Государственная поддержка малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать существующие методы государственной финансовой поддержки малого бизнеса.
Задачами работы являются:
- необходимо провести оценку и исследование развития малого бизнеса;
- проанализировать состояние государственной поддержки малого бизнеса;
- изучить формы финансово-кредитной поддержки малого бизнеса;
- выявить проблемы малого бизнеса и рассмотреть пути их решения.

Содержание

ВведенИЕ ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.........6
1.1. Понятие малого бизнеса, и его статистика ………………………..6 1.2. Сущность государственного финансирования малого бизнеса и
его дискуссионный характер………………………………………..9
1.3 Формы финансовой поддержки МБ……………………………….13
ГЛАВА 2.СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА………….19
2.1. Анализ государственного финансирования малого бизнеса в
России………………………………………………………………..19
2.2. Появление новых форм финансирования малого бизнеса в
России………………………………………………………………..27
2.3. Проблемы российского малого бизнеса и возможные пути их
Решения………………………………………………………………30
ЗаКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .42

Работа содержит 1 файл

Финансы.docx

— 175.12 Кб (Скачать)

Малое предпринимательство  в России не может сформироваться и окрепнуть без всемерной  государственной поддержки. Как  правило, любая постановка проблем, сопряженных с малым бизнесом, выходит на состояние, тенденции  и задачи его государственной  поддержки. В этом не может быть ничего удивительного или неожиданного: именно слабость, неопределенность, робость такой поддержки (особенно если иметь в виду не декларации, а реальные дела) является одним из важнейших факторов, не позволяющих малому бизнесу в России обрести твердую почву под ногами и тем самым создать важную опору для выхода страны из сковывающего ее затяжного экономического кризиса.

В пользу акцента на малый бизнес в современной  России говорит, наряду с прочими, и  то обстоятельство, что он служит верным средством погашения последствий  чрезмерного укрепления производства, которое (отчасти, надо заметить, и по вполне уважительным причинам) было свойственно  бывшему СССР. Внушительные, поражающие воображение, но крайне неповоротливые индустриальные гиганты, унаследованные нынешней Россией, не могут найти  себе место в динамичной рыночной структуре. И пройдет еще немало лет, пока найдут, если это вообще произойдет. Между тем при хорошей государственной организации дела эти «заблудившиеся» огромные предприятия могли бы, войдя в плотный контакт с малым бизнесом, солидно ему помочь технологиями, кое - каким оборудованием и материалами, кадрами; возместиться же все это могло бы « прокладкой» для этих предприятий многих новых дорог на рынок, созданием для их оживления благоприятной конъюнктуры.

Другой  поворот темы: «на шее» государства  висит огромное множество убыточных  предприятий, среди кандидатов в  легализованные нынче банкроты впору  хоть конкурс объявлять. А ведь быть признанным банкротом и излечиться - вещи очень разные; в лучшем случае первое через какое - то время (и немалое) выведет ко второму. Между тем «гиблые» для государства заводы или фабрики, вполне вероятно, могли бы быстро ожить, оказавшись, скажем, на началах аренды (или даже через продажу) в руках представителей малого бизнеса, - не исключено, что и объединившихся для того, чтобы поднять сравнительно крупное предприятие.

И еще  одна проблема. Едва ли не все крупные  предприятия страдают от инвестиционного  голода; ни государство, ни частные  лица явно не торопятся вкладывать капиталы в крупное производство: в одном случае их, как правило, попросту нет (государство), в другом - это на сегодня явно невыгодно  или, во всяком случае, проблематично (частные  лица). Видимо, дело бы обстояло иначе, если бы удалось действительно активизировать малый бизнес. Он не требует особо больших вложений капитала, как правило, обеспечивает высокую скорость его оборота и дает очень верные шансы на неплохую прибыль. Все это привлекло бы частных вкладчиков, включая и мелких, ищущих для своих очень скромных сбережений укрытия от инфляции. Результатом стало бы заметное ослабление инвестиционного голода при большом наполнении налогами доходной части госбюджета. В конечном счете это бы существенно расширило и возможности государства в области капиталовложений. Становится ясно, что курс на развитие малого бизнеса должен быть не чем - то «форсмажорным» в экономической политике государства, а ее органической составной частью, не мешающей, а, напротив, помогающей реализации других ее частей и общей стабилизации экономики, а затем и ее постепенному подъему. Малые предприятия - это занятость района, это устойчивые налоговые поступления в местный бюджет, это покупательная способность населения.

