Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 22:41, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать существующие методы государственной финансовой поддержки малого бизнеса.
Задачами работы являются:
- необходимо провести оценку и исследование развития малого бизнеса;
- проанализировать состояние государственной поддержки малого бизнеса;
- изучить формы финансово-кредитной поддержки малого бизнеса;
- выявить проблемы малого бизнеса и рассмотреть пути их решения.
ВведенИЕ ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.........6
1.1. Понятие малого бизнеса, и его статистика ………………………..6 1.2. Сущность государственного финансирования малого бизнеса и
его дискуссионный характер………………………………………..9
1.3 Формы финансовой поддержки МБ……………………………….13
ГЛАВА 2.СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА………….19
2.1. Анализ государственного финансирования малого бизнеса в
России………………………………………………………………..19
2.2. Появление новых форм финансирования малого бизнеса в
России………………………………………………………………..27
2.3. Проблемы российского малого бизнеса и возможные пути их
Решения………………………………………………………………30
ЗаКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .42
Именно такие конечные цели изначально ставились при выработке государственного подхода в отношении поддержки развития малого бизнеса в России. Задача развития данного сектора должна оставаться одним из приоритетов экономической политики государства. Однако ее решение невозможно в отрыве от других направлений реформирования экономики и без координации усилий федерального центра и региональных властей. Достаточно отметить, что в настоящее время отраслевая структура распределения МБ характеризуется тем, что менее 30% предприятий специализируются на выпуске промышленной продукции и выполнении строительных работ. Такой важнейший сектор экономики как наука и научное обслуживание составляет всего лишь 3,5%, остальные же функционируют в сфере торговли, общественного питания, посреднических, рекламных, аудиторских и других услуг.
Вопрос соотношения
Другая либеральная,
точка зрения заключается в том,
что государство (в лице территориальных,
региональных или муниципальных
органов власти) должно ограничить
свою роль только созданием благоприятных
условий для развития МБ, «не мешать»,
а способствовать свободной конкуренции
и, конечно же, одновременно защищать
собственность и жизнь
Согласно
результатам опроса, чаще пытаются
получить бюджетное финансирование
малые предприятия с
В настоящее время можно говорить о наличии отдельных элементов системы государственной поддержки МБ в России. К формам государственной поддержки МБ относятся:
- организационно-
- налогово-управленческая;
- имущественная;
- финансово-кредитная.
Самой обременительной
для государственного бюджета и
одновременно самой привлекательной
для бизнеса является финансово-кредитная
поддержка, включающая льготное кредитование,
предоставление гарантий под кредиты
коммерческих банков и др. Задача государства
состоит не в том, чтобы просто
передать малым предприятиям финансовые,
имущественные и иные ресурсы, не
в том, чтобы поддержать их любой
ценой, а в том, чтобы на основе
правовой и экономической базы путем
использования эффективных форм
финансирования помочь им выживать, создавать
возможности роста и
Государство осуществляет мероприятия по финансовой поддержке индивидуальных предпринимателей в рамках общей поддержки малого бизнеса. Основным инструментом реализации государственной финансовой политики в этой области служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.
1.3 Формы финансовой поддержки МБ
Для того,
чтобы бизнес развивался, необходимо,
чтобы государство оказывала
ему содействие. Государственная
поддержка малого бизнеса направлена
на снижение рискованности малого бизнеса.
Государственная поддержка малого предпринимательства
осуществляется в соответствии с Федеральной
программой государственной
Субсидии для малых
Можно выделить следующие
формы государственной
- субвенции и субсидии
физическим и юридическим
- бюджетные кредиты, займы, ссуды;
- государственные и муниципальные гарантии.
