Фундаментальный анализ РЦБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:27, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – наметить перспективы развития рынка ценных бумаг и операций банка с ценными бумагами.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть экономическое значение рынка ценных бумаг в экономике Республики Казахстан, его становление и развитие;
- изучить современное состояние рынка ценных бумаг, проанализировав динамику его развития в рамках деятельности Казахстанской фондовой биржи;
- проанализировать операции банка с ценными бумагами;
- рассмотреть и исследовать приоритетные направления развития рынка ценных бумаг в Республике Казахстан.

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 758.50 Кб (Скачать)

Поэтому новая экономика республики должна опираться на преимущества, которые открываются в результате ее активных усилий по реинтеграции в мировое хозяйство. Необходимы решительные и масштабные меры по переходу на качественно новый уровень развития экономики. Высокоразвитый финансовый сектор должен способствовать соединению высших финансовых технологий по поддержке инноваций с реальным сектором экономики, которому сегодня нужны прямые инвестиции /1,с.28-30/.

По мере роста экономики, насыщение финансового рынка ресурсами начали возникать проблемы с недостатком ликвидных финансовых инструментов. По большому счёту основная причина сложившейся ситуации заключается в неразвитости рынка корпоративных ценных бумаг и в первую очередь рынка акций. Отсутствие рыночного механизма перетока денег с финансового рынка в реальный сектор экономики всё более обостряет проблему не только этого рынка, но и становится тормозом развития экономики страны в целом. Не решив задачи качественного роста фондового рынка, невозможно кардинально изменить ситуацию с дефицитом инструментов на финансовом рынке.

Между тем вступление в ВТО и открытость рынка капиталов в условиях отсутствия на фондовом рынке привлекательных финансовых инструментов могут вызвать утечку свободного капитала из страны, поэтому очень важно готовить предприятия к выпуску акций и корпоративных облигаций, расширяя тем самым перечень предлагаемых на фондовом рынке надёжных, ликвидных финансовых инструментов /36, с.4-6/.

В данной ситуации основной задачей правительства Республики Казахстан является создание условий, стимулирующих внутренних инвесторов – население республики и различных финансовых институтов – направлять свои сбережения и свободные средства в реальный сектор экономики. Для эффективного развития фондового рынка необходимы качественные, привлекательные и конкурентоспособные финансовые инструменты, полноценный вторичный рынок корпоративных ценных бумаг, что в конечном итоге и создаст эти условия.

Улучшение ситуации на фондовом рынке может быть связано с продолжением программы «голубые фишки», принятием новых законов об акционерных обществах, рынке ценных бумаг и инвестиционных фондах. Важным условием выхода предприятий на фондовый рынок является переход на Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) с 2006 года, а для страны это означает её становление в качестве равноправного партнёра мирового экономического сообщества /1, с.28-30/.

В этой связи финансовому сектору страны важно суметь превратить имеющиеся в стране частные и государственные сбережения в эффективные инвестиции в реальный сектор экономики и подключить средства частного сектора к реализации Стратегии индустриально-инновационного развития, программы возрождения села, развития инфраструктуры, жилищного строительства.

Роль финансового сектора в реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2005 годы и Государственной программы развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы в свете Послания Президента народу Казахстана от 19 марта 2004 года «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации», является особенно важной /37/. Поэтому IV Конгресс финансистов Казахстана вынес в качестве основных вопросов своей повестки дня – обсуждение задач финансового сектора в среднесрочной перспективе.

В своём выступлении на IV Конгрессе финансистов Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выделил семь задач, стоящих перед Правительством, Национальным банком РК, Агентством РК по регулированию и надзору финансового рынка и всеми финансистами страны на 2005 год, касающихся перспективного развития финансового сектора экономики. Самым важным из решений, о которых сказал Нурсултан Назарбаев, является активизация фондового рынка и его соответствие современным требованиям /38, с.1-2/.

В связи со сказанным и с предстоящим вступлением Казахстана в ВТО, в части финансовых услуг, Ассоциацией финансистов Казахстана направлены предложения по принятию соответствующих подготовительных мер, связанных с необходимостью вывода на рынки новых финансовых инструментов для инвестирования экономики страны для дальнейшего повышение финансовой устойчивости и конкурентоспособности отечественных финансовых институтов. Эти меры основаные на решениях, принятых  IV Конгрессом финансистов Казахстана, и определили направления развития финансовой системы, предусматривающие практическую реализацию следующих задач:

а) обеспечение устойчивости финансовой системы  и совершенствование системы управления рисками, включая подготовительные меры по поэтапному переходу к новому Соглашению по капиталу (Базель II);

б) повышение требований к дальнейшей капитализации институциональных инвесторов;

в) развитие рынка ценных бумаг и, прежде всего, рынка акций, путем продажи части пакетов национальных компаний (голубые фишки);

г) внедрение новых финансовых инструментов, позволяющих эффективно привлекать средства участников финансового рынка и, прежде всего, накопительных пенсионных фондов, включая ценные бумаги, выпускаемые для финансирования проектов в рамках индустриальной политики страны (проектные облигации), а также производных финансовых инструментов для хеджирования рисков;

д) ускорение перехода реального сектора на Международные стандарты финансовой отчетности /1, с.28-30/.

Для Ассоциации финансистов Казахстана и Агентства, как уполномоченного надзорного органа приоритетом является, прежде всего, обеспечение устойчивости финансового сектора, путём регулирования, основанного на общепризнанных стандартах.

К 2007 году предполагается пересмотреть основные процедуры регулирования финансовых организаций через призму директив Европейского Союза. Первое, что должны сделать финансисты в этом направлении, — это обеспечить соответствие фондового рынка современным требованиям. Второе – это должны быть приняты меры по совершенствованию корпоративного управления и повышению прозрачности деятельности компаний /36, с.4-6/.

В Республике Казахстан рынок акций сильно отстаёт от долгового рынка. Причина кроется даже не в том, что нет финансовых инструментов для инвестирования, а в том, что как эмитенты, так и инвесторы просто не верят в этот сегмент рынка на данном этапе развития.

Инвесторам этот рынок непривлекателен в виду неопределённой дивидендной политики и нежелания эмитентов раскрывать необходимую информацию. Эмитенты пока не осознают, что привлечение инвесторов в капитал и повышение прозрачности бизнеса могут в целом существенно стабилизировать бизнес и снизить стоимость фондовой базы /39, с.7/. Часть казахстанских акционеров не зациклена на дивидендах, в основном надеясь на доходы в будущем. В меньшей степени это касается акционеров-физических лиц. Но мировая практика свидетельствует, что инвесторы стремятся покупать либо акции с высоким уровнем ликвидности при устойчивом росте цен, либо низколиквидные корпоративные ценные бумаги, по которым прогнозируются значительные объёмы дивидендных выплат.

Дивидендная политика призвана привлекать инвесторов, и в этом один из главных козырей компаний. Общие размеры выплачиваемых дивидендов для американских корпораций колеблются в диапазоне 40- 50%. Это означает, что дивидендные выплаты не могут превышать, к примеру, более половины чистого дохода компании. Эти данные чётко прописаны в документах, регулирующих дивидендные политики компаний.

Невысокие дивидендные выплаты характерны практически для всех компаний пространства СНГ. Их доля от чистой прибыли, как правило, не превышает 10% и привлекает на рынок преимущественно спекулятивно настроенных игроков, стремящихся получить прибыль на росте цен или падении курсовой стоимости акций компании. Причем данные по прибыли в разные годы отличаются друг от друга, как и соответственно выплаты в расчете на одну акцию.

Одним из основных принципов Положения о дивидендной политике является обеспечение простого механизма определения размера дивидендов и условий их выплат. Дивидендная политика должна быть достаточно прозрачной и доступной для изучения акционерами и потенциальными инвесторами /34, с.37/.

В связи с этим, для повышения привлекательности рынка ценных бумаг для инвесторов необходимо скорейшее принятие Кодекса корпоративного управления и его широкое внедрение. Данный проект Кодекса в настоящее время обсуждается с Национальным банком и Агентством финансового надзора, а также со всеми финансовыми институтами. В Кодексе предполагается раскрыть основные принципы корпоративного управления, функции общего собрания акционеров и Совета директоров, необходимые требования по раскрытию информации и дивидендной политике, свободного обращения акций и культуре компании.

Кодексы корпоративного управления в акционерных обществах приняты во всех без исключения странах. Их органы регулирования финансовых рынков требуют неукоснительного исполнения всеми участниками финансового рынка требований Кодекса корпоративного управления, принятого не в качестве законодательного акта, а как обязательные рекомендации /36, с.5/.

Рынки ценных бумаг этих стран, с одной стороны, являются самыми свободными с точки зрения инноваций, а с другой стороны – самыми регулируемыми рынками мира. Именно на них наиболее вероятно появление новых разновидностей ценных бумаг, чего так недостаёт отечественному рынку ценных бумаг.

В связи с дальнейшим совершенствованием законодательства о рынке ценных бумаг, предполагается установить требования по обязательному наличию во всех акционерных обществах систем корпоративного управления, в целях обеспечения соответствия всех акционерных обществ общепризнанным международным стандартам.

