Государственно-частное партнерство в Омской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 05:31, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является система частно-государственного партнерства в регионах России.
Предмет исследования - формы частно-государственного партнерства в Омской области. Цель работы: на основе исследования теории и практики ЧГП в России определить перспективы его развития в Омской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы частно-государственного партнерства 6
1.1. Понятие и признаки частно-государственного партнерства 6
1.2. Зарубежный опыт частно-государственного партнерства 14
Глава 2. Частно-государственного партнерство в России и регионах на современном этапе 19
2.1 Опыт организации регулирования ЧГП на региональном уровне 19
2.2. ЧГП в Омской области 27
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

Курсач мой.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

     Объектами концессионного соглашения в первую очередь являются социально значимые объекты, которые не могут быть приватизированы, такие как аэродромы, железные дороги, объекты ЖКХ и другие инфраструктурные сооружения, а также системы общественного транспорта, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта [2].

     -Организация особых экономических зон (ОЭЗ).

     Согласно ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России:

     На территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ:

     1.Технико-внедренческие (площадью не более 3 км²);

     2.Промышленно-производственные (площадью не более 20 км²);

     3.Туристско-рекреационные;

     4.Портовые

     Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования;

     На территории ОЭЗ не допускается:

     1.Добыча и переработка полезных ископаемых;

     2.Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;

     ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;

     Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ по итогам проведения конкурса [3].

     -Соглашение о разделе продукции

     Специальный тип договора об организации совместного предприятия. Полномочия государственной стороны основываются или на владении исключительной лицензией, предоставленной в соответствии с нормами применимого законодательства, регулирующего операции, в этом случае область соглашения совпадает с областью лицензии, или на общем исключительном разрешении (и обязанности) проводить операции на всей территории страны без определенных обязательств[4].

     В России отношения, возникающие в рамках соглашений о разделе продукции, регулируются федеральным законом № 225-ФЗ от 30 декабря 1995 «О соглашениях о разделе продукции».

     -Софинансирование крупных инвестиционных проектов.

     В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предназначен Инвестиционный фонд Российской Федерации — государственный финансовый фонд Российской Федерации, средства, предусмотренные в федеральном бюджете Российской Федерации, подлежащие использованию в целях реализации инвестиционных проектов.

     Отбор проектов проводится Инвестиционной и Правительственной комиссиями. Инвестиционная комиссия формирует перечень инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и соответствующих критерию максимальной экономической эффективности, и передает его для рассмотрения в Правительственную комиссию, которая и принимает решение о предоставлении поддержки или об отказе в ней.

     - Аренда. Регулируется Гражданским кодексом РФ а также ФЗ №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». Согласно ФЗ № 164-ФЗ, лизинг - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

     Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения [5].

     -Доверительное управление имуществом.

     Сравнительно  новая форма. Передача управляющему полномочий по распоряжению имуществом в течении оговоренного в договоре срока. Договор доверительного управления имуществом заключается на срок от 1 месяца до 5 лет и регламентируется нормами Гражданского Кодекса РФ.  В роли доверительного управляющего может выступать индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. Владельцем собственности в данном случае выступают органы власти, передающие полномочия по управлению имущественным комплексом управляющему [1].

     -Совместное страхование рисков.

     Страховщик  выступает оператором проекта, профессионально  занимающихся оценкой рисков предлагаемых к рассмотрению проектов и несущим  долю ответственности по компенсации возможных убытков. Остальная доля покрывается государством.

     Очевидно, что на темпы развития проектов ГЧП  оказывает влияние общая экономическая  и политическая ситуация в стране. Экономический рост последних лет, политическая стабильность, повышение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, развитие законодательной базы в стране, рост благосостояния населения создают в целом благоприятную среду для расширения практики ГЧП, которое становится одним из значимых институтов рыночной экономики в России.

     В работе частно-государственное партнерство  понимается как институт сорегулирования общественного развития, основанный на системе взаимовыгодных отношений органов власти и бизнеса, направленных на достижение синергетического эффекта от согласования интересов, координации усилий и консолидации ресурсов его сторон при реализации общественно-значимых проектов.

     1.2. Зарубежный опыт частно-государственного партнерства

 

     Cистематизация и изучение опыта создания частно-государственного партнерства в зарубежных странах, позволяет выявить общие закономерности и национальные особенности функционирования частно-государственного партнерства. Национальные особенности проявляются в специфике организации частно-государственного партнерства в разных странах, в особенностях формирования состава участников, в организационно-правовых формах функционирования.

     ЧГП как форма реализации инвестиционных проектов применяется во многих развитых странах. Для данной работы в качестве примеров  функционирования ЧГП выбраны экономики Германии и Швейцарии. Критерием выбора послужил уровень развития частно-государственного партнерства. В силу невысокого уровня реализации ЧГП в этих странах на данном этапе, проблематика организации и продвижения данной формы содействия государства кореллирует с Российской действительностью.

     Рассмотрим  систему ЧГП в Германии. В этой стране одной из основных сфер применения ЧГП являются информационно-коммуникационных технологии (ИКТ). Государственно-частному партнерству в области развития ИКТ в Германии придается большая роль в процессе трансформирования национальной экономики из индустриальной в информационную в соответствии с приоритетной правительственной Программой действий на ХХI в., которая была принята в сентябре 1999 г.

     Роли  участников ЧГП распределяются следующим образом: правительство создает условия для развития ИКТ путем принятия рамочного законодательства и проведения стимулирующей экономической политики, а частный сектор – обеспечивает внедрение этой технологии в экономику, в том числе во внешнеторговых операциях, инвестирования в НИОКР в области ИКТ.

     Другой  важнейшей областью использования  методов и применения механизма  ЧГП в Германии, является коммунальное хозяйство и социальная сфера.

     Следует отметить многообразие форм сотрудничества муниципальных органов управления с частным бизнесом. Например, органы муниципального самоуправления поручают частным компаниям исполнение в полном объеме или на уровне делегирования отдельных функций выполнение задач по социальному обеспечению населения коммунальными услугами, строительству объектов инфраструктуры и реализации иных функций, которые относятся к компетенции муниципальных органов власти. При этом происходит не только перераспределение полномочий и прибыли от реализации конкретных проектов, но и происходит распределение рисков и ответственности под гарантии принятия большей части ответственности органами муниципальной власти.

     Однако  в процессе реализации ЧГП есть определенные проблемы, в частности: недостаточная  унификация понятий, форм договорных отношений по различным аспектам ЧГП и отсутствие «правил игры» в процессе реализации ЧГП (например, закрепленная доля в общем объеме социальных услуг, оказываемых населению, рекомендуемая граница верхней цены на эти услуги и допустимые пределы контроля со стороны государственных и муниципальных органов власти). При этом необходимо иметь в виду, что ни Основной закон Германии, ни европейское право не содержат общих императивов по вопросам приватизации и участия частных компаний в государственной экономике, равно как и запретов на такое участие. Неоднократно Евросоюз рекомендовал странам-участницам усилить согласование действий по регулированию ЧГП и деятельности частных компаний на международном уровне внутри Евросоюза.

     В Германии в настоящее время на основе ЧГП реализуется 10 проектов, и они по-прежнему рассматриваются как пилотные проекты, из которых только два находятся в стадии активной реализации («Любекский туннель» и «Ростокская трасса»). Однако, несмотря на успехи ЧГП в экономике Германии, еще рано говорить о том, что эта форма осуществления инвестиционной политики стала главенствующей.

     В других развитых европейских странах, например в Швейцарии, реализация проектов ЧГП имеет свои интересные особенности. Диапазон и комплексность задач, которые требуют решения на уровне правительства, постоянно расширяется и усложняется, что, в свою очередь, диктует органам государственного управления необходимость ориентироваться на инновационный подход для достижения результата. По мнению швейцарских экономистов, правительство обязано кардинально изменить роль и направленность государственной политики от государства «обслуживания» к «гарантийному государству». Поэтому в настоящее время власти Швейцарии стараются активно использовать различные модели и формы привлечения частного сектора для решения задач в социальной сфере.

     В Швейцарии существовала практика включения  частных фирм в те или иные организационные  формы для выполнения общественных задач. Но они были, в основном, связаны  с аутсорсингом, тогда как подлинные  партнерства между правительством и частными предприятиями до настоящего времени не были сильно распространены и не подвергались комплексному анализу со стороны государственных властей. Не последнюю роль в торможении процесса расширения сфер ЧГП играет значительно более низкий уровень научного исследования механизмов ЧГП, чем в других европейских странах. Кроме того, прецеденты и принципы, широко используемые в других странах, не могут быть полностью перенесены в Швейцарию без определенной модификации, прежде всего из-за различий в политической системе и принципиально отличного юридического регулирования.

     Под руководством и контролем швейцарского правительства достаточно глубокое исследование ЧГП в республике было проведено аудиторско-консалтинговой компанией «Pricewaterhouse Coopers», которая осуществляла этот проект вместе с партнерами из органов управления разного уровня и представителями экономических и научных кругов страны. Наиболее показательными примерами использования механизмов государственно-частного партнерства в Швейцарии являются уполномоченные инфраструктурные предприятия (например, частные железные дороги), совместные предприятия, ассоциации и фонды, выгодные как для государства, так и для частного бизнеса, в которых могут участвовать и обычные граждане (например, в качестве добровольных помощников). Если рассматривать законодательство Швейцарии, то его анализ показывает, что оно представляет собой излишне громоздкий механизм, который требует длительной предварительной подготовки и согласования каждого из планируемых к реализации действий в рамках даже одного проекта. Таким образом, можно констатировать, что вышеуказанные моменты существенно снижают результативность использования ЧГП для решения общенациональных задач.

Информация о работе Государственно-частное партнерство в Омской области