Формы и методы государственного регулирования нефтяной промышленности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Россия является крупной энергетической державой, обладающей 13% мировых запасов нефти, 14% природного урана, 45% газа и почти 25% запасов угля. Энергетический фактор играет определяющую роль в обеспечении надежного функционирования экономики и социальной сферы страны, укреплении ее позиций на международной арене. Все процессы добычи и переработки топлива, производства, транспортировки и распределения электроэнергии охватывает один из важнейших межотраслевых комплексов - топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Он состоит из двух главных частей: топливной промышленности и электроэнергетики, а также инфраструктуры. Своеобразной особенностью ТЭК России является то, что он целиком базируется на отечественных ресурсах, по запасам которых страна занимает одно из первых мест в мире.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………… ............3
ГЛАВА I
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИ…………..….………..5
ГЛАВА II
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ОТРАСЛИ ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..........................................…..........……………………16
ГЛАВА III
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ....... ........…………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………......………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……..………….. . ...34
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………....……. ..... 38

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 94.33 Кб (Скачать)

Осуществляется  государственная поддержка стратегических инициатив по освоению минерально-сырьевой базы ТЭК и развитию энергетической инфраструктуры из средств Инвестиционного фонда – в частности, проектов комплексного развития Нижнего Приангарья; строительства комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г. Нижнекамск; «Комплексное развитие Южной Якутии». Продолжается развитие инвестиционных вложений в инфраструктуру транспорта нефти.

Деятельность по государственной поддержке стратегических инициатив находит также свое отражение в разработке и реализации масштабных региональных и отраслевых программ, отвечающих установкам Энергетической Стратегии-2020.

Реализуется одобренная Правительством Российской Федерации в феврале 2008 г. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, акцент в которой сделан на развитии атомной, угольной и возобновляемой энергетики (включая гидроэнергетику), что направлено на снижение зависимости отрасли от природного газа, а также на диверсификацию топливно-энергетического баланса (ТЭБ) страны.

Ведется работа по разработке модели долгосрочного рынка мощности, которая  повысит инвестиционную привлекательность  российской тепло- и электроэнергетики, ответственность участников рынка  и гарантии платежеспособного сбыта  тепло- и электроэнергии.

    1. Методы воздействия государственных финансов на отрасли топливной промышленности. 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ постановление от 28 мая 2008 г. №400 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство топливно-энергетическим комплексом Российской Федерации, а также координацию деятельности предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса, является Министерство энергетики Российской Федерации.

Так как практически все  предприятия топливно-энергетического  комплекса РФ являются естественными  монополиями в своей сфере  деятельности, они требуют государственного регулирования. Органом, осуществляющим государственное регулирование  цен на электрическую и тепловую энергию, а также цен на природный  газ и транспорт нефти и  нефтепродуктов на федеральном уровне, является Федеральная служба по тарифам  Российской Федерации (ФСТ РФ).  

На региональном уровне органами, регулирующими деятельность предприятий  топливно-энергетического комплекса, являются, прежде всего, управления государственного энергетического надзора в субъектах  РФ в лице Департамента государственного регулирования ТЭК, а также органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Их задачей  является обеспечение социально-экономического развития региона любого уровня на основе эффективного, надежного и безопасного энергоснабжения при минимальных затратах на производство, преобразование, транспорт и потребление энергоносителей.

Основные задачи и принципы в регулировании топливно-энергетического  комплекса:

1. организация обеспечения  потребности экономики, населения  и организаций бюджетной сферы  РФ в топливе и энергии, их  рационального и 

 безопасного использования.

2. содействие созданию  правовых и экономических основ,  обеспечивающих эффективное и  устойчивое функционирование и  развитие топливно-энергетического  комплекса в условиях рыночных  отношений.

3. осуществление экономических  реформ, связанных с переходом  к рыночным отношениям, на основе  развития конкурентной среды,  изменения отношений собственности  в топливно-энергетическом комплексе  Российской Федерации.

4. диверсификация структуры  топливно-энергетического баланса,  разработка долгосрочных и среднесрочных  программ газификации, совершенствование системы газоснабжения и топливообеспечения жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы.