Люди, которые  работают на малом предприятии, получают стабильную хорошую зарплату, могут  купить услуги, более дорогие товары, что, естественно, лучше стимулирует  производство.Очень важно, что население  убедилось в необходимости малого бизнеса, так как он может активно  воздействовать на экономическую конъюнктуру, на обеспечение товарами народного  потребления.

Главное условие для развития малого бизнеса - нормальное функционирование экономики. Иначе, он будет уходить в тень. Только при условии существенного  ограничения коррупции и снижения налогового гнета примерно в 3 раза могут быть созданы предпосылки  для выхода малого бизнеса из «теневой»  экономики.

Малый бизнес является сектором выживания, втягивающим  в реформаторский процесс людей, потерявших работу, военнослужащих, увольняемых  в запас и практически единственным сектором оздоровления серьезно «больных»  переходных общественных групп. Малые  предприниматели все менее зависят от государства и могут, расширяя сферу своей деятельности, уменьшить остроту безработицы.В результате сектор малого предпринимательства может способствовать обеспечению в определенной степени экономической и политической стабильности в обществе.В странах, где малые и средние фирмы развиваются десятилетиями, эта сфера экономики устойчиво создает до 50-60% ВВП. По данным экспертов ООН, в мире малым бизнесом занято более 50 % населения.

Малое предпринимательство  по территориальной принадлежности, своей сути - дело региональное, местное. Малое предпринимательство стало  одним из существенных источников налоговых  поступлений и насыщения региональных и местных рынков товарами и услугами на базе развития таких сфер, как  производственная, агропромышленная, строительная, инновационная, медицинская. Сегодня свободный труд и свободный мелкий собственник быстрее вписываются в новые информационные и социальные технологии. Общество и экономика с крупномасштабными машинными и автоматизированными производствами, огромными производственными мощностями, сконцентрированными на больших площадях крупных предприятий, с десятками тысяч работников теряют социальную перспективу.Малые предприятия создаются именно «под рынок», они способны быстро перестраиваться в связи с изменением конъюнктуры, диверсифицировать свою деятельность, они не держат лишних работников, ими, в конце концов, управляют, как правило, наиболее экономически активные и способные люди, которых сегодняшняя жизнь «рекрутирует» из состава общества. Все это создает предпосылки, благоприятствующие развитию малого предпринимательства.Весьма существенными препятствиями на пути становления и развития малых предприятий в России являются нехватка квалифицированных кадров, отсутствие надлежащей системы материально-технического снабжения, условий для внешнеэкономической деятельности. В последние несколько лет, по крайней мере, после 1998г. и до первой половины 2001г., российское малое предпринимательство остановилось на «точке замерзания» - 875,5 тыс. малых предприятий(МП) и 3,5 - 4 млн. индивидуальных предпринимателей. Это свидетельствует о том, что данный сектор экономики столкнулся с рядом серьезных проблем, решение которых будет способствовать не только дальнейшему развитию малого бизнеса, но и совершенствованию его структуры.Надо помнить, что так называемая малая экономика - важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.Как уверяют банкиры, они открыты для сотрудничества с малым бизнесом. Предприниматели же это отрицают, жалуясь, что кредит им получить в банке так сложно, что проще занять на «черном» рынке.За последние три-четыре года объем кредитования малого бизнеса вырос на 80%. Потребность данной отрасли в заемных средствах сегодня удовлетворяется не более чем на 15-17%. Более оптимистически настроенные финансисты говорят о 20-процентной насыщенности рынка. Что же мешает его развитию?Главной проблемой кредитования малого бизнеса банкиры называют непрозрачность российского малого бизнеса.

Второй  проблемой является отсутствие надежных залогов, так как большинство представителей МБ не является владельцем ликвидного имущества.