Для выхода из нынешней ситуации недостатка финансовых инструментов необходим поиск новых направлений развития казахстанского фондового рынка. Главным решением, которое должно быть осуществлено, будет вывод на рынок части государственных пакетов акций национальных компаний.

Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев поставил задачу перед правительством о выделении крупных государственных компаний в отдельный блок и создать холдинг по образцу сингапурского Temasek. Часть государственного пакета акций национальных компаний, которые войдут в этот холдинг, будет продана на фондовом рынке. Эти ценные бумаги смогут купить пенсионные, инвестиционные фонды и брокерские компании. То есть акционерами смогут стать как институциональные, так и индивидуальные инвесторы. В результате на рынке начнут обращаться долевые бумаги первоклассных эмитентов, появится институт независимых директоров в составах советов директоров национальных компаний, что значительно улучшит качество корпоративного управления /38, с.2/.

Одним из условий развития вторичного рынка ценных бумаг является увеличение ликвидности государственных ценных бумаг. Проблемы недостатка государственных ценных бумаг и недостаточной эффективности политики их размещения требуют оперативного решения. В силу ряда причин доходность по государственным ценным бумагам имела постоянную тенденцию к снижению на протяжении последних трёх лет. Одним из основных факторов, влияющим на эту ситуацию является то, что все эти ценные бумаги выпускаются с фиксированной ставкой дохода.

Как правило, на практике государственные ценные бумаги выпускаются государством для обслуживания внутреннего долга страны и в случае профицита бюджета их выпуск становится нецелесообразным. Такая ситуация приемлема в странах с устоявшейся экономической историей и стабильно работающим фондовым рынком. В странах с переходной экономикой, к которым относится и Казахстан, необходимо эмитирование государством своих ценных бумаг, даже при отсутствии дефицита бюджета. В этом случае инвестированные средства институциональных и индивидуальных инвесторов в государственные ценные бумаги можно использовать для развития реального сектора экономики страны. При этом государство через институты развития будет выступать генеральным заёмщиком и гарантом, финансируя не только государственные, но и частные проекты.

Таким образом, этот вид ценных бумаг будет соответствовать ряду требований – высокая надёжность, срочность и доходность, индексированная на инфляцию.

Проектом Программы развития рынка ценных бумаг и Планом мероприятий по её реализации предусмотрено осуществление Министерством финансов начиная с I квартала 2005 года долгосрочных, на 10 и более лет, выпусков ценных бумаг с плавающей ставкой вознаграждения, базой для исчисления которой является индекс инфляции. При этом, выпуски государственных ценных бумаг должны соответствовать общим нормам на рынке – то есть обладать предсказуемостью и осуществляться в соответствии с определённым графиком выпуска, который должен охватывать продолжительный период времени, являться доступным для всех участников организованного рынка ценных бумаг и неукоснительно соблюдаться эмитентом. Долгосрочное погашение этих ценных бумаг должно допускаться только в исключительных случаях на вторичном рынке ценных бумаг с соблюдением обязательной процедуры предварительного уведомления собственников, а также программы их конвертации в другие ценные бумаги /40, с.93-97/.

Планируемые выпуски государственных ценных бумаг направлены на расширение финансовых инструментов казахстанского фондового рынка и будут служить механизмом страхования ценовых рисков в условиях неустойчивой экономической конъюнктуры. В частности, долгосрочные обязательства будут интересны пенсионным фондам.

На современном этапе развития финансовой системы наблюдается её недостаточная эффективность в плане финансирования инновационных проектов и то, что банки пока не готовы к работе в условиях избытка денег у нефтяного и металлургического секторов. Они не предложили пока новых инструментов для финансирования новых производств. В существующих условиях необходимо насытить рынок новыми финансовыми инструментами. Ими могут стать проектные облигации, с помощью которых будут финансироваться значимые для экономики страны инвестиционные проекты или проекты, связанные с индустриально-инновационным развитием. Такие проекты как, например строительство железных дорог, портов и вокзалов.

Проектом Плана мероприятий по реализации Программы развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2005-2007 годы, предусматривается создание условий для выпуска проектных облигаций для финансирования инвестиционных проектов.

В текущем году произошло давно ожидаемое событие – вступил в силу новый Закон “Об инвестиционных фондах”, во многом соответствующий мировым стандартам. На Закон возлагаются большие надежды как на источник, способный сдвинуть коллективные инвестиции на качественно новый уровень. В октябре 2004 года в соответствии с этим Законом уполномоченным органом зарегистрировано 2 паевых инвестиционных фонда: паевый инвестиционный фонд рискового инвестирования «Compass портфельные инвестиции» и паевый инвестиционный фонд рискового инвестирования «Compass прямые инвестиции» /36, с.6/.

Информация о работе Фундаментальный анализ РЦБ