Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 22:41, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать существующие методы государственной финансовой поддержки малого бизнеса.
Задачами работы являются:
- необходимо провести оценку и исследование развития малого бизнеса;
- проанализировать состояние государственной поддержки малого бизнеса;
- изучить формы финансово-кредитной поддержки малого бизнеса;
- выявить проблемы малого бизнеса и рассмотреть пути их решения.
ВведенИЕ ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.........6
1.1. Понятие малого бизнеса, и его статистика ………………………..6 1.2. Сущность государственного финансирования малого бизнеса и
его дискуссионный характер………………………………………..9
1.3 Формы финансовой поддержки МБ……………………………….13
ГЛАВА 2.СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА………….19
2.1. Анализ государственного финансирования малого бизнеса в
России………………………………………………………………..19
2.2. Появление новых форм финансирования малого бизнеса в
России………………………………………………………………..27
2.3. Проблемы российского малого бизнеса и возможные пути их
Решения………………………………………………………………30
ЗаКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .42
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ В г. СУРГУТЕ
ШАБОТИНСКАЯ ЛАРИНА СЕРГЕЕВНА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА
(курсовая работа по курсу «Финансы»)
Научный руководитель:
к.э.н., доцент
А.В. Абышева
Автор работы:
студентка специальности
"Финансы и кредит" ОДО
3 курс
Л.С. Шаботинская
Сургут-2012
Содержание
ВведенИЕ ………………………………………………………
ГЛАВА 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.........6
1.1. Понятие малого бизнеса, и его статистика ………………………..6 1.2. Сущность государственного финансирования малого бизнеса и
его дискуссионный характер………………………………………..9
1.3 Формы финансовой поддержки МБ……………………………….13
ГЛАВА 2.СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА………….19
2.1. Анализ государственного финансирования малого бизнеса в
России………………………………………………………………
2.2. Появление новых форм финансирования малого бизнеса в
России………………………………………………………………
2.3. Проблемы российского малого бизнеса и возможные пути их
Решения……………………………………………………………
ЗаКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .42
Введение
В настоящее
время в экономике ключевым источником
роста эффективности
Малый бизнес
обеспечивает необходимую мобильность
в условиях рынка, создает глубокую
специализацию и кооперацию, без
которых немыслима его высокая
эффективность. Он способен не только
быстро заполнять ниши, образующиеся
в потребительской сфере, но и
сравнительно быстро окупаться, создавать
атмосферу конкуренции, и это, пожалуй,
самое главное, ту среду и дух
предпринимательства, без которых
рыночная экономика невозможна.Как
убедительно показала мировая практика,
именно малые предприятия позволяют
в кратчайшие сроки осуществить
структурную перестройку
Малый бизнес
способен быстро реагировать на изменение
спроса. Небольшие размеры малых
предприятий, их технологическая, управленческая
гибкость позволяют чутко и своевременно
отвечать на изменяющуюся конъюнктуру
рынка путем быстрого восприятия
технических новинок, перестройки
номенклатуры и ассортимента продукции.
Узкая специализация на определенном
сегменте рынка товаров и услуг,
отсутствие управленческих иерархий,
возможность начать дело с относительно
небольшим стартовым капиталом -
все эти черты малого бизнеса
также являются его достоинствами,
повышающими его устойчивость на
внутреннем рынке.Однако малый бизнес
имеет также и определенные недостатки.
Так, относительно небольшой капитал
сужает рамки производства, ограничивает
возможность применения дополнительных
ресурсов. Это ведет также к определенной
экономической неустойчивости малых предприятий,
способствует их банкротству и разорению.Поэтому
перечисленное выше, требует разработки
государственной поддержки малого предпринимательства
в масштабе всей страны и на региональном
уровне в качестве серьезного шага к экономическому
и социальному процветанию общества.Важно
и то, что в условиях активных трансформационных
процессов в обществе и экономике практика
государственной поддержки малого предпринимательства,
как и его правовая и институционально-
Актуальность темы курсовой работы, называемой “Государственная финансовая поддержка малого бизнеса” обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах.
Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать существующие методы государственной финансовой поддержки малого бизнеса.
Задачами работы являются:
- необходимо
провести оценку и
- проанализировать
состояние государственной
- изучить
формы финансово-кредитной
- выявить проблемы малого бизнеса и рассмотреть пути их решения.
Объектом исследования является малый бизнес.
Предмет исследования – экономические и социальные отношения в обществе.
Теоретической
и методологической основой исследования
являются статьи, публикации в прессе,
социологические и
1.1 Понятие малого бизнеса,его статистика
Малое предпринимательство - это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение
Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции.
Для малого и среднего предприятия характерно:
– юридическая независимость;
– управление
предприятием собственником капитала
или партнерами-собственниками с
целью получения
– небольшие размеры по основным показателям деятельности субъекта хозяйствования: уставный капитал, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода);
– численность персонала.
Мелкие и
средние предприятия не являются
уменьшенной моделью или
– высокая
степень централизации и
– высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;
– дефицит финансовых ресурсов как собственных, так и заемных.
Вместе с тем малому бизнесу присущи: быстрая реакция на требования рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:
– увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса - главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
– рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
– селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;
– создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
– трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);
– подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
– разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
– косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);
– ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
– мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;
– снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений; например, в США у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности;
– улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Однако, как уже было упомянуто во введении, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:
– более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
– зависимость от крупных компаний;
– недостатки в управлении собственным делом;
– слабая компетентность руководителей;
– повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
– трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
– неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.
Как показывает
мировая и отечественная
По данным Ассоциации российских банков, количество малых предприятий с начала 2011 года существенно сократилось. Так, если на 1 января 2011 года в России было зарегистрировано 227 529 малых предприятий, то уже к 1 апреля их стало 219 582.
1.2 Сущность государственного финансирования малого бизнеса и его дискуссионный характер
В России необходимость государственной поддержки малого бизнеса (далее — МБ) понимается далеко не всеми. В целом ряде теоретических концепций поддержка МБ (впрочем, как и других секторов экономики) рассматривается как вредное явление, нарушающее естественное развитие экономических процессов и действие механизмов рыночного саморегулирования.
Государственное финансирование – это метод безвозвратного предоставления финансовых ресурсов субъектам хозяйствования за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Посредством государственного финансирования происходит целенаправленное перераспределение финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых, доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек, в сельском хозяйстве, научно-технической сфере— 60, в оптовой торговле — 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Как показывает
опыт стран с развитой рыночной экономикой,
а также некоторых
Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса