Формы и методы государственного регулирования нефтяной промышленности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Россия является крупной энергетической державой, обладающей 13% мировых запасов нефти, 14% природного урана, 45% газа и почти 25% запасов угля. Энергетический фактор играет определяющую роль в обеспечении надежного функционирования экономики и социальной сферы страны, укреплении ее позиций на международной арене. Все процессы добычи и переработки топлива, производства, транспортировки и распределения электроэнергии охватывает один из важнейших межотраслевых комплексов - топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Он состоит из двух главных частей: топливной промышленности и электроэнергетики, а также инфраструктуры. Своеобразной особенностью ТЭК России является то, что он целиком базируется на отечественных ресурсах, по запасам которых страна занимает одно из первых мест в мире.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………… ............3
ГЛАВА I
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИ…………..….………..5
ГЛАВА II
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ОТРАСЛИ ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..........................................…..........……………………16
ГЛАВА III
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ....... ........…………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………......………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……..………….. . ...34
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………....……. ..... 38

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 94.33 Кб (Скачать)

 

Расходные обязательства  Российской Федерации в сфере  регулирования и развития топливно-энергетического  комплекса определяются следующими нормативными правовыми актами:

- Федеральный закон от 20 июня 1996 г. № 81-ФЗ «О государственном  регулировании в области добычи  и использования угля, об особенностях  социальной защиты работников  организаций угольной промышленности»;

- Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об  аварийно-спасательных службах и  статусе спасателей»;

- постановление Правительства  Российской Федерации от 24 декабря  2004 г. № 840 «О перечне мероприятий  по реструктуризации угольной  промышленности и порядке их  финансирования»;

- постановление Правительства Российской  Федерации от 23 июня 2001 г. № 481 «Об утверждении Правил возмещения  из федерального бюджета части  затрат на уплату процентов  по кредитам, полученным организациями  топливно-энергетического комплекса  в российских кредитных организациях» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ОТРАСЛИ ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

2.1. Формы и методы  воздействия государственных финансов  на экономику в России

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организации бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов (ст. 69 БК РФ), формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.). При формировании налоговых доходов бюджета в порядок их образования будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне используются различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

1) финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и безвозвратной основах);

2) метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), а на микроуровне - при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст. 76-77 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;

3) налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

4) страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.

Существуют и используются различные формы контроля, которые принято классифицировать по определенным признакам, приведенным в таблице:

Признак классификации

Форма финансового контроля

Регламент осуществления

Обязательный, инициативный внешний и внутренний

Время проведения

Предварительный, текущий и последующий

Субъекты контроля

Государственный, органов местного самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый(аудиторский)

Объекты контроля

Бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой. Инвестиционный, таможенный,валютный


Методы финансового контроля

Существуют следующие методы осуществления финансового контроля:

Проверки.

Производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.

Обследования.

предлагает изучение отдельных аспектов функционирования предприятий, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития.

Надзор

Представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством.

Анализ финансового состояния предполагает оценку результата финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его капитала.

Наблюдения (мониторинг) – это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием.

Ревизии

Ревизия выступает в виде наиболее распространенного и всеобъемлющего метода финансового контроля. По полноте охвата контроля финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают полные, частичные , тематические и комплексные ревизии.

 

    1.  Формы воздействия государственных финансов на отрасли топливной промышленности

 

Все формы государственного регулирования, несмотря на их определенное разнообразие, можно разбить на следующие группы: прямое и косвенное экономическое  регулирование, т.е. формы прямого  и косвенного воздействия государства.

К прямому экономическому регулированию относятся многообразные формы безвозвратного целевого финансирования территорий, предприятий, отраслей – это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных), также относятся льготные кредиты.

Так планируемый объем  нефтегазового трансферта на 2012 год – 4 390,0 млрд. рублей и на 2013 год – 4 653,2 млрд. рублей. Прирост доходов федерального бюджета в 2013  году по сравнению с 2010 годом составит 2 519,0 млрд. рублей, или 32 %. В 2011 году  по сравнению с предыдущим годом  53 доходы увеличатся на 983,7 млрд. рублей, или на 12,5 %, в 2012 году – на 658,9 млрд. рублей, или на 7,5 %, в 2013 году –  на 876,4 млрд. рублей, или на 9,2 %. Формирование доходов федерального бюджета на 2011 – 2013  годы осуществляется    в условиях изменений,  вносимых в налоговое,  бюджетное и таможенное законодательство, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и касающихся увеличения вывозных таможенных пошлин и индексации акцизов,  ставок НДПИ по газу и нефти,  которые приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2011 году на 274,3 млрд. рублей, или на 0,5 % ВВП, в 2012 году – на 338,3 млрд. рублей, или на 0,6 % ВВП, в 2013 году – на 530 млрд.  рублей, или на 0,9 % ВВП.    Указанные изменения      связаны с увеличением ставки НДПИ на газ с 2011  года, индексацией ставок НДПИ на нефть с 2012 года, отменой льготной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть,  добываемую на месторождениях Восточной Сибири,  установлением ставок вывозной таможенной пошлины на товары, выработанные из нефти, в размере 56 %, 58 %, 60 %  ставок пошлины на нефть в 2011 – 2013  годах,  индексацией акцизов на табак,  алкоголь,  вино, пиво, горюче-смазочные материалы.

