можно выделить два уровня партнерских отношений: государственный и муниципальный, которые подразделяются еще на четыре подуровня – федеральный, региональный, городской (районный) и поселенческий.
Целью ЧГП на всех уровнях является удовлетворение потребностей общества путем реализации общественно значимых проектов в области социально-экономического развития определенной территории или сектора экономики.
Задачами ЧГП являются:
Партнерские отношения органов власти и бизнеса как система взаимодействия заинтересованных субъектов должны развиваться на основе взаимно вырабатываемых и реализуемых принципов, обеспечивающих достижение согласия между ними.
Анализ и обобщение научной литературы позволяют нам выделить следующие принципы ЧГП – принципы законности, равенства и свободы субъектов ЧГП, конкурсности, комплиментарности и реальности обязательств, взаимовыгодности и обоюдной ответственности.
Предметом ЧГП является реализация общественно значимых проектов в области социально-экономического развития определенной территории или сектора экономики.
Таким
образом рассмотрены понятие
и составные части частно-
Основными формами ЧГП в РФ на современном этапе являются [12]:
-Концессия.
Регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Концессия подразумевает, что концедент (государство) передаёт концессионеру право на эксплуатацию природных ресурсов, объектов инфраструктуры, предприятий, оборудования. Взамен концедент получает вознаграждение в виде разовых (паушальных) или периодических (роялти) платежей. Концессионные соглашения реализуются на основе публичного имущества, в том числе с использованием бюджетных средств. В случае отсутствия вовлечения в партнёрство публичного имущественного ресурса имеет место наделение частного партнёра правом ведения определённого бизнеса, исключительные или монопольные права на ведение которого принадлежит публично-правовому образованию, например, ведение парковочной деятельности и т. п.
Информация о работе Государственно-частное партнерство в Омской области