В соответствии с задачами и принципами Министерства Энергетики применяются следующие методы государственного регулирования и контроля топливно-энергетического комплекса:

  • контроль по  взаимодействию с организациями электро- и теплоэнергетики, нефтеперерабатывающей промышленности, газификации, газоснабжения, нефтепродуктообеспечения, магистральных трубопроводов нефти, газа, расположенных на территории Российской Федерации, нетрадиционной энергетики и местных видов топлива, энергосервисными, научными, проектными организациями, организациями, обслуживающими топливно-энергетический комплекс, по вопросам, отнесенным к ведению Министерства;
  • государственное регулирование и контроль формирования прогнозов социально-экономического развития топливно-энергетического комплекса;
  • государственное регулирование вопросов размещения и строительства крупных объектов топливно-энергетического комплекса и промышленности.
  • государственное регулирование и контроль  разработок балансов производства и потребления топливно-энергетических ресурсов (электрическая энергия, теплоэнергия и топливо) в территориальном и отраслевых разрезах, в разрезе потребителей всех форм собственности.
  • разрабатывает лимиты потребления топливно-энергетических ресурсов бюджетными организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета.
  • государственное регулирование и контроль в формировании тарифной политики на электрическую и тепловую энергию.
  • государственное регулирование инвестиционного процесса в топливно-энергетическом комплексе и обеспечение стимулирования привлечения инвестиций в топливно-энергетический комплекс.
  • государственный надзор за эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов.
  • государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов в соответствии с законодательством Российской Федерации, по вопросам, отнесенным к ведению Министерства.
  • Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных Министерству предприятий и учреждений.
  • в пределах полномочий, предоставленных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральным законодательством, осуществляет анализ экономического и финансового состояния организаций топливно-энергетического комплекса и вырабатывает рекомендации по стабилизации финансового состояния организаций топливно-энергетического комплекса.
  • лицензирование отдельных видов деятельности в сфере топливо- и электроэнергетики, предусмотренных законодательством РФ. Государство устанавливает определенные моменты в лицензии: динамику добычи, обязательность ведения работ на м/ж. В связи с невыполнением условий лицензирования, государство имеет право лишить компанию лицензии;
  • контроль за реализацией профилактических, организационных и иных мер предупреждения, выявления и пресечения террористической деятельности на объектах топливно-энергетического комплекса.
  • координация деятельности организаций топливно-энергетического комплекса по выполнению мероприятий, направленных на осуществление производственного контроля на опасных производственных объектах и уменьшение выбросов веществ, отрицательно воздействующих на окружающую среду.
  • техническое регулирование топливно-энергетического комплекса;
  • государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами топливно-энергетического комплекса законодательства в области охраны окружающей среды и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы экологической безопасности.

Также государственное регулирование  топливной промышленности может  заключаться в создании государственной компании, на которую возлагается ряд функций (квотирование, вопросы международных поставок), устанавливает определенные моменты в лицензии, но в связи с невыполнением условий лицензирования, государство имеет право лишить компанию лицензии. Государство может влиять на поведение компании путем управления пакетом акций нефтегазовых компаний (в результате приватизации).

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ        ТОПЛИВНОЙ ОТРАСЛИ

 

 3.1. Проблемы развития топливной промышленности в РФ

 

В настоящее время относительно более высокая успешность функционирования нефтегазового комплекса (НТК) по сравнению с другими отраслями создает вид его долгосрочного и устойчивого благополучия и делает комплекс постоянным и основным источником бюджета. Однако влияние предыдущих затрат может закончиться очень скоро (подходит к концу период получения эффекта от осуществленных ранее инвестиций) и существует опасность обвального выбытия старых фондов и закрытия большого числа скважин в связи с их ухудшающейся рентабельностью, в том числе под воздействием изменяющихся экономических условий. Учитывая, что НТК является бюджетообразующей отраслью и главным экспортером страны, и его состояние самым непосредственным и быстрейшим образом сказывается на социально-экономическом положении страны, необходимо заблаговременно формировать стратегию противодействия нарастанию отмеченных негативных явлений.

В основе сегодняшних проблем НТК  лежит сочетание природных факторов (истощение недр), последствий изменения  экономических отношений и системы  управления и острым дефицитом финансово-экономических  и правовых рычагов для решения  этих проблем, к важнейшим из которых  относятся следующие:

>  финансовая дестабилизация в отраслях НТК из-за обвального роста неплатежей со стороны потребителей жидкого и газообразного топлива, ведущая к росту задолженности предприятий НТК в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

>  дефицит инвестиций, особенно острый в условиях прогрессирующего старения и высокой изношенности основных фондов, приводящий к некомпенсируемому выбытию производственных мощностей и сокращающий возможности не только расширенного, но и простого воспроизводства, и неблагоприятный в целом инвестиционный климат, не создающий для потенциальных отечественных и иностранных инвесторов склонности к инвестициям; [16.C.44]

>  высокие издержки и слабая восприимчивость к достижениям НТП для их снижения;

>  ухудшение процессов воспроизводства сырьевой базы комплекса, вызванное резким сокращением объемов геологоразведочных работ, связанных отсутствием экономических стимулов к наращиванию ресурсного потенциала разрабатываемых месторождений за счет продления периода их рентабельной эксплуатации и увеличения нефтеотдачи;

>  политика ценообразования на продукцию НТК, приводящая к нарушению оптимальных ценовых пропорций как между ценами на различные энергоресурсы, так и между ценами на углеводороды и другие товары;

>  фискально-ориентированная налоговая политика в отраслях НТК, не нацеленная на достижение максимального инвестиционного эффекта при разработке нефтегазовых месторождений, приводящая к уменьшению сроков разработки, величины рентабельно извлекаемых запасов, накопленных налоговых поступлений и других прямых и косвенных эффектов;

>  недостаточно диверсифицированная институциональная структура НТК и низкая эффективность государственного регулирования комплекса, оборачивающаяся в значительном числе случаев упущенной выгодой государства и инвесторов.

В сложившихся условиях Минэнерго  России планирует разработку антикризисных  мер для нормализации ситуации в  топливной промышленности. Также  завершается работа по разработке Энергетической стратегии России до 2030, учитывающей  изменение ситуации на российском и  мировом рынках.

 

3.2. Перспективы развития топливной промышленности в РФ

Нефтяная отрасль является ключевой отраслью российской экономики, обеспечивающей почти половину поступлений  в бюджет Российской Федерации.

Особую значимость отрасли  обеспечивает и то, что ей соответствует  один из максимальных инвестиционных мультипликаторов, прежде всего за счет того, что более 94% используемого  в нефтегазовой отрасли оборудования и материалов - отечественного производства.

В настоящий момент нефтяная отрасль вышла на стабильное плато. В 2008 году при максимальной цене на нефть (средняя цена за 2008 год – 95$/баррель) наметился тренд на снижение добычи. Однако своевременно принятые меры по созданию инфраструктуры Восточная  Сибирь – Тихий океан и применению льготной ставки экспортной пошлины  позволили ввести в разработку Ванкорское, Талканское и Верхнечонское месторождения  и изменить тренд добычи нефти  на повышательный. В 2010 году прирост  добычи составил 10,9 млн.т., добываемый объем достиг уровня 505,1 млн.т.

Ключевым документом, определяющим развитие нефтяной отрасли, является Генеральная  схема развития нефтяной отрасли  на период до 2020 года.

Генсхема определяет перспективные  показатели развития отрасли:

- уровень добычи нефти,  обеспечивающий максимальный экономический  эффект и бюджетные поступления;

- объем нефтепереработки;

- развитие транспортной  инфраструктуры, необходимое для  обеспечения внутренней и экспортной  доставки целевых объемов нефти  и нефтепродуктов.

В рамках разработки Генсхемы сформированы инерционный, максимальный и целевой профили добычи.

Основные выводы по Генсхеме развития нефтяной отрасли:

- Целевой профиль добычи  нефти наиболее оптимально обеспечивает  распределение нагрузки между  государством и инвестором, предполагает  стабилизацию ежегодной добычи  нефти в период до 2020 года на  уровне 505 млн. тонн.

- Необходимо определить  оптимальный налоговый режим  в добыче нефти, обеспечивающий  максимальные налоговые поступления  и максимальную стоимость отрасли  для страны при приемлемой  сложности администрирования режима. (Такая работа ведется Минэнерго  России с заинтересованными ФОИВ  и НК).

- Сохранение объемов нефтепереработки  на текущем уровне 230-240 млн. тонн  при увеличении глубины переработки  до 85% в 2020 году обеспечит максимальный  вклад нефтепереработки в экономику  страны.

- Выравнивание пошлин  на светлые и темные нефтепродукты  вместе с грамотным управлением  дифференциалом между пошлиной  на нефть и нефтепродуктами  являются ключевыми рычагами  для достижения поставленных  целей.

Завершение текущих диверсификационных проектов и реализация проектов по подключению новых центров добычи обеспечат гибкую и устойчивую к  смене рынков инфраструктуру, хеджирующих  страновые транзитные риски.

В целом, Генсхема развития нефтяной отрасли на период до 2020 г. является стратегическим документом, определяющим основные перспективные  направления развития отрасли.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отвечая поставленным в данной работе целям и задачам, мы рассмотрели  необходимость государственного регулирования  топливной промышленности на современном  этапе развития общественно-экономических  отношений.

Также были рассмотрены основные методы и формы государственного регулирования ТЭК, современные  органы регулирования топливно-энергетического  комплекса, нормативные и законодательно-правовые акты в области ТЭК, и на основе которых было рассмотрено инновационная  политика государства, выражающаяся в  разработках новых стратегий  развития отраслей топливной промышленности.

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования нефтяной промышленности в РФ