Формы и методы воздействия государственных финансов на нефтедобывающую промышленность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы проанализировать положительные и отрицательные влияния государственных финансов на нефтяную промышленность. Проанализировать состояние промышленности и на основе полученных данных определить проблемы отрасли и перспективы в ближайший период.

Задачами курсовой работы являются:

рассмотреть формы и методы воздействия государственных финансов на нефтедобывающую промышленность;
проанализировать тенденцию развития отрасли и механизм государственного финансирования нефтедобывающей промышленности;
определить основные задачи развития нефтедобывающей промышленности;
выявить основные проблемы развития сферы транспорта и пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РФ………………………………5

1.1. Нефтедобывающая промышленность как отрасль экономики

РФ……………………………………………………………….5

1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая воздействия

государственных финансов на нефтедобывающую

промышленность в РФ………………………………………....7

1.3. Анализ состояния нефтедобывающей промышленности в

РФ………………………………………………………………10


ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА

НЕФТЕДОБЫВАЮЩУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ........16

2.1. Формы воздействия государственных финансов на

нефтедобывающую промышленность……………………………..16

2.2. Методы воздействия государственных финансов на

нефтедобывающую промышленность…………...…......................17


ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА

НЕФТЕДОБЫВАЮЩУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ……22

3.1. Проблемы воздействия государственных финансов на

нефтедобывающую промышленность……………………………..22

3.2. Перспективы воздействия государственных финансов на

нефтедобывающую промышленность……………………………..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................33

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………..…

Работа содержит 1 файл

1111курсач.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ

                   ПРОМЫШЛЕННОСТИ В  РФ………………………………5                                                                                         

           1.1. Нефтедобывающая промышленность как отрасль экономики

                   РФ……………………………………………………………….5

            1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая  воздействия

                   государственных финансов на  нефтедобывающую

                   промышленность в РФ………………………………………....7

            1.3. Анализ состояния нефтедобывающей промышленности в

                   РФ………………………………………………………………10 

ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

                   ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ФИНАНСОВ НА 

                   НЕФТЕДОБЫВАЮЩУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ........16

            2.1. Формы воздействия государственных финансов на

          нефтедобывающую промышленность……………………………..16

            2.2. Методы воздействия государственных финансов на

           нефтедобывающую промышленность…………...…......................17 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

                   ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ФИНАНСОВ НА 

                   НЕФТЕДОБЫВАЮЩУЮ  ПРОМЫШЛЕННОСТЬ……22

           3.1. Проблемы воздействия государственных финансов на 

          нефтедобывающую промышленность……………………………..22

           3.2. Перспективы воздействия государственных финансов на

          нефтедобывающую промышленность……………………………..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……30

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................33

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………..…35

     ВВЕДЕНИЕ

     В настоящее время нефтяной сектор топливно-энергетического комплекса  России является одним из наиболее устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики.

     Нефтяной  комплекс сегодня обеспечивает значительный вклад в формирование положительного торгового баланса и налоговых  поступлений в бюджеты всех уровней. Этот вклад существенно выше доли комплекса в промышленном производстве. На его долю приходится более 16% произведённого ВВП России, четвёртая часть налоговых и таможенных поступлений в бюджеты всех уровней, а также более трети поступающей в Россию валютной выручки.

     Такие высокие показатели связаны со значительным ресурсным и производственным потенциалом нефтяной отрасли. В недрах России сосредоточено около 13% разведанных запасов нефти. Эти ресурсы расположены в основном на суше (примерно 3/4). Примерно 60% ресурсов нефти приходится на долю районов Урала и Сибири, что создаёт потенциальные возможности экспорта, как в западном, так и в восточном направлениях. Экономика страны потребляет лишь менее трети добываемой нефти (включая продукты её переработки).

     Добычу  нефти в стране осуществляют более 240 нефтегазодобывающих организаций, причем 11 нефтедобывающих холдингов, включая ОАО «Газпром», обеспечивают более 90% всего объема добычи.

     Таким образом нефтяная промышленность играет огромную роль в экономике России и всегда является актуальной темой. Стратегической задачей развития нефтяной отрасли является плавное и постепенное наращивание добычи со стабилизацией её уровня на долгосрочную перспективу.

     НК  «ЮКОС» является лидером по добыче нефти среди российских компаний, одним из основных экспортёров нефти  и, несомненно, играет значительную роль в развитии нефтяного комплекса РФ. Доходы от реализации углеводородного сырья еще долгие годы будут определять финансово-экономическое состояние страны и темпы экономического роста. Однако в нефтедобывающей промышленности накапливаются нерешенные проблемы, представляющие угрозу для устойчивости ее поступательного развития в средней и долгосрочной перспективе. Актуальность и значимость решения этих проблем для обеспечения устойчивого, поступательного развития нефтяного бизнеса определили цели курсовой работы.

      Цель данной курсовой работы проанализировать положительные и отрицательные влияния государственных финансов на нефтяную промышленность. Проанализировать состояние промышленности и на основе полученных данных определить проблемы отрасли и перспективы в ближайший период.

      Задачами  курсовой работы являются:

    • рассмотреть формы и методы воздействия государственных финансов на нефтедобывающую промышленность;
      • проанализировать  тенденцию развития отрасли и механизм государственного финансирования нефтедобывающей промышленности;
      • определить основные задачи развития нефтедобывающей промышленности;
      • выявить основные проблемы развития сферы транспорта и пути их решения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

                         НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ  ПРОМЫШЛЕННОСТИ В  РФ 

                      1.1. Нефтедобывающая промышленность как отрасль

                             экономики РФ 
 

     По  уровню добычи нефти Россия занимает второе место в мире после Саудовской Аравии. Нефтяные запасы делают Россию одним из важнейших игроков на мировом рынке.

     Добычу  нефти в стране осуществляют более 240 нефтегазодобывающих организаций. 11 нефтедобывающих холдингов обеспечивают более 95% всего объема добычи. Основные регионы добычи - открытые еще в 1960-е  и 1970-е годы западносибирские месторождения, на долю которых приходится 68,1% совокупной годовой добычи. Второй в стране по объему добычи нефти - Волго-Уральский регион - находится в поздней стадии разработки продуктивных месторождений и характеризуется затухающей добычей, которая в ближайшие несколько лет начнет сокращаться.

     Среди российских сырьевых гигантов лидирующее положение по объемам добычи нефти  и газа традиционно занимает ЛУКОЙЛ. В прошлом году компания добыла 76,9 млн. тонн (563 млн. баррелей) нефтегазового  эквивалента, что на 10% больше его ближайшего конкурента - ЮКОСа (69,3 млн. тонн), и это без учета зарубежных подразделений ЛУКОЙЛа, добыча которых составила 2,9 млн. тонн. Далее следуют «Сургутнефтегаз» (49,2 млн. тонн), «Татнефть» (24,6 млн. тонн), ТНК (37,5 млн. тонн) и «Сибнефть» с добычей 26,3 млн. тонн. Государственная «Роснефть» с добычей 16,1 млн. тонн занимает лишь восьмое место, уступая СИДАНКО (16,2 млн. тонн). Всего на «большую восьмерку» крупнейших нефтяных компаний России приходится 83% добычи нефтегазового эквивалента.

     По  состоянию на 01.09.2008 г. в эксплуатационном фонде нефтяной промышленности РФ насчитывалось 158,3 тыс. скважин, из них действовало 133,5 тыс. скважин (или 84,3%), в неработающем фонде - 24,8 тыс. скважин. Среднесуточная добыча нефти в августе 2008 г. находилась на уровне - 1341,8 тыс. т/сут., в среднем за январь- август 2008 г. - 1332,9 тыс. т/сут.

     За 8 месяцев 2008 г. метраж эксплуатационного  бурения составил 9,9 млн. м, ввод новых  скважин - 3593. Ожидаемая по году проходка, очевидно, превысит 14,5 млн. м, а ввод новых скважин, возможно, достигнет ~ 5,4 тыс.шт.

     Таким образом, предкризисная ситуация в  нефтяной отрасли Российской Федерации  была достаточно стабильна и характеризовалась  высокими результатами. 

     1.2. Нормативно-правовая  база, регулирующая  воздействия

            государственных финансов на нефтедобывающую  

            промышленность в РФ 
 

     Рассмотрим  нормативно – правовую базу, регулирующую нефтяной сектор.

     1. Конституцию Российской Федерации - высший закон РФ от 12.12.93г.  В статье 9 главы 1  Конституции указано: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа  жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие  природные ресурсы могут находиться в  частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Все это относится и к нефти - черному золоту.[1]

      2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1 и 2   (с изменениями и дополнениями), принятый Государственной Думой 16 июля 1998 года. В частности 26 глава Налогового Кодекса РФ "Налог на добычу полезных ископаемых", вводящая единый налог на добычу полезных ископаемых.[2]

      3. Закон РФ «О недрах» от  21.02.1992 №2395-1.[5]

      4. Приказ МПР РФ от 01.11.2005 №298 «Об  утверждении классификации запасов  и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов». (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.12.2005 №7296).[9]

      5. Приказ МПР РФ от 31.12.1999 №333 «Об  утверждении порядка освобождения  организаций, осуществляющих добычу  нефти, от регулярных платежей  за добычу нефти и отчислений  на воспроизводство минерально-сырьевой базы»[10]

      6.  Письмо МНС РФ от 23.05.2001 №ВТ-6-04/415 «О платежах за добычу нефти  и отчислениях на воспроизводство  минерально-сырьевой базы». [11]

       7. Положение о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации (в редакции Постановлений Правительства РФ от 10.09.2004 N 477, от 26.01. 2005 № 40).  В данном документе описано общее положение Министерства промышленности и энергетики, а также его полномочия:

  • вносить в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства:
  • принимать нормативно – правовые акты; 
  • обобщает практику применения законодательства и проводит анализ реализации и государственной политики в установленной сфере деятельность;
  • осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функции. [6]

      8. Положение о Федеральном агентстве по промышленности (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 285). Основные полномочия Федерального агентства по промышленности:

  • проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд;
  • осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;
  • взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.[6],[21]

      9. Положение о Департаменте топливно-энергетического комплекса Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.

     Свою  миссию Министерство реализует в  осуществлении государственной  промышленной политики (частью которой служит энергетическая политика), учитывающей принципиальную множественность экономических субъектов, способных иметь свою, корпоративную или консолидированную в рамках ассоциаций бизнеса политику. Отсюда в качестве главного условия и требования эффективной промышленной политики следует необходимость коммуникации, компромисса и согласования действий государства, частного бизнеса и общественных организаций в рамках национальных интересов.

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на нефтедобывающую промышленность