Формы и методы воздействия государственных финансов на легкую промышленность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов влияния государственных финансов на отрасль лёгкой промышленности в Российской Федерации.
Основные задачи работы заключаются в:
1. изучении форм и методов влияния государственных финансов на лёгкую промышленность;
2. раскрытии нормативно-правовой базы, которая регулирует лёгкую промышленность;
3. раскрытии механизма финансирования отрасли;
4. определении основных проблем отрасли и описании перспектив её развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. 5
Легкая промышленность, как отрасль экономики Российской Федерации 5
1.2 10
Нормативно-правовая база, регулирующая легкую промышленность в Российской Федерации 10
1.3 13
Современное состояние легкой промышленности в Российской Федерации 13
ГЛАВА 2. 22
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЛЕГКУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 22
2.1. 22
Формы воздействия государственных финансов на легкую промышленность в Российской Федерации. 22
2.2 24
Формы и методы воздействия государственных финансов на легкую промышленность Российской Федерации 24
ГЛАВА 3. 26
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
3.1. 26
Проблемы развития легкой промышленности в Российской Федерации 26
3.2 30
Перспективы развития легкой промышленности в Российской Федерации 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

normalnayakursovaya.docx

— 189.80 Кб (Скачать)

Помимо существенного объема денежных средств, генерируемого потребителями продукции легкой промышленности, потенциальным инвестиционным преимуществом отрасли является быстрая отдача вложенных средств,что позволяет эффективно использовать заемные и субсидированные средства. Товарооборот в легкой промышленности, несмотря на фактическое отсутствие оптовой торговли, происходит 2 – 4 раза в год, что  обеспечивает прирост объема производства на каждые дополнительные 100 млн. рублей оборотных средств на сумму 350 – 500 млн. рублей в год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ФИНАНСОВ НА ЛЕГКУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

2.1.

Формы воздействия государственных  финансов на легкую  промышленность в Российской Федерации.




 

Государственное финансовое воздействие на экономику  – это одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны. Это воздействие, направленное на предотвращение развития возможных или устранение имеющихся диспропорции, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Все методы государственного регулирования, несмотря на их определенное разнообразие, как показывает анализ мирового экономического опыта, можно разбить на следующие группы:

1. административное регулирование;

2. экономическое регулирование.

К экономическому регулированию относятся:

1. прямое регулирование;

2. косвенное регулирование.

К административному  регулированию легкой промышленности относятся разнообразные меры, которые основываются не на экономических интересах и реализующих их стимулах, а опираются на «силу» приказа. Такие как:

1. контроль за доходами;

2. контроль за ценами;

3. контроль за учетным процентом;

4. квотирование;

5. лицензирование и др.

К прямому  экономическому регулированию легкой промышленности относятся многообразные  формы безвозвратного целевого финансирования территорий, предприятий, отраслей:

1. субвенции или прямые субсидии;

2. дотации;

3. пособия;

4. доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных);

5. льготные кредиты.

К косвенным  формам экономического регулирования  легкой промышленности относятся:

1. налоговая политика

2. кредитная политика

Таким образом, государство, используя экономические  интересы и стимулы, влияет на отрасль  легкой промышленности. То есть косвенные  формы экономического регулирования  воздействуют на производство и потребление опосредованно, автоматически, носят безадресный характер.

В данный момент правительство обеспокоено сложившейся  ситуацией в легкой промышленности, поэтому тратит большое количество средств для стабилизации и улучшения  этой отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2

Формы и методы воздействия государственных  финансов на легкую промышленность Российской Федерации


Государственное регулирование экономики  непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики. 
           Государство использует: 
          Методы прямого (административного) воздействия на экономику: 
          1. Принятие законодательных актов, нормативных документов, положений;

2. Лицензирование и квотирование; 
          3. Применение санкций; 
          4. Управление государственной собственностью; 
          5. Охрана окружающей среды. 
         Методы косвенного (экономического) воздействия на экономику: 
           1. Финансовая политика; 
          2. Денежно-кредитная политика; 
           3. Целевое программирование; 
           4. Регулирование налоговой системы; 
          5. Индикативное планирование. 
           Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов и средств. Регулирующая роль государства особенно важна на нынешнем этапе перехода к рыночной экономике, когда не сформировался эффективный механизм экономического регулирования. По данным Минпромторга России, за первую половину 2009 г. уровень выпуска продукции в швейном производстве в Северо-Западном федеральном округе снизился на 10-30% по сравнению с аналогичным периодом 2008г.. Снижение уровня производства в текстильной и легкой промышленности обусловлено износом технологического оборудования и снижением потребительского спроса. При этом в объеме продаж товаров легкой промышленности на российском рынке лишь 21% приходится на долю отечественных производителей. Официальный импорт составляет 38,3%, а остальные 40,7%- это товары теневого производства или незаконно ввезенные на территорию России, в основном китайского и турецкого производства. 
            Одним из звеньев развития легкой промышленности является инвестирование в науку, которое уже в этом году в 4 раза превысило показатели 2008г. и составило около 120 миллионов рублей. Государство заинтересовано в том, чтобы научно-технические разработки не оседали на полках, а немедленно попадали на производство. 
            Одним из векторов выведения легкой промышленности из кризиса должно стать повышение до 2/3 от ставки рефинансирования ЦБ РФ доли возмещения затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках, на осуществление сезонных закупок сырья и материалов, в том числе с целью технического переоборудования. К тому же предприятиям и производствам может быть предложено осуществлять налогообложение по принципу единого сельскохозяйственного налога, что, по сути, означает переход на упрощенную систему. 
              Также Минпромторг предлагает повысить пошлину на ввозимую в Россию обувь. Замдиректора департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга Олег Кащеев выдвинул инициативу увеличить пошлину на импортную обувь. Он предлагает сделать это в рамках формирования единого Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, который предполагает унификацию таможенных пошлин и тарифов.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ  ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1.

Проблемы развития легкой  промышленности в Российской Федерации




 

Предприятия отрасли производят широкий  ассортимент товаров потребительского, производственно-технического и специального назначения. Основными потребителями продукции в секторе товаров конечного спроса являются индивидуальные покупатели, на них приходится около 40 % от всей производимой в отрасли продукции. В группу ассортимента входят: ткани и товары для дома, изделия повседневного спроса, в том числе медицинского назначения, трикотажные изделия, одежда и обувь, в том числе лечебно-профилактическая одежда и обувь, способствующие восстановлению и поддержанию здоровья людей, рабочая и специальная одежда, изделия из кожи и меха, широкий ассортимент детских товаров, ковры и ковровые изделия и т. д.

С точки зрения эффективности работы легкой промышленности представляется важным сохранение в перспективе доли товаров, основным потребителем которых является индивидуальный потребитель. Именно нерегулируемый рынок и его важнейшая часть — конечный индивидуальный потребитель — задают через спрос критерии эффективности работы предприятий. Отрасль является привлекательным сегментом как с чисто финансовой точки зрения, так и с точки зрения создания новых рабочих мест и развития малого и среднего бизнеса.

Многие страны уделяют особое внимание развитию легкой промышленности и оказывают ей существенную инвестиционную поддержку. В России рост потребительского рынка и удовлетворение потребностей населения в товарах происходит в основном за счет импорта. Легкая промышленность Российской Федерации нуждается в серьезной государственной поддержке и отнесении отрасли в число приоритетных отраслей экономики страны.

Для совершенствования системы  достижения цели в отрасли необходимо определить ряд задач, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу. Существенно возрастает роль легкой промышленности в формировании и наполнении внутреннего рынка отечественной продукцией в условиях открытости российского рынка при вхождении России в ВТО.

Рост импорта обусловлен тем, что  внутреннее потребление продукции  легкой промышленности превышает собственные  возможности по ее производству. Большая часть рынка завязана на индивидуального потребителя, его предпочтения, ориентир на доступность, качество и дизайн продукции, сервис продаж и маркетинг. В связи с этим потребности покупателей закрываются импортом.

В структуре легального импорта  товаров наибольшая доля приходится на одежду и обувь. Основными зарубежными  игроками на российском рынке товаров  легкой промышленности являются Китай  и Турция.

Весьма значимой для экономики  отрасли является проблема нелегального импорта и неучтенного (подпольного) производства, объем которых более чем вдвое превышает уровень легального производства и импорта, и достигает 43 %.

С целью удержаться на рынке, отечественные  производители пытаются конкурировать  с контрабандной и контрафактной  продукцией. Вынужденное снижение цен  на производимую продукцию, приводит не только к ухудшению качества товара и уменьшению прибыли, но и к снижению налоговых отчислений в бюджет страны. Ежегодно бюджет несёт миллиардные потери.

По мнению предпринимателей, государство  должно или ограничить импорт, или  экономически помочь российским предприятиям легкой промышленности. Импорт должен дополнять российский рынок необходимыми ассортиментными группами качественных товаров и не заполнять его товарами, которые могут быть выработаны отечественными производителями.

Необходимо принятие мер по нормализации внешней торговли, особенно с Китаем и Южной Азией.

Серьезной проблемой для отрасли  является техно и научно-техническая  отсталость, причинами которой являются :

1. отсутствие современных технологических переделов и автоматизированных систем управления производством;

2. коэффициент обновления оборудования на российских предприятиях составляет 3—4 % в год и осуществляется за счет кредитных и собственных средств собственников, на зарубежных фирмах, для сравнения, этот показатель составляет 15—17 %, что в значительной степени связано с инвестиционной поддержкой со стороны их государств, заинтересованных в развитии легкой промышленности. Низкий уровень обновления оборудования приводит к сокращению производственных мощностей;

3. отставание в уровне организации производства, слабый уровень менеджмента и управления предприятиями, не эффективная работа маркетинговых служб предприятий, слабая кадровая политика.

В результате перечисленных выше причин возникает высокая зависимость текстильных предприятий от качества сырья, красителей и текстильно-вспомогательных веществ (ТВВ), которые являются в основном импортируемыми товарами и серьезно отражаются на себестоимости готовой продукции наряду с высокими затратами на энергоносители, цены на которые необоснованно быстро растут.

Проблема низкого уровня инновационной  и инвестиционной деятельности в легкой промышленности обусловлена следующими причинами:

1. отсутствие инвестиций, необходимых для модернизации отрасли и внедрения «прорывных» инновационных и инвестиционных проектов;

2. сокращением объема и результативности научно-исследовательских разработок по причине снижения объемов бюджетного финансирования НИОКР. Многие научные разработки, способные составить новую технологическую основу отрасли для расширения производства конкурентоспособной наукоемкой продукции, не доведены до завершения и требуют продолжения и углубления разработок;

3. низкий уровень освоения в промышленности положительных результатов научных разработок и инноваций. Это отрицательно сказывается на технологической модернизации и на расширении ассортимента продукции.         Причинами высокого удельного веса теневой экономики являются:

1. несоответствие производства, ассортимента и качества продукции спросу российского и мирового рынка;

2. cлабое развитие российской индустрии моды, ее отставанием от европейских и мировых тенденций на 2-3 года;

3. низкие показатели заработной платы при высокой трудоемкости и ответственности на предприятиях отрасли;

4. высокие требования законодательства РФ к оборудованию и аккредитации рабочих мест;

5. результат воздействия первой группы системных проблем.

Учитывая общегосударственную  значимость легкой промышленности России, а также масштабы и глубину  системных проблем, необходимо применение адекватных методов и механизмов их решения:

1. переработка законодательной базы РФ в сфере производства, экспорта и импорта, тарифно-таможенного и налогового регулирования, урегулирования отношений производителя и торговли;

2. техническое перевооружение имодернизация производства с участием государственных институтов;

3. разработка и внедрениепилотных и государственно-значимых проектов для развития отрасли, отраслевой науки и ее научно-экспериментальной базы;

4. реализация мер по защите отечественных товаропроизводителей от «теневого» производства и нелегального импорта, по созданию цивилизованного рынка потребительских товаров и развитию его инфраструктуры;

5. уточнение правил происхождения товаров для целей предоставления тарифных преференций и пересмотру перечня стран, которым Россия предоставляет тарифные преференции в одностороннем порядке, а также расширение использования торгово-экономического сотрудничества на условиях зоны свободной торговли.

Необходима выработка четкой последовательности и взаимосвязанности действий предпринимательских и финансовых структур с федеральными и региональными органами государственной власти для совершенствования механизмов взаимодействия и максимального участия в производстве товаров представителей малого и среднего бизнеса.

 

 

 

 

3.2

Перспективы развития легкой промышленности в Российской Федерации

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на легкую промышленность