Государственная поддержка малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать существующие методы государственной финансовой поддержки малого бизнеса.
Задачами работы являются:
- необходимо провести оценку и исследование развития малого бизнеса;
- проанализировать состояние государственной поддержки малого бизнеса;
- изучить формы финансово-кредитной поддержки малого бизнеса;
- выявить проблемы малого бизнеса и рассмотреть пути их решения.

Содержание

ВведенИЕ ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.........6
1.1. Понятие малого бизнеса, и его статистика ………………………..6 1.2. Сущность государственного финансирования малого бизнеса и
его дискуссионный характер………………………………………..9
1.3 Формы финансовой поддержки МБ……………………………….13
ГЛАВА 2.СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА………….19
2.1. Анализ государственного финансирования малого бизнеса в
России………………………………………………………………..19
2.2. Появление новых форм финансирования малого бизнеса в
России………………………………………………………………..27
2.3. Проблемы российского малого бизнеса и возможные пути их
Решения………………………………………………………………30
ЗаКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .42

Работа содержит 1 файл

Финансы.docx

— 175.12 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В г. СУРГУТЕ 

 

 

 

 

 

 

 

ШАБОТИНСКАЯ ЛАРИНА СЕРГЕЕВНА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА

(курсовая  работа по курсу «Финансы»)

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

к.э.н., доцент

                     А.В. Абышева

Автор работы:

студентка специальности

"Финансы  и кредит" ОДО 

3 курс  

                 Л.С. Шаботинская

 

Сургут-2012

 

Содержание

 

ВведенИЕ ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1.  МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.........6

1.1. Понятие малого бизнеса, и его статистика ………………………..6 1.2. Сущность государственного финансирования малого бизнеса и                   

                    его дискуссионный характер………………………………………..9

             1.3 Формы финансовой поддержки МБ……………………………….13

ГЛАВА 2.СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ   

                 ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ    МАЛОГО БИЗНЕСА………….19

2.1. Анализ государственного финансирования малого бизнеса в

                   России………………………………………………………………..19

2.2. Появление новых форм финансирования малого бизнеса в

                   России………………………………………………………………..27

  2.3. Проблемы российского малого бизнеса и возможные пути их

                  Решения………………………………………………………………30

ЗаКЛЮЧЕНИЕ                 40

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ               .42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее  время в экономике ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни  населения является развитие малого предпринимательства.

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность  в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без  которых немыслима его высокая  эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и  сравнительно быстро окупаться, создавать  атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, ту среду и дух  предпринимательства, без которых  рыночная экономика невозможна.Как  убедительно показала мировая практика, именно малые предприятия позволяют  в кратчайшие сроки осуществить  структурную перестройку экономики, решительный ее поворот к потребностям людей и одновременно сформировать надежную социальную базу реформ - массовый слой предпринимателей-собственников.Предприятия  малого бизнеса являются гибкой и  динамичной формой реализации предпринимательской  деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для  достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы  и потребительских услуг. Предприятия  малого бизнеса порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая  свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие  монополизму крупных фирм. Малые  предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив  ресурсов в сферу малой экономики  влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота. Наиболее существенным образом они  связаны с возникновением региональной экономики как единого комплекса работающих, в основном, на местный рынок промышленных и сельскохозяйственных производств, строительных организаций, звеньев производственной и социальной инфраструктуры.

Малый бизнес способен быстро реагировать на изменение  спроса. Небольшие размеры малых  предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру  рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки  номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом - все эти черты малого бизнеса  также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на внутреннем рынке.Однако малый бизнес имеет также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал  сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению.Поэтому перечисленное выше, требует разработки государственной поддержки малого предпринимательства в масштабе всей страны и на региональном уровне в качестве серьезного шага к экономическому и социальному процветанию общества.Важно и то, что в условиях активных трансформационных процессов в обществе и экономике практика государственной поддержки малого предпринимательства, как и его правовая и институционально-инструментальная система, не может иметь застывшего характера. Эта система должна постоянно развиваться и совершенствоваться, отражая собой как новые тенденции и потребности развития самих малых предприятий, так и все более зрелый, сложившийся характера самой рыночной системы хозяйствования и интегрированных в нее рычагов государственного регулирования.

Актуальность  темы курсовой работы, называемой “Государственная финансовая поддержка малого бизнеса” обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах.

Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать существующие методы государственной  финансовой поддержки малого бизнеса.

Задачами  работы являются:

- необходимо  провести оценку и исследование  развития малого бизнеса;

- проанализировать  состояние государственной поддержки  малого бизнеса;

- изучить  формы финансово-кредитной поддержки  малого бизнеса;

- выявить  проблемы малого бизнеса и  рассмотреть пути их решения.

Объектом  исследования является малый бизнес.

Предмет исследования – экономические и социальные отношения в обществе.

Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические и экономические  исследования, монографии, статистические данные.

 

  1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО ГОСУДАОСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1.1 Понятие малого бизнеса,его статистика

Малое предпринимательство - это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение

Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции.

Для малого и среднего предприятия характерно:

– юридическая  независимость;

– управление предприятием собственником капитала или партнерами-собственниками с  целью получения предпринимательского дохода;

– небольшие  размеры по основным показателям  деятельности субъекта хозяйствования: уставный капитал, величина активов, объем  оборота (прибыли, дохода);

– численность  персонала.

Мелкие и  средние предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным  этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую модель со специфическими чертами и законами развития. Для них характерны особенности  в управлении и используемых экономических  методах. Их можно свести к следующим:

– высокая  степень централизации и персонализации управления. Руководитель-собственник  сосредоточивает в своих руках  финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств;

– высокая  зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;

– дефицит финансовых ресурсов как собственных, так и заемных.

Вместе с  тем малому бизнесу присущи: быстрая  реакция на требования рынка; высокий  уровень специализации; возможность  мобилизации ресурсов на перспективных направлениях.

Анализируя  зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:

– увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса - главного гаранта  политической стабильности в демократическом  обществе;

– рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан  и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

– селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

– создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

– трудоустройство  работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально  уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);

– подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

– разработка и внедрение технологических, технических  и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые  формы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);

– косвенная  стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы  считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);

– ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

– мобилизация  материальных, финансовых и природных  ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более  эффективное их использование;

– снижение фондовооруженности и капиталоемкости  при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость  вложений; например, в США у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи  на доллар активов больше, чем у  крупных компаний, не только в таких  отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности;

– улучшение  взаимосвязи между различными секторами  экономики.

Кроме того, собственники малых предприятий  более склонны к сбережениям  и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации  в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Однако, как уже было упомянуто во введении, малому предпринимательству  присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:

– более  высок уровень риска, поэтому  высокая степень неустойчивости положения на рынке;

– зависимость  от крупных компаний;

– недостатки в управлении собственным делом;

– слабая компетентность руководителей;

– повышенная чувствительность к изменениям условий  хозяйствования;

– трудности  в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении  кредитов;

– неуверенность  и неосторожность хозяйствующих  партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность  работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой  лиц, или предприятие, управляемое  одним собственником. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной  деятельности относятся к субъектам  малого предпринимательства, является численность персонала (занятых  работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Ассоциации российских банков, количество малых предприятий с начала 2011 года существенно сократилось. Так, если на 1 января 2011 года в России было зарегистрировано 227 529 малых предприятий, то уже к 1 апреля их стало 219 582. 

1.2 Сущность государственного финансирования малого бизнеса и его дискуссионный характер

 

В России необходимость  государственной поддержки малого бизнеса (далее — МБ) понимается далеко не всеми. В целом ряде теоретических концепций поддержка МБ (впрочем, как и других секторов экономики) рассматривается как вредное явление, нарушающее естественное развитие экономических процессов и действие механизмов рыночного саморегулирования.

Государственное финансирование – это метод безвозвратного предоставления финансовых ресурсов субъектам хозяйствования за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Посредством государственного финансирования происходит целенаправленное перераспределение финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых, доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек, в сельском хозяйстве, научно-технической сфере— 60, в оптовой торговле — 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, а также некоторых восточноевропейских  стран с переходной экономикой, развитие малого предпринимательства способствует решению ряда важных для поступательного  социально-экономического развития страны задач:

  • демонополизация, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды;
  • насыщение рынка товарами и услугами;
  • занятость и самозанятость;
  • экономический рост и увеличение налоговых поступлений (при стабильной налоговой системе);
  • формирование среднего класса;
  • укрепление деловой этики, в том числе и налоговой дисциплины.

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса