Формы и методы воздействия государственных финансов на легкую промышленность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов влияния государственных финансов на отрасль лёгкой промышленности в Российской Федерации.
Основные задачи работы заключаются в:
1. изучении форм и методов влияния государственных финансов на лёгкую промышленность;
2. раскрытии нормативно-правовой базы, которая регулирует лёгкую промышленность;
3. раскрытии механизма финансирования отрасли;
4. определении основных проблем отрасли и описании перспектив её развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. 5
Легкая промышленность, как отрасль экономики Российской Федерации 5
1.2 10
Нормативно-правовая база, регулирующая легкую промышленность в Российской Федерации 10
1.3 13
Современное состояние легкой промышленности в Российской Федерации 13
ГЛАВА 2. 22
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЛЕГКУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 22
2.1. 22
Формы воздействия государственных финансов на легкую промышленность в Российской Федерации. 22
2.2 24
Формы и методы воздействия государственных финансов на легкую промышленность Российской Федерации 24
ГЛАВА 3. 26
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
3.1. 26
Проблемы развития легкой промышленности в Российской Федерации 26
3.2 30
Перспективы развития легкой промышленности в Российской Федерации 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

normalnayakursovaya.docx

— 189.80 Кб (Скачать)

1. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологииот 06 Февраля 2001 г. №13 «Об утверждении правил сертификации продукции текстильной и легкой промышленности» – этот документ конкретизирует правила, порядок и процедуры сертификации системы сертификации ГОСТ Р применительно к продукции текстильной, швейной, кожевенно-обувной, меховой промышленности и игрушек (далее продукция текстильной и легкой промышленности – продукция ТЛП).

Он предназначен для применения изготовителями, продавцами, органами по сертификации и испытательными лабораториями при организации и проведении сертификации продукции текстильной и легкой промышленности.

2. Приказ ФТС РФ от 08 Ноября 2005 г. №1046 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов технологического оборудования, комплектующих и частей к нему для организации легкой и текстильной промышленности и на жиры и масла, частично переработанные, маргариновую продукцию и спреды» – в данном документе установлены временные ставкиввозных таможенных пошлин на оборудование для производства текстильной и легкой промышленности.

3. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 18 июня 2009 г. №531 «Об утверждении перечня минимума необходимых работ (услуг) в легкой промышленности, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества» – при проведении забастовки необходимо обеспечить работу машин и оборудования, остановка которых может угрожать жизни, здоровью и безопасности людей. Определен новый минимум необходимых работ (услуг) в легкой промышленности в период забастовок. В него входят работы дежурных служб по обслуживанию источников, потребителей и коммуникаций энерго-, тепло- и газоснабжения, очистных и водоканализационных систем, коммуникаций и сооружений, по обеспечению каналов связи и др.

4. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 29 июня 2009 г. №579 «О предоставлении из федерального бюджета субсидий организациям легкой и текстильной промышленности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на II квартал 2009 года» – данный приказ заключается в том, что необходимо предоставить из федерального бюджета организациям легкой и текстильной промышленности субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление сезонной закупки сырья и материалов для производства товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения, а также на осуществление технического перевооружения.

5. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 24 сентября 2009 г. №853 «Об утверждении стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и плана мероприятий по ее реализации» – приказ содержит требование утвердить прилагаемые Стратегию развития легкой промышленности России на период до 2020 года и план мероприятий по реализации стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года. А также установить, что ответственным в Министерстве промышленности и торговли РФ за реализацию и мониторинг Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 годаявляется Департамент лесной и легкой промышленности.

На сегодняшний  день существует ряд приказов и постановлений  о регулировании легкой промышленности. Но, по большому счёту, их недостаточно для скорейшего выведения легкой промышленности на новый, более высокий уровень. И, скорее всего, только разработанная стратегия сможет прояснить эту нелегкую ситуацию, так как первый комплексный документ, предусматривающий меры краткосрочного характера в виде антикризисного пакета и меры по развитию отрасли на долгосрочную перспективу.

 

 

 

          1.3

Современное состояние легкой промышленности в Российской Федерации


Легкая промышленность Российской Федерации – это важнейший многопрофильный и инновационно- привлекательный сектор экономики, обеспечивающий укрепление обороноспособности, экономической, социальной и интеллектуальной безопасностистраны,сохранение ее статуса независимой и суверенной индустриальной державы.

Отрасль содействует гармоничному развитию регионов,  решению  социальных вопросов (особенно в градообразующих населенных пунктах) –повышению занятости населения и улучшению его благосостояния, становлению и развитию малого бизнеса. 

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЕСД) легкая промышленность Российской Федерации по объемам продаж и уровню потребления продукции входит в состав ведущих мировых отраслей промышленного комплекса, опережая таких «монстров», как машино- и автомобилестроение, военно-промышленный комплекс, химическую промышленность и другие. При этом объем потребления товаров легкой промышленности в мире  растет более высокими темпами, чем прирост населения Земли.

Учитывая значительную роль легкой промышленности в обеспечении  экономической и стратегической безопасности,  занятости трудоспособного населенияи повышении его жизненного уровняв новых геополитических условиях, ведущие мировые страны уделяют особое внимание  развитию отрасли и   оказывают ей существенную инвестиционную  поддержку. Для России до сегодняшнего момента это не являлось характерным, поэтому рост потребительского рынка и  удовлетворение  потребностей населения   в модных товарах  происходит в основном за счет импорта.  В настоящее время ситуация меняется и  можно предполагать, что легкая промышленность Российской Федерации будет включена в число приоритетных отраслей экономики страны (как это сделано в  ведущих мировых странах). Основанием этого предположения служат итоги заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 20 июня 2008 г. и   перечень поручений Президента Российской Федерации от 03 июля 2008 г.№Пр-1369. Согласно этим документам должны быть решены важнейшие вопросы по созданию благоприятных условий для подъема  экономики легкой промышленности, придания ей новых импульсов в инновационном, социальном и региональном развитии, в повышенииконкурентоспособности и имиджа российской отрасли в мировом производстве товарной продукции.  Решение этих вопросов предусматривается  осуществлять при непосредственном участии государства на основе реализации мер по защите российского производителя, борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией, использованию субсидий, лизинговых схем, инвестиционных фондов, развитию частно-государственного партнерства.

Выполнение поставленных  вопросов своевременно и актуально (особенно в условиях глобального финансового кризиса), так как это взаимосвязано с развитием национальной экономики в целом и необходимостью улучшения сложившейся ситуации в легкой промышленности, предприятия которой сегодня обеспечивают своей продукцией почти четверть платежеспособного спроса населения. Мобилизационные потребности страны в продукции отрасли удовлетворяются всего лишь на 17-36 %, что противоречит  законодательству о безопасности государства, согласно которому в  объеме продукции стратегического назначения доля отечественной должна составлять не менее 50 %.  Доля отрасли в объеме  промышленного производства Российской Федерации менее 1,0 % (в 1991 году этот показатель был равен  11,9 %   и соответствовал уровню развитых стран, таких как США, Германия и Италия, и которые на протяжении многих лет сохраняют этот показатель на уровне 8-12 %).

Поэтому сегодня перед легкой промышленностью  стоят новые вызовы и задачи, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу. При этом существенно возрастает роль легкой промышленности в формировании и наполнении внутреннего рынка отечественной продукцией в условиях открытости российского рынка при вхождении России в ВТО.  И это выполнимая задача. Технологически законченный и взаимоувязанный промышленный комплекс (от процесса глубокой переработки сырья до выпуска готовой продукции) способен вырабатывать современный ассортимент продукции массового потребленияиз натурального и химического сырья и различных их смесовых сочетаний.Особенностью легкой промышленности  является высокая мобильность производства, позволяющая предприятиям осуществлять быструю смену ассортимента продукции при любых конъюнктурных изменениях рынка, связанных с сезонными изменениями спроса и  моды, не уменьшая при этом объемы выпуска и, соответственно, объемы продаж, не снижая налоговые отчисления.  

Предприятия отраслипроизводят широкий ассортимент товаров потребительского, производственно-технического и специального назначения.

Продукция легкой промышленности имеет устойчивый спрос и востребована во многих сферах жизнедеятельности человека и  оказывает непосредственное влияние на здоровое развитие общества. Основными потребителями продукции в секторе товаров конечного спроса являются индивидуальные покупатели, где на них приходится около 40 % производимой продукции .

Это ткани и товары для дома,  изделия повседневного спроса, в том числе медицинского назначения, трикотажные изделия, одежда и обувь, в том числе лечебно-профилактическая одежда и обувь, способствующие восстановлению и поддержанию здоровья людей, рабочая и специальная одежда, изделия из кожи, ковры и ковровые изделия.  С точки зрения эффективности работы легкой промышленности представляется важным сохранение в перспективе доли товаров, основным потребителем которых является индивидуальный потребитель. Именно нерегулируемый рынок и его важнейшая часть – конечный индивидуальный потребитель – задают через спрос критерии эффективности работы предприятий.  В связи с этим, целесообразно в перспективе сохранение пропорций по потребителям продукции отрасли. Это наиболее привлекательный сегмент как с чисто финансовой точки зрения, так и с точки зрения создания новых рабочих мест и развития малого и среднего бизнеса. 

Государство потребляет продукцию легкой промышленности в рамках обеспечения потребностей силовых структур и федеральных органов исполнительной власти в вещевом имуществе,  в сопутствующих изделиях к военной технике и в средствах индивидуальной защиты. Это не очень большая цифра с точки зрения максимизации прибыли отрасли. Однако этополностью управляемый государством сегмент рынка, так как  обеспеченность российских силовых структур вещевым довольствием российского производства является одним из важнейших элементов сохранения национальной безопасности.

Корпоративный сектор и  ряд отраслей экономики   потребляют продукцию промежуточного спроса, которая используется ими в качестве материалов и компонентов в процессе производства – 1,8 %, и в рамках реализации приоритетных национальных проектов – более 0,9 % . Несмотря на сравнительно небольшую долю, этот сегмент рынка играет важную роль в развитии экономики России, так как с одной стороны он создает спрос на сырьевые полуфабрикаты довольно высокого передела и, таким образом, способствует реализации целевых установок стратегий развития энергетической и химической отраслей промышленности  и соответствующих программ в сельском хозяйстве. С другой – он является важным элементом обеспечения уже реализуемых стратегий развития в других отраслях экономики.

Наибольший удельный вес в ассортиментной структурепо объему вырабатываемой продукции занимает текстильная, швейная и меховая отрасли -75 %, объединенные вместе не только по видам экономической деятельности, но и в единой технологической цепочке. Причем  доля текстильной продукции составляет 45 %.  На  швейные изделия и изделия из меха приходится 30 %, на продукцию кожевенно-обувного производства около % (рис.1).    

 

Рисунок 1

Характеристика  легкой промышленности и структура  производства по видам экономической деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Балансовая стоимость основных производственных фондов (ОПФ) легкой промышленности в 2008 году составила  26,6 млрд. рублей (0,8% от стоимости ОПФ обрабатывающих отраслей). Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, занятого в отрасли, 462,8тыс. человек (5,5%от общей  численности обрабатывающих отраслей),  75% которого составляют женщины.

В настоящее время в отрасли функционирует  14 тысяч специализированных и зарегистрированных на территории страны крупных, средних и малых предприятий, расположенных в 72 субъектах российской федерации. Около 70% предприятий являются градообразующими. Все предприятия приватизированы.

Научное обеспечение  отрасли осуществляют 15научно-исследовательских и проектных институтов, многие разработки которых соответствуют и даже превышают мировой уровень.

В перспективе отрасль может стать своеобразным полигоном для внедрения инноваций – как за счет использования передовых зарубежных технологий, так и за счет внедрения отечественных разработок (в том числе нанотехнологий), что очень значимо для целого ряда отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс.

Основными территориями размещения предприятий, определяющих промышленную и экономическую политику отрасли, являются Центральный (55 предприятий), Приволжский (30) и Южный (17) федеральные округа (далее –ФО), они же имеют и наибольший удельный вес в общем объеме производимой продукции (рис. 2).

Выпуск  продукции легкой  промышленности  в структуре промышленного производства регионов Центрального ФО, Приволжского ФО и Южного ФО  составляет от 10 до 30 процентов. Именно в этих регионах целесообразно модернизировать крупные производства, имеющие важное отраслевое и региональное значение.  В наименее развитых с точки зрения отрасли ФО – Сибиркий ФО, Дальневосточный ФО, Уральский ФО – представляется целесообразным стимулирование создания средних и малых предприятийпо пошиву готовых изделий,в ряде случаев способных выполнять роль центров инновационной активности.Прекращение в условиях кризиса деятельности других отраслей в этих округах приведет к высвобождению занятого населения, которое можно направить на создаваемые предприятия  в легкой промышленности.

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2

 

Виды  производимой продукции в ФО

Доля ФО в объеме  производимой продукции отрасли, процент.

Ткани:

- хлопчатобумажные

- льняные

- шерстяные

- шелковые

- нетканые материалы

Готовые товары:

- трикотажные изделия

- чулочно-носочные изделия

- швейные изделия

- изделия из меха

- изделия из кожи

- обувь

Центральный Ф  –56,8

 Приволжский ФО – 15,9

Южный ФО  – 11,3

Севеpо-Западный ФО – 7,7

Сибирский ФО  – 3,9

 Уральский ФО  – 2,4

 Дальневосточный ФО   –  2,0




Распределение продукции легкой промышленности по федеральным округам

 

 

 

 

Таким образом, легкая промышленность имеет возможность быть развитой в форме малого и среднего бизнеса в Уральском ФО, Сибирском ФО, Дальневосточном ФО,  развитие которого должно идти гармонично с текстильной промышленностью, которая является для них  основным поставщиком полуфабрикатов и сырья. Это еще раз подтверждает  вывод о необходимости модернизации и технического перевооружения текстильных предприятий. Уделив внимание региональному аспекту стратегии, отрасль придет к значительным социальным эффектам как прямым, так и косвенным.

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на легкую промышленность