Государство также использует такие прямые формы воздействия, как осуществление инвестиционной политики, разработка и финансирование проектов, целевых программ, осуществляемых РФ, а также за счет федерального бюджета.

Также выделены бюджетные  ассигнования на выполнение таких обязательств Российской Федерации, как:

  • мероприятия по реструктуризации угольной промышленности
  • субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях организациями угольной промышленности на реализацию инвестиционных проектов
  • субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях организациями топливно-энергетического комплекса на заготовку топлива и ремонт энергооборудования при подготовке к зиме;
  • обеспечение деятельности учреждений предоставляющих услуги, связанные с реструктуризацией угольной отрасли;
  • обеспечение деятельности учреждений аварийно-спасательных формирований противофонтанных военизированных частей.

К косвенным формам экономического регулирования относится проводимая государством политика в области кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических (в том числе таможенных) отношений и др. Таким образом, государство, используя экономические интересы и стимулы, влияет на экономическое поведение субъектов хозяйствования, выступающих в качестве производителей и потребителей.

Проводятся меры по принятию и совершенствованию  антимонопольного законодательства, обоснованная налоговая политика, утверждение основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в отраслях топливной промышленности.

Данные виды регулирования, будучи встроенными в рыночные отношения, формируют структуру цен и  издержек, реальную конкурентоспособность  отдельных секторов хозяйства, а  значит и функцию рынка.

При формировании нефтегазовых доходов  на 2010 год были учтены следующие перечисления: от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (в части доходов федерального бюджета); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный, товары, выработанные из нефти.

К налоговым льготам можно  отнести разделение ставок в зависимости от класса бензина и топлива вместо нынешней дифференциации по октановому числу. Это позволит увеличить добычу нефти в РФ на 10% .6 В 2011 году установлены следующие ставки акцизов на автомобильный бензин: не соответствующий классу 3, или классу 4, или классу 5 - 4624,6 руб. за 1 тонну; класса 3 - 4302,2 руб. за 1 тонну;  класса 4 и класса 5 - 3773,0 руб. за 1 тонну. В 2011 году установлены следующие ставки акцизов на дизельное топливо: не соответствующее классу 3, или классу 4, или классу 5 - 1573 руб. за 1 тонну; класса 3 - 1304 руб. за 1 тонну; класса 4 и класса 5 - 1067 руб. за 1 тонну.

 Федеральная энергетическая  комиссия России (ФЭК) устанавливает  предельные уровни тарифов на  тепловую энергию с разбивкой  по регионам, с выделением населения,  при  этом учитываются следующие  основные факторы: 

а) федеральные факторы, или факторы, определяемые регулированием тарифов  и цен на федеральном уровне:

    • цена на газ, включая оптовую цену и надбавки ГРО (газораспределительной организацией, т.е. субъектом естественных монополий в топливно-энергетическим комплексе по разделу «Транспортировка газа по трубопроводам». Этот статус определен Приказом Федеральной Службой по тарифам РФ от 22 ноября 2006 года №228-э. Регистрационный номер ООО «СЭТ» - 50.2.28) , - рост на 22,1%. [35]

В целом по России влиянием федеральных  факторов определяется рост среднего тарифа на 6,1%, из которых 2,8% приходится на газ (почти половина); [25]

б) региональные факторы:  
- стоимость топлива (кроме газа);  
- амортизация;  
- затраты на ремонт;  
- зарплата;  
- проценты по кредитам;  
- страхование;  
- налоги;  
- защита окружающей среды;  
- прибыль (включая средства на инвестиции и энергосбережение).

Установление согласованных тарифов, по расчетам ФЭК России, позволяет  сократить региональную дифференциацию тарифов для населения по большинству  федеральных округов.  При этом обеспечивается безубыточное функционирование региональных топливно-энергетических компаний в условиях минимального превышения роста тарифов по сравнению с  прогнозным темпом инфляции.

Влияние субъектов естественных монополий, регулируемых ФЭК России, на экономику  ставит перед нами задачу выработки  основных принципов ценовой политики, обеспечивающих экономически эффективное  и устойчивое развитие субъектов  естественных монополий, при условии  соблюдения баланса интересов как  самих субъектов естественных монополий, так и потребителей их продукции (услуг).

Отдел государственного регулирования  цен и тарифов топливно-энергетического  комплекса выполняет следующее  регулирование:

  • установление тарифов на электрическую энергию для потребителей области, разработка и представление в ФСТ предложений по предельным уровням тарифов на электрическую и тепловую энергию, тарифов на вырабатываемую электрическую энергию, согласование балансов производства и поставок электрической и тепловой энергии на территории области;
  • установление розничных цен на природный и сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, согласование тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям области;
  • ведение Реестра энергосберегающих организаций, мониторинга тарифов топливно-энергетического комплекса, ведение информационной базы данных по регулируемым предприятиям.

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования нефтяной промышленности в РФ