Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 19:39, курсовая работа
Цель данной курсовой работы проанализировать положительные и отрицательные влияния государственных финансов на нефтяную промышленность. Проанализировать состояние промышленности и на основе полученных данных определить проблемы отрасли и перспективы в ближайший период.
Задачами курсовой работы являются:
рассмотреть формы и методы воздействия государственных финансов на нефтедобывающую промышленность;
проанализировать тенденцию развития отрасли и механизм государственного финансирования нефтедобывающей промышленности;
определить основные задачи развития нефтедобывающей промышленности;
выявить основные проблемы развития сферы транспорта и пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РФ………………………………5
1.1. Нефтедобывающая промышленность как отрасль экономики
РФ……………………………………………………………….5
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая воздействия
государственных финансов на нефтедобывающую
промышленность в РФ………………………………………....7
1.3. Анализ состояния нефтедобывающей промышленности в
РФ………………………………………………………………10
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА
НЕФТЕДОБЫВАЮЩУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ........16
2.1. Формы воздействия государственных финансов на
нефтедобывающую промышленность……………………………..16
2.2. Методы воздействия государственных финансов на
нефтедобывающую промышленность…………...…......................17
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА
НЕФТЕДОБЫВАЮЩУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ……22
3.1. Проблемы воздействия государственных финансов на
нефтедобывающую промышленность……………………………..22
3.2. Перспективы воздействия государственных финансов на
нефтедобывающую промышленность……………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................33
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………..…
Вырабатывая и реализуя государственную промышленную политику, Министерство ориентируется на достижение четырех стратегических целей, расположенных в смежных, отчасти пересекающихся сферах.
Для каждой из стратегических целей были сформулированы тактические задачи, решение которых позволит обеспечить достижение целей:
10. Федеральный Закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» от 24.06.1999г (в ред. Федеральных законов от 18.07.2005 N 122-ФЗ).[3]
11. Регламент организации деятельности и взаимодействия Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти (Утвержден приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 28 февраля 2005 г. № 43 ).
Регламент устанавливает общие правила организации деятельности Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (далее - Министерство) по реализации своих полномочий и взаимодействия Министерства с федеральными органами исполнительной власти, в том числе правила организации взаимодействия Министерства с находящимися в его ведении федеральными агентствами.[12]
12. Положение о Федеральном агентстве по промышленности (Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 285)
Федеральное агентство по промышленности является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере нефтяной промышленности. Федеральное агентство по промышленности находится в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.[7]
13. Положение о Департаменте топливно-энергетического комплекса Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.
Осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.[8]
14. Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 19.07.1995г (в ред. Федеральных законов от 04.05.2006 N 147-ФЗ).[4]
Настоящим
Федеральным законом регулируется деятельность
субъектов естественных монополий в сфере
нефтедобывающей промышленности.
Пик максимальной добычи нефти и газового конденсата в России (558-559 млн.т ) отмечался в 1987-1988 гг. Затем наступил период экономического спада, охвативший и нефтедобывающую отрасль. За период с 1989 по 1995 гг. добыча нефти с газовым конденсатом снизилась на 250 млн.т и составила 306 млн.т. Основными причинами кризисных явлений в нефтяной промышленности явились:
В 1995-1999 гг. добыча нефти в России
оставалась стабильной на
В 2001 году добыча нефти по Российской Федерации наращивается еще более высокими темпами, чем в 2000 году. Годовая добыча нефти составила 348 млн.т , то есть на 25 млн.т больше, чем в прошлом году. [20]
Значительный рост добычи нефти по России в 2000-2001 годах связан, прежде всего, с ростом мировых цен на нефть, позволившим нефтяным компаниям направлять необходимые инвестиции в развитие производства. Активизация инвестиционной деятельности компаний в 2001 году обеспечила:
Несмотря на рост инвестиций, наблюдавшийся в ряде нефтяных компаний в 2000-2001 гг., коренного перелома в инвестиционной деятельности отрасли не произошло.
Как видно из таблицы, в 2005 году ЛУКОЙЛ вернул себе лидерство по объемам добычи нефти в России. В прошлом году объемы добычи нефти компанией выросли на 4,4%, что несколько меньше, чем в 2004 году (6,6%), но существенно выше, чем в среднем по РФ (2,5%).На второе место вышла ТНК-BP с объемом добычи 75,3 млн. тонн., если учитывать тот факт, что ТНК-BP принадлежит 49,7% акций Славнефти, то ее объем добычи составил бы 87,4 млн. тонн, что лишь немногим меньше, чем у ЛУКОЙЛа.
