Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:28, курсовая работа
Россия является крупной энергетической державой, обладающей 13% мировых запасов нефти, 14% природного урана, 45% газа и почти 25% запасов угля. Энергетический фактор играет определяющую роль в обеспечении надежного функционирования экономики и социальной сферы страны, укреплении ее позиций на международной арене. Все процессы добычи и переработки топлива, производства, транспортировки и распределения электроэнергии охватывает один из важнейших межотраслевых комплексов - топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Он состоит из двух главных частей: топливной промышленности и электроэнергетики, а также инфраструктуры. Своеобразной особенностью ТЭК России является то, что он целиком базируется на отечественных ресурсах, по запасам которых страна занимает одно из первых мест в мире.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………… ............3
ГЛАВА I
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИ…………..….………..5
ГЛАВА II
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ОТРАСЛИ ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..........................................…..........……………………16
ГЛАВА III
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ....... ........…………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………......………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……..………….. . ...34
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………....……. ..... 38
Деятельность по государственной поддержке стратегических инициатив находит также свое отражение в разработке и реализации масштабных региональных и отраслевых программ, отвечающих установкам Энергетической Стратегии-2020.
Реализуется одобренная Правительством Российской Федерации в феврале 2008 г. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, акцент в которой сделан на развитии атомной, угольной и возобновляемой энергетики (включая гидроэнергетику), что направлено на снижение зависимости отрасли от природного газа, а также на диверсификацию топливно-энергетического баланса (ТЭБ) страны.
Ведется работа по разработке модели долгосрочного рынка мощности, которая повысит инвестиционную привлекательность российской тепло- и электроэнергетики, ответственность участников рынка и гарантии платежеспособного сбыта тепло- и электроэнергии.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ постановление от 28 мая 2008 г. №400 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство топливно-энергетическим комплексом Российской Федерации, а также координацию деятельности предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса, является Министерство энергетики Российской Федерации.
Так как практически все
предприятия топливно-
На региональном уровне органами,
регулирующими деятельность предприятий
топливно-энергетического
Основные задачи и принципы
в регулировании топливно-
1. организация обеспечения
потребности экономики,
безопасного использования.
2. содействие созданию
правовых и экономических
3. осуществление экономических
реформ, связанных с переходом
к рыночным отношениям, на основе
развития конкурентной среды,
изменения отношений
4. диверсификация структуры
топливно-энергетического
В соответствии с задачами и принципами Министерства Энергетики применяются следующие методы государственного регулирования и контроля топливно-энергетического комплекса:
Также государственное регулирование топливной промышленности может заключаться в создании государственной компании, на которую возлагается ряд функций (квотирование, вопросы международных поставок), устанавливает определенные моменты в лицензии, но в связи с невыполнением условий лицензирования, государство имеет право лишить компанию лицензии. Государство может влиять на поведение компании путем управления пакетом акций нефтегазовых компаний (в результате приватизации).
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНОЙ ОТРАСЛИ
3.1. Проблемы развития топливной промышленности в РФ
В настоящее время относительно более высокая успешность функционирования нефтегазового комплекса (НТК) по сравнению с другими отраслями создает вид его долгосрочного и устойчивого благополучия и делает комплекс постоянным и основным источником бюджета. Однако влияние предыдущих затрат может закончиться очень скоро (подходит к концу период получения эффекта от осуществленных ранее инвестиций) и существует опасность обвального выбытия старых фондов и закрытия большого числа скважин в связи с их ухудшающейся рентабельностью, в том числе под воздействием изменяющихся экономических условий. Учитывая, что НТК является бюджетообразующей отраслью и главным экспортером страны, и его состояние самым непосредственным и быстрейшим образом сказывается на социально-экономическом положении страны, необходимо заблаговременно формировать стратегию противодействия нарастанию отмеченных негативных явлений.