Третий  немаловажный фактор - недоверие к  малому бизнесу, испытываемое банками. Российский бизнес как таковой существует менее двадцати лет и в этих условиях далеко не всегда можно говорить о сложившихся репутациях и кредитных историях.Малого же бизнеса эта проблема касается вдвойне - небольшие предприятия, как правило, находятся на рынке существенно меньше, чем крупные, к тому же большинство из них не смогло пережить кризис 1998 года. Поэтому до последнего времени на российском рынке было очень немного устойчивых, успешных малых предприятий, имеющих кредитную историю.С другой стороны, сегодня далеко не у всех кредитных организаций налажена нормальная организация работы с малым бизнесом. Основные проблемы заключаются в неразвитости банковских технологий, зачастую не позволяющих снизить издержки обращения на обработку одного клиента, а также в относительно небольшой статистике кредитования, затрудняющей точную скоринговую оценку рисков, связанных с кредитованием малого бизнеса.Как следствие даже если у банка и имеются соответствующие программы для МБ, то довольно часто ссуды, выдающиеся по этим программам, остаются для предпринимателей недоступными по цене.

Нынешняя  ситуация на рынке кредитования в  корне отличается от той, которая  была 8-10 лет тому назад, когда стоимость  займов для малого и среднего бизнеса  доходила до 200% годовых в рублях. Если крупный бизнес в России может  получить рублевые кредиты под 12%, то для малых предприятий реальные ставки начинаются с 16% (10% предлагает Банк Москвы, но это пока лишь приятное исключение из общего правила), но и это большая  редкость. Как правило, "малые" предприниматели могут рассчитывать на кредит стоимостью 20-24% годовых и то лишь при наличии приемлемых для банка залога или надежных поручителей..Очень мало шансов получить кредит у предприятий, работающих на рынке менее года, не являющихся резидентами, ведущими упрощенную бухгалтерию (или не ведущими ее вовсе), а также не имеющими залога или поручителя.Впрочем, ряд банков иногда при поддержке государственных структур выдают ссуды без залога. Правда, на условиях, которые трудно назвать привлекательными: суммы небольшие - до 50 тыс. долл. (микрокредиты), эффективная ставка довольна высокая (28-30% годовых в рублях), сроки ограниченные - как правило, не превышают 1,5 года. Впрочем, некоторые проблемы предпринимателей этот кредит все же решает. Например, с его помощью можно ликвидировать кассовые разрывы, когда денег в кассе не хватает для ведения текущей финансовой деятельности.Если же говорить о ссудах на более длительные сроки или на большие суммы (например, 10-15 млн рублей на пять лет), то российские банки за редчайшим исключением применяют залоговое кредитование. Причем во многих случаях оценочная стоимость залога должна вдвое превышать сумму кредита.Но у малого бизнеса зачастую нет имущества, которое можно оформить в залог. Да и сам малый бизнес слабо развит.Объем "черного" рынка кредитов оценивается в 6-8 млрд долл. за год. Причем темпы его сопоставимы с темпами роста рынка легальных кредитов и составляют около 15-25% в год. И для этого есть реальные основания.По словам предпринимателей, порой гораздо выгоднее взять в долг у ростовщика под 5-7% в месяц, чем обивать пороги банков, пытаясь получить законный кредит, реальная стоимость которого в два раза меньше ростовщической. Во всяком случае ростовщики предоставляют ссуды моментально и без лишних вопросов, а перед кем отвечать в случае чего своим имуществом, предпринимателю часто бывает безразлично - он не воспринимает кредитную организацию как союзника и ожидает от нее в случае невозврата денег не менее жестких действий, чем от ростовщика.

МБ в  принципе не сопротивляется своей легализации. Более того, количество небольших  компаний, в обороте которых "белая" составляющая значительно превышает 50%, растет с каждым годом. Однако МБ нужны встречные шаги со стороны  банков и государства. По словам начальника управления кредитования СДМ-Банка  Сергея Козлова, "основное требование малых предприятий к банковскому  кредитованию - доступность ресурсов, то есть прозрачные условия предоставления кредита, разумные требования к документам, оперативность при рассмотрении кредитной заявки и оформлении договоров".

