Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 19:39, курсовая работа
Цель данной курсовой работы проанализировать положительные и отрицательные влияния государственных финансов на нефтяную промышленность. Проанализировать состояние промышленности и на основе полученных данных определить проблемы отрасли и перспективы в ближайший период.
Задачами курсовой работы являются:
рассмотреть формы и методы воздействия государственных финансов на нефтедобывающую промышленность;
проанализировать тенденцию развития отрасли и механизм государственного финансирования нефтедобывающей промышленности;
определить основные задачи развития нефтедобывающей промышленности;
выявить основные проблемы развития сферы транспорта и пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РФ………………………………5
1.1. Нефтедобывающая промышленность как отрасль экономики
РФ……………………………………………………………….5
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая воздействия
государственных финансов на нефтедобывающую
промышленность в РФ………………………………………....7
1.3. Анализ состояния нефтедобывающей промышленности в
РФ………………………………………………………………10
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА
НЕФТЕДОБЫВАЮЩУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ........16
2.1. Формы воздействия государственных финансов на
нефтедобывающую промышленность……………………………..16
2.2. Методы воздействия государственных финансов на
нефтедобывающую промышленность…………...…......................17
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА
НЕФТЕДОБЫВАЮЩУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ……22
3.1. Проблемы воздействия государственных финансов на
нефтедобывающую промышленность……………………………..22
3.2. Перспективы воздействия государственных финансов на
нефтедобывающую промышленность……………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................33
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………..…
К наиболее действенным методам косвенных форм нефтедобывающей промышленности можно отнести экономические методы. К ним относятся:
Сложившаяся система государственного управления нефтедобывающей промышленности пользуется как административным регулированием, так и экономическими методами.
Так же к косвенным формам относятся:
Рассмотрев
формы воздействия
Выбор
тех или иных форм воздействия зависит
от экономического состояния в стране,
или же стратегией развития нефтедобывающей
промышленности.
Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов:
4. Административные и социально политические:
Одним из главных методов влияния государства на нефтедобывающую промышленность является система налогообложения.
Специфика нефтяной отрасли заключается в том, что объектом ее основной деятельности являются природные ресурсы, а их собственником – государство. В связи с этим при налогообложении данной отрасли государство получает не только «стандартную» долю доходов, необходимую для выполнения общественных функций, но и дополнительную плату за свои природные ресурсы. Другими важными факторами при выборе специфических налоговых режимов для минерально-сырьевого сектора выступают ограниченность и невозобновляемость природных ресурсов. Получение государством дополнительных доходов от нефтяного сектора связано с понятием экономической ренты, которая рассматривается как часть произведенной стоимости, принадлежащая обществу.
Экономическая рента в нефтедобывающем секторе представляет собой разницу между стоимостью произведенной продукции и затратами на ее добычу. Данные затраты, кроме прямых издержек, содержат и некоторую норму прибыли, обеспечивающую инвестиционную привлекательность производства. Таким образом, рента – это часть произведенной нефтяными компаниями прибыли, которая переходит к государству. Вместо понятия «рента» журналисты, а зачастую и экономисты-государственники часто используют термин «сверхприбыль»: по их мнению, задача государства состоит в эффективности изъятии подобной сверхприбыли у нефтяных компаний.[19]
Расчет точной величины экономической ренты является достаточно сложной задачей. Затраты на добычу нефти разнятся по конкретным месторождениям. Кроме того, объективно определить ту часть прибыли, которая должна оставаться у добывающих компаний для дальнейшего инвестирования в производство и которая не входит в состав ренты, практически невозможно. В связи с этим в мире создан целый ряд налоговых механизмов, цель которых - изъятие ренты. Проанализируем российскую систему налогообложения нефтяной отрасли и рассмотрим динамику бюджетных поступлений по соответствующим налогам и сборам.
Налоговые доходы федерального бюджета РФ от нефтяной промышленности можно разбить на «специальные», то есть связанные с добычей и экспортом (таможенные пошлины и платежи за пользование недрами), и «общие» (платежи, относящиеся к налогу на прибыль, налог на добавленную стоимость, которой уплачивается лишь с продукции, идущей на внутренний рынок, и д.р.). Изменяя «специальные» налоги, государство имеет возможность напрямую влиять на поступления от добывающих экспортно-ориентированных секторов экономики, увеличивая налоговую нагрузку на эти отрасли, то есть регулировать уровень изъятия ренты. Правительство также может гибко использовать «общие» налоги для перераспределения налоговой нагрузки между различными отраслями, в том числе между экспортными отраслями и секторами, ориентированными на внутренний спрос.[21]
Структура налоговых платежей нефтяного сектора существенно отличается от общей структуры доходных статей бюджета в силу преобладания «специфических» налогов в суммарных отчислениях. Сравнение доходов консолидированного бюджета от нефтяного сектора с общими доходами бюджета показывает особенности распределения налогов данного сектора.
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей
в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам представлены в Приложении табл. 3.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-июле 2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 3575,2 млрд. рублей, что на 30,0% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. В июле 2009г. поступления в консолидированный бюджет составили 699,7 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем в 1,7 раза.
Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-июле 2009г. составило 758,3 млрд. рублей и сократилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 53,9%. В общей сумме поступлений по данному налогу в январе-июле 2009г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 2,3 процентного пункта и составила 94,7%, доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, увеличилась на 1,8 процентного пункта и составила 4,3%. В июле 2009г. поступление налога на прибыль организаций составило 129,5 млрд. рублей и увеличилось по сравнению с предыдущим месяцем в 2,2 раза.
Верхнечонское, Каменное, Урненское и Усть-Тегусское месторождения, промышленная эксплуатация которых началась в конце 2008г. - начале 2009г., обеспечили более 7% добычи ТНК-ВР по итогам 2009г. Суммарная добыча на этих новых месторождениях в прошлом году составила 5 млн. т., говорится в сообщении компании. «Благодаря прежде всего этим проектам в 2009г. компания сумела увеличить уровень добычи нефти и конденсата, который, по предварительным данным, составил 70,8 млн. т.», - заявил исполнительный вице-президент ТНК-ВР по разведке и добыче Сергей Брезицкий, передает РБК. В частности, в 2009г. на новых месторождениях Уватского проекта - Урненском и Усть-Тегусском - объем добычи достиг 1,973 млн. т., на Каменном - 1,895 млн. т., на Верхнечонском - 1,181 млн. т.
Проекты
разработки Вехнечонского и Каменного
месторождений, а также месторождений
Увата в ТНК-ВР были признаны приоритетными.
Этот статус означает, что именно они в
среднесрочной перспективе призваны заместить
естественное падение объемов добычи
на зрелых месторождениях и обеспечить
как минимум сохранение уровня добычи
в целом по компании. Финансирование работ
на этих месторождениях, несмотря на кризис,
не сокращалось. Совет директоров ТНК-ВР,
начиная со II квартала 2009г., регулярно
принимал решения о выделении дополнительных
инвестиций на новые проекты, в связи с
чем в 2010г. на них ожидается существенный
рост добычи.[26].
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА
НЕФТЕДОБЫВАЮЩУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
3.1. Проблемы воздействия государственных финансов на
нефтедобывающую
промышленность
Одной из важнейших проблем нефтяной промышленности остается ухудшение состояния сырьевой базы отрасли.
Начиная с 1994 года, объемы прироста запасов нефти компенсируют ее добычу лишь на 80%. Таким образом, продолжается, по существу, «поедание» ранее разведанных запасов нефти. [14.C.45]
Извлекаемые разведанные запасы нефти и газового конденсата в России с 1987 года в результате добычи и потерь уменьшились на 1,6 млрд. т., в том числе по разрабатываемым месторождениям - на 1 млрд.т.
Важной и значимой по своим долговременным последствиям причиной отставания работ по приросту запасов углеводородов является отсутствие достаточного задела по региональным работам современного уровня. Прямым следствием этого является невозможность создания даже минимально необходимого фронта работ, в первую очередь, в новых перспективных провинциях.
Недостаточные
приросты обусловлены почти
В пределах высокоперспективных районов Восточной Сибири геологоразведочные работы на нефть были практически прекращены.
Месторождения, открываемые в настоящее время, как правило, относятся к группе мелких и очень мелких месторождений. Их средние запасы составляют около 1 млн. тонн.
Компаниями же разрабатываются в основном высокопродуктивные запасы (в балансе компаний их порядка 45%), в результате чего их доля снижается и увеличивается доля трудноизвлекаемых запасов. По прогнозам специалистов к 2010 году доля трудноизвлекаемых запасов достигнет 70%.
Структура запасов и состояние разработки нефтяных месторождений России требуют ускоренного создания, испытания и широкого применения технологий воздействия на пласты, обеспечивающих дополнительное увеличение нефтеотдачи и возможность эффективного освоения трудноизвлекаемых запасов нефти.
Процессы, повышающие эффективность извлечения нефти из пластов и увеличивающие их нефтеотдачу, объединяются общим понятием "современные методы увеличения нефтеотдачи пластов" (МУН) и включают тепловые, газовые, химические и гидродинамические методы.
В России по данным нефтяных компаний добыча нефти за счет МУН составила около 17 млн. тонн, однако, на наш взгляд, эта величина несколько завышена. Неточности оценок связаны с отсутствием в настоящее время единого подхода к систематизации и перечню методов увеличения нефтеотдачи пластов, а также с отсутствием в отрасли единой методики определения эффективности применения методов увеличения нефтеотдачи.
Снижение
суммарных текущих запасов
Обеспеченность экономики Российской Федерации необходимыми объемами полезных ископаемых во многом зависит от того, насколько рационально используется ее минерально-сырьевая база и, в частности, от роли государства в обеспечении действенного управления и контроля в области недропользования.