Фундаментальный анализ РЦБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:27, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – наметить перспективы развития рынка ценных бумаг и операций банка с ценными бумагами.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть экономическое значение рынка ценных бумаг в экономике Республики Казахстан, его становление и развитие;
- изучить современное состояние рынка ценных бумаг, проанализировав динамику его развития в рамках деятельности Казахстанской фондовой биржи;
- проанализировать операции банка с ценными бумагами;
- рассмотреть и исследовать приоритетные направления развития рынка ценных бумаг в Республике Казахстан.

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 758.50 Кб (Скачать)

Основная идеология рынка ценных бумаг, отражённая в законодательстве Республики Казахстан, заключается в следующих принципах:

а) полная и достоверная информация обо всех видах эмиссии ценных бумаг, доступная каждому потенциальному инвестору;

б) квалификация участников рынка ценных бумаг, от которых, возможно, зависит финансовое благополучие клиента.

В систему рычагов косвенного воздействия входят:

а) контроль за находящейся в обращении денежной массой и за объёмом кредитов с помощью государственного влияния на ставки ссудного процента (ставка рефинансирования);

б) налоговая политика государства;

в) выход государства на рынки ссудных капиталов (эмиссионная деятельность государства), создающий прямую конкуренцию корпорациям;

г) гарантии правительства по депозитам, кредитам, займам;

д) внешнеэкономическая политика государства (регулирование операций с иностранной валютой, золотом) /10, с.328-330/.

В настоящее время на финансовом рынке Республики Казахстан действует единый государственный орган, так называемый мегарегулятор. Им является Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, устанавливающего общие для всех участников финансового рынка правила и контролирующего все сегменты финансового рынка /14/. Такие же органы контроля и регулирования существуют в Норвегии с 1986 года, Великобритании с 1997, Японии – 1988 год, и во многих других странах /13, с.71/.

В Казахстане регулирование рынка объективно необходимо: во-первых, оно напрямую связано с острой необходимостью изыскания ресурсов для финансирования неотложных потребностей как предприятий государственного сектора, так и для частных предпринимателей; во-вторых, для финансирования государственного бюджета; в-третьих, из-за формирования новых косвенных механизмов контроля за денежной массой со стороны Национального Банка Республики Казахстан.

Сотрудничество между государственными и саморегулирующими организациями необходимо для дальнейшей жизнедеятельности системы, так как их регулирование является эффективным средством для функционирования рынка ценных бумаг /15, с.20-23/.

Таким образом, рынок ценных бумаг как инструмент рыночного регулирования играет значительную роль в мобилизации инвестиций. Совокупность ценных бумаг в обращении составляет основу фондового рынка, который является регулирующим элементом экономики. Фондовый рынок является наиболее активной частью современного финансового рынка Республики Казахстан и позволяет реализовать разнообразные интересы его участников. Он способствует перемещению капитала от инвесторов, имеющих свободные денежные ресурсы, к эмитентам ценных бумаг.  Наличие развитого рынка ценных бумаг влияет на эффективное развитие всего финансового сектора страны. Для существования в стране развитого рынка ценных бумаг необходимы такие его компоненты, как спрос и предложение, рыночная инфраструктура, а также системы его регулирования. Значение рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка продолжает расти.

 

1.2 История становления и развития рынка ценных бумаг

      в Республике Казахстан

 

Рынок ценных бумаг в Республике Казахстан формировался и развивается учитывая как исторические традиции страны, так и опыт стран с развитой рыночной экономикой и который может развиваться только при нормальных товарно-денежных отношениях и отношениях собственности.

Экономический рост, сопровождаемый преобразованиями в стране, - главный фактор становления и развития рынка ценных бумаг в Республике Казахстан. Пенсионная реформа, массовая приватизация все эти мероприятия оказывают прямое воздействие на рынок ценных бумаг, и такая тесная взаимоувязка делает невозможным успешную реализацию одного элемента без тщательной разработки другого.

В рамках прошедших и происходящих в стране процессов становления и совершенствования фондового рынка в контексте развития всего финансового рынка, можно выделить несколько этапов формирования с начала перестройки /16,с.37/. В Казахстане фондовый рынок появился как логический элемент осуществления процессов разгосударствления и приватизации, где государственное регулирование играет особую роль /Приложение А/.

С 1988 по 1991 годы фондовый рынок развивался спонтанно, так как с вступлением в силу Союзного закона «О государственном предприятии», а также в связи с арендно - кооперативным бумом, активы государственных предприятий переходили в частный сектор. К 16 декабря 1991 года, дате провозглашения суверенитета Республики Казахстан, рынок ценных бумаг, в отличие от других секторов финансового рынка, практически полностью отсутствовал. Иначе и не могло быть, так как сами объекты данного рынка ценные бумаги, которые подтверждают имущественные права, права частной собственности своих владельцев и не могли существовать в условиях социалистического хозяйствования.

Начало формирования фондового рынка пришлось на 1991 – 1993 годы, после принятия национальной (государственной) Программы разгосударствления и приватизации, которая определила акционирование в качестве формы приватизации, когда с помощью чековой схемы произошло первичное закрепление прав частной собственности. Посредством акционирования было проведено первичное размещение акций. На этом этапе создавались предпосылки и необходимая законодательная основа для обращения ценных бумаг /17, с.19-23/.

Первое казахстанское законодательство о ценных бумагах появилось в 1991 году. В соответствии с Законом Казахской ССР "Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже" Министерство финансов республики осуществляло контроль за выпуском и обращением ценных бумаг на территории Казахстана.

Для лицензирования лиц, осуществлявших профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в качестве финансовых посредников, была разработана и в марта 1992 года коллегией Министерства финансов утверждена Временная инструкция о порядке лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. На основании данной инструкции Министерством финансов с 1992 года по 1994 год были выданы лицензии 1460 физическим и 98 юридическим лицам. Процедура регистрации выпуска в обращение ценных бумаг с 1992 года по май 1995 года осуществлялась также в соответствии с Временными правилами.

В этот же период был принят еще целый ряд нормативных документов, регламентирующих деятельность на рынке ценных бумаг, такие как Указ президента Республики Казахстан «О мерах по активизации работы по разгосударствлению и приватизации собственности в отраслях материального производства», на основании которых была сделана попытка запуска фондового рынка через механизм приватизации.

17 ноября 1993 года, по инициативе Национального банка Казахстана и крупнейших в то время банков второго уровня, была основана казахстанская фондовая биржа под наименованием ЗАО «Казахстанская межбанковская валютная биржа» /Приложение А/.

Несмотря на такую интенсивную работу по созданию нормативно-правовой базы, становление рынка ценных бумаг в Казахстане в эти годы осложнялось гиперинфляцией, спадом производства и затруднялось ещё и тем, что практически вся собственность находилась в руках государства. В тот период законодательная база, впервые образованные акционерные общества и участники рынка, круг которых согласно законодательству исчерпывался брокерами и фондовой биржей, были далеки от совершенства.

С 1993 по 1996 годы приходит период борьбы за контроль над созданными в ходе приватизации акционерными обществами, в том числе по средствам перераспределения и концентрации первично приобретённых прав собственности. С принятием Национальной программы разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан и широкого круга законодательно-нормативных документов, направленных на формирование рынка ценных бумаг, было заложено начало формирования рынка корпоративных ценных бумаг в стране. В короткие сроки государством была проделана огромная по своему значению и качеству работа становления и развития рынка ценных бумаг. Период массовой приватизации и акционирования государственных предприятий в 1991 – 1994 годах дал толчок для образования многочисленных акционерных обществ и развития независимых регистраторов.

В результате этого Министерство финансов зарегистрировало выпуск акций около 1000 акционерных обществ и банков, холдинговых компаний. Общая сумма эмиссий составила свыше 120 миллиардов рублей, или свыше 600 миллионов тенге. В течение указанного времени ряд акционерных банков зарегистрировали несколько выпусков акций. Так, например, Кредсоцбанк зарегистрировал семь эмиссий на общую сумму около 17 миллионов тенге, Казкомстройбанк – шесть эмиссий на общую сумму свыше четырех миллионов тенге. Казахстанские банки были инициаторами формирования фондового рынка и являются главными его участниками /17, с.19-23/.

В зависимости от формы участия банков различают три основные модели фондового рынка: англо-американскую (небанковскую), романо-германскую (банковскую) и смешанную. Национальный фондовый рынок находится ближе к романо-германской модели, нежели к смешанной.  Романо-германская модель предполагает непосредственное участие банков на фондовом рынке. Причина этого – особая роль банков в экономике страны, так как они удовлетворяют большую часть потребностей крупных предприятий в долгосрочном капитале. Банки берут на себя инвестирование экономики и покрытие дефицита государственного бюджета. Основными критериями, по которым различаются модели национальных фондовых рынков, являются степень централизации и возможность для банков сочетания банковских операций с деятельностью по ценным бумагам /4,с.141/.

По мере развития экономики Казахстана параллельно совершенствовалось и государственное регулирование рынка. В целях развития инфраструктуры, обеспечивающей эффективное проведение операций с ценными бумагами, гарантии для инвесторов, выполнения функций контроля, на начальном этапе развития рынка ценных бумаг возникла необходимость в специальном органе государственного регулирования фондового рынка. Так в 1995 году была создана Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам, как самостоятельный орган /13,с.71/. В связи с этим стали комплексно решаться все стратегические задачи по его развитию. В течении последующих лет произошла структурная реорганизация государственных органов, которая наглядно показана на рисунке 2.

 

Органы государственного регулирования рынка ценных бумаг

 

      1991-1994                       Министерство финансов

1995-2000           Национальная комиссия Республики Казахстан

                                                по ценным бумагам

2001                                                      Департамент регулирования  РЦБ (НБ РК)

 

      2002 -2003                  Департамент финансового надзора

 

2004                                                 Агентство по регулированию и надзору

                      финансового рынка и финансовых организаций

 

Рисунок 2

Как показывает мировой опыт, эффективное функционирование рынка ценных бумаг невозможно без регулирующей и контролирующей деятельности государственных органов. В условиях становления рынка ценных бумаг в Казахстане функционирование подобных структур приобретает исключительное значение.

Основными задачами регулирующего органа являются: контроль за соблюдением законодательства на рынке ценных бумаг, разработка правил его функционирования, обеспечивающих соблюдение интересов всех участников рынка ценных бумаг и подготовку профессиональных кадров для работы на нем, информирование населения, общественности и хозяйствующих субъектов в интересах придания рынку ценных бумаг цивилизованного и эффективного характера /15, с.22/.

Помимо Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам, в 1995 году на функционирование рынка ценных бумаг также оказывают влияние такие органы государственного регулирования, как Государственный комитет Республики Казахстан по управлению государственным имуществом, Государственный комитет Республики Казахстан по приватизации, Министерство финансов и Национальный Банк Республики Казахстан. Был принят Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона: «О ценных бумагах и фондовой бирже».

Середину 1996 – 1997 годов можно, прежде всего, связать с продажей акций крупнейших отечественных предприятий управляющим фирмам, когда начался второй этап реализации национальной Программы разгосударствления и приватизации – начало массовой приватизации. Именно этот факт имеет большое практическое значение в процессе формирования рынка корпоративных ценных бумаг.

Так на основании постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении перечней хозяйствующих субъектов», определены 32 предприятия первого и 24 предприятия второго эшелона, акции которых были реализованы на фондовой бирже /18, с.33/.

В историю развития казахстанского рынка ценных бумаг 1996 год войдет как год доминирования рынка государственных ценных бумаг. В этом году рынок государственных ценных бумаг получил бурное развитие и по темпам роста опередил другие сектора финансового рынка. В это время суммарный оборот первичного и вторичного рынка превышает оборот других инструментов фондового рынка. Так, только на первичном рынке размещено государственных казначейских обязательств на три миллиарда тенге, а оборот вторичного рынка составлял более шести миллиардов тенге.

Также в 1996 году рынок государственных ценных бумаг пополнился еще одним доходным и рыночным инструментом национальными сберегательными облигациями. Размещение этих ценных бумаг позволяет охватить ранее не задействованные широкие слои мелких инвесторов - население. Поэтому программа эмиссии национальных сберегательных облигаций рассчитана для активного вовлечения населения в операции с ценными бумагами.

Итак, в 1992 – 1997 годы фондовый рынок преимущественно обслуживал процесс приватизации, а также внутренние спекулятивные вложения в ценные бумаги. Большинство отраслей промышленности прошло приватизационные процедуры: развивается электроэнергетика, чёрная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность, связь. Посредством акционирования было проведено первичное размещение акций. По данным Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам в этот период свыше 8200 предприятий прошло акционирование.

Информация о работе Фундаментальный анализ РЦБ