Добыча нефти, млн. тонн за 2004-2007г.[25]
добычи нефти, млн. тонн | Удельный вес, % | темп прироста, % | |||||||||
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
ЛУКОЙЛ | 84,1 | 87,8 | 43,7 | 43,5 | 23% | 23% | 22% | 22% | 4% | -50% | 0% |
ТНК-BP | 70,3 | 75,3 | 38 | 36,8 | 19% | 20% | 19% | 19% | 7% | -50% | -3% |
Роснефть | 21,6 | 74,4 | 41,4 | 45,5 | 6% | 20% | 21% | 23% | 244% | -44% | 10% |
Сургутнефтегаз | 59,6 | 63,9 | 48,8 | 48,3 | 16% | 17% | 25% | 25% | 7% | -24% | -1% |
ЮКОС | 85,7 | 24,5 | 2,3 | 1,1 | 24% | 7% | 1% | 1% | -71% | -91% | -52% |
Славнефть | 22 | 24,2 | 17,6 | 15,7 | 6% | 6% | 9% | 8% | 10% | -27% | -11% |
Русснефть | 6,6 | 12,2 | 5,6 | 5,4 | 2% | 3% | 3% | 3% | 85% | -54% | -4% |
Башнефть | 12,1 | 11,9 | 0,6 | 0,5 | 3% | 3% | 0% | 0% | -2% | -95% | -17% |
Всего | 362 | 374,2 | 198 | 196,8 | 3% | -47% | -1% |
На третьем месте - Роснефть, увеличившая добычу в 2005 году на рекордные 244,5%. Причина такой динамики хорошо известна - получение в 2005 году контроля над Юганскнефтегазом. В свою очередь, утрата Юганскнефтегаза стала основной причиной резкого падения добычи ЮКОСа (-71,4%). В целом, объем добычи нефти в РФ в 2005 году составил 374,2 млн. тонн, что на 2,5% выше аналогичного показателя 2004 года. Это самые низкие темпы роста объемов добычи за последние 6 лет. Характерно, что такой результат был отмечен на фоне рекордных цен на нефть. Видимо, основными причинами этой ситуации стали развал ЮКОСа и значительное повышение уровня налогообложения отрасли, существенно снизившее положительный эффект от роста цен на нефть. Заметный дестабилизирующий эффект также оказали крупные налоговые претензии к нефтяным компаниям, в том числе, к ЮКОСу, ЛУКОЙЛу, ТНК-BP. А как видно за 2006-2007 гг. больших изменений нет, кроме ЮКОСА, у которого очень снизились показатели. Но по сравнению с предыдущими годами показатели достаточно снизились в каждой кампании и объем добычи нефти в РФ составил 198-196,8 млн. тонн.
Лидер российской нефтедобычи, ЛУКОЙЛ, показал спад на 2% год к году — такой же, как Славнефть и РуссНефть с их старыми месторождениями. Рост добычи «на своих плечах» вынес ТНК-ВР Холдинг, чья доля в общероссийской нефтедобыче составляет 14%.
Добыча нефти лидеров российской нефтедобычи[25]
Лидер российской нефтедобычи, ЛУКОЙЛ, показал спад на 2% год к году — такой же, как Славнефть и РуссНефть с их старыми месторождениями. Рост добычи «на своих плечах» вынес ТНК-ВР Холдинг, чья доля в общероссийской нефтедобыче составляет 14%. Компания увеличила производство нефти на 3,2% до 41,7 млн. тонн (1,43 млн. баррелей в сутки) благодаря росту добычи на Увате (юг Тюменской области) и на Верхнечонском месторождении (Восточная Сибирь), равно как и на зрелых месторождениях Оренбуржья. Отметим, что добыча нефти ТНК-ВР Холдингом растет примерно три года подряд без остановок.
В январе – июле 2010 г. объем добычи Газпром нефти вырос на 1% до 17,32 млн. тонн (600 тысяч /с), хотя в аналогичном периоде прошлого года «дочка» Газпрома демонстрировала спад нефтедобычи приблизительно на 5% к аналогичному периоду 2008 года. Лидирует по темпам роста добычи нефти дочернее предприятие «Газпром нефти» — Газпромнефть - Хантос, увеличившее добычу в I полугодии текущего года на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года – до 4,728 млн. тонн нефти. Напомню, что во 2-м квартале 2009 года «Газпром нефть» приобрела Sibir Energy, и это также внесло свой вклад в разворот падающего тренда производства нефти этой компанией.
Роснефть
еще некоторое время будет
показывать рост добычи за счет Ванкора.
Так что это понижение можно
было бы назвать временным, если бы
не угрожающе высокие темпы падения
на Юганскнефтегазе и прочих старых месторождениях.
Ставка ЛУКОЙЛа на Южное Хыльчую пока
тоже себя не оправдывает, так как это
месторождение не может компенсировать
резкое падение производства на старых
месторождениях нефтяной компании в Западной
Сибири. Спасти ситуацию могло бы облегчение
налогового бремени нефтяных компаний.
Но пока государство не спешит делать
этого. А значит, гарантом высоких темпов
добычи в России со временем станут не
ЛУКОЙЛ и не Роснефть, а другие компании,
меньшие по размеру.
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА
НЕФТЕДОБЫВАЮЩУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
2.1. Формы воздействия государственных финансов на
нефтедобывающую промышленность
Государственное регулирование национальной экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Формы
воздействия государства в
Косвенное
вмешательство с помощью
Косвенные
(вмешательство) формы, используемые в
государственной
Административная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия промышленности.