Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:28, курсовая работа
Россия является крупной энергетической державой, обладающей 13% мировых запасов нефти, 14% природного урана, 45% газа и почти 25% запасов угля. Энергетический фактор играет определяющую роль в обеспечении надежного функционирования экономики и социальной сферы страны, укреплении ее позиций на международной арене. Все процессы добычи и переработки топлива, производства, транспортировки и распределения электроэнергии охватывает один из важнейших межотраслевых комплексов - топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Он состоит из двух главных частей: топливной промышленности и электроэнергетики, а также инфраструктуры. Своеобразной особенностью ТЭК России является то, что он целиком базируется на отечественных ресурсах, по запасам которых страна занимает одно из первых мест в мире.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………… ............3
ГЛАВА I
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИ…………..….………..5
ГЛАВА II
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ОТРАСЛИ ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..........................................…..........……………………16
ГЛАВА III
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ....... ........…………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………......………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……..………….. . ...34
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………....……. ..... 38
Расходные обязательства Российской Федерации в сфере регулирования и развития топливно-энергетического комплекса определяются следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральный закон от
20 июня 1996 г. № 81-ФЗ «О государственном
регулировании в области
- Федеральный закон от
22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об
аварийно-спасательных службах
- постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования»;
-
постановление Правительства
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ОТРАСЛИ ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
2.1. Формы и методы
воздействия государственных
Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организации бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов (ст. 69 БК РФ), формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.). При формировании налоговых доходов бюджета в порядок их образования будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне используются различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.
Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:
1) финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и безвозвратной основах);
2) метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), а на микроуровне - при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст. 76-77 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;
3) налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
4) страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.
Существуют и используются различные формы контроля, которые принято классифицировать по определенным признакам, приведенным в таблице:
Признак классификации |
Форма финансового контроля |
Регламент осуществления |
Обязательный, инициативный внешний и внутренний |
Время проведения |
Предварительный, текущий и последующий |
Субъекты контроля |
Государственный, органов местного самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый(аудиторский) |
Объекты контроля |
Бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой. Инвестиционный, таможенный,валютный |
Методы финансового контроля
Существуют следующие методы осуществления финансового контроля:
Проверки.
Производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.
Обследования.
предлагает изучение отдельных аспектов функционирования предприятий, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития.
Надзор
Представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством.
Анализ финансового состояния предполагает оценку результата финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его капитала.
Наблюдения (мониторинг) – это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием.
Ревизии
Ревизия выступает в виде наиболее распространенного и всеобъемлющего метода финансового контроля. По полноте охвата контроля финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают полные, частичные , тематические и комплексные ревизии.
Все формы государственного регулирования, несмотря на их определенное разнообразие, можно разбить на следующие группы: прямое и косвенное экономическое регулирование, т.е. формы прямого и косвенного воздействия государства.
К прямому экономическому регулированию относятся многообразные формы безвозвратного целевого финансирования территорий, предприятий, отраслей – это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных), также относятся льготные кредиты.
Так планируемый объем нефтегазового трансферта на 2012 год – 4 390,0 млрд. рублей и на 2013 год – 4 653,2 млрд. рублей. Прирост доходов федерального бюджета в 2013 году по сравнению с 2010 годом составит 2 519,0 млрд. рублей, или 32 %. В 2011 году по сравнению с предыдущим годом 53 доходы увеличатся на 983,7 млрд. рублей, или на 12,5 %, в 2012 году – на 658,9 млрд. рублей, или на 7,5 %, в 2013 году – на 876,4 млрд. рублей, или на 9,2 %. Формирование доходов федерального бюджета на 2011 – 2013 годы осуществляется в условиях изменений, вносимых в налоговое, бюджетное и таможенное законодательство, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и касающихся увеличения вывозных таможенных пошлин и индексации акцизов, ставок НДПИ по газу и нефти, которые приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2011 году на 274,3 млрд. рублей, или на 0,5 % ВВП, в 2012 году – на 338,3 млрд. рублей, или на 0,6 % ВВП, в 2013 году – на 530 млрд. рублей, или на 0,9 % ВВП. Указанные изменения связаны с увеличением ставки НДПИ на газ с 2011 года, индексацией ставок НДПИ на нефть с 2012 года, отменой льготной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, добываемую на месторождениях Восточной Сибири, установлением ставок вывозной таможенной пошлины на товары, выработанные из нефти, в размере 56 %, 58 %, 60 % ставок пошлины на нефть в 2011 – 2013 годах, индексацией акцизов на табак, алкоголь, вино, пиво, горюче-смазочные материалы.
Государство также использует
такие прямые формы воздействия,
как осуществление
Также выделены бюджетные ассигнования на выполнение таких обязательств Российской Федерации, как:
К косвенным формам экономического регулирования относится проводимая государством политика в области кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических (в том числе таможенных) отношений и др. Таким образом, государство, используя экономические интересы и стимулы, влияет на экономическое поведение субъектов хозяйствования, выступающих в качестве производителей и потребителей.
Проводятся меры по принятию и совершенствованию антимонопольного законодательства, обоснованная налоговая политика, утверждение основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в отраслях топливной промышленности.
Данные виды регулирования, будучи встроенными в рыночные отношения, формируют структуру цен и издержек, реальную конкурентоспособность отдельных секторов хозяйства, а значит и функцию рынка.
При формировании нефтегазовых доходов на 2010 год были учтены следующие перечисления: от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (в части доходов федерального бюджета); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный, товары, выработанные из нефти.
К налоговым льготам можно отнести разделение ставок в зависимости от класса бензина и топлива вместо нынешней дифференциации по октановому числу. Это позволит увеличить добычу нефти в РФ на 10% .6 В 2011 году установлены следующие ставки акцизов на автомобильный бензин: не соответствующий классу 3, или классу 4, или классу 5 - 4624,6 руб. за 1 тонну; класса 3 - 4302,2 руб. за 1 тонну; класса 4 и класса 5 - 3773,0 руб. за 1 тонну. В 2011 году установлены следующие ставки акцизов на дизельное топливо: не соответствующее классу 3, или классу 4, или классу 5 - 1573 руб. за 1 тонну; класса 3 - 1304 руб. за 1 тонну; класса 4 и класса 5 - 1067 руб. за 1 тонну.
Федеральная энергетическая
комиссия России (ФЭК) устанавливает
предельные уровни тарифов на
тепловую энергию с разбивкой
по регионам, с выделением населения,
при этом учитываются
а) федеральные факторы, или факторы, определяемые регулированием тарифов и цен на федеральном уровне:
В целом по России влиянием федеральных факторов определяется рост среднего тарифа на 6,1%, из которых 2,8% приходится на газ (почти половина); [25]
б) региональные факторы:
- стоимость топлива (кроме газа);
- амортизация;
- затраты на ремонт;
- зарплата;
- проценты по кредитам;
- страхование;
- налоги;
- защита окружающей среды;
- прибыль (включая средства на инвестиции
и энергосбережение).
Установление согласованных
Влияние субъектов естественных монополий, регулируемых ФЭК России, на экономику ставит перед нами задачу выработки основных принципов ценовой политики, обеспечивающих экономически эффективное и устойчивое развитие субъектов естественных монополий, при условии соблюдения баланса интересов как самих субъектов естественных монополий, так и потребителей их продукции (услуг).
Отдел государственного регулирования
цен и тарифов топливно-
Информация о работе Формы и методы государственного регулирования нефтяной промышленности в РФ