С точки  зрения банков,кредитованию малого и среднего бизнеса мешает:

1. Непрозрачность  малого бизнеса

2. Недостаточная  экономическая и юридическая  грамотность большинства российских  малых предпринимателей

3. Отсутствие  у малых предприятий ликвидных  залогов

4. Отсутствие  реальной масштабной государственной  поддержки малого бизнеса

5. Высокие  риски невозврата кредитов

6. С точки  зрения предпринимателей

7. Высокая  стоимость кредитов

8. Слишком  жесткие условия получения кредитов

9. Большие  сроки рассмотрения заявок

10.Недостаточная  государственная поддержка малого  бизнеса

11.Невозможность  получить кредит на создание  бизнеса "с нуля"

 

     Если не вдаваться в подробности, то сегодня выделяют четыре основных направления для решения проблем малого бизнеса. Первое - поменять психологию власти к малому бизнесу. Отойти от мнения, что малый бизнес не платит налоги и находится в серой экономике. Второе - реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается львиная доля дохода, предприятия вынуждены уклоняться от налогов. В-третьих, сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом. Четвертое - стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый бизнес. А это, по некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 млрд. долл., хранящимся под подушками и матрасами.

Во многом благодаря государственной поддержке  малого бизнеса в современных  развитых рыночных странах активно  развивается наиболее эффективный  тип малого бизнеса - быстрорастущее предприятие. Многочисленные малые  предприятия превращаются дополнением  к традиционным научно-исследовательским  комплексам промышленных корпораций, университетов, бесприбыльным исследовательским  организация, государственным лабораториям и целевым структурам

Если не вдаваться в подробности, то сегодня  выделяют четыре основных направления  для решения проблем малого бизнеса. Первое - поменять психологию власти к  малому бизнесу. Отойти от мнения, что  малый бизнес не платит налоги и находится в серой экономике. Второе - реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается львиная доля дохода, предприятия вынуждены уклоняться от налогов. В-третьих, сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом. Четвертое - стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый бизнес. А это, по некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 млрд. долл., хранящимся под подушками и матрасами.

Во многом благодаря государственной поддержке  малого бизнеса в современных  развитых рыночных странах активно  развивается наиболее эффективный  тип малого бизнеса - быстрорастущее предприятие. Многочисленные малые  предприятия превращаются дополнением  к традиционным научно-исследовательским  комплексам промышленных корпораций, университетов, бесприбыльным исследовательским  организация, государственным лабораториям и целевым структурам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Малый бизнес фактически является основой стабильности общества, и его поддержка нуждается  в принятии действенных мер. Государство  отдает отчет в том, что малому бизнесу необходимы условия для  создания устойчивой экономики, что  также необходимо и для безопасной и стабильной работы крупного бизнеса.

   Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Государственная поддержка малого предпринимательства не означает, что  государство создает "тепличные  условия" этому сектору экономики  или участнику рынка. Целенаправленная государственная политика, стимулирующая  финансовые структуры вкладывать средства в малый бизнес, может способствовать интенсивному росту и развитию малого предпринимательства. Развитие государственных  и муниципальных механизмов финансовой поддержки малого бизнеса должно идти по пути обеспечения доступа  малого предпринимательства к источникам финансирования.

Необходимость государственной финансовой поддержки  индивидуальных предпринимателей обусловлена  отсутствием у них возможности  на равных конкурировать с другими  субъектами хозяйствования (например, коммерческими организациями) по таким  параметрам, как доступ к ресурсам на финансовых рынках и государственным инвестициям, приобретение новых технологий и нового технологического оборудования, исследование конъюнктуры рынков, обучение и т.д. Для минимизации действия этих факторов на развитие индивидуального предпринимательства и стимулирования его развития государство проводит целенаправленную политику государственной финансовой поддержки этой группы субъектов хозяйствования. Основными формами финансовой поддержки являются: субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; бюджетные кредиты, займы, ссуды; государственные и муниципальные гарантии. Однако на сегодняшний день приоритетным направлением финансовой поддержки предпринимателей является предоставление поручительств или гарантий по кредитам, получаемым индивидуальными предпринимателями в коммерческих банках. Кроме того, субъектам индивидуального предпринимательства осуществляется государственная поддержка через ФФПМП путем предоставления льготных кредитов (займов), в том числе через систему лизинга, компенсацию процентной ставки по предоставляемым кредитам, микрофинансирование.

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса