Формы и методы воздействия государственных финансов на легкую промышленность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов влияния государственных финансов на отрасль лёгкой промышленности в Российской Федерации.
Основные задачи работы заключаются в:
1. изучении форм и методов влияния государственных финансов на лёгкую промышленность;
2. раскрытии нормативно-правовой базы, которая регулирует лёгкую промышленность;
3. раскрытии механизма финансирования отрасли;
4. определении основных проблем отрасли и описании перспектив её развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. 5
Легкая промышленность, как отрасль экономики Российской Федерации 5
1.2 10
Нормативно-правовая база, регулирующая легкую промышленность в Российской Федерации 10
1.3 13
Современное состояние легкой промышленности в Российской Федерации 13
ГЛАВА 2. 22
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЛЕГКУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 22
2.1. 22
Формы воздействия государственных финансов на легкую промышленность в Российской Федерации. 22
2.2 24
Формы и методы воздействия государственных финансов на легкую промышленность Российской Федерации 24
ГЛАВА 3. 26
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
3.1. 26
Проблемы развития легкой промышленности в Российской Федерации 26
3.2 30
Перспективы развития легкой промышленности в Российской Федерации 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

normalnayakursovaya.docx

— 189.80 Кб (Скачать)

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Лёгкая промышленность – совокупность специализированных отраслей промышленности, производящих главным образом предметы массового потребления из различных видов сырья. Лёгкая промышленность занимает одно из важных мест в производстве валового национального продукта и играет значительную роль в экономике страны. Лёгкая промышленность осуществляет как первичную обработку сырья, так и выпуск готовой продукции. Предприятия лёгкой промышленности производят также продукцию производственно-технического и специального назначения, которая используется в мебельной, авиационной, автомобильной, химической, электротехнической, пищевой и других отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, в силовых ведомствах, на транспорте и в здравоохранении.

Одной из особенностей легкой промышленности является быстрая отдача вложенных средств. Технологические особенности отрасли позволяют осуществлять быструю смену ассортимента выпускаемой продукции при минимуме затрат, что обеспечивает высокую мобильность производства.

Легкая промышленность – это  отрасль по производству товаров  народного потребления, которая должна обеспечивать потребности населения страны. Главная задача легкой промышленности заключается в удовлетворении растущих потребностей всех слоев населения.

Планирование развития и управление устойчивым функционированием предприятий  легкой промышленности имеет особенности, обусловленные переходом от планового  хозяйствования к рыночной экономике  и составом занятого персонала, что  актуализирует их реструктуризацию по экономическим и социальным причинам (необходимость трудоустройства женщин). Решающую роль в этом процессе играет качество управленческих решений, принимаемых с учетом многочисленных факторов риска и неопределенности, результатов анализа экономической ситуации не только предприятия, но и в более широком аспекте – в разрезе отдельного территориального образования и региона в целом, в неразрывной связи экономических и социальных явлений, с учетом интересов всех субъектов экономической деятельности.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических  и практических аспектов влияния государственных финансов на отрасль лёгкой промышленности в Российской Федерации.

Основные  задачи работы заключаются в:

1. изучении форм и методов влияния государственных финансов на лёгкую промышленность;

2. раскрытии нормативно-правовой базы, которая регулирует лёгкую промышленность;

3. раскрытии механизма финансирования отрасли;

4. определении основных проблем отрасли и описании перспектив её развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1.

Легкая  промышленность, как отрасль экономики Российской Федерации




 

Легкая промышленность входит в  комплекс отраслей, производящих товары народного потребления. Отрасль  выпускает свыше 40% всех непродовольственных товаров этой группы. Существенную роль играет легкая промышленность в межгосударственных отношениях стран СНГ: идет постоянный обмен сырьем, полуфабрикатами, готовой продукцией.

В отраслях легкой промышленности России занято больше 2 млн чел. (в основном женщины). Продукция легкой промышленности идет на удовлетворение потребностей людей, а также используется в других отраслях промышленности в виде сырья и вспомогательных материалов (в пищевой, машиностроении и др.).

Легкая промышленность – комплексная отрасль, включающая более чем 20 подотраслей, которые могут быть объединены в три основные группы:

1. Текстильная, в том числе льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, шелковая, трикотажная, а также первичная обработка льна, шерсти, производство нетканых материалов, сетевязальная промышленность, валяльно-войлочная, производство текстильной галантереи и др.;

2. Швейная;

3. Кожевенная, меховая, обувная.

Наибольший удельный вес в структуре  легкой промышленности занимает продукция швейной и текстильной подотраслей.

В настоящее время товары, выпускаемые  предприятиями легкой промышленности России, значительно уступают по качеству продукции развитых стран, сравнительно низка производительность труда, выше по сравнению с мировым уровнем затраты на производство продукции.

Из года в год снижается объем  производства, особенно в трудном  положении находится текстильная промышленность, где спад производства – наивысший среди отраслей промышленности. Основная причина – нехватка сырья, в первую очередь хлопка, который в РФ не производится. Частично ввозится также кожевенное сырье, химические волокна, шерсть, лен. Лишь на 25% промышленность обеспечена собственными сырьевыми ресурсами (хотя уровень самообеспеченности может быть гораздо выше при условии восстановления хотя бы в прежних объемах поставок сельского хозяйства).

Рост цен на ввозимое в страну сырье и сырье собственного производства приводит к резкому повышению цен на готовую продукцию, что сужает платежеспособный спрос населения и отраслей – покупателей, делает товары отечественного производства менее конкурентоспособными по сравнению с импортными, особенно относительно дешевыми китайского и турецкого производства.

Почти потеряны рынки сбыта готовой  продукции за рубежом России - прежде всего в странах – бывших союзных республиках, куда вывозилась значительная часть производимых тканей взамен поставок сырья. Из этих же государств РФ получала трикотажные изделия, обувь и другую продукцию.

В сложном положении легкая промышленность оказалась и вследствие морально и физически устаревшего оборудования на ее предприятиях. Так, на текстильных фабриках доля такого оборудования составляет около 60%. Техническое перевооружение предприятий на счет импорта из развитых стран на сегодняшний день практически невозможно ввиду отсутствия валютных средств, поскольку отрасль в целом не является экспорториентированной.

Все это приводит к постоянному  росту безработицы в легкой промышленности, как скрытой, так и реальной. Особенно обострилась ситуация на градообразующих предприятиях, содержащих социальную сферу малых городов и поселков.

При переходе к рынку неизбежна  существенная перестройка функционирования предприятий отрасли, так как их жизнеспособность зависит от быстрого реагирования на постоянно меняющуюся рыночную конъюнктуру, сбалансированного ассортимента, снижения затрат на производство продукций. Только на этой основе возможно существенное увеличение доли легкой промышленности в общем объеме производства страны, которая снизилась до 5%.

Эффективность отрасли зависит  также от рационального размещения ее предприятий. Многие регионы России почти полностью зависимы от ввоза продукции легкой промышленности из других регионов, не используют внутренние возможности. Причем ввоз соответствующей продукции зачастую не покрывает потребностей, что ведет к накапливанию отложенного спроса. Отсюда одна из важнейших задач – развитие местной промышленности, производящей товары народного потребления, в том числе легкой.

Для легкой промышленности характерна менее выраженная по сравнению с другими отраслями территориальная специализация, так как практически в каждом регионе имеются те или иные ее предприятия. Однако в России можно выделить специализированные узлы и районы, особенно в текстильной промышленности, дающие определенный ассортимент продукции. Например, Ивановская и Тверская области специализируются на выпуске хлопчатобумажных изделий.

Центральный экономический район  специализируется на производстве продукции  всех отраслей текстильной промышленности. Но чаще всего подотрасли легкой промышленности являются дополняющими хозяйственный комплекс регионов, обеспечивающими только внутренние потребности регионов.

Факторы размещения предприятий легкой промышленности разнообразны, однако можно выделить основные.

Сырьевой фактор, влияющий преимущественно  на размещение предприятий по первичной обработке сырья (например, льнообрабатывающие фабрики расположены в районах производства льна, шерстомоечные предприятия – в районах овцеводства, предприятия по первичной обработке кож - вблизи крупных мясокомбинатов).

Населенческий, т. е. потребительский  фактор. Готовая продукция легкой промышленности менее транспортабельна по сравнению с полуфабрикатами. Например, дешевле поставлять прессованный хлопок-сырец, чем хлопчатобумажные ткани.

Фактор трудовых ресурсов, предусматривающий  их значительные размеры и квалификацию, так как все отрасли легкой промышленности трудоемкие. Исторически сложилось так, что в отраслях легкой промышленности используется преимущественно женский труд, поэтому необходимо учитывать возможности использования в регионах и женского, и мужского труда (т. е. развивать легкую промышленность в районах сосредоточения тяжелой индустрии, создавать соответствующие производства в регионах концентрации легкой промышленности).

В прошлом существенную роль в размещении играла обеспеченность топливно-энергетическими  ресурсами, так как текстильное  и обувное производства являются топливоемкими. В настоящее время этот фактор считается второстепенным в связи с развитием сети ЛЭП, нефте- и газопроводов.

Сырьевая база легкой промышленности России достаточно развита, она обеспечивает значительную часть потребностей предприятий в льноволокне, шерсти, химическом волокне и нитях, пушно-меховом и кожевенном сырье.

Основной поставщик натурального сырья для легкой промышленности – сельское хозяйство. Льноводство - традиционная отрасль в России находится в очень сложном положении. Из года в год сокращаются посевы льна-долгунца, падает его урожайность. Россия в 1980-е годы не обеспечивала себя сырьем для льняной промышленности, которое ввозила преимущественно из Украины.

Размещено льноводство крайне неравномерно: свыше 60% заготавливаемого сырья приходится на Центральный район, 25% – на Северо-Западный и Вологодскую область Северного района и только 15% - на все остальные (Волго-вятский, Уральский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский). В настоящее время решается вопрос о возрождении отечественного льноводства взамен закупаемого хлопка.

Натуральную шерсть дают преимущественно  овцы, очень небольшую долю (менее 1,5%) – козы и др. К началу 1994 г. по сравнению с 1990 г. поголовье овец сократилось на 25%, производство шерсти – на 23%, резко ухудшилось качество поставляемой шерсти, основная масса которой не соответствует мировым стандартам. В настоящее время потребности шерстяной промышленности в натуральном сырье не удовлетворяются. Основные регионы – поставщики сырья: Северо-Кавказский, Поволжский и Восточно-Сибирский.

Натуральным кожевенным сырьем легкая промышленность могла бы обеспечить себя практически полностью, однако из России значительная его часть вывозится. Взамен приходится закупать полуфабрикаты для производства обуви и другой продукции, что повышает цену готовых изделий, влияет на цену и рост затрат на производство кожсырья вследствие удорожания содержания скота (расходов на корма, оборудование, удобрения).

Сырье отечественного производства для  производства крученых изделий (шпагата, веревки, канатов) – пенька, производимая из стеблей конопли. Коноплеводство развито в Поволжье, на Северном Кавказе и в других районах, посевы сокращаются начиная с 1960-х гг. Джут и сизаль импортируются из Индии, Бангладеш и других стран.

Хлопчатник в России не выращивается, поэтому развитая хлопчатобумажная промышленность страны полностью базируется на импортном сырье. Хлопок – сырец поступает преимущественно из среднеазиатских государств (основная часть из Узбекистана, а также из Туркмении, Таджикистана, Кыргызстана), небольшая часть – из Казахстана, Азербайджана, Египта, Сирии, Судана и др. В последние годы часто нарушаются поставки сырья из государств - бывших союзных республик, которые, стремясь заработать валюту, предлагают хлопок по демпинговым ценам за границу. Все это серьезно дестабилизирует работу хлопчатобумажной промышленности России.

Некоторые виды искусственной кожи, синтетических волокон в России не производится. Например, пока почти  не освоен выпуск высококачественной искусственной кожи для производства сумок и перчаточно-рукавичных изделий, традиционно поставлявшихся из Узбекистана, Молдовы и Украины. В настоящее время многие поставщики для нас потеряны.

 

 

 

 

          1.2

Нормативно-правовая база, регулирующая легкую промышленность в Российской Федерации


Создание  нормативно-правовой базы по регулированию  легкой промышленности, соответствующей складывающимся в России социально-экономическим условиям, является одной из важнейших задач государства в легкой промышленности.

Законодательной базой для разработки легкой промышленности, являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, другие нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, а также подзаконные нормативно-правовые акты, относящиеся непосредственно к сфере легкой промышленности.

За последние  годы Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разработан, принят палатами Федерального Собрания РФ и подписан Президентом РФ ряд приказов и постановлений, регулирующих легкую промышленность России.

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на легкую промышленность