В основе сегодняшних проблем НТК
лежит сочетание природных
> финансовая дестабилизация в отраслях НТК из-за обвального роста неплатежей со стороны потребителей жидкого и газообразного топлива, ведущая к росту задолженности предприятий НТК в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
> дефицит инвестиций, особенно острый в условиях прогрессирующего старения и высокой изношенности основных фондов, приводящий к некомпенсируемому выбытию производственных мощностей и сокращающий возможности не только расширенного, но и простого воспроизводства, и неблагоприятный в целом инвестиционный климат, не создающий для потенциальных отечественных и иностранных инвесторов склонности к инвестициям; [16.C.44]
> высокие издержки и слабая восприимчивость к достижениям НТП для их снижения;
> ухудшение процессов воспроизводства сырьевой базы комплекса, вызванное резким сокращением объемов геологоразведочных работ, связанных отсутствием экономических стимулов к наращиванию ресурсного потенциала разрабатываемых месторождений за счет продления периода их рентабельной эксплуатации и увеличения нефтеотдачи;
> политика ценообразования на продукцию НТК, приводящая к нарушению оптимальных ценовых пропорций как между ценами на различные энергоресурсы, так и между ценами на углеводороды и другие товары;
> фискально-ориентированная налоговая политика в отраслях НТК, не нацеленная на достижение максимального инвестиционного эффекта при разработке нефтегазовых месторождений, приводящая к уменьшению сроков разработки, величины рентабельно извлекаемых запасов, накопленных налоговых поступлений и других прямых и косвенных эффектов;
> недостаточно диверсифицированная институциональная структура НТК и низкая эффективность государственного регулирования комплекса, оборачивающаяся в значительном числе случаев упущенной выгодой государства и инвесторов.
В сложившихся условиях Минэнерго России планирует разработку антикризисных мер для нормализации ситуации в топливной промышленности. Также завершается работа по разработке Энергетической стратегии России до 2030, учитывающей изменение ситуации на российском и мировом рынках.
3.2. Перспективы развития топливной промышленности в РФ
Нефтяная отрасль является ключевой отраслью российской экономики, обеспечивающей почти половину поступлений в бюджет Российской Федерации.
Особую значимость отрасли обеспечивает и то, что ей соответствует один из максимальных инвестиционных мультипликаторов, прежде всего за счет того, что более 94% используемого в нефтегазовой отрасли оборудования и материалов - отечественного производства.
В настоящий момент нефтяная отрасль вышла на стабильное плато. В 2008 году при максимальной цене на нефть (средняя цена за 2008 год – 95$/баррель) наметился тренд на снижение добычи. Однако своевременно принятые меры по созданию инфраструктуры Восточная Сибирь – Тихий океан и применению льготной ставки экспортной пошлины позволили ввести в разработку Ванкорское, Талканское и Верхнечонское месторождения и изменить тренд добычи нефти на повышательный. В 2010 году прирост добычи составил 10,9 млн.т., добываемый объем достиг уровня 505,1 млн.т.
Ключевым документом, определяющим развитие нефтяной отрасли, является Генеральная схема развития нефтяной отрасли на период до 2020 года.
Генсхема определяет перспективные показатели развития отрасли:
- уровень добычи нефти,
обеспечивающий максимальный
- объем нефтепереработки;
- развитие транспортной
инфраструктуры, необходимое для
обеспечения внутренней и
В рамках разработки Генсхемы сформированы инерционный, максимальный и целевой профили добычи.
Основные выводы по Генсхеме развития нефтяной отрасли:
- Целевой профиль добычи
нефти наиболее оптимально
- Необходимо определить
оптимальный налоговый режим
в добыче нефти,
- Сохранение объемов
- Выравнивание пошлин
на светлые и темные
Завершение текущих
В целом, Генсхема развития нефтяной отрасли на период до 2020 г. является стратегическим документом, определяющим основные перспективные направления развития отрасли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отвечая поставленным в данной работе целям и задачам, мы рассмотрели необходимость государственного регулирования топливной промышленности на современном этапе развития общественно-экономических отношений.
Также были рассмотрены основные
методы и формы государственного
регулирования ТЭК, современные
органы регулирования топливно-
Информация о работе Формы и методы государственного регулирования нефтяной промышленности в РФ