Рассмотрим подробнее каждую из этих форм. Правовые основы предоставления бюджетных средств в форме субвенций и субсидий субъектам предпринимательства, в том числе и МП, установлены в БК РФ, введенным в действие с 1 января 2000 г. Согласно ст. 6 БК РФ «дотации -- бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровни бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов; субвенция -- бюджетные средства, предоставляемые бюджетам другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов; субсидия -- бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов». Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается: из федерального бюджета -- в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами; из бюджетов субъектов РФ -- в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ; из местных бюджетов -- в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления.
В научной литературе по-разному оценивается прямое бюджетное субсидирование МП. Одни специалисты считают, что оно должно быть отменено, и выдвигают при этом ряд аргументов. Во-первых, бюджетное субсидирование не обладает гибкостью и оперативностью, поскольку осуществляется через государственные ведомства. Во-вторых, оно ставит субъектов МП в неравное положение. Как правило, субсидий не хватает на всех, кому положено их получать. В-третьих, в нынешних российских условиях практически невозможно избежать нарушений и злоупотреблений со стороны органов государственной власти при выдаче субсидий. Существует отдельная категория малых предприятий, предоставление субсидий предусмотрено приказом Министерства промышленности, науки и технологий РФ (Минпромнауки России) от 20.06.2003 № 146 «Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям народных художественных промыслов». В данном нормативном акте нет упоминания о малых предприятиях. Однако из анализа его норм можно прийти к выводу, что эти субсидии предоставляются, прежде всего, малым предприятиям в соответствующей отрасли экономики. При этом они не должны быть убыточными, а, наоборот, должны иметь положительную динамику развития.
Следующей формой государственного финансирования малого бизнеса является предоставление кредитов, займов, ссуд субъектам МП. Средства из государственного бюджета могут предоставляться предпринимателям на условиях возвратности и, как правило, платности. В этих случаях следует говорить о государственном кредитовании предпринимательской деятельности. Общие условия и основные направления государственного кредитования содержатся в ежегодном законе о федеральном бюджете.
Нормы о бюджетном кредитовании содержатся в БК РФ. В ст. 69 БК РФ предусмотрено предоставление бюджетных средств в форме бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств). Согласно ст. 6 данного Кодекса бюджетный кредит -- форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. Отсюда вытекает, что получателями бюджетного кредита не могут быть индивидуальные предприниматели.Бюджетный кредит может быть предоставлен малому предприятию на основании договора на условиях возмездности, возвратности и только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. При заключении кредитного договора применяется процентная ставка, установленная Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Одной из форм бюджетного кредитования МП, как указывалось выше, является предоставление инвестиционного налогового кредита (ИНК). Данная форма финансирования деятельности предпринимательских фирм, в том числе и малых, предусмотрена в Налоговом кодексе РФ (НК РФ). Согласно ст. 66 первой части НК РФ, инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Такой кредит может быть предоставлен малому предприятию, но не индивидуальному предпринимателю. ИНК может быть предоставлен малому предприятию по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного до пяти лет.Субъекты МП могут получать ссуды из федерального бюджета на основании Указа Президента от 08.07.1994 № 1484 «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета» (в ред. от 13.04.1996). Согласно данному указу, беспроцентная возвратная ссуда из средств федерального бюджета может предоставляться предприятиям всех форм собственности на проведение структурной перестройки производства; для расчетов по целевым кредитам, направленным на закупку оборудования и материалов; на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов, в том числе и за рубежом.
Рассмотрим другую форму бюджетного финансирования МП -- государственные и муниципальные гарантии. Государственные и муниципальные гарантии -- это не только эффективный путь использования государственных и муниципальных ресурсов, но и средства привлечения частных ресурсов. Как показывает практика, на 1 рубль гарантийного фонда можно привлечь 5-8 руб. частных кредитов.
Согласно ст. 115 БК РФ государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование -- гарант -- дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.Предоставление государственных гарантий субъектам МП было предусмотрено Законом № 88. Согласно ему: «Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства может выступать гарантом по целевым иностранным кредитам, предоставляемым Российской Федерации на поддержку малого предпринимательства, а также по инвестиционным кредитам, предоставляемым кредитными организациями Российской Федерации субъектам малого предпринимательства на коммерческой основе для реализации конкретных программ и проектов в области малого предпринимательства».
2.1 Анализ государственного финансирования малого бизнеса в России
У государства есть несколько причин поддерживать малое предпринимательство. Прежде всего, малый бизнес – это самозанятость и создание новых рабочих мест. Кроме того, это рост валового внутреннего продукта и налогов. И, наконец, это качество жизни граждан, поскольку именно малый бизнес быстрее всего откликается на наиболее актуальные запросы рынка и удовлетворяет их. В 2012 году в целях реализации Подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2016 гг.» государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности» представителям столичного бизнеса будут предоставляться субсидии. В настоящее время порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы в целях государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства находится на стадии утверждения. Первый отбор заявок на получение субсидий состоится марте - апреля 2012 года.
В 2010 году российская экономика активно выходила из кризиса, подорвавшего финансовое благополучие многих предпринимателей. В этих
условиях энергия Российского банка развития была направлена на поддержку восстановления системы финансирования малого и среднего предпринимательства опережающими темпами. ОАО ≪РосБР≫, не являясь ни крупным игроком, ни регулятором рынка, смогло взять на себя функ-
ции лидера, задающего тон во взаимоотношениях субъектов МСП и финансовых институтов, создающего и передающего рынку модели эффективного финансирования предпринимательства.Объем поддержки, оказанной предпринимателям по Программе ОАО ≪РосБР≫, по итогам 2010
года увеличился в 3 раза. Так, если на 1 янва-ря 2010 года Банком было заключено договоров с партнерами на сумму около 40 млрд рублей, то
по состоянию на 1 января 2011 года общий объем поддержки МСП в рамках Программы составил более 100 млрд рублей.Реальный экономический эффект этого финанасирования несравнимо больше.
Банк в цифрах
Объем работающих активов за 2010 год увеличился на 27 340 млн рублей (45%) до 88 220 млн рублей. Существенный рост работающих активов
произошел за счет увеличения объема кредитования малого и среднего предпринимательства на 37 268 млн рублей.Объем ссудной задолженности по Программе финансовой поддержки МСП по состоянию на 1 января 2011 года вырос в 2,35 раза и составил 64 871 млн рублей, в том числе: кредиты, выданные в рамках Программы ≪2008≫ через банки-партнеры, и финансирование новых направлений через организации инфраструктуры — 3 249 млн рублей; кредиты, выданные в рамках Программы ≪Рефинансирование≫ через банки-партнеры — 50 525млн рублей;. финансовая поддержка МСП в рамках Программы ≪Рефинансирование≫ через организации инфраструктуры — 9 884 млн рублей; поддержка МСП в рамках Программы ≪Финансирование для инноваций и модернизации≫ —
1 213 млн рублей.
В 2010 году поддержка оказывалась по нескольким направлениям:
. В рамках Программы ≪Рефинансирование≫, начатой в 2009 году, был сформирован основной пул партнеров: банков и организаций инфраструктуры(лизинговых, факторинговых компаний, микрофинансовых организаций, региональных фондов и др.). Для удобства партнеров совершенствовалась линейка кредитных продуктов, их число было увеличено до 14. В марте 2010 была запущена Программа ≪Финансирование для инноваций и модернизации≫,направленная на поддержку инновационной деятельности. Особая гордость ОАО ≪РосБР≫ — определение понятия ≪инновационности≫, сформулированное специалистами Банка. До сих пор ни у одной другой организации нет таких четких критериев, позволяющих отделить внедрение инноваций от модернизации и от ведения текущей хозяйственной деятельности. В рамках Программы ≪Финансирование для инноваций и модернизации≫ предприятия, соответствующие требованиямОАО ≪РосБР≫, могут рассчитывать на финансирование на льготных условиях с применением максимально низкой процентной ставки.
Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса