Формирование и использование местного бюджета МО города Петродворец

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:50, реферат

Описание работы

Цель, которая преследовалась при выполнении настоящей работы состояла в том, чтобы на основе изучения, анализа и обобщения содержания ряда источников, рассмотреть механизм формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований, вскрыть основные проблемы местных бюджетов и сформулировать некоторые предложения по их разрешению. Исходя из сформулированной цели, при выполнении работы были поставлены задачи:
Определить основные принципы организации местных финансов, установить источники формирования финансовых ресурсов местного самоуправления, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления;
Детально рассмотреть основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и с органами власти субъектов Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава № 1. Муниципальные бюджеты – финансовые основы
местного самоуправления.
Роль муниципальных бюджетов в бюджетной системе Р Ф ………….9
Правовые основы муниципальных налогов в Российской Федерации.………………………………….15
Финансовые основы местного самоуправления………………………27
Глава 2. Бюджетный процесс и межбюджетные отношения.
Генезис местных бюджетов…………………………………………….42
Бюджетный процесс и бюджет муниципального образования в настоящее время…………………………………………………………50
Межбюджетные отношения………………………………….…………66
Глава 3. Бюджет г. Петродворца и организация его исполнения.
3.1. Формирование бюджетов муниципальных образований г. Санкт-Петербурга……………………………………………………………….80
Организация формирования и исполнения местного бюджета г. Петродворца……………………………………………………………..85
Заключение…………………………………………………………………...101
Список литературы………………………………………………………….113

Работа содержит 1 файл

Тема.doc

— 676.50 Кб (Скачать)

Параллельно осуществлялся  поиск новых источников на замену отраслевого финансирования объектов непроизводственной сферы. В этот период была осуществлена малая приватизация в торговле и общественном питании, введена система медицинского страхования в здравоохранении, платности услуг учебных заведений в системе образования. Однако эти и другие меры не позволили найти адекватную замену источников финансирования.

Проблема расширения собственной доходной базы бюджетов регионов и особенно местных органов  самоуправления остается исключительно  актуальной. За последние годы на местные  бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов.

Однако их доходная база была расширена. Об этом свидетельствуют  следующие данные, характеризующие  удельный вес доходов каждого  звена бюджетной системы. В 1992 году из общей суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в федеральный бюджет поступило 15,9% , в региональные –16,5% и в местные бюджеты – 27% , по данным на начало 1995 года соответственно 49%, 26,4% и 1,6 % , т.е. произошло повышение доходов бюджетов субъектов Федерации и снижение доходов местных бюджетов. В конце 1994 года собственные доходы бюджетов городов составляли 23,9%, поселков –11,9%, сельских районов –11,8% и сельских поселений –5,8%.Эти цифры убедительно свидетельствуют о необходимости резкого укрепления доходной базы местных бюджетов2.

Если проанализировать финансово-экономическое состояние  муниципальных образований за 1992-1998 годы, то можно увидеть, что на протяжении данного периода происходило неуклонное падение уровня их бюджетной обеспеченности. Бюджеты развития муниципальных образований за этот период снизилось с 22 % до нуля. Объем доходной части местных бюджетов с 1993 года упал ниже объема минимально необходимых расходов. Это привело к возникновению кредиторской задолженности в крупных объемах, погашение которой в бюджете не планировалось, а также отрицательно отразилось на фактическом финансировании обновления и капитального ремонта жилищного фонда и объектов социальной сферы. В этот период органы местного самоуправления вынуждены были обращаться за коммерческими кредитами. При этом, улучшив положение в текущем году, на следующий год они несли потери из-за уплаты высоких процентов.

Сегодня наиболее остро стоит вопрос недостаточного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований, формирования муниципальной собственности на землю и средств местных бюджетов. Чтобы осуществить этап социально-экономического развития местного самоуправления и формирование его финансовой базы, необходимо реально обеспечить самостоятельность и сбалансированность местных бюджетов, являющихся фундаментом бюджетной системы страны.

Проанализировав тенденции развития бюджетных систем разных стран, можно отметить следующее: сначала преобладала макроэкономическая концепция регулирования социально-экономических процессов, затем повышалась роль центральных бюджетов, где концентрировался основной объем бюджетных средств.

Следует также  отметить, что в Великобритании расходы  местных бюджетов на школьные и профессиональное образование превышает 40% общих затрат на эти цели, во Франции и Японии – 30% .Муниципалитет Хельсинки направляет на нужды образования свыше 15% своего бюджета, а муниципалитет Токио – до 25% . Высшее образование в США почти на 70% финансируется за счет бюджетов тех штатов, где располагаются университеты и институты. Эти соотношения особенно важны для понимания сути функционирования социальной сферы в странах с развитой рыночной экономикой. Такое финансирование с явным превышением удельного веса финансируется из местного бюджета.

Значительная  доля местных бюджетов приходится на помощь нуждающимся и малообеспеченным слоям населения. Эта помощь оказывается  в виде выплаты определенной денежной суммы, либо через финансирование бесплатных услуг социальной сферы. В целом роль местных бюджетов в настоящее время существенно возрастает.

Во Франции  и Великобритании удельный вес местных  финансов в общих финансовых ресурсах государства составляет более 30%, в  США, Германии, Японии 50-60%, в России в начале 1990-х годов 24%.

Итак, видно, что  местные бюджеты включают в себя совокупность социально-экономических  отношений, возникающих по поводу, распределения  и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения. Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования3.

В 1995 году в РФ на местном уровне произошли серьезные изменения, которые обусловлены принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 года № 154-ФЗ. Закон определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия: его правовые, экономические и финансовые основы. Указанный акт ввел в российское законодательство понятие «муниципальное образование». Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации.

Формирование  и исполнение местного бюджета осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений. К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  государства и местного самоуправления. Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с:

-решением вопросов  местного значения установленные законодательством Российской Федерации;

- осуществлением  отдельных государственных полномочий, переданы органам местного самоуправления;

- обслуживанием  и погашением долга по муниципальным  займам.

Можно сделать  вывод что, местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. В то же время местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.

 

1.2 Правовые  основы муниципальных налогов  в Российской Федерации.

 

Сущность налога состоит в изъятии государством в пользу общества определенной части  стоимости валового внутреннего продукта (далее — ВВП) в виде обязательного платежа. ВВП является всеобщим исходным источником налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей.

Социально-экономическая  сущность налогов проявляется в  двух основных функциях, фискальной и экономической.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (далее  — НК РФ):

под налогом  понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, необходимых для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований;

под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с  организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий  совершения в интересах плательщика  государственными органами, органами МСУ, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

За счет налоговых  платежей и сборов формируются финансовые ресурсы государства и МО, обеспечивается формирование доходов бюджетной системы, которые используются органами государственной власти и МСУ для финансирования необходимых расходов. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации. Налоги имеют решающее значение в доходах бюджетов всех уровней, но при этом следует различать местное налогообложение и государственное. Если государственному налогообложению присущ упор на фискальную функцию, то местное налогообложение во главу угла ставит функцию регулирования развития местного сообщества.

Классификация налогов. Федеративная форма государственного устройства РФ предопределяет иерархическую структуру законодательно установленных групп налогов (называемую «статусной классификацией»):

  1. федеральных;
  2. региональных (субъектов РФ);
  3. местных.

Исходя из степени  переложения налогового бремени  на потребителя товаров и услуг, налоги классифицируются на прямые и косвенные.

Прямые  налоги взимаются непосредственно с доходов налогоплательщика (заработная плата, прибыль, процент и др.) или со стоимости его имущества (земля, дома, оборудование и т.п.). К прямым налогам относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество.

Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.). В России на долю косвенных налогов приходится более 70% (для сравнения: в США — менее 10%, в Англии — менее 50%, в Японии — менее 30%, в ФРГ — менее 60%). При этом не лишним будет отметить, что прямое налогообложение, как правило, имеет прогрессивный характер и изымает часть достояния налогоплательщика. Косвенное налогообложение не подразумевает прямого изъятия достояния налогоплательщика, оно затрагивает его нужды. По этой причине все косвенные налоги воспринимаются как «несправедливые». Тем не менее, косвенные налоги легче собирать, чем прямые, особенно в условиях инфляции, поэтому их доля в бюджетной системе РФ так велика. Налоги, как источники доходной части бюджетной системы, классифицируются также в соответствии с требованиями Федерального Закона «О бюджетной классификации Российской федерации».

Классификация доходов бюджетов РФ является их группировкой, которая основывается на федеральных законодательных актах, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Бюджетная классификация доходов подразделяется на группы, подгруппы, статьи и подстатьи. Классификация доходов предусматривает следующие группы, которые состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения:

  1. налоговые доходы (код 1000000);
  2. неналоговые доходы (код 2000000);
  3. безвозмездные перечисления (код 3000000);
  4. доходы целевых бюджетных фондов (код 4000000).

По информации налоговых органов во многих городах и районах РФ (за период 1992—2000 гг.) определилась достаточно устойчивая и эффективная система местных налогов и сборов, вводимых органами МСУ на подведомственных им территориях (в МО). Эти налоги и сборы заняли свое место в доходной части местных бюджетов и гарантируют финансовое обеспечение (поддержку) при реализации важнейших муниципальных программ (социальная защита, благоустройство территории, содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, содержание муниципальной милиции и пожарной охраны и т. п.)

Характеристики  основных источников доходов местных  бюджетов. Рассмотрим основные налоги, формирующие доходную часть местных бюджетов, соответственно их месту в бюджетной классификации доходов (установленной Приказом Минфина РФ от 25.05.99 № 38). Перед наименованием каждого доходного источника указан его группировочный код. При этом нужно различать два понятия:

• «налоговые полномочия»  — право вводить те или иные налоги, устанавливать их ставки,

• «разделение  налоговых доходов» — собственно налоговые поступления.

Как можно заметить, в этом смысле налоговое законодательство входит в противоречие с бюджетной  классификацией.

1010000 Налоги на прибыль.

1010100 Налог на  прибыль (доход) предприятий и организаций.

Относится к  федеральным налогам. Плательщиками  налога на прибыль являются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами и осуществляющие предпринимательскую деятельность. Объектом налогообложения является валовая прибыль с учетом льгот. Ставка налога определяется федеральным законодательством. Налог на прибыль исчисляется исходя из объема прогнозируемой прибыли. Налог является регулирующим доходным источником. Суммы отчислений по нему зачисляются непосредственно в бюджеты субъектов РФ, и местные бюджеты определяются при утверждении бюджетов субъектов РФ (в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ).

1010200 Подоходный  налог с физических лиц.

Относится к  федеральным налогам. Плательщиками  налога являются физические лица. Объектом налогообложения является совокупный доход, полученный в календарном году в денежной и натуральной форме. Налог является регулирующим доходным источником. Суммы отчислений по нему зачисляются непосредственно в бюджеты субъектов РФ, и местные бюджеты определяются при утверждении бюджетов субъектов РФ (в пределах не менее 50% в среднем по субъекту РФ).

Подоходный налог  подразделяется на:

а) 1010201 Подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями.

Налог исчисляется  исходя из прогнозируемого фонда оплаты труда (ФОТ). Сам ФОТ уменьшается на сумму льгот и отчислений в Пенсионный фонд. При исчислении льгот применяется действующий минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Для бюджетных расчетов используется средняя ставка подоходного налога.

В местный бюджет отчисляется часть подоходного  налога.

б) 1010202 Подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами.

Налог исчисляется  исходя из фактически начисленного налога в предыдущем году. Очень важно, что этот налог взимается с граждан по месту их постоянного местожительства.

Информация о работе Формирование и использование местного бюджета МО города Петродворец