Государственная поддержка малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать существующие методы государственной финансовой поддержки малого бизнеса.
Задачами работы являются:
- необходимо провести оценку и исследование развития малого бизнеса;
- проанализировать состояние государственной поддержки малого бизнеса;
- изучить формы финансово-кредитной поддержки малого бизнеса;
- выявить проблемы малого бизнеса и рассмотреть пути их решения.

Содержание

ВведенИЕ ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.........6
1.1. Понятие малого бизнеса, и его статистика ………………………..6 1.2. Сущность государственного финансирования малого бизнеса и
его дискуссионный характер………………………………………..9
1.3 Формы финансовой поддержки МБ……………………………….13
ГЛАВА 2.СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА………….19
2.1. Анализ государственного финансирования малого бизнеса в
России………………………………………………………………..19
2.2. Появление новых форм финансирования малого бизнеса в
России………………………………………………………………..27
2.3. Проблемы российского малого бизнеса и возможные пути их
Решения………………………………………………………………30
ЗаКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .42

Работа содержит 1 файл

Финансы.docx

— 175.12 Кб (Скачать)

 В течение 2010 года Банком продолжалось сопровождение и администрирование Программы≪2008≫, в рамках которой идет постепенная амортизация кредитного портфеля.В 2010 году усилия Российского банка развития были направлены на повышение уровня доступности ресурсов для конечных заемщиков.Дифференциация процентных ставок по различным продуктам отражает основные приоритеты ОАО ≪РосБР≫, определяемые государством. Малый бизнес обеспечен финансовой поддержкой ресурсами на различные сроки, максимальный из которых составляет 7 лет. Кредитная политика РосБР предполагает финансирование субъектов МСП партнерами Банка на разные суммы — от 100 тыс до 150 млн рублей. В течение года Банком проводилась масштабная коррекция процентных ставок как по новым, так и по ранее выданным ссудам. Благодаря этой работе средневзвешенная процентная ставка для конечных заемщиков снизилась к концу года до 12,7% (по договорам, заключенным с субъектами МСП после 01.11.2010). По состоянию на 1 января 2011 года поддержку могут получить субъекты МСП в 82 регионах Российской Федерации. Целью ОАО ≪РосБР≫

также оставалось повышение уровня качества и адресности реализуемой Программы.Правительство Российской Федерации, определив цели на ближайшую перспективу, поставило задачи по увеличению доли МСП в структуре национальной экономики, по формированию инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства. ПрограммаОАО ≪РосБР≫ в полной мере отвечает поставленным целям.Более 20 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства получили поддержку по Программе. За 2010 год предприятиями малого бизнеса, воспользовавшимися ресурсами по Программе Российского банка развития, уплачено налогов в бюджеты разного уровня 18 млрд рублей, обеспечено участие в валовом региональном продукте на сумму 594 млрд рублей,количество сотрудников этих предприятий за год выросло со 108 до 465 тыс. человек. В прошедшем году Банк акцентировал внимание на поддержке предприятий неторгового сектора, доля которых составила 59% от числа конечных заемщиков. Эта тенденция будет сохранена и в 2011 году. ОАО ≪РосБР≫ нацелен на поддержку МСП инновационных секторов и приоритетных отраслей, как в федеральном масштабе,так и в регионах, обеспечивая дальнейший рост неторгового сектора МСП в структуре национальной экономики.

    В качестве ключевого направления поддержки МСП в 2011 году РосБР определил построение эффективного диалога с предпринимателями, повышение уровня бизнес-образования субъектовМСП (разработка и реализация новых совместных программ обучения, в т. ч. очного обучения), создание аналитического центра ОАО ≪РосБР≫ с целью консолидации информации о развитии сегмента МСП и подготовки предложений для системных решений по совершенствованию мер поддержки малого и среднего предпринимательства в России. ОАО ≪РосБР≫ будет и дальше разрабатывать рыночные инструменты привлечения средств как российских, так и зарубежных инвесторов на развитие МСП. В планы Банка входит и дальнейшее активное взаимодействие с федеральными и региональными органами власти, участие в совместных проектах в целях разработки механизма предоставления особых условий предприятиям, имеющим особую значимость для развития регионов.Наиболее распространенные и формализованные структуры среди институтов регионального развития - фонды поддержки малого и среднего бизнеса . Данные фонды действуют с разной степенью эффективности во всех регионах России.

В 2010 на поддержку  малого и среднего бизнеса (МСБ) были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 11 млрд рублей. Кроме того, планировалось увеличение объемов средств федерального бюджета на оказание в 2010 году государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:

-на поддержку создания новых малых и средних инновационных компаний — в объеме 2 млрд рублей;

-на реализацию программ содействия развитию малого и среднего предпринимательства в моногородах — в объеме 2 млрд рублей;

-на развитие малого и среднего предпринимательства в Северо-Кавказском федеральном округе — в объеме 1 млрд рублей.

В общей  сумме это дает 16 млрд рублей, которые должны были распределяться на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации при условии софинансирования расходов за счет средств соответствующих бюджетов и в соответствии с утвержденной им программой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Напомним, что исходные нормативы финансирования через отделения региональных фондов рассчитываются исходя из количества зарегистрированных малых и средних организаций в регионе (на 2010 год по России лимит финансирования составляет 9,89 млрд рублей исходя из расчета 1871 руб. на 1 предприятие без учета региональных различий). Естественно, в реальности эффективность мер поддержки малого предпринимательства в регионах сильно различается, отдаляясь от нормативов.

Среди региональных фондов содействия кредитованию малого бизнеса выделяется фонд Москвы. Он был учрежден правительством столицы  в марте 2006 года. Фонд является некоммерческой организацией, основным видом деятельности которой является предоставление поручительств  по обязательствам (кредитам, займам, проектному финансированию, банковским гарантиям, лизинговым операциям и т.п.) субъектов  малого и среднего предпринимательства  перед кредиторами, а также оказание услуг, относящихся к финансовому  посредничеству. Конечной целью функционирования Фонда является обеспечение равного  доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам путем развития в городе Москве системы кредитования МСБ. Финансирование Фонда осуществляется за счет субсидий из бюджета г. Москвы.

В 2009 году Фондом содействия кредитованию малого бизнеса Москвы было заключено более 1000 договоров поручительства (по кредитным  договорам) на общую сумму почти 3,8 млрд. рублей, что позволило привлечь в сферу малого бизнеса кредитных  ресурсов в объеме 7,88 млрд. рублей. За весь период деятельности (по состоянию  на 1.10.2010г.) Фондом по кредитным обязательствам субъектов МСБ было предоставлено 3 313 поручительств на сумму 12,74 млрд. рублей. Объем привлеченных под поручительства Фонда кредитов составил 25,75 млрд. рублей. Кроме того, Фондом было предоставлено 7 поручительств по договорам о  предоставлении банковской гарантии на общую сумму 40,93 млн. рублей. На текущий  момент участниками программы Фонда  являются 27 банков, среди которых  как крупные федеральные игроки (Сбербанк, Банк Москвы, ВТБ 24, Уралсиб, НОМОС-БАНК, Московский Индустриальный Банк, Промсвязьбанк), так и небольшие  московские банки (Кредит-Москва, Банк Образование, Банк Держава).

Для каждой компании жизненно важным моментом являются денежные средства. Еще до того, как  то или иное предприятие сможет открыться  или расширить свою деятельность, имеющиеся у него денежные средства быстро истощаются, создавая необходимость  в поиске внешних источников, которые  могли бы обеспечить его необходимым  капиталом. Поскольку в сегодняшнем  российском деловом мире происходят быстрые перемены, предприниматель  часто не знает, где искать такой  капитал. Следующей задачей после  нахождения источников денежных средств  становится определение того, каким  образом может быть получено финансирование из этих источников. В рамках Программы  развития предпринимательства, по всей территории России действуют Центры поддержки предпринимательства, способные помочь предприятиям малого и среднего бизнеса в разрешении таких проблем.

Предприниматели любят даровую помощь, однако, финансовая поддержка может осуществляться в основном в форме кредитов; что  касается бесплатной помощи, на нее  вправе рассчитывать либо стартующие, начинающие предприниматели, либо действующие  в рисковом научно-техническом бизнесе. Со стороны государства были сделаны  послабления малому бизнесу. В частности, внесены изменения в нормативные  документы Центробанка. Отменены "одиозные нормативы", предписывающие предпринимателям без образования юридического лица открывать счета в банке при получении кредита. В 2009 году индивидуальные предприниматели смогли по такой схеме получить кредиты до 300 тысяч рублей (порядка 10 тыс. долл. США).

В 2008 году из федерального бюджета на реализацию программы развития малого бизнеса было направлено 250 млн. руб., в 2009 году - 300 млн. руб., в 2010 году - 450 млн. руб. В целом на реализацию Программы затратили около 1 млрд. руб. соотношением различных форм господдержки малого предпринимательства.На финансовую поддержку малого предпринимательства выделяется максимальная часть бюджетных средств направленных на финансирование Программы.

 

 

Рисунок (1). Диаграмма распределения бюджетных средств на финансирование мероприятий Программы на 2008-2010 гг.

Опыт реализации предшествующих федеральных программ поддержки малого предпринимательства  позволяет рассчитывать и на привлечение  средств из внебюджетных источников, объем которых в 2009 году составило 1 млрд. рублей, в 2009 году – 1 млрд. рублей, в 2010 году – 1,2 млрд. рублей. Всего на Программу – около 3,2 млрд. рублей. На реализацию программы также были привлечены средства Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Участниками долевого финансирования по ряду мероприятий  Программы могут стать государственные  заказчики других федеральных программ, достижение целей которых зависит, в том числе и от реализации настоящей Программы.

Программы господдержки кредитования коммерческими  банками малого бизнеса не сильно улучшили ситуацию на рынке. Кредиты, выдаваемые по таким программам, хоть и предполагают компенсации первоначальных затрат на получение денег, но получить их по-прежнему довольно сложно. Практическая невозможность получения кредитов подталкивает многие компании прибегать  к альтернативе и использовать лизинг или факторинг, которые также активно развивались в 2011 году. Лизинговые программы позволяют компаниям приобретать в рассрочку производственные средства. Факторинг же дает возможность полностью обезопасить себя от неплатежей своих контрагентов, а условием для подписания факторингового соглашения для компаний является платежеспособность их партнеров. Таким образом, факторинг может позволить себе даже компания, не обладающая материальным обеспечением. Необходимо также дальнейшее продолжение отработки практических механизмов финансирования малых предприятий. Эти меры будут способствовать развитию инвестиционно-кредитных рынков и стимулированию направления средств на финансирование малых предприятий.

В статье 47 Федерального закона РФ № 238-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2007 год» предполагается, утвердить в составе раздела "Межбюджетные трансферты" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации: субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в сумме 3 500 000,0 тыс. рублей, предоставляемые в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации/4/.

Несмотря  на определенные успехи, достигнутые  в развитии малого предпринимательства, в современной России этот важнейший  сектор экономики пока не оказывает  столь существенного влияния  на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно-развитых странах, где на его долю приходиться  до 60% ВВП.

В общем, малый и средний бизнес в России хотя и с большим трудом, но становится на ноги. Все мы четко осознаем, что  его роль в рыночной экономике  велика и перед малым бизнесом стоят довольно большие задачи в  развитии экономики области.

 

2.2 Появление новых форм финансирования малого бизнеса в России

 
Для становления индивидуального  бизнеса важное значение имеет проблема быстрого доступа к финансовым ресурсам в относительно малых суммах, используемых в качестве оборотных средств. Для  решения этой задачи государство  разработало программы по микрофинансированию(выделению бюджетных средств в малых суммах на целевое использование на безвозвратной основе) и микрокредитованию (предоставлению бюджетных кредитов целевого назначения в малых размерах на возмездной и возвратной основах), причем микрокредитование используется более широко, чем микрофинансирование в силу специфики российской экономики. По оценкам ФФПМП основные параметры программы микрокредитования на 1 января 2006 г. были следующими: среднемесячная ставка по кредитам — 6%, средний размер предоставляемого займа — 12,5 тыс. руб., средний объем займа на одного клиента — 20 тыс. руб., средний процент возврата займов — 95%, при этом 63% всех займов предоставляются начинающим предпринимателям, где риск наиболее максимальный. Выделение индивидуальным предпринимателям финансовых ресурсов по программе микрокредитования осуществляется на конкурсной основе путем предоставления займов региональным и муниципальным фондам поддержки малого предпринимательства (ФПМП), реализующим программы микрокредитования (и микрофинансирования) в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Важно также отметить, что при получении микрокредита государство не требует от предпринимателя какого-либо залога, но кредитование осуществляется строго на конкурсной и целевой основе. Чтобы обеспечить льготное банковское кредитование индивидуальных предпринимателей, применяется механизм компенсации части процентной ставки кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства, когда компенсация полностью или частично покрывает недополученные кредитными организациями доходы при предоставлении ссуд предпринимателям. В России учреждена новая общественная организация - некоммерческое партнерство "Национальная ассоциация участников микрофинансового рынка" (НАУМИР). Она призвана стать дискуссионной и договорной площадкой в области микрофинансирования для предпринимателей, инвесторов, представителей органов государственной власти.Ежегодный спрос на микрокредиты в нашей стране оценивается в 7-8 миллиардов долларов. В минувшем году он вырос еще на 500 миллионов. Растет и предложение. За то же время рынок небанковского микрокредитования увеличился на 1,3-1,8 миллиарда долларов. Еще примерно 500-600 миллионов к этой сумме добавили банки. Средний размер микрокредита в России в настоящий момент составляет 2-3 тысячи долларов, максимальным его размером считается 10 тысяч. Суммарно микрокредиторы выдают 1 миллиард долларов ежегодно. Существует целый ряд причин, объясняющих, почему микрофинансирование развивается у нас не теми темпами, которые требует рынок. Кредитные кооперативы непрозрачны, многие из них не имеют ликвидного имущества, не ясно, кто является их владельцем. В соответствие с инструкцией ЦБ 254-п они отнесены к третьей категории заемщиков, что требует создания наибольших резервов. Такую ситуацию несколько десятков лет назад "проходили" США, страны Юго-Восточной Азии. Они сумели успешно решить свои проблемы, из кредитных кооперативов у них появились крупные розничные банки. У нас пока до этого далеко. 

Особой  формой кредитования малых предприятий  может стать финансовый лизинг, по сути, равносильный долгосрочному кредитованию. В результате лизинговой сделки лизингодатель  приобретает у производителя  права собственности на некоторый  товар (оборудование) и сдает его  в аренду лизингополучателю. Договор  финансового лизинга заключается, как правило, на нормативный срок службы имущества, передаваемого по лизингу (с учетом норм простой или  ускоренной амортизации). До истечения  этого срока и завершения процесса выплат лизингодатель сохраняет  за собой право собственности  на объект лизинга. Формально в России зарегистрировано несколько сот лизинговых компаний. При этом наблюдается огромная концентрация рынка лизинговых услуг: крупнейшие лизинговые компании, сосредоточенные в Москве, контролируют примерно 70-80% этого рынка. Еще одной организационной формой кредитования малых предприятий могут служить общества взаимного кредитования и взаимного страхования. Однако под их деятельность не подведен правовой фундамент, что является следствием отсутствия закона о подобного рода обществах. В настоящее время потребительские общества взаимного кредитования и взаимного страхования (ОВК) либо вообще не регистрируются, либо регистрируются как МП или даже как подразделения общественных организаций. Для них это не столь важно, поскольку вся их деятельность полностью опирается на собственные средства, формируемые из членских и паевых взносов участников. Принцип работы ОВК аналогичен принципам работы касс "взаимопомощи" при месткомах профсоюзов на советских предприятиях

 

2.3 Проблемы российского малого  бизнеса и возможные пути их  решения

Сдерживают  развитие малого бизнеса ряд факторов.

Во-первых, это чисто технические проблемы, связанные с регистрацией предприятия, получением лицензий, открытием банковских счетов, сбором справок и другими  административными барьерами.

Во-вторых, нормальное развитие малого бизнеса  сдерживает слабая материально-техническая  база: нехватка или недопустимость помещений, оборудования, современных  технологий, квалифицированных кадров, правовой поддержки, достоверной информации, государственного участия в программах поддержки малого бизнеса.

В-третьих, серьезное влияние на малый бизнес оказывают финансовые проблемы, связанные  с легализацией доходов и капитала, уклонением от уплаты налогов, ведением двойной бухгалтерии.

В-четвертых, это проблема получения кредитов для развития бизнеса и обслуживания оборота капитала. Основную роль в  финансовой поддержке предпринимательства  призвана сыграть налоговая политика. Система налогообложения должна стимулировать повышение технического уровня предприятий, насыщение потребительского рынка, развитие производств, использующих вторичные ресурсы и тем самым  способствующих оздоровлению окружающей среды. В регионах с избыточными  трудовыми ресурсами целесообразно  стимулировать налоговыми льготами развитие предпринимательства, поглощающего свободную рабочую силу. Сегодня фактически идет откровенное подавление малого бизнеса. Падение малых предприятий идет в результате налогообложения, в принципе не позволяющего работать. И что из этого следует? А из этого следует то, что наиболее работоспособная деловая часть идет в основном в теневой оборот. По некоторым оценкам, эффективные предприниматели, как правило, 90% оборота держат в тени. В социальном плане они становятся финансовой основой криминального мира. Ведущую роль в развитии малого предпринимательства предстоит сыграть регионам. Ведь укрепление этого сектора будет способствовать не только росту доходов местного бюджета, но и улучшению социальных условий жизни населения и оздоровлению окружающей среды, не только природной. Финансовая поддержка частного, особенного малого предпринимательства должна стать задачей региональных фондов, учредителями которых наряду с местными органами власти могут выступать все заинтересованные предприятия и организации, расположенные в регионе и за его пределами. Фонды будут участвовать в разработке и реализации федеральных и региональных программ, направленных на поддержку предпринимательской деятельности, осуществлять финансовую, материально-техническую, организационно-методическую поддержку хозяйствующих субъектов, вступающих на монополизированные прежде рынки товаров и услуг, участвовать в привлечении отечественных и иностранных инвестиций и кредитов.

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса